Научная статья на тему 'Совершенствование региональной инфраструктуры для формирования механизма коммерциализации технологий'

Совершенствование региональной инфраструктуры для формирования механизма коммерциализации технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
322
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ / ЗАЯВКА / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ / ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миронова Д.Д.

В условиях перехода экономики региона на инновационный путь развития особую актуальность приобретает эффективное взаимодействие науки, бизнеса и власти для формирования механизма коммерциализации технологий. В работе предложена программа реализации заявок бизнеса на инновации по решению проблем развития региона, рассмотрена пошаговая технология, показана роль инновационной инфраструктуры как ключевого фактора, способного обеспечить новый уровень взаимодействия науки и бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование региональной инфраструктуры для формирования механизма коммерциализации технологий»

УДК 338.49

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ

Д.Д. МИРОНОВА, аспирант кафедры экономической теории и мировой экономики E-mail: mironova06-86@inbox.ru Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса

В условиях перехода экономики региона на инновационный путь развития особую актуальность приобретает эффективное взаимодействие науки, бизнеса и власти для формирования механизма коммерциализации технологий. В работе предложена программа реализации заявок бизнеса на инновации по решению проблем развития региона, рассмотрена пошаговая технология, показана роль инновационной инфраструктуры как ключевого фактора, способного обеспечить новый уровень взаимодействия науки и бизнеса.

Ключевые слова: инновация, технологический, заявка, коммерциализация, взаимодействие, инновационный, инфраструктура.

Одним из важнейших составных элементов региональной инновационной системы является эффективное взаимодействие предприятий и организаций с исследователями и разработчиками. При этом взаимодействие науки и реальной экономики носит взаимовыгодный характер. Если нет спроса реального сектора экономики на новые технологии — нет и предложения от научного сектора. С другой стороны, без фундаментальных и прикладных исследований, без активного продвижения наукой своих разработок на рынок также нет инновационной экономики.

Для перехода хозяйства региона на инновационный путь развития целесообразно встречное движение заявок инновационно активных предприятий, стремящихся решить проблемы своего развития, и предложений по инновациям со стороны университетов, малых инновационных

предприятий, ориентированных на получение коммерческого результата от своей деятельности (рис. 1).

Важным является тесное взаимодействие науки, бизнеса и власти при решении проблем социально-экономического развития, повышения конкурентоспособности предприятий.

Одной из оптимальных форм взаимодействия науки и бизнеса может быть система обобщения технологических проблем предприятий и предложений по их решению посредством активного включения в эту деятельность элементов инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства, соответствующих организационно-финансовых механизмов.

Технологические заявки предприятий, нуждающихся в высокотехнологичных решениях проблем и задач бизнеса, могут представлять собой процесс обследования предприятий и организаций для выявления при помощи анкетирования технологических аспектов, требующих научного подхода к их решению. Более целенаправленная работа по выявлению проблем предприятий региона и их преобразованию в технологические заявки может проводиться в рамках конкурсов на размещение регионального заказа на научные исследования и разработки.

Получаемая информация о проблемах и заявках может иметь при этом поверхностный и несистемный характер, что требует дальнейшей работы для преобразования ее в рыночный продукт. В ходе конкурсов экспертной комиссией могут отбираться

Потребности рынка (технологии, изобретения, товары и услуги)

Встреча заявок рынка и предложений науки

Потенциал и предложения науки

1 Г

Разработка технологий, товаров и услуг

Удовлетворение потребностей, возрастание потребностей

Производство товаров и услуг

Развитие науки

Источник: составлено автором.

Рис. 1. Схема формирования рыночно ориентированных технологий (товаров, услуг) на основе взаимодействия заявок рынка и предложений науки

Источник: составлено автором по материалам [3]. Рис. 2. Алгоритм решения технологических заявок предприятий

наиболее перспективные разработки, технологии, изобретения, потенциально имеющие социально-экономическую значимость и возможность привлечь к ним внимание потребителей и инвесторов.

