Научная статья на тему 'Совершенствование системы управления конкурентоспособностью предприятий на основе внедрения нравственного аспекта'

Совершенствование системы управления конкурентоспособностью предприятий на основе внедрения нравственного аспекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / МЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА / СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СХД) / НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ / РОССИЙСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК (РРР) / СТРУКТУРИЗАЦИЯ / AGENT OF ECONOMIC ACTIVITY (AEA) / RUSSIAN REGIONAL MARKET (RRM) / COMPETITION / MENTAL MODEL / COMPETITIVENESS / MENTAL MAP / MORAL ASPECT / STRUCTURING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волков Владимир Викторович

В статье рассматривается влияние системы управления государственных структур на конкурентоспособность предприятий. Исследованы проблемные аспекты управления экономическим пространством с точки зрения конкурентной политики. Приводится направление по модернизации системы управления конкурентоспособностью субъектов хозяйственной деятельности, разработана модель модернизации системы управления на основе повышения роли нравственной составляющей. Доказывается, что основой разработки стратегий повышения конкурентоспособности для развития российского регионального рынка необходима корректирующая составляющая этического развития субъектов хозяйственной деятельности. При этом уникальные особенности ведения хозяйственного процесса и качественные характеристики производимых товаров и услуг применяются с использованием ментальности населения, проживающего на территории регионального рынка и его этнических особенностей. Основой повышения конкурентоспособности действующих субъектов хозяйственного процесса является необходимость разработки ментальной модели с составлением ментальных карт по каждому субъекту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Волков Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF SYSTEM OF MANAGEMENT OF THE ENTERPRISES COMPETITIVENESS ON THE BASIS OF MORAL ASPECT INTRODUCTION

In article influence of a control system of government institutions on competitiveness of the enterprises is considered. Problem aspects of management by economic space from the point of view of a competition policy are investigated. The direction on modernization of a control system by competitiveness of subjects of economic activity is given, the model of modernization of a control system on the basis of increase of a role of a moral component is developed. It is proved that a basis of development of strategy of increase of competitiveness for development of the Russian regional market the correcting component of ethical development of subjects of economic activity is necessary. Thus unique features of conducting economic process and qualitative characteristics of produced goods and services are applied with use of mentality of the population living in the territory of the regional market and its ethnic features. The basis of increase of competitiveness of operating subjects of economic process gives need of development of mental model with drawing up mental maps on each subject.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы управления конкурентоспособностью предприятий на основе внедрения нравственного аспекта»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО АСПЕКТА

В. В. ВОЛКОВ

В статье рассматривается влияние системы управления государственных структур на конкурентоспособность предприятий. Исследованы проблемные аспекты управления экономическим пространством с точки зрения конкурентной политики. Приводится направление по модернизации системы управления конкурентоспособностью субъектов хозяйственной деятельности, разработана модель модернизации системы управления на основе повышения роли нравственной составляющей. Доказывается, что основой разработки стратегий повышения конкурентоспособности для развития российского регионального рынка необходима корректирующая составляющая этического развития субъектов хозяйственной деятельности. При этом уникальные особенности ведения хозяйственного процесса и качественные характеристики производимых товаров и услуг применяются с использованием ментальности населения, проживающего на территории регионального рынка и его этнических особенностей. Основой повышения конкурентоспособности действующих субъектов хозяйственного процесса является необходимость разработки ментальной модели с составлением ментальных карт по каждому субъекту.

Ключевые слова: конкуренция, ментальная модель, конкурентоспособность, ментальная карта, субъект хозяйственной деятельности (СХД), нравственный аспект, российский региональный рынок (РРР), нравственный аспект, структуризация.

Экономическое пространство, представляя собой систему управления конкурентоспособностью субъектов хозяйственной деятельности, определяет возможности производства товаров и услуг лучшего качества в сравнение с конкурентами. Именно от сложившейся системы управления зависит не просто эффективность развития экономики, проявляющаяся в способности предприятий производить необходимые потребителям товары и услуги с учетом располагаемых возможностей, а создаются условия для конкуренции между иностранными предприятиями. При этом качество используемых возможностей находится в зависимости от грамотно построенной системы управления, как отдельного предприятия, так и целого экономического пространства.

