Научная статья на тему 'Совершенствование системы обучения карельскому, вепсскому и финскому языкам в образовательных учреждениях республики Карелия'

Совершенствование системы обучения карельскому, вепсскому и финскому языкам в образовательных учреждениях республики Карелия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИОРИТЕТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / ПРИЗОВЫЕ ФОНДЫ / РЕСПУБЛИКАНСКИЕ КОНКУРСЫ / ЦЕНТР ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ / PRIORITIES OF EDUCATIONAL POLICY / PRIZE FUNDS / REPUBLICAN COMPETITIONS / CENTRE OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION / PRESERVATION AND DEVELOPMENT OF NATIVE LANGUAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Наталья Владимировна

В статье рассматриваются приоритеты образовательной политики, система стимулирования и совершенствования обучению родных языков в Республике Карелия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the System of Education of the Karelian, Veps and Finnish Languages in the Educational Institutions of the Republic of Karelia

The article examines the priorities of educational policy, the system of stimulations and improving the teaching of the native languages in the Republic of Karelia.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы обучения карельскому, вепсскому и финскому языкам в образовательных учреждениях республики Карелия»

УДК 37.09 Н. В. Васильева

совершенствование системы обучения карельскому, вепсскому и финскому языкам в образовательных учреждениях республики Карелия

В статье рассматриваются приоритеты образовательной политики, система стимулирования и совершенствования обучению родных языков в Республике Карелия.

Ключевые слова: приоритеты образовательной политики, призовые фонды, республиканские конкурсы, центр этнокультурного образования, сохранение и развитие родных языков.

Один из приоритетов образовательной политики в Республике Карелия (в дальнейшем - РК) - поддержка изучению родных языков. В учебном году 6536 обучающихся (в 2011/2012 уч. г. - 6062) в 9 муниципальных районах (Олонецком, Прионежском, Пряжинском, Суоярвском, Калевальском, Кондопожском, Лоухском, Медвежьегорском, Беломорском) и в двух городских округах (Петрозаводском и Костомукшском) изучают родные языки. Из них - карельский 2170 чел. (в 2011/2012 уч. г. - 1774), вепсский 196 чел. (в 2011/2012 уч. г. - 178), финский 4170 чел. (в 2011/2012 уч. г. - 4110).

В целом по республике родные языки изучаются в 41 общеобразовательном учреждении (в 2011/2012 уч. г. - в 39).

В 20 детских садах (в 2011/2012 уч. г. - в 19) родные языки изучают 1085 воспитанников (в 2011/2012 уч. г. в 19-ти - 1059).

С 1 сентября 2012 г. учителям и преподавателям учреждений дополнительного и среднего профессионального образования, а также воспитателям детских садов (на 1 апреля - 148 чел.), осуществляющим обучение на карельском, вепсском и финском языках, выдается ежемесячное денежное вознаграждение (1000 руб.) с применением районного коэффициента в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Такая поддержка стимулирует овладение национальными языками в республике и совершенствование системы обучения.

В республиканском бюджете 2012 г. на такую меру поддержки преподавателей было предусмотрено 1,26 млн. руб., в 2013-м - почти 4,0 млн. руб.

Впервые в 2012 г. в РК прошли конкурсы:

- на лучший кабинет родного языка общеобразовательных учреждений РК;

- на лучшие учебно-методические материалы по карельскому, вепсскому и финскому языкам;

- на лучшие практики по этнокультурному образованию в дошкольных образовательных учреждениях РК.

В оргкомитет было представлено 37 конкурсных материалов.

Призовой фонд (700 тыс. руб.) направлен на совершенствование материально-технической базы кабинетов родного языка школ и детских садов Коткозера, Эссойлы, Пряжи, Калевалы, Петрозаводска, Костомукши, а также - на поощрение педагогов и воспитателей.

С 2012 г. в рамках республиканского конкурса «Учитель года Карелии» проводится номинация «Учитель родного языка». В текущем году Ольга Ивановна Никитина, учитель карельского языка Коткозерской школы Олонецкого национального муниципального района, стала победителем в номинации «Лучший учитель родного языка» республиканского конкурса «Учитель года Карелии -2013». Она будет удостоена Премии Главы РК.

