Научная статья на тему 'Совершенствование системы привлечения инвестиций в агропромышленное производство'

Совершенствование системы привлечения инвестиций в агропромышленное производство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
агропромышленный комплекс / сельское хозяйство / привлечение / инвестиции / источники / бюджет / кредиты банков / амортизационные отчисления / лизинг

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И.А. Межуева, Ю.Н. Селюков

Преодоление дефицита инвестиционных ресурсов для развития АПК Республики Беларусь требует мобилизации всех возможных внутренних и внешних источников финансирования. В статье рассмотрены возможности увеличения притока инвестиций в агропромышленное производство путем создания условий для самофинансирования предприятий; амортизационных отчислений в связи с переходом на новые условия начисления амортизации, продажи объектов незавершенного строительства и неэффективно используемого имущества; бюджетного финансирования важнейших государственных целевых программ; активизации привлечения средств республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, других фондов и источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTION OF THE SYSTEM OF INVESTING TO THE AGROINDUSTRIAL PRODUCTION

Overcoming deficiency of investments for the development of agrarian and industrial complex of Belarus requires mobilization of all possible internal and external sources of financing. The article considers opportunities of the increase of investments inflow in agro industrial production by means of creating conditions for self-financing of enterprises; depreciation charges in connection with the transition to new conditions of amortization charge, sales of uncompleted construction objects and inefficiently used property; budget financing of the major state financed programmes; activities in attracting resources of the republican fund of support of agricultural producers, the foodstuffs and agrarian science and other funds and sources.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы привлечения инвестиций в агропромышленное производство»

УДК 631.16:658.152

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В АГРОПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

И. А. МЕЖУЕВА, Ю.Н. СЕЛЮКОВ, кандидаты экономических наук Центр аграрной экономики Института экономики НАН Беларуси

PERFECTION OF THE SYSTEM OF INVESTING TO THE AGROINDUSTRIAL PRODUCTION

I.A. MEZHUEVA, YU.N. SELUKOV, candidates of economic sciences The Center of agrarian economy of the Institute of economics of the National Аcademy of science of Belarus

Преодоление дефицита инвестиционных ресурсов для развития АПК Республики Беларусь требует мобилизации всех возможных внутренних и внешних источников финансирования. В статье рассмотрены возможности увеличения притока инвестиций в агропромышленное производство путем создания условий для самофинансирования предприятий; амортизационных отчислений в связи с переходом на новые условия начисления амортизации, продажи объектов незавершенного строительства и неэффективно используемого имущества; бюджетного финансирования важнейших государственных целевых программ; активизации привлечения средств республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, других фондов и источников.

Overcoming deficiency of investments for the development of agrarian and industrial complex of Belarus requires mobilization of all possible internal and external sources of financing. The article considers opportunities of the increase of investments inflow in agro industrial production by means of creating conditions for self-financing of enterprises; depreciation charges in connection with the transition to new conditions of amortization charge, sales of uncompleted construction objects and inefficiently used property; budget financing of the major state financed programmes; activities in attracting resources of the republican fund of support of agricultural producers, the foodstuffs and agrarian science and other funds and sources.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, привлечение, инвестиции, источники, бюджет, кредиты банков, амортизационные отчисления, лизинг.

Введение. Техническое переоснащение отраслей агропромышленного комплекса и обновление их производственно-технического потенциала возможно только за счет крупномасштабных инвестиций, спо-

собных обеспечить рост реальных доходов и накоплений рыночных субъектов, не вызывая усиления инфляции. В этих целях используются как собственные, так и привлеченные инвестиционные средства. Вместе с тем анализ показывает, что для наращивания собственного инвестиционного потенциала потребуется время, необходимое для улучшения финансового состояния предприятий и организаций АПК, перехода их на самофинансирование и самоинвестирование, развития финансово-кредитной системы и возможностей государственного бюджета. Поэтому в ближайшей перспективе особую актуальность приобретает привлечение внешних заемных средств, в том числе иностранных кредитов, прямых, портфельных и прочих иностранных инвестиций, развитие лизинговой деятельности и т.п. Это требует разработки соответствующего механизма привлечения инвестиционных ресурсов, который бы обеспечивал мобилизацию и эффективное размещение капитала в агропромышленный сектор экономики.