Конкуренция, выступая основой существования рыночной экономики, не является предметным интересом ее развития у предприятий, являющихся рядовыми субъектами хозяйственной деятельности. Доказательство данного факта проявляется в том, что предприятие само по себе никогда не заинтересовано в развитии конкуренции, так как она отнимает у предприятий возможность увеличения прибыли при меньших затратах. Это позволяет понять то, что субъект, осуществляю-

щий хозяйственную деятельность, стремится быть единственным реализатором на всем потребительском рынке.

Для того, чтобы хозяйственная деятельность субъектов реализовывалась с максимальной пользой для потребителей и государства, необходимы благоприятные условия для развития конкуренции, которые зависят от системы управления экономическим пространством государственными структурами, выступающей важной составляющей системы управления конкурентоспособностью СХД.

В связи с этим стоит отметить, что конкуренция в чистом своем представлении является барьером, мешающим субъекту хозяйственной деятельности достигнуть максимального эффекта от своей деятельности. Следствием этого является то, что необходимость в ней возникает у потребителей и государства. Первые нуждаются в производстве качественных и недорогих товаров, появление которых возможно только при наличии конкуренции, создающей условия, стимулирующие предприятия находить новые методы модернизации производства. Вторым необходима конкуренция для улучшения уровня жизни населения страны, развитие которого возможно при созда-

нии благоприятных условий для производства в стране товаров и услуг. Достижение этого возможно при помощи конкуренции, позволяющей субъектам осуществлять хозяйственную деятельность, опираясь на существующие возможности и первый закон рынка - «спроса и предложения».

Таким образом, система управления как тактически верное формирование конкурентной политики представляет собой антимонопольную политику, формирующую конкурентную среду [7], с определенным уровнем развития субъектов хозяйственной деятельности, осуществляемая при помощи контроля антиконкурентных соглашений, либерализации экономического сектора, отношений в сфере естественных монополий.

Система управления конкурентоспособностью СХД с точки зрения современного взгляда отечественной науки и практики ведения хозяйственной деятельности определяется с позиций эффективного планирования хозяйственного процесса: стратегического, тактического и операционного. Именно в этом случае происходит распределение необходимых факторов конкурентоспособности (персонал, продукция, управление, корпоративный имидж и финансовое состояние), ведущие к реализации производственного процесса, эффективность которого напрямую связана с конкурентной политикой управления экономическим пространством.

Исходя из этого конкурентная политика, необходимая для эффективного формирования конкурентной среды на основе выше представленных элементов, создает условия для равного ведения деятельности всех хозяйствующих субъектов. Субъекты должны быть нацелены на раскрытие особенностей, которыми наделена конкретная территория, с максимальной эффективностью. В этом случае качественные условия развития конкуренции зависят от государственных структур, реализуемых с применением нравственного аспекта совершенствования личностного компонента среди всех СХД в направлении производственной эффективности, а не индивидуального саморазвития. Исходя из этого реализация управления конкурентной политикой приводит к повышению конкурентоспособности СХД, достигаемой при помощи особенностей структурного (индустриализация хозяйственной деятельности) и поведенческого (нравственный аспект) подхода, от которых при эффективном управлении конкурентной политикой зависит возможность производства конкурентоспособной продукции.

Так как система управления конкурентоспособностью СХД представляет собой единое взаи-

модействие всех элементов рынка, через структуризацию конкуренции с определенной последовательностью всех субъектов, нацеленной на максимальную эффективность. Поэтому для этого необходимо на основе представленной «модели структуризации конкуренции СХД» [1] выяснить существующие проблемы управления конкурентной политикой государственными структурами, создающие негативные последствия для конкурентоспособности предприятий. Данный факт позволит нам в дальнейшем вывести необходимые аспекты, способствующие нормализации структуры конкуренции, перейдя от ее чисто теоретического представления «...идеальной формы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности...» [1] к структурированной модели конкуренции СХД к ее практической направленности.

Итак, сегодняшнее состояние конкурентной политики отмечается усилением диспропорций «.в процессе распределения основных ресурсов предприятий и отраслей» [4]. Поэтому происходит несовершенство традиционно методологического подхода, связанного с регулированием конкуренции, создающее условия по ослаблению государственных структур, что ведет к снижению эффективности реализации производственного процесса СХД российского регионального рынка (РРР).

