Научная статья на тему 'Совершенствование системы страхования в организациях АПК'

Совершенствование системы страхования в организациях АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВАТЕЛЬ / СТРАХОВЫЕ ПЛАТЕЖИ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СУБСИДИИ / РИСКИ / INSURANCE / INSURANCE PAYMENTS / AGRICULTURE / SUBSIDIES / RISKS / AN INSURER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурзагельдиева Эльмира Багаутдиновна, Максимова Светлана Юрьевна

В статье рассмотрены вопросы сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой и предложены конкретные меры по совершенствованию системы страхования в аграрном секторе экономики, которые бы обеспечивали снижение рисков и повышали финансовую устойчивость в организациях АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE SYSTEM OF INSURANCE IN THE AIC ORGANIZATIONS

The article discussed the issues of agricultural insurance with state support and specific measures on the improvement of the system of insurance in the agrarian sector of economy is suggested. These measures would provide the reduction of risks, and increase the financial stability in the AIC organizations.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы страхования в организациях АПК»

МУРЗАГЕЛЬДИЕВА Э.Б.,МАКСИМОВА С.Ю.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ АПК

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой и предложены конкретные меры по совершенствованию системы страхования в аграрном секторе экономики, которые бы обеспечивали снижение рисков и повышали финансовую устойчивость в организациях АПК.

Ключевые слова: страхование, страхователь, страховые платежи, сельское хозяйство, субсидии, риски.

MURZAGELDIEVA E.B.,MAKSIMOVA S.U. IMPROVING THE SYSTEM OF INSURANCE IN THE AIC ORGANIZATIONS

Abstract. The article discussed the issues of agricultural insurance with state support and specific measures on the improvement of the system of insurance in the agrarian sector of economy is suggested. These measures would provide the reduction of risks, and increase the financial stability in the AIC organizations. Keywords: insurance, an insurer, insurance payments, agriculture, subsidies, risks.

Необходимым и важным направлением стабилизации производственного и финансового положения АПК является страхование сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Сельскохозяйственное производство — стратегическая отрасль экономики, которая находится в большой зависимости от влияния природно-климатических и погодных условий, поэтому как ничто другое нуждается в страховой защите. На первый взгляд, система страхования очень проста: страховые компании за счёт средств, получаемых от хозяйств в виде страховых платежей и доходов от их инвестирования, выплачивают сельскохозяйственным предприятиям страховые возмещения при неурожаях, гибели скота, утрате прочего имущества, причём с таким расчётом, чтобы эти возмещения, а также расходы, связанные с функционированием органов страхования, покрывались страховыми платежами.

До недавнего времени сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

В соответствии с положениями статьи 12 указанного закона для частичного покрытия расходов на страхование сельскохозяйственным товаропроизводителям за счёт бюджетных средств предоставляются субсидии в размере не менее 50 процентов от уплаченной ими страховой премии по договору страхования.

Действовавшая модель реализации сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой предполагала, что сельскохозяйственные товаропроизводители (страхователи) при заключении договоров страхования за свой счёт в полном объёме уплачивают страховые взносы по договорам страхования.

В настоящее время страхованием урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой охвачено около 70 регионов России. Тем не менее нынешний уровень развития сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой всё ещё не позволяет говорить об использовании этого инструмента в качестве системного института развития агропромышленной отрасли с тем спектром возможностей, которые широко задействованы в международной практике.

Следует отметить, что сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой незначительно в масштабах страны и отрасли в целом. Низкий охват сельхозтоваропроизводителей позволяет говорить о фактическом отсутствии системы комплексной страховой защиты сельхозтоваропроизводителей в рамках всей отрасли сельского хозяйства и на территории всей страны.

Республика Дагестан является одним из немногих регионов Российской Федерации, где имеются исключительно разнообразные природно-климатические условия.

МУРЗАГЕЛЬДИЕВА Э.Б., МАКСИМОВА С.Ю.