Материалы и методы. Использованы статистические данные Министерств статистики и анализа, сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, годовые отчеты сельскохозяйственных организаций и предприятий агропромышленного комплекса.

Применены методы экономического анализа, монографический, расчетно-конструктивный.

Результаты исследований

1. Развитие собственного инвестиционного потенциала

В целях привлечения инвестиций в агропромышленный комплекс республики, увеличения общего объема капитальных вложений в сельское хозяйство, доведения его доли в общем объеме инвестиций в ближайшие годы до уровня 1990 г. (28 % в общем объеме инвестиций в республике) необходимо задействовать важнейшие механизмы привлечения инвестиционных ресурсов, одним из которых является развитие самофинансирования предприятий и на этой основе их самоинвестирование. Увеличение доли собственных источников предприятий в финансировании инвестиционных проектов должно осуществляться за счет прибыли и амортизационных отчислений. Причем роль амортизационных отчислений в качестве основного источника финансирования производственных инвестиций усиливается. При этом собственные накопления предприятий должны сочетаться с кредитными источниками и привлеченными средствами (эмиссией ценных бумаг).

Анализ свидетельствует, что важнейшим источником финансирования инвестиционного спроса до последнего времени оставались собственные средства организаций, удельный вес которых в общем объеме

инвестиций в аграрном секторе республики в 1994 г. составлял 64,8%, 1995 - 83,8; 1996 -80,5; 1997 - 80,0; 1998 - 55,2; 1999 - 45,0; 2000 - 56,1; 2001 - 58,8; 2002 г. - 56,1%. В последующие годы имело место снижение доли собственных средств. Так, в 2006 г. доля собственных средств снизилась до 33,6%. Вместе с тем абсолютные размеры использованных собственных средств на финансирование долгосрочных инвестиций в 2006 г. по сравнению с 2000 г. увеличились более чем в 10 раз.

1.1.Прибыль. В условиях рынка прибыль является приоритетным источником средств на уровне предприятия. На долю прибыли в странах с развитой рыночной экономикой приходится примерно 30% всех капитальных затрат предприятий. В сельском хозяйстве республики за счет прибыли в 1994 г. было профинансировано 17,2%, в 1995 - чуть больше 4% инвестиций в основной капитал, в 1996 г. - 11%, 1997 - менее 17; 1998 -7,2; 1999 -18,2; 2000 - 9,7; 2001 -6,5; 2002-4,2; 2003 -3,8; 2004- 5,6; 2005 - 5,4; 2006 г. - 3,3% . Тяжелое финансовое положение сельскохозяйственных организаций не позволяет действующим субъектам хозяйствования в полной мере создавать фонд накопления не только для расширенного, но и простого воспроизводства. Развитие самофинансирования предприятий АПК и на этой основе переход на самоинвестирование возможны только через повышение их эффективности .

1.2. Амортизационные отчисления. В странах с развитой рыночной экономикой они являются важнейшим источником инвестиционного финансирования: на них приходится около 40 % общего объема текущих и капитальных затрат предприятий, осуществляемых из внебюджетных источников. В сельском хозяйстве Республики Беларусь доля средств, используемых на финансирование капитальных вложений из амортизационного фонда, складывалась следующим образом. По данным годовых отчетов колхозов, совхозов и межхозяйственных предприятий, в 1994 г. за счет амортизационных отчислений было профинансировано 32,6 % инвестиций в основной капитал, в 1995 - 23,7; 1996-49,5; 1997-58,2; 1998-42,3; 1999-18,8; 2000-38,3; 2001 -44,6; 2002 - 44,9; 2003 - 40,7; 2004-31,2; 2005 -28,3 и 2006 г -12,9%.

