Научная статья на тему 'Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных рабочих кадров для судостроительной отрасли Астраханского региона'

Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных рабочих кадров для судостроительной отрасли Астраханского региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
533
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ КАДРОВ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА / РЫНОК ТРУДА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Василенкова Надежда Владиславовна

В условиях ускоренного глобализацией научно-технического прогресса, появления инновационной техники и технологий, остро возник вопрос постоянного повышения знаний, навыков и опыта рабочих кадров отдельных отраслей и особенно на судостроительных предприятиях региона. Это означает, что модернизация должна коснуться также всего профессионального образовательного комплекса системы подготовки квалифицированных кадров. В данной статье автор предлагает основные направления совершенствования системы подготовки рабочих кадров для судостроительной отрасли Астраханского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Василенкова Надежда Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных рабочих кадров для судостроительной отрасли Астраханского региона»

УДК 658.336.3:629.5 (470.46)

Василенкова Надежда Владиславовна

Астраханский государственный технический университет

Nadine0610@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ КАДРОВ ДЛЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ АСТРАХАНСКОГО РЕГИОНА

В условиях ускоренного глобализацией научно-технического прогресса, появления инновационной техники и технологий, остро возник вопрос постоянного повышения знаний, навыков и опыта рабочих кадров отдельных отраслей и особенно на судостроительных предприятиях региона. Это означает, что модернизация должна коснуться также всего профессионального образовательного комплекса системы подготовки квалифицированных кадров. В данной статье автор предлагает основные направления совершенствования системы подготовки рабочих кадров для судостроительной отрасли Астраханского региона.

Ключевые слова: модернизация, подготовка квалифицированных рабочих кадров, материально-техническая база, рынок труда, устойчивое развитие судостроительных предприятий.

Ломинантой в посткризисный период развития таких наукоёмких отраслей, как судостроение, должна выступать ция производства на основе инновационных процессов. Одновременно необходимо учитывать потребности региональных предприятий судостроительной отрасли в высококвалифицированной рабочей силе.

Начавшиеся в 1990-е годы радикальные реформы, осуществляемые без учёта инновационнотехнологического и инвестиционного факторов, привели к тому, что в машиностроении и, в частности, в судостроительной отрасли региона произошли серьёзные изменения:

- парк технологического оборудования судостроительных предприятий морально и физически устарел;

- спад инвестиционной активности привёл предприятия в нестабильное финансово-экономическое положение, к неспособности поддерживать научный и технологический потенциал;

- спад инновационной активности в стране привёл к тому, что внедрением инноваций в настоящее время занимается лишь 4-5% отечественных предприятий;

- многие предприятия лишились высококвалифицированных рабочих кадров из-за сокращения производства, старения и снижения квалификации работников, не соответствующей современному уровню развития оборудования и технологий.

Так, за период с 1995 г. по 2004 г. численность трудовых ресурсов машиностроения сократилась с 4876 тыс. человек до 3199 тыс. человек, т.е. на 1677 тыс. человек. В том числе удельный вес ра-

бочих сократился в этот же период времени с 74% до 70% [1].

Поскольку современное судно представляет собой сложное инженерное сооружение, особенно суда, предназначенные для добычи углеводородного сырья на шельфе, постольку для строительства таких судов требуются особо подготовленные, опытные, профессиональные кадры судостроителей. Это весьма актуально для оффшорного судостроения, а также для освоения новых видов судостроительной продукции, например, для строительства полупогружных буровых установок (ПБУ) на шельфе Каспия, для строительства газовозов, заказы на которые Газпром планирует разместить на судостроительных предприятиях Астраханской области.

В условиях ускоренного глобализацией научно-технического прогресса, появления инновационной техники и технологий, остро возник вопрос постоянного повышения знаний, навыков и опыта рабочих кадров отдельных отраслей и особенно на судостроительных предприятиях региона. От того, будет ли обладать Россия или отдельный регион человеческими ресурсами необходимого количества и высокого качества подготовки, зависит успех модернизации и инновационного развития всего машиностроения и судостроительной отрасли в том числе.

Это означает, что модернизация должна коснуться всего профессионального образовательного комплекса, ранее действующая система подготовки квалифицированных кадров нуждается в кардинальном совершенствовании. Для этого необходимо реформировать материально-техническую базу действующих ПТУ системы проф-

© Василенкова Н.В., 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010

345

техобразования, разработать современные методики обучения рабочих кадров. Современный рынок труда Астраханской области не может обеспечить существующие предприятия судостроения квалифицированными рабочими кадрами нужной специальности, что снижает конкурентные способности региональных предприятий. Известно, что рабочая сила является основным фактором формирования механизмов устойчивого развития судостроительных предприятий.

Подготовка рабочих кадров непосредственно на производстве характеризуется планомерной организацией передачи знаний, умения, опыта подготовляемым рабочим. Производственно-техническое обучение новых рабочих на производстве осуществляется через систему индивидуального, бригадного, ступенчатого и курсового обучения, причём последнее осуществляется как с отрывом, так и без отрыва от производства и охватывает такие профессии и специальности, овладение которыми занимает не более шести месяцев. Таким образом, обучение рассчитано на овладение рабочими сравнительно несложной специальностью, нужда в которой определяется самим предприятием.