Механизмом коммерциализации перспективных разработок может выступать частно-государственное партнерство представителей спроса и предложения на инновационный продукт — победителей и лауреатов конкурсов с директорами и представителями предприятий региона при участии инновационной инфраструктуры. Изобретатели могут представить свои новинки, а специалисты-практики оценивать их конкурентоспособность и возможность внедрения в производство. Своеобразная биржа идей и научно-технической продукции может проводиться исключительно при активном участии в подготовке представителей руководящего состава предприятий региона, а также региональных органов власти, соединяющих интересы бизнеса и науки при формировании инновационной экономики.

Механизм взаимоотношения науки, бизнеса и власти может строиться только на обоюдных интересах сторон, участвующих в программе поиска решений на технологические заявки предприятий (рис. 2, 3).

Упрощенный алгоритм практического взаимодействия не отображает функций и действий органов власти, элементов инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства, без участия которых функционирование такой системы невозможно. Работа

с заявками предприятии может обрести системность и получить развитие при условии организационной и методической поддержки со стороны инновационной инфраструктуры региона.

Система эффективного взаимодействия может быть направлена на выявление проблем развития предприятий, поиск инновационных решений и поддержку авторов технологий. В ней могут участвовать как российские производители и разработчики различных регионов и отраслей, так и зарубежные. Программа может позволить при помощи сравнительно небольших ресурсов получить значительный эффект развития и внедрения инноваций через привлечение ресурсов инновационно активных предприятий.

Устойчивую связь между предопределяющими и важнейшими составляющими инновационной цепи — наукой и бизнесом — можно наладить с помощью мер общеэкономического характера.

Определяющим фактором, который может обеспечить такую связь, может стать организационная и законодательная среда в виде полноценной инновационной инфраструктуры как в регионе, так и на уровне федеральных округов и России в целом.

Для решения проблем социального и экономического развития регионов, повышения конкурентоспособности предприятий на основе инновационных технологий программа заявок на инновации может реализовываться на следующих уровнях [3, с. 100]:

• региональный, обеспечивающий сбор и управление информационными базами заявок на решение проблем предприятий региона, их экспертизу и оценку, поиск решений в регионе, а также по прямым связям с партнерами других территорий;

• межрегиональный, обеспечивающий использование федеральных и межрегиональных

Проверка идеи на новизну и проведение патентного поиска, определение экономической целесообразности патентования, оценка и расчет стоимости регистрации товарного знака

г 1

Определение экономической целесообразности коммерциализации Бизнес-идея не нова и не может быть запатентована

Идея имеет шанс на коммерциализацию или получение любой другой экономической выгоды Идея экономически нецелесообразна

1

Выбор вариантов финансирования инновационного проекта

1 г 1 ' 1

Внутренние источники финансирования Внешние источники финансирования Смешанное финансирование

Г

Проверка технической и промышленной обоснованности идеи

Запуск инновационного продукта Проведение дополнительных научных испытаний

Источник: составлено автором по материалам [1, с. 131].

Рис. 3. Примерный алгоритм оценки заявителем предложения автора

баз данных и подключение инновационных центров к поиску решений проблем предприятий данного региона, привлечение авторов и технологий из других мест; • международный, обеспечивающий поиск инновационных решений за рубежом и работу с заявками на инновации зарубежных фирм. С точки зрения методологии работы с заявками на инновации и предложения решений технологических проблем предприятий наибольший интерес представляют международные проекты с точки зрения развития европейской инновационной политики, международного научно-технического сотрудничества, развития связей с европейской инновационной инфраструктурой.

Услуги по поддержке бизнеса и инноваций могут включать два основных направления. 1. Технологические заявки: идентификация местных потребностей; поиск поставщиков

технологий в сети; поддержка в фазах взаимодействия и реализации. 2. Технологические предложения: идентификация новых методик от местных компаний-поставщиков; продвижение технологий в сети; поддержка в фазах взаимодействия и реализации.

Общей целью проектов может быть содействие развитию кооперации малых инновационных предприятий и научных организаций России и зарубежных стран, приводящей к повышению их конкурентоспособности. Достижение этой цели предполагает решениеследующихзадач [4, с. 88—89]:

1) рынки и возможности (повышение информированности российских и зарубежных малых инновационных предприятий о законодательных условиях, рынках, возможностях сотрудничества и государственной поддержке международной кооперации);

2) партнеры и компетенции (выявление проектов и поиск партнеров для международного технологического сотрудничества на основе постоянного скрининга компетенций и потребностей);

Источник: составлено автором по материалам [4].