Такой довольно значительный удельный вес амортизации в общем объеме финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений в отдельные годы объясняется в первую очередь тем, что здесь имело место резкое сокращение государственных бюджетных средств, острый дефицит других источников инвестирования, а также небольшие объемы совокупных инвестиций. Вместе с тем отсутствие в течение продолжительного времени действенного механизма государственного контроля над целевым использованием амортизационных отчислений способствовало тому, что большая их часть направлялась многими пред-

приятиями, испытывающими серьезные финансовые трудности, на нужды текущего производства. На инвестиционные цели в последние годы использовалось от 46 до 97% амортизационных отчислений.

С 1 января 2002 г. на территории республики осуществляется переход на новые условия начисления амортизации основных средств и нематериальных активов. Согласно новым правилам осуществляющая производственную деятельность организация, исходя из своего финансово-экономического состояния и конъюнктуры рынка, может определять суммы амортизационных отчислений на воспроизводство основных средств и нематериальных активов в соответствии с самостоятельно выбранными сроками полезного использования амортизируемых объектов, способами и методами начисления амортизации. Поскольку новая амортизационная политика предусматривает формирование амортизационного фонда за счет амортизационных отчислений только той части, которая вошла в себестоимость реализованной продукции, появляется реальный инвестиционный источник воспроизводства основных средств и нематериальных активов. Переход на новую амортизационную политику, основанную на централизации амортизационного фонда для целевого использования данных средств, позволит увеличить объем инвестиций за счет средств амортизационных отчислений. При достижении нормативной потребности в основных фондах сумма амортизационных отчислений может возрасти почти вдвое, а образуемый амортизационный фонд полностью будет направлен на инвестиционные цели.

1.3. Государственные инвестиции. Анализ свидетельствует о незначительных размерах бюджетных ассигнований, направляемых на капитальные вложения в сельское хозяйство в прошедшие годы. Начиная с 1995 по 2001 г. включительно они находились на уровне 10-11 %, в то время как в 1994 г. средства из бюджета составляли более 20 % . И только в 20022004 гг. они возросли до 29 % (табл.1). Для сравнения: государственные инвестиции, выделяемые из республиканского бюджета, в целом по народному хозяйству составляют примерно 15 % от всего объема инвестиций.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов, учитывая важность развития агропромышленного производства как основы реального сектора экономики страны, Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года рекомендует продолжить оказание государственной поддержки в реализации важнейших инвестиционных проектов, выбранных в качестве приоритетов. Основные приоритеты в АПК определены в президентских, государственных и целевых программах, важнейшей из которых является Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы,

Таблица 1 - Использование бюджетных средств на капитальные

вложения в сельскохозяйственных предприятиях в 2000 - 2006 гг.

Показатели Год

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Поступило бюджетных средств на капитальные 22,7 39,4 108,4 125,0 263,7 462,1 977,6

вложения, млрд руб.

К предыдущему году, раз 1,7 2,7 1,2 2,1 1,8 2,1

Использовано бюджет-

ных средств на капиталь- 22,7 39,3 108,4 125,1 262,4 454,9 986,1

ные вложения, млн руб.

К предыдущему году, раз 1,7 2,8 1,2 2,1 1,7 2,2

Использовано в процентах к начисленному 100,0 100,0 100,0 100,0 99,5 98,5 100,8

а также в других республиканских и целевых программах, разработанных в рамках этой программы [1].

В целом для реализации приоритетных программ развития АПК на 2006-2010 гг. предусмотрено привлечь свыше 6892 млрд руб. государственных инвестиционных средств, в том числе из республиканского бюджета - 1807,3 млрд руб., республиканского фонда поддержки сельскохозяйственных производителей - 4061,8 млрд руб., местных бюджетов -1023 млрд руб. , что почти в 3,5 раза больше, чем за предшествующие 7 лет.

2. Усиление инвестиционной ориентации привлеченных и заемных средств

Роль привлекаемых внебюджетных ресурсов в финансирование долгосрочных вложений в странах с развитой рыночной экономикой весьма высока. По некоторым обобщенным оценкам, их доля в структуре источников финансирования текущих и капитальных затрат среднего предприятия в 80-е годы достигла 30%.

