Научная статья на тему 'Совершенствование системы управления физической культурой и спортом'

Совершенствование системы управления физической культурой и спортом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2143
519
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МАССОВЫЙ СПОРТ / МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ СПОРТА / PHYSICAL EDUCATION / MASS SPORT / LOCAL AUTHORITIES / PUBLIC-BUSINESS PARTNERSHIP / INTERNATIONAL EXPERIENCE OF SPORTS DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Разыграева М. Г., Щукин И. А.

В статье рассматривается сфера физической культуры и спорта в развитых зарубежных странах, затрагиваются аспекты нормативно-правового регулирования спорта в Российской Федерации и за рубежом. Большое внимание уделяется применению государственно-частного партнерства в сфере развития физической культуры и спорта на муниципальном уровне, а также анализу деятельности местных органов власти различных государств в области спортивных услуг, обладающих неоспоримой социальной значимостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article touches upon the sphere of physical education and sports in particular developed countries. The paper takes into consideration the legal regulation of sports in the Russian Federation and abroad. Much attention is given to the public-business partnership and the analysis of the local authorities of different countries in the fi of sports services with undeniable social impact

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы управления физической культурой и спортом»

УДК 351.71

совершенствование системы управления физической культурой и спортом

Аннотация. В статье рассматривается сфера физической культуры и спорта в развитых зарубежных странах, затрагиваются аспекты нормативно-правового регулирования спорта в Российской Федерации и за рубежом. Большое внимание уделяется применению государственно-частного партнерства в сфере развития физической культуры и спорта на муниципальном уровне, а также анализу деятельности местных органов власти различных государств в области спортивных услуг, обладающих неоспоримой социальной значимостью.

Ключевые слова: физическая культура; массовый спорт; местные органы власти; государственно-частное партнерство; зарубежный опыт развития спорта.

Abstract. The article touches upon the sphere of physical education and sports in particular developed countries. The paper takes into consideration the legal regulation of sports in the Russian Federation and abroad. Much attention is given to the public-business partnership and the analysis of the local authorities of different countries in the field of sports services with undeniable social impact.

Keywords: physical education; mass sport; local authorities; public-business partnership; international experience of sports development.

Разыграева М.Г.,

студентка факультета Финансового университета Н m_razygraeva@maiL.ru

Щукин И.А.,

студент

Финансового университета Н ishukin@maiL.ru

В последние три десятилетия спорт перестал быть просто развлечением, зрелищем и формой досуга. Современный мировой спорт превратился в динамично развивающуюся индустрию, активным участником которой стал бизнес. Современная индустрия спорта - индустрия многоотраслевая. Современный спорт - это:

• новая и специфическая сфера экономических и деловых отношений;

• вид профессиональной трудовой деятельности (в первую очередь для спортсменов, тренеров и менеджеров);

• важнейший экономический ресурс, существенно влияющий на уровень и динамику экономического развития страны (и, в частности, на возможности развития предпринимательской деятельности непосредственно в спорте и в связи со спортом);

• бизнес (для профессиональных клубов и лиг, спортивных и маркетинговых агентств, спортивных менеджеров и промоутеров, телеканалов и СМИ);

• эффективный канал продвижения на рынке продукции и бренда (для спонсоров и рекламодателей);

• возможность формирования позитивного и привлекательного для покупателей имиджа компании (через участие в спортивных событиях).

В настоящее время в России продолжает формироваться целостная система правового регулирования физической культуры и спорта. Ранее оно осуществлялось в рамках Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте от 27 апреля 1993 г., теперь же основы-

в настоящее время в россии продолжает формироваться целостная система правового регулирования физической культуры и спорта

Научный руководитель: Кожаринов А.В., кандидат экономических наук, доцент.

совершенствование системы управления физической культурой и спортом

Таблица

соотношение объема финансовых затрат на развитие физической культуры и спорта в европейских странах

Страна Доля правительства, % Доля местных органов власти, %

Германия 2 98

Великобритания 5 95

Швейцария 8 92

Швеция 10 90

Финляндия 15 85

Франция 23 77

Испания 24 76

Италия 43 57

Португалия 46 54

Венгрия 65 35

вается на Федеральном законе от 4 декабря 2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Главная необходимость нормативно-правового регулирования современного спорта заключается в признании за государством участия в регламентации спортивного движения и закреплении за физической культурой и спортом фундаментального общественного значения для культурной и национальной идентичности.

