Научная статья на тему 'Совершенствование системы государственного управления в регионе путем внедрения механизма государственно-частного партнерства ('

Совершенствование системы государственного управления в регионе путем внедрения механизма государственно-частного партнерства ( Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
340
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственно-частное партнерство / методика оценки рисков / управление рисками / Предпринимательство / Рынок труда / State-and-private partnership / methodology of risk evaluation / Risk management / entrepreneurship / labor market

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Могилевич М. В., Квасов И. Н.

В статье приводится анализ взаимодействия властных и предпринимательских структур. Предлагается методика оценки рисков проектов рассматриваемых для реализации на основе государственно-частного партнерства. На примере Омской области предлагается создание системы проектов с использованием государственно-частного партнерства, способной реализовать новые ресурсы для социально-экономического развития области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes interaction between power and entrepreneurial structures. Using an example of Omsk region, the author offers methodology of evaluation of risks in relation to state-and-private partnership projects that can involve new resources for the socio-economic development of the region.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы государственного управления в регионе путем внедрения механизма государственно-частного партнерства (»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУдАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ ПУТЕМ ВНЕдРЕНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУдАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

М.В. Могилевич,

заведующий кафедрой маркетинга и предпринимательства Омского государственного технического университета, доктор экономических наук, профессор

И.Н. Квасов,

начальник отдела сводного планирования Министерства имущественных отношений Омской области

В статье приводится анализ взаимодействия властных и предпринимательских структур. Предлагается методика оценки рисков проектов, рассматриваемых для реализации на основе государственно-частного партнерства. На примере Омской области предлагается создание системы проектов с использованием государственно-частного партнерства, способной реализовать новые ресурсы для социально-экономического развития области.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, методика оценки рисков, управление рисками, предпринимательство, рынок труда.

Законодательное закрепление термин «государственночастное партнерство» (ГЧП) получил в 2007 г. в дополнении к Бюджетному кодексу РФ (ст. 199.2 «Об Инвестиционном фонде РФ»). Определенное отношение к развитию ГЧП имеет ряд федеральных законов: «О некоммерческих организациях», «О концессионных соглашениях», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», «Об автономных учреждениях», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием разграничения полномочий» и др. В разработанной Министерством экономического развития и торговли РФ «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ» одним из принципов отношений государства с бизнес-сообществом декларируется «развитие государственно-частного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего, в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной и энергетической инфраструктуры».

Несмотря на это единого и системного понимания явления на государственном уровне пока не просматривается, а также нет всестороннего и системного научного исследования данного явления.

Анализ существующих определений показывает различные понимания сути партнерства государства и бизнеса как процесса создающего новые экономические и социальные возможности для граждан, компаний и государства [1, 2, 3]. Во многом это объясняется отсутствием опыта реализации проектов государственно-частного партнерства в России. Одним из последних — наиболее понятных и приемлемых — является определение государственно-частного партнерства как «системы сотрудничества частного сектора, предприятий и организаций бизнеса с государственными учреждениями, направленное на достижение общих экономических целей, на решение актуальных социально-экономических задач» [3].

За рубежом частно-государственное партнерство используется для привлечения частных инвестиций в крупные инфраструктурные проекты. Для нашей страны эта модель может решать не только экономическую, политическую, но и социальную задачу.

Учитывая наши разработки в этой области [4, 5], особенности развития российской экономики и передовой западный опыт, можно представить следующее определение частно-государственного партнерства. Под государственно-частным партнерством предлагается понимать среднесрочный и долгосрочный альянс между государством и бизнесом, заключенный в виде государственного контракта, на основе разделения выгод и рисков между сторонами, с целью реализации общественно значимых проектов и программ.

В недалеком прошлом в условиях высокой цены на нефть экономика в России развивалась достаточно динамично, и многие компании уделяли риск-менеджменту достаточно мало внимания. Учитывая современную ситуацию, крупные российские компании начинают осознавать важность оценки рисков, тем самым заблаговременно страхуя себя от возможных неудач.

Успешная реализация проектов государственно-частного партнерства зависит от целого ряда факторов и условий, надежности участников, а также особенностей среды, в которой это сотрудничество развивается. В связи с этим особую актуальность приобретает оценка возможных рисков реализации проектов государственно-частного партнерства с целью повышения успешности их осуществления.