В аграрном секторе республики величина привлеченных средств в финансировании инвестиций до 1998 г. была весьма незначительна. Так, в 1994 г. привлеченные средства (за исключением целевого финансирования из бюджета) составили 15,2 % от общих средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений, в 1995 - 6,8; 1996 -9,7; 1997 - 9,1; 1998 - 36,3; 1999 - 45,7; 2000 - 32,5; 2001 - 29,7; 2002 - 21,9; 2003 - 33,2; 2004 - 41,4; 2005 - 38,7; 2006 г. - 37,1%.

Привлекаемые инвестиционные ресурсы весьма многообразны по своему содержанию. В первую очередь это долгосрочный кредит, портфельные и прямые иностранные инвестиции, лизинг, различные внебюджетные фонды. В аграрном секторе республики их роль пока незначительна.

2.1. Кредиты банков. По некоторым обобщенным данным, в странах с развитой рыночной экономикой кредиты банков и других финан-

совых структур покрывают до 20 % потребностей предприятий в текущих и капитальных затратах.

В сельском хозяйстве Республики Беларусь кредиты банков в 1994 г. составляли 8,7 %; 1995 - 3,1; 1996 - 4,2; 1997 - 4,8 % , в то время как в 2003 г. обеспечили почти 94% всей суммы внебюджетного инвестиционного финансирования, или более 31% общего объема финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений. В 2004 г. инвестирование аграрного сектора за счет кредитов и займов банков составило 35 %, в 2005 - 35,4; 2006 г. - 35,3 % (табл.2).

В целях укрепления банковской системы и придания банковской деятельности инвестиционной направленности Национальный банк Беларуси обязал банковскую систему сделать белорусские банки серьезными инвесторами национальной экономики и в соответствии с заданием правительства по привлечению иностранных инвестиций увеличить уставные капиталы банков за счет иностранных инвесторов на общую сумму 600 млн долл. США. Укрепление банковского потенциала позволит увеличить объемы кредитных средств, выдаваемых организациям АПК на инвестиционные цели.

2.2. Расширение лизинговой деятельности. Лизинговая деятельность представляет собой особую форму инвестирования. Это форма финансирования вложений на приобретение различного рода машин, оборудования, транспортных и других основных средств через посредство специализированной финансовой (лизинговой) компании, которая приобретает для третьего лица право собственности на имущество и отдает ему в аренду на длительный период.

Основное достоинство лизинга в том, что он расширяет доступ к дорогостоящим машинам, снижает расходы по содержанию хозяйствами соб-

Таблица 2 - Привлечение и использование кредитов банков на капитальные вложения в сельскохозяйственных организациях за 2000-2006 гг._

Показатели Год

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Получено банковских кредитов, млн руб. 54165 95709 98137 185687 410626 615624 1167670

К предыдущему году, раз 1,8 1,0 1,9 2,2 1,5 1,9

Использовано кредитов банков, млн руб. 54534 94517 97286 179254 419517 585998 1188319

К предыдущему году, раз 1,7 1,0 1,8 2,3 1,4 2,0

Процент использования 100,7 98,8 99,1 96,5 102,2 95,2 101,8

Таблица 3 - Объемы поступления материально-технических средств

по лизингу (на 1 января 2007 г.)

Показатели Получено по лизингу (за весь период лизинга) В том числе получено по лизингу в 2006 г. Кредиторская задолженность, млрд руб.

количество стоимость, млрд руб количество стоимость, млрд руб.

Получено материально-технических средств - всего х 2567,1 х 1158,8 1958,8

В том числе: тракторы 8974 429,1 1771 223,8 313,9

комбайны 6189 1346,4 1832 512,5 927,6

сеялки 2617 62,4 1075 41,5 52,4

автотранспорт 2688 157,6 726 64,1 128,4

ственного парка машин, особенно сезонного использования, и сопровождается фирменным сервисом. С помощью лизинга решается главная проблема - нехватка денег на покупку сельскохозяйственной техники.

Система предоставления машин, оборудования в лизинг имеет ряд достоинств: во-первых, это практически единственная предоставляемая государством возможность долгосрочного кредитования при приобретении техники; во-вторых, фиксирование цен на продукцию машиностроения в момент ее приобретения; в-третьих, доступность приобретения техники для всех сельскохозяйственных производителей.