Рис. 4. Пошаговая технология программы заявок на инновации

3) гармонизация (выработка рекомендаций для правительственных структур по улучшению и гармонизации механизмов поддержки международного сотрудничества малого инновационного бизнеса).

Поиск инновационных решений и подача авторами предложений по решению проблем развития региона могут осуществляться следующим образом:

• первичная информация поступает в систему в виде заявки предприятия по установленной форме с возможностью предоставления дополнительной текстовой, графической информации в виде приложения к заявке;

• поток заявок от предприятий обеспечивается за счет добавления данного механизма в систему инновационного развития предприятий и регионов с использованием различных конференций, семинаров и выставок. Пошаговая технология программы заявок на

инновации, по которой может осуществляться взаимодействие заявителей, авторов и инновационной инфраструктуры при решении проблем развития региона, представленанарис. 4 [4, с. 89—95].

Шаг 1 является определяющим в оценке инновационной активности региона и предприятий. В российской практике проблемы и задачи обычно аккумулируются в концепциях или стратегиях развития, в планах социально-экономического развития, повышения конкурентоспособности. В дальнейшем задачи практически не трансформируются в заявки на поиск инновационных решений и отдаются на откуп существующей практике, которая не направлена на поиск инновационных решений, а ориентирована на закупки импортного оборудования и технологий.

Правильно сформулированная заявка на инновацию значительно способствует успешному поиску инновационного решения, а неверно выраженная может

увести в сторону или существенно затруднить сам поиск. Для обеспечения правильной формулировки могут использоваться различные вопросники и формализованные бланки.

Шаг 2 — непосредственный поиск инновационных решений для заявителей. Инновационные центры — участники программы заявок на инновации изыскивают передовые технологии и авторов по существу заявки в своем регионе, а также в других местах и за рубежом. При этом используются различные пути, в том числе Internet, выставки, конференции и семинары. В предложениях наряду с технической сутью предложения могут указываться его преимущества, степень и опыт реализации, стадия разработки, предварительный план действий по реализации.

Инновационной инфраструктурой определяются пути и способы поиска инновационных решений проблем и задач заявителей. Среди них можно особо отметить:

• поиск имеющихся решений (базы данных, сеть центров научно-технической информации и центров трансфера технологий, выставки и конференции);

• разработку новых решений;

• поиск потенциальных разработчиков новых решений.

На шаге 3 в инновационную инфраструктуру поступают предложения от авторов инновационных решений на поставленные заявителями задачи и сформулированные проблемы. Возможны два варианта развития событий, которые устанавливаются заявителем и инновационной инфраструктурой при приеме заявки на поиск инновационного решения:

1) инновационная инфраструктура регистрирует поступившие предложения и передает их заявителям без какой-либо обработки;

2) инновационная инфраструктура проводит комплекс предварительных мероприятий с поступившими предложениями и только после этого их пересылает заявителям.

Среди поступающих предложений может быть много информационного шума, в том числе связанного с желаниями авторов любыми способами получить заказ на НИОКР. Авторы могут опасаться за сохранение своих авторских прав, проявлять безграмотность в установлении контактов и ведении переговоров, заключении договоров на реализацию своих разработок и технологий.

Недостаточно информативные предложения могут вызвать отторжение от заявителей. Работа

над формулированием предложения требует значительных затрат, к тому же у заявителя просто может не оказаться специалистов, соответствующих уровню предлагаемого инновационного решения. Поэтому наиболее целесообразно проведение инфраструктурой предварительной работы с поступившими предложениями, в том числе проведение анализа, обеспечение их информативности путем уточняющих заявок.

В случае поступления нескольких альтернативных предложений заявителю лучше обеспечить их сравнимость. Инновационная инфраструктура также может организовать прямой контакт заявителя с автором, помочь определению перспективности предлагаемой инновации, заключению договора, разработке автором стратегии защиты своей интеллектуальной собственности, мер по снижению рисков, а также схемы финансирования.