Только анализ рисков позволяет выработать оптимальную систему управления ими. Управление рисками — это система организационных, политических, экономических и социокультурных мероприятий, направленных на своевременное выявление, оценку, предупреждение, и контроль событий случайного и непредсказуемого характера. Сюда же следует отнести и финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации негативного воздействия подобных явлений. Таким образом, алгоритм управления рисками представляет собой следующее:

во-первых, выявление и оценку сравнительных преимуществ местного сообщества. Сильные стороны сообщества — это те ценности или факторы, которые обеспечивают сообществу сравнительные преимущества, делают его привлекательным и придают устойчивость развитию территории (например, географическая близость к важнейшим интеллектуальным и финансовым центрам, высокие заработки или наличие квалифицированной рабочей силы и др.). Слабые стороны — это те факторы или тенденции, которые создают препятствия для устойчивого развития территории и могут стать источником рисков (ограниченный доступ к капиталу, неразветвленная инфраструктура, коррупция, высокая преступность и др.);

во-вторых, на основе оценки сильных и слабых сторон региона установление рискообразующих факторов. Среди них особую роль могут сыграть внешние, т.е. экзогенные факторы (например, неблагоприятные тенденции в политическом развитии региона или международной экономической конъюнктуре). На практике один и тот же внешний фактор может благоприятствовать одному сообществу, но представлять угрозу для другого. В качестве экзогенных факторов могут выступать демографические тенденции — процесс старения населения, инновации в области технологий и другие факторы.

Последовательность анализа риска включает, как правило, несколько этапов: 1) выявление совокупности объективных, субъективных, зависимых и независимых факторов, оказывающих влияние на уровень конкретного риска; 2) определение степени значимости этих показателей; 3) установка допустимого (предельного) уровня риска в зависимости от внешней конъюнктуры; 4) анализ рисковости отдельных традиционных и нетрадиционных решений, проводимых территориальным органом управления; 5) формирование предложений и мероприятий по оптимизации конкретного риска (или группы взаимосвязанных рисков) для конкретного проекта; 6) анализ потенциальной и реальной эффективности принимаемых мер по оптимизации уровня риска.

При реализации проектов и программ важно оценить риски государственно-частного партнерства, являющиеся важным элементом их выполнения. Предлагается это сделать исходя из принципа системности рисков и предположения, что реализация

проектов частно-государственного партнерства в той или иной мере подвержена трем основным типам рисков: проектным, систематическим и форс-мажорным.

Для того чтобы партнерство успешно работало, необходимо сочетание многих факторов, имеющих отношение, как к представителям обеих сторон партнерства, так и к среде, в которой они взаимодействуют в процессе реализации проекта.

Анализ западного и российского опыта позволяет выявить условия успешного развития проектов государственно-частного партнерства в России, которые позволяют при организации такого партнерства учитывать наличие финансов, инфраструктуры, обеспечение гарантий сбыта, наличие технико-экономического обоснования и бизнес-плана, стадию готовности проекта, наличие всех правовых условий, особенности логистики, а также справедливое распределение проектных рисков между всеми участниками проекта.

Таким образом, предлагаемое нами развитие методики оценки рисков [6] строится, во-первых, на предложенном теоретическом подходе, основанном на сочетании проектного, систематического и форс-мажорного рисков в государственно-частном партнерстве, во-вторых, на системном сочетании методов качественного и количественного анализа инвестиционных рисков, с последующим выходом на расчет ставки дисконтирования.

Первым этапом анализа рисков конкретного проекта государственно-частного партнерства является проведение качественного анализа методом экспертных оценок проектного, систематического и форс-мажорного рисков.

Для проведения анализа формируется экспертная группа, состоящая из специалистов по инвестициям, строительству и финансам. Размер группы и требования к ней определяются инвестором, совместно с государственным органом, ответственным за данный проект государственно-частного партнерства. Каждому эксперту, работающему отдельно, предоставляется перечень возможных оценок по всем видам риска, и предлагается оценить вес каждого.

Следующим этапом эксперты оценивают систематические риски. Систематический риск—это многофакторное явление, характеризующееся тесным переплетением множества финансовоэкономических и социально-политических переменных. Диапазон оценок систематического риска, от 10 баллов до 100 баллов.

Далее эксперты оценивают форс-мажорные риски. Тщательный анализ форс-мажорных событий является критическим в проектном финансировании, потому что такие события, если не будут определены, могут сильно исказить оценку рисков, от которых зависит финансирование. Диапазон оценок по форсмажорным рискам от 10 баллов до 100 баллов.

Общий риск складывается из суммы проектного, систематического и форс-мажорного рисков. Оценки риска также представлены для ранжирования последовательностью от десяти до ста. Отметим, что оценки представляют собой рекомендацию, а не инструкции по поводу того, что необходимо осуществлять в той или иной ситуации.

Помимо качественного анализа необходимо использовать полученную оценку риска в экономических расчетах. Предлагается модернизировать расчет чистой приведенной стоимости проекта включением в показатель ставки дисконтирования коэффициента, учитывающего риски проекта.