Как видно из таблицы 3, за весь период лизинга получено материально-технических средств на сумму 2567102 млн руб.

Вместе с тем, несмотря на явную выгоду лизинга для сельскохозяйственных организаций, он не получил должного развития. Это обусловлено целым рядом существенных недостатков в организации лизинга сельхозмашин как экономического, так и правового характера. Развитие лизинга в республике прежде всего сдерживает высокая стоимость кредитных ресурсов. Сложное финансовое положение сельскохозяйственных организаций снижает количество потенциальных лизингополучателей, способных эффективно использовать технику и рассчитаться по лизинговым платежам. Недостаточность финансового, в том числе валютного потенциала, препятствует успешному развитию лизинга и росту кредиторской задолженности сельскохозяйственных организаций. Так, на 1 января 2007 г. долги за полученную технику составили 1958,8 млрд руб., или 76,3 % от стоимости всей полученной техники. Механизм лизинга не предусматривает участия государства в субсидировании лизинговых услуг. Однако в связи с отсутствием необходимых средств у предприятий в настоящее время государство участвует в закупке сельскохозяйственной техники с целью ее передачи в дол-

госрочную аренду и в значительно меньшей степени - в лизинг. Для успешного развития лизинга необходимо улучшение финансового состояния сельскохозяйственных организаций, снижение ставок по кредитам, выдаваемым коммерческими банками, рост числа кредитоспособных предприятий, развитие системы страхового обеспечения лизинговой деятельности.

Дальнейшее развитие нетрадиционного источника инвестиций, которым является лизинг, позволит вести расширенное производство и инновации при ограниченности финансовых ресурсов у производителя. С учетом же сложившейся ситуации в лизинговой деятельности привлечение инвестиций в АПК по лизингу в ближайшей перспективе может составить не более 900-1000 млрд руб. в год.

2.3. Иностранные инвестиции. В условиях постоянной нехватки средств для инвестирования агропромышленного производства важное значение имеет привлечение иностранного капитала. Вместе с тем приток иностранных инвестиций в АПК, как и в целом в экономику Республики Беларусь, остается на невысоком уровне, что не отвечает задачам стабилизации долговременного экономического роста [5] (табл. 4).

Уровень иностранных инвестиций в экономику Беларуси в целом в последние годы не возрастал и колебался от 3 до 5 %. В целом на 01.01.2007 г. из-за рубежа в Республику Беларусь поступило (накоплено) инвестиций всего на сумму 4687,9 млн долл. США, из них в систему Минсельхозпрода - 107,9 млн, или 2,3 %, в том числе в концерн " Белгоспищепром" - 15,0 млн, или 0,3 %, и непосредственно в сельское хозяйство - 37,2 млн долл., или Таблица 4 - Инвестиции в основной капитал организаций с участием иностранного капитала по отраслям экономики

(в фактически действовавших ценах), млрд руб.

Показатели Год

1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Инвестиции в основной капитал - всего 1484,9 77,6 81,2 233,4 393,6 396,4 420,8

В том числе по отраслям:

промышленность 839,1 57,4 51,5 103,6 110,8 181,9 269,4

лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 212,7 0,9 3,1 3,8 8,3 29,7 17,5

легкая промышленность 189,1 2,8 1,5 3,3 4,1 2,2 2,5

пищевая промышленность 38,2 2,2 12,7 3,7 10,6 13,1 52,9

сельское хозяйство 0,4 - 0,03 - 1,0 9,7 1,6

лесное хозяйство 0,3 1,1 1,5 3,6 - - 0,1

строительство 23,8 0,3 1,8 2,1 7,0 7,4 7,8

0,8%. Из имеющихся в отрасли сельского хозяйства иностранных инвестиций преобладают прочие: 58,3 % - полученные торговые кредиты (задолженность за полученные от нерезидента Республики Беларусь (не прямого инвестора) основные средства, неустановленное оборудование, нематериальные активы), 41,5 % (15,5 млн долл.) - иностранные кредиты, иностранные займы, другие иностранные и прямые инвестиции. Портфельные инвестиции в системе Минсельхозпрода занимают лишь 1,3 % и непосредственно в аграрной сфере - 0,2 % , что свидетельствует о неразвитости в стране рынка ценных бумаг (табл.5).