В практике европейских законодателей физическое воспитание относится к предметам веде-

ния регионального и местного уровней,поскольку средства, выделяемые правительством страны, расходуются в основном на финансирование профессионального спорта, возведение спортивных сооружений национального масштаба и организацию мероприятий, а также научно-исследовательскую и информационную деятельность. Средства местных органов власти идут главным образом на развитие спорта для всех и на содержание команд по игровым видам спорта, спортивных клубов, строительство и эксплуатацию спортивных сооружений муниципального уровня [1].

Согласно данным Совета Европы, правительства выделяют на развитие спорта от 2% (Германия), 5% (Великобритания), 8% (Швейцария) до 46% (Португалия) и 65% (Венгрия) общей суммы расходов. Остальное финансируют местные бюджеты (от 35 до 98%). Их средства используются в основном на массовый и детский спорт, что наглядно демонстрируют показатели государственных субсидий на развитие спорта в ряде европейских государств (таблица) [2].

В развитых зарубежных странах сфера спорта четко разделена на массовый (спорт для всех) и профессиональный (спорт высших достижений). Главная роль местных органов власти в большинстве зарубежных стран заключается в создании одинаковых условий для занятий спортом во всех

в практике европейских законодателей физическое воспитание относится к предметам ведения регионального и местного уровней

согласно данным совета Европы, правительства выделяют на развитие спорта от 2% (Германия), 5% Великобритания), 8% (Швейцария) до 46% (Португалия) и 65% Венгрия) общей

суммы расходов

муниципальных районах и общинах и оказании помощи всем занимающимся физкультурой и спортом [3].

Активность местных органов власти и самоуправления проявляется в первую очередь в строительстве и реконструкции спортивных сооружений, надлежащей их эксплуатации и эффективном использовании. Например, в Сан-Франциско, США, базируются два профессиональных клуба, выступающих в ведущих спортивных лигах, - команда американского футбола San Francisco 49ers, а также бейсбольная команда San Francisco Giant [4]. Кроме того, в США муниципалитеты значительно превосходят другие местные органы управления по статьям расходов на пожарную охрану, полицейскую службу, реконструкцию городов, строительство и эксплуатацию аэропортов, автостоянок, дорог, библиотек, парков и зон отдыха, удалению отходов.

В других сферах местного управления, затрагивающих сферы социального обеспечения, муниципалитеты тратят от 10 до 45% общей суммы соответствующих местных расходов. Важная роль муниципалитетов в системе местного управления США объясняется прежде всего тем, что они являются органами управления преимущественно в городах, где проживают 87% населения страны и где потребность в местных социально-экономических службах особенно высока.

Популяризация здорового образа жизни привела к увеличению количества американцев, отказавшихся от вредных привычек и начавших уделять больше внимания занятиям спортом. Учитывая высокую занятость современного американца, сделать это непросто. Согласно статистическим исследованиям, значительную часть американского общества составляют болельщики. Они могут даже не заниматься спортом, а ревностно следить за успехами любимой команды. Многих известных за пределами США людей можно увидеть на трибунах спортивных сооружений. Среди всемирно известных болельщиков Эдди Мерфи, Мэтт Деймон, Стивен Спилберг... Президент США Барак Обама болеет за команду Pittsburg Steelers, а Бред Питт - за Manchester United [5].

Еще одним ярким примером заинтересованного подхода к вовлечению населения в сферу физической культуры и спорта является Великобритания. Согласно данным ВВС, Английская премьер-лига, Национальная футбольная ассоциация и правительство Великобритании создают новый фонд, который в течение 3 лет выделит около 77 млн фунтов стерлингов (5 млрд в пересчете на рубли) на развитие массового футбола в стране. Деньги

пойдут на реконструкцию спортивных объектов и подготовку перспективных футболистов. Финансирование нового проекта началось в 2014 г. По словам британского министра спорта Хелен Грант, «спорт имеет силу, для того чтобы изменить жизнь».

важная роль муниципалитетов в системе местного управления сША объясняется прежде всего тем, что они являются органами управления преимущественно в городах, где проживают 87% населения страны

Для сравнения, на российский массовый футбол в 2008-2015 гг. в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 20062015 годы» планируется потратить почти в три раза больше - 16,6 млрд руб. [6].