Программа индивидуального обучения рабочего строится в соответствии с тем, что его подготовка происходит на рабочем месте и предусматривает постепенный переход от изучения отдельных видов работ по определённой профессии или специальности к их комплексному выполнению.

Бригадный метод обучения рабочих кадров непосредственно на предприятиях особенно распространён на тех участках производства, где преобладающей формой организации труда является бригада. Бригадное обучение является разновидностью индивидуального метода подготовки новых рабочих. Система индивидуально-бригадной подготовки рабочих, хотя и является основным видом обучения в короткие сроки, не лишена существенных недостатков: рабочие, прошедшие эту подготовку, получают невысокую квалификацию, что в ряде случаев ведёт к разрыву между уровнем техники и технологии производства и квалификационным уровнем подготавливаемых рабочих. Кроме того, отсутствие возможности получения высоких культурно-технических знаний в системе индивидуально-бригадного обучения в значительной мере способствует текучести рабочих кадров. Одним из недостатков

этого метода обучения новых рабочих также является то, что производственные навыки ученика ограничиваются навыками инструктора. Слабость системы индивидуально-бригадного обучения заключается также в том, что не каждый рабочий-инструктор обладает теоретическими и методическими знаниями в широком диапазоне, а если и имеет такую подготовку, не всегда может выступать в роли квалифицированного преподавателя.

Важное направление в улучшении подготовки рабочих кадров непосредственно на производстве - более широкое внедрение ступенчатой системы обучения. В основу этой системы положена подготовка на краткосрочных курсах. Сам учебный процесс построен по восходящим этапам с таким расчётом, чтобы каждая последующая ступень являлась логическим продолжением предыдущей, обеспечивала возможность дальнейшего обучения и предусматривала расширенную сферу использования рабочих кадров. Все этапы обучения органически связаны между собой едиными учебными мероприятиями, направленными на одну общую цель. Подготовка рабочих в ступенчатой системе должна осуществляться по единым учебным планам и программам, разработанным в рамках единой профессии для каждого этапа в отдельности. В результате учебный процесс на всех предприятиях будет отвечать только одним квалификационным требованиям, что исключит многообразие подходов к подготовке рабочих одинаковых профессий.

Важным преимуществом ступенчатой системы является достижение однородности контингента обучающихся по производственной подготовке и опыту работы. Высокая пропускная способность по повышению квалификации рабочих кадров, низкие сроки окупаемости затрат на подготовку рабочих делают ступенчатую систему обучения наиболее перспективной формой воспроизводства квалифицированных рабочих кадров для судостроительной отрасли.

Помимо индивидуально-бригадного обучения подготовка новых рабочих осуществляется через систему курсов, школ и учебно-курсовых комбинатов. Последнее необходимо для подготовки рабочих более сложных профессий, овладение которыми связано с изучением значительного объёма теоретических предметов и с освоением таких видов работ, которые не могут быть изучены непосредственно на своих рабочих местах. Подготовка новых рабочих через курсы

и школы без отрыва от производства осуществляется силами и средствами самих предприятий; на курсах и в школах с отрывом от производства, где готовятся рабочие кадры для нескольких предприятий, обучение производят специалисты, преподаватели. Учебные программы и методики обучения в курсовой системе строятся по типу учебно-производственной деятельности профессионально-технических училищ, что делает этот вид подготовки квалифицированных рабочих кадров более действенным по сравнению с индивидуально-бригадным обучением. Курсовой метод подготовки делает возможным устранить значительную часть недостатков индивидуально-бригадного метода обучения, в частности, позволяет дать учащимся более глубокие теоретические и практические знания, выявить слабые и сильные стороны учащихся и быстро реагировать на это, сократить число работников, занимающихся подготовкой рабочих кадров. В то же время существующая подготовка рабочих через систему школ и курсов не может удовлетворить растущих потребностей модернизируемой промышленности в высококвалифицированных рабочих кадрах.

Для решения этой проблемы в настоящее время особенно актуальным является возрождение подготовки высококвалифицированных рабочих кадров через систему профтехобразования. Выпускники ПТУ быстрее получают высокий квалификационный разряд, а экономические показатели их труда значительно выше, чем у рабочих, подготовленных на производстве. Производственное обучение учащихся ПТУ не может удовлетворять всем потребностям судостроительных предприятий в необходимых кадрах, учесть специфику каждого производства и обеспечить их рабочими именно того профиля, который данному предприятию требуется. Для того чтобы профтехобразование стало настоящей кузницей высококвалифицированных рабочих кадров, необходимо:

1) оснастить материально-техническую базу профтехучилищ современным оборудованием, машинами, станками и приборами, тренажёрами, компьютерными технологиями;