За счет средств субсидии из бюджета РК на организацию отдыха детей в общеобразовательных учреждениях Шёлтозера, Рыбреки, Коткозера, Мегреги, Эссойлы, Спасской Губы, Кепской школы ежегодно организуются языковые и этнокультурные лагеря.

Для учебно-методического обеспечения общеобразовательных учреждений РК, изучающих карельский, вепсский и финский языки, в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Развитие образования в РК в 2011-2015 годах», утвержденной Постановлением Правительства РКот 4 июля 2011 г. №°155-П, в 2012 г. изданы 4 учебника по карельскому и финскому языкам в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом:

Учебники для 2, 3 и 4 классов «Финский язык» И. А. Сурьялайнен включены в федеральный перечень учебников и учебных изданий, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях РФ, в соответствии с соглашением между Министерством образования РК и ООО Издат. центр «ВЕНТАНА-ГРАФ» о создании учебно-методических комплектов по финскому языку для обучающихся 2-11 классов.

В этом учебном году будут изданы 8 учебников и учебно-методических пособий. Они подготовлены на средства долгосрочной целевой программы «Развитие образования в РК в 2011-2015 годах». На эти цели в 2012 г. затрачено 700 тыс. руб., в 2013 г. запланировано 1600 тыс. руб.

В I квартале 2013 г. для учеников 2 и 3 классов закуплены учебники «Финский язык» и дидактическая игра «Веселый карельский».

Министерство образования РК совместно с республиканской молодежной общественной организацией «Молодая Карелия» (координатор Наталья Николаевна Антонова) направило заявку в Общество «Финляндия-Россия» на участие в проекте «Финно-угорские языки и культуры в дошкольном образовании». 6 дошкольных образовательных учреждений (где изучаются карельский, вепсский и финские языки) Прионежского, Олонецкого, Калевальского национальных

Совершенствование системы обучения карельскому, вепсскому и финскому языкам...

муниципальных районов и города Петрозаводска будут знакомиться с эффективными технологиями обучения дошкольников родному языку и с организацией двуязычного образования детей в детском саду и семье; с необходимым программно-методическим обеспечением для обучения национальному языку в помощь педагогам и родителям. Цель Проекта - также обмен опытом в области модернизации финно-угорских языков и культур.

Чтобы развить у детей и обучающихся интерес к родному языку, культуре и истории, Министерство образования РК ежегодно организует межрегиональную олимпиаду школьников по карельскому, вепсскому и финскому языкам; приезжают также учащиеся школ Ленинградской обл. и СПб. В этом году в межрегиональной олимпиаде участвовали 90 учеников.

29 ноября 2012 г. открылся республиканский ресурсный Центр этнокультурного образования на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная финно-угорская школа имени Элиаса Лённрота».

Государственную поддержку в изучении карельского, вепсского и финского языков в образовательных учреждениях РК и взаимодействии с национальными общественными организациями в министерстве образования РК оказывает специально созданный Координационный совет. В его состав входят руководители национальных общественных организаций, органов местного самоуправления национальных муниципальных районов, а также педагоги школ и вузов республики.

Только совместными усилиями национальных общественных организаций, органов местного самоуправления, образовательных учреждений можно сохранить обучение родным языкам в детских садах и школах РК.

Поступила в редакцию 10.09.2013

N. V. Vasilyeva

Improving the System of Education of the Karelian, Veps and Finnish Languages in the Educational Institutions of the Republic of Karelia

The article examines the priorities of educational policy, the system of stimulations and improving the teaching of the native languages in the Republic of Karelia.

Keywords: priorities of educational policy, prize funds, Republican competitions, centre of ethno-cultural education, preservation and development of native languages.

Васильева Наталья Владимировна,

главный специалист, Министерство образования РК 185000, Россия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 24 E-mail: vasilieva@minedu.karelia.ru.

Vasilyeva Natalya Vladimirovna,

Chief Specialist, Ministry of Education of the Republic of Karelia 185000, Russia, Petrozavodsk, Lenin Avenue, 24 E-mail: vasilieva@minedu.karelia.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.