Улучшение ситуации в системе управления государственной политики РРР кроется в устранении, по версии некоторых современных ученых, проблем, существующих сегодня в регулировании конкурентной политики. К ним относится:

- отсутствие специфического законодательства, ориентированного на конкретные особенности каждого рынка с применением интегрированного подхода на рынках и прямого их применения;

нехватка особых ведомств по регулированию конкурентной политики;

недостача разработанных положений защиты граждан по универсальным услугам, железнодорожная безопасность и правила пользования;

- отсутствие понимания защиты пользователей, контроль тарифов, государственное финансирование в основных составляющих конкуренции [5].

Данные проблемы создают условия для активного процветания монополии с поддержкой государственных структур, возникающих также из-за неправильного определения понятия доминирования, разрешая на уровне закона злоупотребление поблажками, предоставляемых предприятиям. При этом государственными структурами созданы условия по ограничению соглаше-

ний с разрешением их проведения в соответствии критериям закона, а не уважения условий конкуренции. Управление конкурентной политикой государственными структурами в данном случае происходит с учетом общих методов регулирования и оценки организаций, из-за чего создаются условия, позволяющие отдельным предприятиям занимать монопольное положение с долгосрочным его удержанием.

Однако, исходя из повышенной информатизации общественного процесса ведения хозяйственной деятельности, на наш взгляд стоит отметить следующий ряд проблем, дополняющих представленные выше особенности неэффективного управления конкурентной политикой, выступающие как источником их появления, так и фактором деградации экономического пространства. К ним относится:

ведение субъектами современного хозяйственного процесса, ориентированного на лжеценности, осуществляемые при помощи методов, вызывающих негуманные начала развития гражданского общества и цивилизованного человечества;

- отсутствие идеологического начала ведения хозяйственной деятельности субъектов, как в конкурентной политики, так и в социально-экономическом развитии территории страны;

- приобщение действующих СХД РРР к паразитическому образу преобразования ресурсного потенциала, ориентируясь на низшие формы капитализма.

Исходя из этого, применение современных инструментов конкурентной политики государственными структурами, включающие в себя: «...таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, налоговую политику, государственные программы развития инфраструктуры и отдельных отраслей, государственные закупки, регулирование естественных монополий, развитие малого и среднего предпринимательства» [4], представляются неэффективными в силу применения их без учета особенностей существующих у СХД. Это выражается в некачественном растравлении приоритетов государственными структурами, контролирующими конкурентную политику, и отсутствия независимого органа, регулирующего деятельность касающейся злоупотребления экономическими выгодами агломерации.

В данном случае неэффективность системы управления в государственных структурах создает неэффективное функционирование системы управления субъектов хозяйственной деятельности. Это, в свою очередь, заставляет действующих СХД на российском региональном рынке, ради

удержания конкурентных позиций, применять привилегированные положения по отношению к факторам и компонентам ведения хозяйственной деятельности. Поэтому индивидуализация управления на основе личностного компонента руководителей сводит другие компоненты и факторы на нулевой уровень, осуществляя их первичное применение.

Вследствие этого проявляется проблема, касающаяся модернизации, изменчивости, динамизма структуры и функций органов государственного управления разных уровней, взаимоотношения прямых и косвенных методов государственного управления.

Так как в России неустойчивость картины управления экономикой на разных уровнях обусловлена не просто политической и экономической нестабильностью, а частой сменой экономической политики и направлений реализации экономического курса, проведения преобразований реформ управления во имя интересов разных групп и политических течений. Это активно наблюдается в системе управления конкурентной средой, которая позволяет отметить, что в большинстве случаев при управлении рынком применяются нормативно-административные методы, уделяя незначительное внимание информации, полученной на входе системы, отрицательно отражаясь на качестве принимаемых решений в системе управления отдельных предприятий.

Данная проблема не позволяет применять большинство подходов и принципов, необходимых для более действенного стимулирования процесса формирования благоприятной конкурентной ситуации. Это приводит к практическому отсутствию методов мотивации субъектов рынка, что негативно отражается на процессе развития конкурентной среды, как на региональном, так и на федеральном уровне.

Поэтому, отражая представленные особенности современного управления конкурентной политикой, мы убеждаемся, что практическая реализация данного направления развития экономического пространства, может иметь пагубные последствие как для конкурентоспособности отдельно СХД РРР, так и целостного экономического пространства. Поэтому, ориентируясь на практическое осуществление хозяйственного процесса, нами видится необходимость модернизации действующей системы управления на всех уровнях конкурентоспособности СХД.