СОБЕРШЕНСТЮВАНИЕ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЙ Б ОРГАНИЗАЦИЯХ ЛПК

По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Дагестана, в 2014 году весенние заморозки нанесли значительный ущерб сельскохозяйственным культурам. Аномальное понижение температур в конце марта привело к повреждению и гибели сельскохозяйственных культур в 12 районах республики на площади более 6 тыс. гектаров. Наибольший урон нанесён в Гергебельском и Унцукульском районах. В Гергебельском районе пострадало 1 128 га площадей, в Унцукульском районе — более 900 га площадей, В Ботлихском — 836 га, Левашинском — 700 га. В число районов, пострадавших в результате заморозков, вошли также Ахтынский, Цумадинский, Шамильский, Сулейман-Стальский, Буйнакский, Карабудах-кентский, Хунзахский и Гумбетовский.

В последние годы территория Республики Дагестан регулярно подвергается нашествию саранчи на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, а также сенокосы и пастбища, что приводит к возникновению убытков. Так, летом 2014 года почти 7 тыс. гектаров пастбищ были заселены саранчой. Марокканская саранча нанесла большой вред сенокосам и пастбищам Кумторкалинского, Левашинского, Магарамкентского, Дербентского, Ногайского, Кочу-бейского, Рутульского районов.

За исследуемый период общая сумма материального ущерба от опасных для сельскохозяйственного производства природных явлений составила 149 млн руб. В 2013 году по сравнению с 2011 годом значение этого показателя снижается на 52 %. Также снижается и размер возмещений из бюджета на 48 %.

Сводные данные последствий опасных для сельскохозяйственного производства природных явлений в растениеводстве по республике Дагестан за 2011-2013 годы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сводные данные последствий опасных для сельскохозяйственного производства природных явлений в растениеводстве по Республике Дагестан за 2011-2013 годы

Год Вид опасных для с/х производства природных явлений Площадь посева (посадки), тыс. га Площадь повреждения, тыс. га Материальный ущерб, млн руб. Возмещено из бюджета, млн руб.

2011 засуха сильный ветер заморозки 3428,4 450,4 62,24 31,12

2012 заморозки, засуха 3150,6 390,6 57,13 28,6

2013 сель, заморозки, засуха 975,1 280,5 30,04 15,02

Всего 7554,1 1121,6 149,41 74,74

При разработке тех или иных вопросов в области экономики сельскохозяйственного производства необходимо учитывать зависимость сельского хозяйства от различных случайных явлений. Особенно большое значение это имеет для разработки вопросов создания резервов, проведения страхования, содействия устойчивости и рентабельности сельскохозяйственного производства.

В настоящее время с целью облегчения нагрузки по страховым платежам для сельскохозяйственных товаропроизводителей всех организационно-правовых форм предоставляются субсидии в размере 50 % страхового взноса по договору страхования при страховании урожая сельхозкультур согласно утверждённому перечню, куда вошли: озимые зерновые, яровые зерновые и зернобобовые, кормовые, масличные, конопля, сахарная свёкла, овощные и бахчевые, рис, картофель, соя, горчица, плодовые сады и виноградники.

Общий размер страховых платежей по страхованию урожая сельскохозяйственных культур уплаченных товаропроизводителями по Республике Дагестан за 2012-2013 годы, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Страховые платежи, уплаченные сельскохозяйственными товаропроизводителями по страхованию сельскохозяйственных культур в Республике Дагестан за 2012-2013 годы

Годы Посадочная (посевная) площадь по договору, га Страховая стоимость, тыс. руб. Страховая сумма, тыс. руб. Сумма начисленной страховой премии, тыс. руб. Сумма уплаченной страховой премии, тыс. руб.

2012 3150 62829,914 62829,914 57131,788 57131,788

2013 975,1 345331,128 345331,128 30043,808 30043,808

Размеры субсидий, выплачиваемых сельскохозяйственным товаропроизводителям на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования в 20122013 годы, представлены в таблице 3.