Предлагаемая методика расчета рисков государственночастного партнерства, которая сочетает в себе особенности качественных и количественных методов оценки рисков, учитывает положения инвестиционной теории об определяющей роли риска и доходности при принятии инвестиционных решений при достаточно простых расчетах с возможностью автоматизации, позволяет судить о том, может ли проект государственно-частного партнерства быть принят или нет с учетом желаемой доходности и характерного риска проекта.

Практическая апробация предложенной методики оценки рисков проводилась на трех реально реализуемых в Омской области проектах государственно-частного партнерства.

Проект «Строительство подстанции «Весенняя». Данный проект подразумевает строительство подстанции «Весенняя», которая является основным источником электроснабжения

новых потребителей в левобережной части города Омска. В результате расчетов, получена ставка дисконтирования 14%, которая учитывает риски проекта.

Для расчета чистой приведенной стоимости других дисконтированных показателей использовалась компьютерная модель и данные по денежным потокам рассматриваемого проекта. Результаты оценок показывают, что с учетом рисков проекта, экономические результаты, хотя и ухудшаются, но, тем не менее, остаются привлекательными для участников государственно-частного партнерства, а это значит, что проект может быть принят к исполнению.

Аналогичным образом был определен риск, ставка дисконтирования и чистая приведенная стоимость по проекту «Производство ваты медицинской из короткого льноволокна», который предусматривает создание промышленного предприятия по производству высококачественной медицинской ваты на основе использования в качестве сырья короткого льняного волокна, производимого на территории Омской области. Была получена ставка дисконтирования 20,4%, чистая приведенная стоимость проекта при данной ставке составляет 15,2 млн. руб. Методика так же была использована при определении рисков проекта по строительству жилья, также осуществляющемуся по схеме государственно-частного партнерства. Проект «Строительство жилого комплекса «Ясная поляна» предусматривает строительство крупного жилого комплекса в Омском районе Омской области. Была получена ставка дисконтирования 15,8%, Чистая приведенная стоимость по этому проекту составила 456 млн. руб.

Проведенные расчеты свидетельствуют о практической применимости разработанной методики оценки рисков, исследованные проекты находятся в числе приоритетных, создают основу для ускорения экономического роста, решения проблемы занятости и создания благоприятного инвестиционного климата в регионе. Данная методика рассмотрена на координационном совете Областного Союза предпринимателей и рекомендована для внедрения в организациях — членах Союза.

Следует отметить, что в настоящее время в регионе продолжается интенсивная подготовка к проведению празднования 300-летия города Омска. С этой целью началась реализация мероприятий целевой программы Омской области «Подготовка и проведение празднования 300-летия основания города Омска» на 2008-2016 гг. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 2040-р утвержден план основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 300-летия основания г. Омска. 29 декабря 2008 г Председателем Правительства РФ В.В. Путиным подписано распоряжение Правительства РФ № 2040-р о плане основных мероприятий, реализация которых рассчитана по 2016 г. В указанный план включена реализация 43 мероприятий, в том числе такие принципиальные для развития региона объекты как: строительство международного аэропорта «Омск-Федоровка», строительство Омского метрополитена, строительство Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш, окружной дороги и ряда других.

Указанные проекты, безусловно, могут быть реализованы с использованием модели государственно-частного партнерства. Достигаемая в рамках государственно-частного партнерства экономия бюджетных средств, а также привлечение частных инвестиций к решению общественно важных задач имеют большое значение. Однако, не менее значимыми станут и другие возможные достижения — такие как привнесение в реальный сектор экономики и смежные с ним сферы предпринимательского опыта и традиций эффективного управления.

Развитие системы государственно-частного партнерства применительно к приоритетным мероприятиям приуроченным к 300-летию основания г. Омска может дать реальный эффект для снижения напряженности в сфере занятости населения Омской области, которая приобретает неблагоприятные для области масштабы.

Таким образом, наши исследования на примере Омской области показывают позитивные возможности развития государственно-частного партнерства в целом ряде крупных, средних и традиционных проектов, позволяющие реализовывать новые ресурсы для социально-экономического развития области.

Литература

1. Ястребов О.А. Концессионные формы партнерства между государством и частным бизнесом и перспективы их использования в России // Проблемы современной экономики. -2009. — №2. С. 171-174.

2. Кухаренко В.Б., Воронин В.В. Хозяйственное партнерство государства и частного бизнеса // Проблемы современной экономики. — 2009. — №3. С. 186-190.

