Научная статья на тему 'Совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности в Кыргызской Республике'

Совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности в Кыргызской Республике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1568
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ / СТАНДАРТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / ИНВЕСТИЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ПРОЗРАЧНОСТЬ ОТЧЕТНОСТИ / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ / THE INTERNATIONAL STANDARDS OF THE FINANCIAL REPORTING / BOOK KEEPING STANDARDS / THE INVESTMENT / THE INFORMATION / THE REPORT TRANSPARENCY / THE MANAGING SUBJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мырзалиева С. А.

В статье рассмотрены основные поправки, которые внесены в законы о бухгалтерском учете и аудите. В Кыргызской Республике внедрены Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и Международные стандарты аудита (МСА) как официальные стандарты бухгалтерского учета и аудита, что определяет пути прозрачности бухгалтерского учета и отчетности. При инвестиции экономическими партнерами и инвесторами в экономику Кыргызской Республики новые стандарты бухгалтерского учета являются обоснованным шагом для получения достоверной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the regulatory system for accountancy and records in the republic of Kyrgyzstan

In article the basic amendments which are introduced in laws on book keeping and audit are considered. In the Kirghiz Republic the International standards of the financial reporting (ISFR) and the International standards of audit (IAS) as official standards of book keeping and audit that ways of a transparency of book keeping and the reporting define are introduced. At the investment economic partners and investors in economy of the Kirghiz Republic new standards of book keeping are well-founded step for trustworthy information reception.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности в Кыргызской Республике»

ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

С.А. Мырзалиева

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассмотрены основные поправки, которые внесены в законы о бухгалтерском учете и аудите. В Кыргызской Республике внедрены Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и Международные стандарты аудита (МСА) как официальные стандарты бухгалтерского учета и аудита, что определяет пути прозрачности бухгалтерского учета и отчетности. При инвестиции экономическими партнерами и инвесторами в экономику Кыргызской Республики новые стандарты бухгалтерского учета являются обоснованным шагом для получения достоверной информации.

Ключевые слова: Международные стандарты финансовой отчетности, стандарты бухгалтерского учета, инвестиция, информация, прозрачность отчетности, хозяйствующий субъект.

Стандартизация финансовой отчетности в Кыргызской Республике. С переходом на новые экономические отношения в Кыргызской Республике внедрены новые стандарты бухгалтерского учета и аудита. Развитие внешнеэкономических связей и привлечение инвестиций диктуют необходимость обеспечения потенциальных партнеров достоверной финансовой информацией, позволяющей им принимать обоснованные решения при построении хозяйственных отношений с хозяйствующими субъектами Кыргызстана. Инвесторы наименее склонны к риску, они предпочитают вкладывать свой капитал преимущественно в более прозрачные субъекты, сначала получив достоверную информацию. Именно это обстоятельство диктует необходимость стандартизации финансовой отчетности в условиях рыночной экономики. Наличие таких стандартов способствует развитию экономических субъектов. Как правило, это наиболее развитые в экономическом плане субъекты, обладающие теми или иными составляющими инвестиционного потенциала — развитой производственной и рыночной инфраструктурой, квалифицированными трудовыми ресурсами, высоким потребительским спросом, дифференцированным развитием производства.

В целях решения вышеуказанных задач Президентом Кыргызской Республики был издан Указ от 3 апреля 2000 г. № 73 «О мерах по реформированию системы бухгалтерской и финансовой отчетности», в соответствии с которыми создана На-

циональная комиссия по стандартам финансовой отчетности и аудиторской деятельности при Президенте Кыргызской Республики.

Последовательно в Кыргызской Республике достигнут определенный прогресс в обновлении нормативно-правовой основы в области корпоративной финансовой отчетности. К числу достижений относятся:

1) Налоговый кодекс Кыргызской Республики, принятый Парламентом КР 17 октября 2008 г. № 230 [1];

2) Закон от 29 апреля 2002 г. № 76 «О бухгалтерском учете» [2], которым устанавливается правовая и методологическая основа организации и ведения бухгалтерского учета в Кыргызской Республике. В нем определяется порядок государственного регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности, права и обязанности лиц, осуществляющих организацию, ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в хозяйствующих субъектах;

3) постановление Правительства КР от 28 сентября 2001 г. № 593 «О Международных стандартах финансовой отчетности», которым предусматривается поэтапное внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО);

4) Закон от 30 июля 2002 г. № 134 «Об аудиторской деятельности», которым определяется, что основой установленных законом аудиторских проверок являются Международные стандарты аудита (МСА);

5) постановление Правительства КР от 22 апреля 2002 г. № 235 «О Международных стандартах аудита», которым предусматривается, что в соответствии с законом «Об аудиторской деятельности» МСА должны использоваться как методологическая основа аудита.

Однако вследствие задержек, связанных с процессом отражения изменений МСА в законодательной основе Кыргызской Республики (в том числе задержек, связанных с переводом с английского языка), применяются международные стандарты 2001 г. и не учитываются значительные изменения, которые произошли с тех пор. Поскольку соответствие МСА может быть определено только на основе применения полных и действующих стандартов, необходимо понимать, что требования в Кыргызстане не находится в полном соответствии с МСА. Также не существует официальной публикации последних версий МСФО (38 стандартов) с учетом изменений и дополнений, разработанных Советом по МСФО (Лондон) принятых и утвержденных постановлением Службы надзора и регулирования финансового рынка КР (Финнадзор) от 24 апреля 2009 г. [3]. В связи с этим, а также в силу других причин для хозяйствующих субъектов Кыргызстана возникли следующие проблемы по применению стандартов:

— сложность применение МСФО для субъектов малого и среднего предпринимательства, так как МСФО практически не применимы для этих категорий в силу своей комплексности и методологической сложности;

— отсутствие методологической базы ведения бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности с учетом особенностей развития отраслевой экономики (страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, некоммерческих организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг и т.д.);

— недостаточность участия профессиональных общественных объединений в регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также в развитии бухгалтерской профессии.