Исходя из этого, существенная проблема в управлении конкурентной политикой, которая конкретным образом отражается на повышении

конкурентоспособности СХД, современными учеными отмечается в экономическом доминировании. Раскрываясь в территориальном факторе, она проявляется в фаворитизме одних регионов над другими. Конкретно данная проблема стоит в доминирование столицы, которая наносит «.урон, развитию страны, усиливая неравенство» [3]. Данная особенность проявляется в виде издержек скрученности, как в столице, так и в провинциях, возникающих из-за большого оттока финансовых и человеческих ресурсов. Основные причины возникновения данной проблемы отмечаются в двух существующих механизмах управления конкурентной политикой. Первый включает в себя «создание в столице особых условий для бизнеса», а второй проявляется в фискальном характере централизации, означающей что «. правительство может перераспределять средства консолидированного бюджета страны в пользу столицы» [3].

В силу данных особенностей система управления конкурентоспособностью СХД РРР приобретает противоположные положения относительно реализации хозяйственного процесса, направленного на индустриализацию главной составляющей в достижении конкурентного преимущества, возникающей из-за недостатка нравственного аспекта в управлении госструктур, создавая ряд барьеров административного характера по реализации производственного процесса. Современной наукой решение данных проблем видится в стимулировании высокотехнологических производств, основанных на научно-технических разработках, выступающих перспективой обеспечения конкурентными преимуществами действующих СХД.

Для устранения данных проблемных аспектов, ведущих к модернизации системы управления, мы, ориентируясь на практическую значимость осуществления хозяйственного процесса, предполагаем необходимость повышения нравственного аспекта государственных служащих, улучшения инфраструктурной базы, развитие качества образования и науки. Исходя из этого, нами видится необходимым обеспечение конкурентоспособности СХД РРР, требующих кардинального изменения всей системы управления, возможное при последовательном проведении социально-экономических преобразований с ее структуризацией, с помощью этической составляющей ментальных особенностей и консервативных ценностей, обеспечивающих всесторонний рост духовного и материального богатства всего населения страны. Поэтому становление конкуренто-

способности СХД должно опираться на исходящие религиозные конфессии, существующие на территории региона, и уникальных особенностей ментальности населения, создающие высокий нравственных уровень субъектов, ориентируя существующий потенциал на достижение высших ценностей.

В связи с этим, рассматривание решения проблем, касающихся модернизации системы управления СХД РРР, должно определиться относительно системы управления конкурентной политикой с учетом основных подходов и факторов управления хозяйственной деятельностью, показывающих наглядно решение проблемы по созданию благоприятной конкурентной среды, с помощью индустриализации и нравственной составляющей. В связи с этим, основой благоприятного развития хозяйственной деятельности должно выступать свободное предпринимательство, строящееся на 8 подходах, в представленной на рисунке 1 последовательности.

Исходя из представленной на рисунке 1 последовательности расположения основных элементов экономического пространства, стоит выделить факт построения эффективного процесса ведения хозяйственной деятельности субъектов на основе единства компонентов личностного, экономического и организационно-управленческого характера. При этом четкость и точность данного функционирования составляет индустриализация на выходе реализации произведенного продукта, и нравственный аспект, находящийся на его входе в виде государственного регулирования конкурентной политики. В связи с этим, индустриализация контролируется исходя из структурного похода в рамках государственной политики развития РРР. Нравственный аспект поддерживает развитие хозяйственной деятельности через поведенческий подход в виде предоставления госструктурам и РРР повышения уровня развития нравственности, формируя гражданское общества, ориентированное на высшие ценности.

Учитывая основные принципы развития рыночной экономики, необходимо, чтобы в центре внимания всегда находился предпринимательский сектор как основа существования рыночной экономики. Принимая во внимание структуру, показанную на рисунке 1, стоит отметить полную взаимосвязь субъектов хозяйственной деятельности с осуществлением свободного входа и выхода на рынок, и прямую взаимосвязь между предпринимательской сферой и потребителями без вмешательства государственных структур, но с созданием необходимых условий для их эффектив-

ного контроля реализации хозяйственного процесса. В рамках реализма применение подходов конкурентоспособности в единой взаимосвязи с

представленными факторами структурного и поведенческого подхода требует более бдительного внимания со стороны руководящих органов СХД.