Структура инвестиций из-за рубежа представлена в таблице 6.

Как видно из таблицы, прямые иностранные инвестиции в систему Минсельхозпрода в основном поступают в пищевую промышленность, в частности в концерн "Белгоспищепром", осуществляемые прямыми

Таблица 5 - Инвестиции в Республику Беларусь из-за рубежа , тыс. долл.

Всего накоплено на 01.01.2007 г. В том числе

прямые портфельные прочие

Республика Беларусь 4687916,7 1056848,8 9023,6 3622044,3

В том числе: промышленность 1316668,8 605174,8 4637,4 706856,6

сельское хозяйство 37217,1 15472,4 9 21735,7

Минсельхозпрод (система) 107900,8 1811,3 1377 104712,5

Минсельхозпрод (организации республиканской формы собственности и с долей республиканской собственности) 13839,9 - 0,4 13839,5

Облсельхозпрод (система) 94060,9 1811,3 1376,6 90873

концерн "Белгоспищепром" 15017,9 11545,8 437,2 3034,9

Таблица 6 - Структура инвестиций в Республику Беларусь из-за рубежа, %

Всего накоплено на 01.01.2007 г. В том числе

прямые портфельные прочие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республика Беларусь 100 22,5 0,2 77,3

В том числе: промышленность 100 46,1 0,4 53,5

сельское хозяйство 100 41,5 0,2 58,3

Минсельхозпрод (система) 100 1,7 1,3 97

Минсельхозпрод (организации республиканской формы собственности и с долей республиканской собственности) 100 - - 100

Облсельхозпрод (система) 100 1,8 1,5 96,7

концерн "Белгоспищепром" 100 76,9 2,9 20,2

инвесторами, полностью владеющими организацией или контролирующими не менее 10 % акций и (или) паев в уставном фонде организации.

Привлечение прямых иностранных инвестиций в агропромышленный комплекс является не только одной из важных, но и сложных задач. Ее решение возможно при соблюдении ряда условий: "прозрачность" финансовой инфраструктуры; наличие пакета инвестиционных проектов; согласие белорусских и зарубежных партнеров на создание совместных предприятий (или предприятий со 100 %-ым иностранным капиталом) во всех секторах агропромышленного комплекса; благоприятный инвестиционный климат, прежде всего соответствующая законодательная база для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций; государственная поддержка иностранных инвесторов.

2.4. Продажа объектов незавершенного строительства и неэффективно используемого имущества

В соответствии с указом президента РБ от 14 мая 2004 г. № 280 "О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных сельскохозяйственных организаций" введена новая, ранее не предусмотренная законодательством возможность инвестирования средств в сельскохозяйственную отрасль.

Цена продажи определяется в размере 20 % от стоимости чистых активов убыточной сельскохозяйственной организации или в размере одной базовой величины (31000 БУЯ), если стоимость чистых активов отрицательна или равна нулю. При этом может применяться рассрочка до трех лет без индексации платежей. Кроме этого, инвестор при покупке имущественного комплекса получает еще ряд льгот, которые предусмотрены Указом от 19 марта 2004 г. №2 138.

Расчеты свидетельствуют, что в среднем за 2004-2006 гг. в аграрном секторе имелось свыше тысячи хозяйств, которые не получили прибыли от реализации продукции, а стоимость их чистых активов составила почти 9668 млрд руб. При цене продажи имущественного комплекса в размере 20 % от стоимости чистых активов убыточных организаций можно дополнительно получить средств от приватизации имущественных комплексов и направить их на инвестиции в размере около 2 трлн руб.