— отсутствие эффективного механизма обеспечения выполнения законодательства в части процесса финансовой отчетности, а также отсутствие точной прозрачной информации по сдаче финансовой отчетности предприятиями в соответствии с МСФО;

— отсутствие в стране «критической массы» бухгалтеров, имеющих опыт работы по МСФО;

— отсутствие оптимизации взаимодействия налогового и бухгалтерского учетов при применении МСФО;

— отсутствие системы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе невысокое качество аудита бухгалтерской отчетности [4].

О проблемах бухгалтерского учета в Кыргызской Республике. В Кыргызской Республике внесено множество улучшений в законы о бухгалтерском учете и аудите для совершенствования финансовой отчетности и внедрены МСФО, МСА. Однако существуют серьезные расхождения между законодательством в сфере бухгалтерского учета и аудита и его практическим применением. Например, законом «О бухгалтерском учете» предусматривается, что финансовая отчетность, кроме бюджетных учреждений и индивидуальных предпринимателей, составляется в соответствии с положениями МСФО и, таким образом, состоит из баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, отчета об изменении собственного капитала и пояснительной записки к финансовой отчетности. Также законом предусматривается конкретный план внедрения МСФО, согласно которому требование об использовании МСФО поэтапно внедряется для определенных типов предприятий по распоряжению правительства. Отдельные и консолидированные финансовые отчеты должны составляться субъектами, когда это требуется, в соответствии с МСФО. Тем не менее в законодательной системе страны применяются международные стандарты не в их последней версии в связи с отсутствием официальной публикации МСФО и задержкой отражения изменений МСФО. Такие хозяйствующие субъекты, как малые и средние предприятия, составляют финансовую отчетность в установленном формате, состоящем из четырех основных отчетов. Для многих малых и средних предприятий соблюдение требований о представлении финансовой информации является сложной задачей, потому что некоторые из них только зарегистрированы в качестве акционерных обществ и внешний спрос на их финансовую информацию часто ограничивается требованием о предоставлении финансовой отчетности в государственные налоговые органы. Вместе с тем в силу концентрированной собственности и ограниченного доступа к внешнему финансированию требования о предоставлении финансовой отчетности в полном объеме зачастую воспринимается как излишне обременительным делом. В действительности Национальные стандарты бухгалтерского учета (НСБУ) сложны, и многие вышеуказанные субъекты сталкиваются с серьезными трудностями в их соблюдении, более того, многие малые и средние предприятия даже не переходили на НСБУ и практикуют старый учет. Финансовая информация, составляемая малыми и средними предприятиями нередко разрознена и непоследовательна. Поэтому она мало интересует банки, которые полагаются лишь на использование залога при принятии решения о предоставлении кредита.

Сложившаяся система бухгалтерского учета и финансовой отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой информации, а также значительно ограничивает возможности эффективного ее использования.

Развитие бухгалтерского учета невозможно без совершенствования бухгалтерского образования. С одной стороны, необходимо подготавливать достаточное количество квалифицированных бухгалтеров, понимающих концепции и конкретные правила формирования информации в бухгалтерском учете, владеющих современными навыками ведения бухгалтерского учета, подготовки финансовой отчетности.

С другой стороны, достаточно остро стоит вопрос подготовки грамотных пользователей, которые должны иметь навыки работы с учетом и отчетностью, составленной по международным стандартам. Пользователи должны четко представлять, как ее читать и как ее использовать. Финансовые аналитики, которые сегодня работают на кыргызском рынке, инвесторы, акционеры, государственные органы должны научиться работать на основе информации, полученной из финансовой отчетности, составленной по международным стандартам. Однако не все бухгалтеры акционерных обществ, ответственные за составление финансовой отчетности, прошли переподготовку по МСФО.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Налоговый кодекс Кыргызской Республики. — Б.: Академия, 2009.

[2] Закон Кыргызской Республики. — Издательство Академия, 2009.

[3] Отчет о соблюдении стандартов и кодексов (ОССК). КР. Бухгалтерский учет и аудит. 10 ноября 2008 года. — www.worldbank.org/ifa/KyrgyzROSCFinalRUS.pdf

[4] КР. Информация о ходе совершенствования национальной системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности, а также внедрения МСФО [Электронный ресурс]. — cis.minsk.by

IMPROVEMENT OF THE REGULATORY SYSTEM FOR ACCOUNTANCY AND RECORDS IN THE REPUBLIC OF KYRGYZSTAN

S.A. Myrzalieva

Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

In article the basic amendments which are introduced in laws on book keeping and audit are considered. In the Kirghiz Republic the International standards of the financial reporting (ISFR) and the International standards of audit (IAS) as official standards of book keeping and audit that ways of a transparency of book keeping and the reporting define are introduced. At the investment economic partners and investors in economy of the Kirghiz Republic new standards of book keeping are well-founded step for trustworthy information reception.

Key words: the International standards of the financial reporting, book keeping standards, the investment, the information, the report transparency, the managing subject.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.