Структурный подход

ки

ск

Л

л

е

т

и

ю

е

ерт о к о н

ы

« р

ы

н

Л

л

а

н

о

и

г

е

Рч

Технико-экономический, коммерческий, нормативно - правовой фактор

Свободное предпринимательство (СХД)

•* —

Человеческий фактор

I

Маркетинговый

Эксклюзивный

Процессный

Поведенческий подход

Рис. 1. Система управления конкурентной политикой, направленная на устранение фаворитизма

Исходя из этого, представленная система направлена на постоянное повышение конкурентоспособности действующих СХД за счет равнозначного учета факторов и подходов в хозяйственном процессе, фаворитизм в котором исключается из-за создания государственными структурами равнозначных условий существования предприятий в каждом регионе. В данном случае нами выделяется применение реального представления номинальной конкурентной среды, в котором предпринимательские структуры вырабатывают стратегию осуществления хозяйственной деятельности в рамках существующей структурированной модели. При этом государство остается полноценным субъектом хозяйственной деятельности рыночной пространства, но уже не как реализатор, а как регулятор рыночного процесса.

Необходимо отметить, что сегодняшнее состояние хозяйственной деятельности субъектов на региональном рынке российской экономики стро-

ится на сформированном западническом сегменте, связывающем «...желаемые варианты государственного и общественного устройства с демократией и рынком» [6]. При этом вот уже на протяжении нескольких десятилетий, как произошла смена советского идеализма на постсоветский, не наблюдается достижение идеального состояния либеральной идеи. Так как Россия, по мнению М. Гефтера, всегда оставалась «Миром миров», проблематика характера повышения конкурентоспособности СХД проявляется в мистической предрасположенности русского менталитета, не направленного по своей исторической природе на предпринимательскую деятельность - развитие капитализма. Основной чертой этого можно определить ее религиозную направленность, доказывающую, что активный рост предпринимательства наблюдается в странах протестантского вероисповедания и похожего на него буддиского. При этом православная Россия отличается от

стран западных протестантов характером ведения хозяйственной деятельности и сложностью условий, существующих на ее территории. Данные условия неоднократно приводили к изменениям идеологических предпочтений, что «рисует» совершенно противоположное отношение по ведению хозяйственной деятельности субъектами российского регионального рынка.

В связи с активным ведением политики улучшения конкурентоспособности СХД РРР, государственные структуры упускают из виду человеческий потенциал, составляющий основу хозяйственного процесса. Отсюда нами отмечается важность повышения нравственного аспекта ведения хозяйственной деятельности на всех уровнях конкурентоспособности, отсутствие развития которой неукоснительно связано с данной составляющей социально-экономического явления. Поэтому мы отмечает необходимость ввода нравственной составляющей конкурентоспособности СХД через ментальные особенности этнического характера.

Из века в век неспособность субъекта хозяйственной деятельности российской экономики проявлялась в том, что действительность всегда воспринималась как таковая, связанная в первую очередь со словом, а не с конкретным действием. Данная позиция была активно сформулирована еще академиком И. Павловым, однако сегодня она как никогда актуальна, и поэтому в повышении конкурентоспособности основную роль приобретает идеологическая составляющая управления личностным компонентом, т. е. нравственный аспект модернизации системы управления.

Основой решения проблемы выступает разработка ментальной модели, состоящая из ментальных карт работников СХД конкретной территории, образуя в итоге ключевые особенности, существующие у каждого конкретного работника спроектированные в тактически верной последовательности для стратегии повышения конкурентоспособности. Исходя из этого, корпоративный менталитет становится все более значимым условием и фактором развития предприятия, дифференцирующимся по принципу личностного компонента развития.

Структуризация конкуренции с данного аспекта подходит к исследованию эмоциональной составляющей личностного компонента, как фактора конкурентоспособности предприятия, представленного в выявлении внешних и внутренних особенностей системы, действующей в конкурентной среде регионального рынка, где важной основой выступают общие экономико-идео-

логические и корпоративные ценности с учетом образов поведения. Так как представленная система в структуризации конкуренции СХД выражается как объект специфического управления, который в обязательном порядке должен учитывать ментальную «мозаику» особенностей ведения хозяйственной деятельности. При этом повышение нравственной составляющей как основы модернизации системы управления представляется в разработке ментальных карт уникальных особенностей СХД РРР через этнические составляющие (рис. 2).