Таблица 3

Субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования Республики Дагестан в 2012-2013 годах, тыс. руб.

Наименование субсидий 2012 год 2013 год

федеральный бюджет республиканский бюджет федеральный бюджет республиканский бюджет

Страхование с/х культур 40935 27137,6 2155 1428,2 51545 14270,8 5500 771,1

По данным таблиц 2 и 3 видно, что субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на уплату страховых премий по Республике Дагестан выплачивают в следующей пропорции: 95 % из федерального бюджета и 5 % из республиканского.

Причём суммы компенсации из бюджетов в 2013 году ниже уровня 2012 года на 53 % или 13 524 тыс. руб. Это объясняется снижением количества заключённых договоров страхования за последний период в связи с низкой платёжеспособностью сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Низкая заинтересованность сельскохозяйственных товаропроизводителей в заключении договоров сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, обусловлена рядом причин, основными из которых являются: отсутствие единых, понятных правил определения размера гибели урожая сельскохозяйственных культур, позволяющих достоверно рассчитать размер ущерба, подлежащего возмещению по договору страхования; товаропроизводители не располагают достаточными средствами на уплату страховой премии; нет достоверной статистической информации, позволяющей оценить степень влияния природных явлений на урожайность сельскохозяйственных культур и установить адекватные критерии гибели урожая и многолетних насаждений; страхователи плохо информированы о возможностях страховой защиты как с государственной поддержкой, так и без таковой, а условия страхования не отличаются гибкостью.

Совершенствование системы страхования сельского хозяйства сегодня должно быть направлено на устранение или снижение негативного воздействия вышеуказанных причин.

Для этого необходимо определиться с обязательным и добровольным страхованием.

В настоящее время одним из направлений государственной поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя в области страхования является Федеральный закон от 25 июля 2011 года № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"».

Нормативно-правовыми актами Правительства РФ являются: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 года № 1234 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части за-

МуРЗАГЕЛЬДИЕВА Э.Б., МАКСИМОВА С.Ю.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЙ Б ОРГАНИЗАЦИЯХ АПК

трат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений»; приказ Минсельхоза России от 1 февраля 2012 года № 97 «Об утверждении Плана сельскохозяйственного страхования на 2012 год». Согласно всем вышеуказанным документам страхование в сельском хозяйстве проводится практически от всех рисков.

Учитывая то, что сельскохозяйственный сектор характеризуется сильной подверженностью рискам, в первую очередь природного характера, необходимо определить порядок страхования этих рисков. В этой связи следует распределить все риски на следующие группы: неуправляемые, малоуправляемые, управляемые. К неуправляемым рискам необходимо отнести те риски, которые никак не зависят от воли человека и находятся за пределами его возможностей противостоять им. Это стихийные бедствия: буря, ураган, град, наводнение, засуха. Условия страхования должны предусматривать страховую защиту, прежде всего, от этих рисков. Учитывая, что убытки от данных рисков могут быть существенными и, как правило, сельскохозяйственный товаропроизводитель самостоятельно не может справиться с ними, представляется целесообразным страховать от этих рисков в обязательном порядке и с участием бюджета. Доля субсидий на страхование будет определяться реальными возможностями бюджета.

Таким образом, по нашему мнению, необходимо ввести обязательное государственное страхование урожая сельскохозяйственных культур от природных, стихийных бедствий. Причём данное страхование следует проводить за счёт бюджетных средств в приемлемом объёме и средств самих сельскохозяйственных товаропроизводителей.

К малоуправляемым рискам следует отнести болезни, нападения вредителей, выпревание, недостаток тепла, излишнее увлажнение. Эти риски также нужно и можно страховать, но в добровольном порядке с применением 30 % безусловной франшизы и исключительно за счёт сельскохозяйственного товаропроизводителя. Управляемые риски — это предпринимательские риски: ценовые, риски неполучения дохода пр.