3. Хаирова С.М., Стадникова Е.С. Проблемы формирования государственно-частного партнерства в России // Проблемы современной экономики. — 2009. — №3. — С. 191-193.

4. Квасов И.Н. Модель государственно-частного партнерства в регионе // Социально-экономические проблемы формирования трудовых отношений: Матер. междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Потуданская В.Ф. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007.

5. Квасов И.Н. Модель государственно-частного партнерства: теоретический и эмпирический аспекты // Актуальные проблемы развития техники и экономики в условиях Крайнего Севера / Отв. ред. В.Е. Щерба. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007.

6. Квасов И.Н. Методика оценки рисков государственно-частного партнерства // Апрельские экономические чтения: Сб. тр. междунар. науч.-практ. конф. — Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2008.

внешние эффекты СТИХИЙНОГО агломерационного процесса в условиях депопуляции населения*

Е.Л. Аношкина,

профессор кафедры экономической теории Пермского государственного технического университета,

директор Центра регионального развития, инноваций и управления Пермского государственного технического университета, доктор экономических наук

И.Е. Лещев,

заместитель директора Центра регионального развития, инноваций и управления Пермского государственного технического университета

Статья посвящена анализу и оценке агломерационных процессов в ареале г. Перми. Показана стихийность течения процесса формирования Пермской агломерации, а также снижение показателей социальной адаптации населения в сельской местности. Для решения проблемы в условиях истощения человеческого и трудового потенциала предлагается создание интегрированного экономического и социокультурного пространства. Подготовлены рекомендации по регулированию интеграционных процессов в целях снижения отрицательных внешних эффектов стихийной агломерации.

Ключевые слова: депопуляция населения, стихийное развитие агломерационных процессов, критерии агломерации, принципы регулирования агломерационных процессов.

Социально-экономическая реструктуризация в России находит отражение в изменениях системы территориального расселения. Одним из проявлений подобных изменений являются агломерационные процессы, характеризующиеся переходом от старых поселений в виде отдельных городов и населенных пунктов к новым, среди которых преобладают крупные объединения поселений типа городов-агломераций. Для оценки происходящих процессов необходим анализ условий и определение критериев формирования агломераций.

Городская агломерация может быть описана как компактная пространственная группировка поселений, объединенных интенсивными производственными и культурными связями в сложную многокомпонентную динамическую систему. Граница городских агломераций определяется по конечным пунктам маятниковых миграций. Ключевыми условиями возникновения агломераций являются:

наличие четкой специализации различных территорий внутри агломерации; наличие маятниковой миграции, обеспечивающей единство рынка труда; общий потребительский рынок и рынок капиталов; сопоставимые стандарты качества и уровня жизни; наличие совместно используемых инфраструктурных объектов.

Однако в настоящее время все большую актуальность приобретает экономический, институциональный анализ агломерационных процессов, анализ и прогнозирование внешних эффектов. Процессы агломерации в институциональном значении характеризуются следующим образом. Агломерация предполагает создание принципиально новой системы управления территориальным развитием и планированием, что связано с выстраиванием договорных отношений самостоятельных муни-

ципалитетов относительно предметов общего интереса, например, общих экономических или инфраструктурных процессов. Мировой опыт свидетельствует, что агломерации, создаваемые по административной инициативе, как правило, неустойчивы и распадаются при завершении административного вмешательства и финансирования.

Основными способами ускорения агломерационных процессов, по мнению экспертов, являются [1]: форсированное развитие транспортных и коммуникационных инфраструктур, создание общих логистических центров; координация системы территориального развития и использования земель, согласованная экологическая политика; реализация проектов, направленных на расширение «узких мест» в ресурсном обеспечении агломерации (обеспечение стройматериалами, электроэнергией, водой и др.); развитие социокультурного пространства.

Формирование крупных современных агломераций обеспечивает следующие эффекты. Во-первых, агломерация предоставляет населению дополнительные возможности доступа к научной, производственной и культурной информации, возможность выбора вида работ, доступа к учебным, медицинским и культурным заведениям. Во-вторых, возникают эффект масштаба для региональной экономики, современные форматы торговли, перспективные производства товаров потребительского рынка и сектор услуг. Возникновение агломерации создает как возможность прихода в регион крупного бизнеса, так и возможности для местных компаний дорасти до уровня лидеров рынка.

В-третьих, создание емкого и разнообразного рынка труда. У людей появляется возможность быстро найти работу, отвечающую их квалификации и личной жизненной стратегии. В-чет-

* Исследование проводилось при поддержке РФФИ (проект РФФИ/ Урал 07-06-96013 по теме «Исследование влияния глобализации и регионализации на экономическое развитие Пермского края»)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.