Таким образом, приведенная схема структуризации конкуренции СХД позволяет аккумулировать систему управления конкурентоспособности действующей конкурентной среды, направляя ее на достижение определенного ментального проекта, повышая нравственные показатели через учет консервативных взглядов населения. Поэтому благодаря представленной на рисунке 2 модернизации системы управления конкурентоспособностью можно отметить тот факт, что происходящие изменения ведения хозяйственной деятельности должны осуществляться в виде ментальных проектов. При этом повышение конкурентоспособности СХД с учетом представленных выше факторов и подходов направленно на улучшение эмоциональной составляющей личностного компонента.

Доказательство данного факта можно определить через нуждающиеся в нравственном оздоровлении системы государственного управления, требующие в итоге «.восстановления в системе образования воспитательных традиций, нравственного оздоровления СМИ, решительного пресечения пропаганды насилия и аморальных норм поведения» [2]. Именно тогда возможно будет реализовать систему управления конкурентоспособностью СХД РРР с учетом трех уровней планирования и максимальной реализацией всех факторов и подходов, направленных на высокую эффективность ведения хозяйственного процесса через индустриализацию с использованием высоких технологий и инновационного развития.

Мы убеждены в том, что повышение конкурентоспособности СХД РРР больше, чем где-либо, зависит от государственных структур, конкурентная политика в которых занимает ведущие место по становлению и развитию эффективного рыночного пространства ведения хозяйственной деятельности. Для этого в современной практической направленности возникает необходимость модернизации системы управления с точки зрения повышения нравственного уровня и индуст-

риализации хозяйственного процесса. При этом нами выделяется необходимость того, что СХД для повышения конкурентоспособности должен

В итоге реализация представленных выше особенностей, способных реабилитировать деградирующую экономику РРР, выставляя ее на путь неоиндустриализации с повышением уровня нравственности принципов работы государственных институтов, происходит через уникальные этнические особенности ментального характера многонационального народа. Повышение нравственного климата в государственных структурах приведет к возможности направить субъектов хозяйственной деятельности на эффективное развитие своего потенциала. При этом основой в качественном достижении положительного результата по повышению конкурентоспособности СХД РРР представляется в ведении учета норм ментальных особенностей и этнических характеристик населения территории, где расположено предприятие. На основе этого разрабатываются ментальные

неоднократно учитывать ментальные характеристики этнических особенностей населения проживающего на территории РРР.

карты каждого субъекта хозяйственной деятельности, участвующих в структуризации конкуренции в единой взаимосвязи, ведущей к повышению конкурентоспособности каждого, создавая уникальность при выработке подхода по достижению его личных целей с целями ведения хозяйственной деятельности. Исходя из этого возможно создание системы управления конкурентоспособности СХД РРР, направленной на реиндустриализа-цию хозяйственного процесса, повышающей в итоге конкурентоспособность субъекта хозяйственной деятельности.

Литература

1. Волков В. В. Структуризация конкуренции субъектов хозяйственной деятельности // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 2.

Рис. 2. Структуризация конкуренции субъектов хозяйственной деятельности регионального рынка.

Этническая особенность

2. Глазьев С. Ю. Снова в альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики // Российский экономический журнал. 2013. № 3.

3. Мишура А. В. Экономическое доминирование российской столицы: причины и последствия. Вопросы экономики. 2013. № 2.

4. Перечкина Е. Г. Государственная конкурентная политика России / Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2013. № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Усик Н. И. Формирование конкурентной среды и конкурентная политика // Теоретическая экономика. 2012. № 4.

* * *

IMPROVEMENT OF SYSTEM OF MANAGEMENT OF THE ENTERPRISES COMPETITIVENESS ON THE BASIS OF MORAL ASPECT INTRODUCTION

V. V. Volkov

In article influence of a control system of government institutions on competitiveness of the enterprises is considered. Problem aspects of management by economic space from the point of view of a competition policy are investigated. The direction on modernization of a control system by competitiveness of subjects of economic activity is given, the model of modernization of a control system on the basis of increase of a role of a moral component is developed. It is proved that a basis of development of strategy of increase of competitiveness for development of the Russian regional market the correcting component of ethical development of subjects of economic activity is necessary. Thus unique features of conducting economic process and qualitative characteristics of produced goods and services are applied with use of mentality of the population living in the territory of the regional market and its ethnic features. The basis of increase of competitiveness of operating subjects of economic process gives need of development of mental model with drawing up mental maps on each subject.

Key words: competition, mental model, competitiveness, mental map, agent of economic activity (AEA), moral aspect, Russian regional market (RRM), moral aspect, structuring.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.