Главная роль местных органов власти в большинстве зарубежных стран заключается в создании одинаковых условий для занятий спортом во всех муниципальных районах и общинах и оказании помощи всем занимающимся физкультурой и спортом

В настоящее время правительство и местные органы власти Великобритании активно поддерживают олимпийские виды спорта. Организация UK Sport, которая отвечает за распределение финансов между олимпийцами и паралимпийцами, будет получать порядка 125 млн фунтов в год. Более того, по словам Кэмерона,успехи олимпийцев, безусловно, ведут к увеличению популярности спорта, в том числе детского и любительского. Стоит отметить, что премьер-министр не забыл о детском спорте, акцентируя внимание на том, что в течение следующих четырех лет в школьный спорт будет вложен 1 млрд фунтов [7].

в россии большую часть финансовой ответственности за развитие системы физкультуры и спорта берет на себя государство

Анализ деятельности органов власти различных государств в области физической культуры и спорта позволяет сделать вывод, что массовый спорт

Совершенствование системы управления физической культурой и спортом

в первую очередь является механизмом оздоровления населения, достижения самореализации, самовыражения и развития, а также средством борьбы против асоциальных явлений. Поэтому государства придают вопросам развития массового спорта особую значимость, ставя основной целью активное вовлечение населения в сферу физической культуры и спорта. Основными характеристиками процессов развития массового спорта являются: повышение роли государства в поддержке массового спорта, а также всех форм организации деятельности в данной сфере; использование массового спорта в профилактических и лечебных мероприятиях; профилактика негативных социальных явлений; использование спорта в интересах нравственного, эстетического и интеллектуального развития молодежи.

Популяризация здорового образа жизни привела к увеличению количества американцев, отказавшихся от вредных привычек и начавших уделять больше внимания занятиям спортом

В России большую часть финансовой ответственности за развитие системы физкультуры и спорта берет на себя государство. Сфера физической культуры и спорта в России в абсолютных суммах финансируется по нарастающему тренду, ежегодно бюджетные ассигнования увеличиваются в среднем на 47,0%. При общей тенденции увеличения финансирования сохраняются небольшой удельный вес расходов на физическую культуру и спорт в федеральном бюджете и относительная неизменность доли отрасли на уровне 0,17-0,2% ВВП, что примерно в 10 раз меньше, чем в развитых странах [8].

Национальная футбольная ассоциация и правительство Великобритании создают новый фонд, который в течение 3 лет выделит около 77 млн фунтов стерлингов (5 млрд в пересчете на рубли) на развитие массового футбола в стране

На сегодняшний день для поддержки отрасли спорта только бюджетных финансовых средств недостаточно. Ежегодные расходы бюджетов всех уровней составляют около 0,7% к общей сумме расходов и, согласно данным федерального бюджета РФ на 2013-2015 гг., предполагается уменьшение доли финансирования физической культуры

и спорта на 0,6% к ВВП. В свою очередь, Стратегия развития физической культуры и спорта до 2020 г. предполагает увеличение количества людей, занимающихся спортом, с 15 до 40%, количество стадионов, спортивных комплексов и спортивных площадок. В этих условиях осуществляется активный поиск дополнительных средств для строительства спортивных объектов, повышения эффективности использования бюджетных средств на эти цели и обеспечения эффективного сочетания интересов бизнеса и государства. В качестве такого инструмента на первый план выдвигается государственно-частное партнерство.

В настоящее время развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений России. Это подтверждается количеством международных спортивных мероприятий, в которых Россия в ближайшее время примет участие и которые планирует принять на своей территории. В связи с этим для массового и профессионального спорта необходимы значительные инвестиции как государственного, так и частного секторов экономики. Использование механизма ГЧП позволяет:

1. Осуществить более качественное и более комплексное развитие физической культуры и спорта в России.

2. Повысить инвестиционную привлекательность данной отрасли.

3. Снизить долю государственных затрат на финансирование физической культуры и спорта.

4. Уменьшить временные рамки на осуществление политики по развитию отрасли.

Литература

1. Петрова Ю.И., Довгаль С.А., Судибье А.О. Зарубежные подходы к венчурной инновационной деятельности и возможности их использования в российской практике // Вестник академии. 2013. № 2. С. 47-50.

2. Голов В.А. Функции и социально-политическая деятельность государства в сфере физической культуры и спорта // Фундаментальные исследования. 2007.

3. Шумилов В.М. Правовая система США. М.: ДеКА, 2003.

4. http://www.americancities.ru/index.php/san-francisco. Информационный портал «Американские города».

5. http://www.americansights.ru/sport. Информационный портал «Спорт в США».

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года».

7. http://hurrayenglish.ru/sport/. Информационный портал «Спорт в Великобритании».

8. Российский статистический ежегодник 2008. М.: Росстат, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.