2) обеспечить между ПТУ и предприятиями тесную двухстороннюю связь для организации заявок на обучение учащихся по той или иной специальности, необходимой для данного предприятия; для обеспечения всесторонней материальной и технической помощи учебному заведению;

3) обучение учащихся в ПТУ производить согласно современным требованиям технологии производства, применяемой на передовых предприятиях соответствующего профиля не только Астраханской области, но и других регионов, а также в мировой практике;

4) преподавательскому составу ПТУ необходимо постоянно повышать свою квалификацию: учитывать новые требования и реалии времени при подготовке квалифицированных рабочих кадров, знакомиться через Интернет и специализированные журналы с приёмами и методами работы на современном оборудовании, новыми современными технологиями производства, применяемыми на лучших отечественных и зарубежных верфях; необходимо поддерживать тесную связь с руководством участков и цехов предприятий, для которых подготавливаются новые рабочие кадры;

5) повысить роль материальных стимулов в воспроизводстве квалифицированных кадров.

Материальное вознаграждение всех работников, занимающихся подготовкой рабочей силы, следует поставить в зависимость от уровня теоретической и практической подготовки рабочих: оценки за экзамен по теории, выполнения норм выработки, качества продукции, экономии материалов и т.д. Совершенствование системы воспроизводства квалифицированных рабочих кадров способствует росту профессионально-технического уровня рабочих судостроительной отрасли, повышению эффективности их труда.

Непременным условием планомерного совершенствования производственного коллектива и его квалификационного уровня является стабильность рабочих кадров. Текучесть рабочих кадров вызывает дополнительные затраты на новый набор рабочих, их подготовку и переподготовку. Текучесть рабочей силы вызывает недоиспользование техники, задержки с освоением новой продукции, выпуск брака и т.д., что, в конечном итоге, отрицательно сказывается на экономических результатах деятельности предприятия. Поскольку судостроительные предприятия находятся у водоёмов, удалённых от областного центра, необходимо создать всю необходимую для жизни и работы в рабочих районах инфраструктуру. Значительное сокращение текучести кадров может быть обеспечено следующими путями:

- осуществлением мероприятий по повышению уровня организации труда и производства,

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2010

347

совершенствованием системы подготовки рабочих кадров;

- созданием и улучшением жилищных условий работающих;

- восстановлением существующих и строительством новых детских садов-яслей, школ, лечебных учреждений, объектов для занятий спортом, культурно-массовыми мероприятиями;

- организацией на предприятиях работы с молодыми кадрами - служб профессиональной ориентации и профессионального отбора рабочих кадров;

- усилением материальной и моральной заинтересованности рабочих в овладении новыми профессиями: должен соблюдаться принцип - за лучший труд более высокая оплата; своевременное и регулярное продвижение рабочего по лестнице тарифных разрядов.

Вопросы определения экономической эффективности подготовки рабочих кадров приобретают актуальное значение, поскольку от их решения, в конечном счете, зависит рациональное расходование финансовых средств предприятий и правильное использование трудовых ресурсов. Под экономической эффективностью профессиональной подготовки кадров понимается соотношение результатов производственной деятельности рабочих с затратами на их обучение.

Для выбора наиболее совершенных и гибких форм подготовки квалифицированных рабочих кадров необходимо глубокое экономическое обоснование внедрения отдельных видов обучения. С этой целью целесообразно применять современные методы определения экономической эффективности и выбора различных форм подготовки рабочих. Экономическую эффективность подготовки рабочих необходимо рассчитывать с учётом ряда факторов, в том числе:

- затрат на обучение (принимая во внимание пути формирования квалифицированных рабо-

чих кадров и окупаемость их подготовки);

- темпов получения рабочими высшего квалификационного разряда (имеющими одинаковый уровень образования), обученными на производстве и в профтехучилищах.

Кадры высшей квалификации для промышленности, в частности для судостроительной отрасли, готовятся в вузах Астрахани. Государство призывает учащуюся молодёжь заниматься научными разработками в процессе обучения. С этой целью в Подмосковье планируется создание Кремниевой долины, подобной Силиконовой долине в США. Однако на пути создания таких научных центров могут возникнуть трудности при подготовке креативных кадров. Некоторые специалисты опасаются, что результаты исследований и соответствующие открытия из-за невост-ребованности могут быть проданы на Запад [2].

Таким образом, модернизация производства, оснащение его инновационной техникой и технологиями, а также модернизация системы подготовки кадров на всех уровнях позволят обеспечить судостроительную отрасль промышленности высококвалифицированными специалистами, способными выполнять всё возрастающие объёмы производства на высоком профессиональном уровне. Это повысит рентабельность изготавливаемой продукции, обеспечит её конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, будет способствовать устойчивому развитию экономики не только предприятий судостроительной отрасли, но и всего Астраханского региона.

Библиографический список

1. Нетреба Т. Аргументы и факты. - 2010. -№15. - С. 3.

2. Промышленность России. 2005: Стат. Сб. / Росстат. - М., 2006. - С. 35-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.