Подготовку проекта закона о государственном сельскохозяйственном страховании, условиях и порядке его проведения следовало бы, как нам кажется, возложить на компанию Росгосстрах с её разветвлённой сетью дочерних страховых компаний и их филиалов во всех регионах России. В условия обязательного государственного сельскохозяйственного страхования целесообразно было бы включить элементы взаимного страхования, при котором не ставится задача получения прибыли. Расходы на ведение дела должны быть минимальными — 2-3 % от общей годовой суммы страховых взносов хозяйств. По нашему мнению начинать следует с малого: в первые годы проводить страхование урожая не всех, а основных культур, возделываемых в конкретной природно-климатической зоне и имеющих экономическое значение для хозяйств данного региона.

В Законе о сельскохозяйственном страховании необходимо предусмотреть, что для обеспечения своевременной выплаты сельскохозяйственным предприятиям страхового возмещения убытков, причиняемых страховыми событиями, дочерние страховые компании Росгосстраха формируют за счёт платежей хозяйств региона страховой фонд и фонды страхового и технического резервов.

Для устойчивости страховых операций по сельскохозяйственному страхованию при правлении Росгосстраха желательно было бы создать межрегиональный резервный страховой фонд для выдачи дочерним страховым компаниям беспроцентных ссуд сроком до двух лет, когда текущих страховых взносов и средств собственного резервного фонда для выплаты страхового возмещения по убыткам им будет недостаточно.

Межрегиональный резервный фонд целесообразно формировать за счёт отчислений дочерних страховых компаний системы Росгосстраха. Норму отчислений следует установить для всех компаний единую в пределах 5-10% от годовой суммы страховых взносов по сельскохозяйственному страхованию. Учитывая большое значение сельскохозяйственного производства для страны, в первый год введения государственного обязательного страхования, может быть, следовало бы пойти и на такую крайность — обязать все страховые компании, включая перестраховочные общества, работающие на российском страховом рынке, независимо от того, на какие виды страхования они имеют лицензии, произвести разовое отчисление 1 % от полной годовой суммы страховой премии на образование Межрегионального резервного фонда

по сельскохозяйственному страхованию. В отличие от других видов сельскохозяйственное страхование имеет специфические особенности как по условиям его проведения, так и по формированию и использованию страхового и резервного фондов. В связи с этим страховые операции по сельскохозяйственному страхованию в статистической отчётности необходимо отражать в отдельном разделе статотчёта. На наш взгляд, введение в законодательном порядке обязательного государственного страхования имущественных интересов сельскохозяйственных предприятий будет одним из мероприятий, необходимых для приостановления процесса спада сельскохозяйственного производства в стране, его стабилизации, а в дальнейшем приведёт и к подъёму. Поэтому органам государственного управления в настоящее время необходимо сосредоточить максимум усилий на стимулировании сельскохозяйственного страхования как на одном из рычагов рыночного механизма.

В заключение следует отметить, что страхование должно стать эффективным и популярным инструментом, который бы обеспечивал снижение рисков в сельскохозяйственном производстве и повышал финансовую устойчивость организаций АПК.

Литература

1. Орланюк-Малицкая Л. А., Янова С. Ю. Страхование в 2 тт. — М.: Юрайт, 2013.— 874 с.

2. Иваницкий А. Ю. Теория риска в страховании. — М.: МЦНМО, 2013. — 136 с.

3. Рей Ю. Ш., Балакирева В. Ю. О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой // Финансы. № 4, 2014. — 48 с.

References:

1. OrlanyukMalitskaya-LA, S. Yu YanovInsurance in 2 vols. -M.: Yurayt, 2013.- 874p.

2. Ivanitskii AY Risk theory in insurance. - M.: MTsNMO, 2013. - 136 p.

3. Ray S. Yu, Balakirev V. Yu agricultural insurance, carried out with state support // Finance. Number 4, 2014. - 48 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.