2.5. Привлечение средств республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, местных целевых бюджетных фондов стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции, образуемых областными и Минским городским Советами депутатов. Для реализации мероприятий по реконструкции и техническому перевооружению животноводческих комплексов, птицефабрик, молочнотовар-

ных ферм, мясокомбинатов и молокозаводов целесообразно при формировании расходной части республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки направлять на эти цели не менее 30 % фонда.

2.6. Привлечение средств республиканского бюджета, выделяемых на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В целях ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС необходимо предусматривать не менее 30 % от общего объема капитальных вложений на объекты Министерства сельского хозяйства и продовольствия [4].

2.7. Привлечение средств республиканского фонда поддержки экспортеров. Для реализации инвестиционных проектов производственного назначения агропромышленного комплекса, связанных с наращиванием экспортного потенциала и импортозамещением, целесообразно привлекать средства республиканского фонда поддержки экспортеров.

2.8. Привлечение средств населения и частного капитала. В целях трансформации частных сбережений в инвестиции и создания благо приятного инвестиционного климата для частных инвесторов предлагается проведение институциональных преобразований путем развития рынка ценных бумаг, создания сети специализированных банков и небанковских финансовых учреждений (страховых, лизинговых, инвестиционно-финансовых, трастовых, негосударственных пенсионных фондов и т.д.). Разработка механизма привлечения средств в сферу инвестирования должна осуществляться установлением положительных ставок по долгосрочным вкладам.

Защита частных инвестиций должна осуществляться за счет введения государственных гарантий их возврата посредством организации государственного страхового инвестиционного фонда.

Реализация вышеизложенных механизмов привлечения инвестиций позволит увеличить их объемы, повысить эффективность вкладываемых средств и агропромышленного производства в целом.

Всего за 2005-2006 гг. привлечено инвестиций в основной капитал сельскохозяйственных организаций в сумме 5,5 трлн руб. Ежегодно темп роста составил не менее 20 %.

Заключение. Задача по техническому переоснащению отраслей агропромышленного комплекса и повышению его экономической эффективности может быть решена путем совершенствования системы привлечения средств всеми заинтересованными участниками инвестиционного процесса и обеспечения реализации государственных и целевых программ развития АПК. В этих условиях необходима мобилизация собственных и государственных, бюджетных и внебюджетных источников инвестиционно-

го финансирования, играющих важную роль в современной отечественной экономике. В первую очередь это долгосрочный кредит, портфельные и прямые иностранные инвестиции, лизинг, различные внебюджетные фонды. В аграрном секторе республики их роль пока незначительна.

Главными механизмами, направленными на увеличение притока инвестиций в агропромышленный комплекс, должны стать: создание условий для самофинансирования предприятий, что обеспечит увеличение доли собственных средств (прибыли и амортизационных отчислений) в финансировании инвестиционных проектов; продажа объектов незавершенного строительства и неэффективно используемого имущества; бюджетное финансирование важнейших государственных целевых программ агропромышленного комплекса; активизация лизинговой деятельности, позволяющей вести расширенное производство и внедрять инновации при ограниченности финансовых ресурсов у производителя; привлечение средств республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, а также других бюджетных и внебюджетных фондов.

Литература

1. Государственная программа возрождения и развития села на2005 - 2010 годы: официальное издание. - Минск: Беларусь, 2005. - 96 с.

2. Инвестиции в Республику Беларусь из-за рубежа за 2006 год. - Минск: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2007. - 48 с.

3. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 30 мая 2001 г.: одобр. Советом Респ. 8 июня 2001 г.: текст Кодекса по состоянию на 18 июля 2006 г. - Минск: Амалфея, 2006. - 83 с.

4. Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года. - Минск, 2002. - 77 с.

5. Статистический ежегодник Республики Беларусь 2005. - Минск: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2006. - 280 с.

Информация об авторах

Межуева Ирина Александровна - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра аграрной экономики Института экономики НАН Беларуси. Информация для контактов: тел. (раб.) 212-09-61.

Селюков Юрий Николаевич - кандидат экономических наук, заведующий отделом экономического регулирования Центра аграрной экономики Института экономики НАН Беларуси. Информация для контактов: тел. (раб.) 278-13-03.

Дата поступления статьи - 23 октября 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.