Инфраструктура также может стать нейтральным органом, который способен содействовать установлению плодотворного контакта автора и заявителя, достижению ими взаимопонимания и заключения соответствующего договора на реализацию инновационного решения проблем и задач заявителя. Поступившие предложения от авторов согласно договорам заявителей с инфраструктурой могут пересылаться сразу же заявителям или проходить необходимую подготовку для представления заявителям и дальнейшего консультационного сопровождения.

Шаг 4 в программе заявок на инновации, включающий практическую реализацию инновационного решения, может проводиться в соответствии с общепринятым порядком проведения НИОКР. Работы могут осуществляться в порядке и сроки, определенные на предыдущем шаге.

Реализация инновационных решений стоящих проблем и задач может проводиться по следующим основным вариантам:

• авторами заявок на инновации своими силами или другими предприятиями по технологии авторов;

• авторы заявок выполняют работы совместно, в том числе при консультационной помощи, с авторами технологий;

• создается новое совместное предприятие;

• работы выполняются силами авторов технологии.

Реализация проекта может производиться как для решения конкретной проблемы заявителя, так и для дальнейшего партнерства авторов заявки и технологии по продвижению последней на рынок,

в том числе дальнейшему тиражированию, включая создание для этого совместных предприятий, филиалов, представительств, продажи лицензий.

Шаг 5 является важнейшим в программе заявок на инновации. На этом этапе может формироваться решение о получении всеми участниками процесса материального, социального и морального вознаграждения. Важно при инициировании всего процесса и на всех его стадиях иметь комплексный ясный и конкретный набор материальных и моральных стимулов, критериев, источников и порядка их получения.

Внедренные инновации должны раскрывать перспективы на будущее, делать возможным переход в новое состояние региона, иметь дальнейшие возможности получения инициаторами заявок на инновации и стимулов как для региона и предприятий, так и лично для инициаторов.

На завершающем этапе определяется степень решения проблемы и поставленной задачи, экономический, социальный и другие полученные эффекты, оформляются приемо-сдаточные документы, производятся окончательные финансовые взаиморасчеты, производятся выплаты участникам реализации инноваций.

В программе заявок на инновации могут принимать участие зарубежные фирмы, заинтересованные в сотрудничестве с российскими предприятиями и позволяющие реализовать высокий научно-технический потенциал, накопленный в России. Иностранные участники могут активно использовать программу заявок на инновации для поиска инновационных технологий в РФ.

Формами сотрудничества с авторами инновационных разработок могут быть лицензионный контракт, совместное предприятие или производство, контрактные и научно-исследовательские работы. Взаимовыгодное научно-техническое сотрудничество может способствовать сохранению и развитию российского научно-технологического потенциала, профессиональному совершенствованию и занятости российских ученых и специалистов.

Программа заявок на инновации может стимулировать создание технологических коридоров. На заседании президиума Государственного совета «О развитии инновационной системы Российс-

кой Федерации» 18 апреля 2008 г. Президент РФ Д. А. Медведев заявил: «Еще одна группа задач связана с преодолением сегодняшнего состояния, когда у нас разобщены научный и корпоративный секторы инновационной системы. Именно здесь коренятся трудности с внедрением в производство инновационных продуктов. И одно из решений — выстраивать в инновационной среде сквозные технологические коридоры, то есть такие механизмы, которые обеспечивают продвижение передовых знаний к рынку и привлекают инвестиции в самые прорывныепроекты» [2].

При этом неизбежно всплывают проблемы и задачи, которые могут быть успешно решены через механизм формирования заявок на технологические инновации (рис. 5).

Очень важным условием функционирования системы, обеспечивающей тесную связь между наукой и бизнесом, является наличие стабильного и приемлемого финансового обеспечения. Кроме собственных денежных средств предприятий — основного источника финансирования нововведений существуют дополнительные, которые могут быть использованы при реализации заявок на технологические инновации.

Одним из источников может служить механизм, заложенный в основу деятельности Российского фонда технологического развития по финансированию НИОКР, которые соответствуют приоритетным направлениям развития науки и техники, перечню критических технологий федерального уровня и ориентированы на внедрение конкретных конечных результатов.

К числу государственных источников финансирования программы заявок на инновации можно отнести также Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, который оказывает прямую финансовую помощь малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности.

Из всехпроблем, которые сдерживают установление тесных контактов между наукой и бизнесом, можно выделить две основные:

Органы власти

Наука I-;> Производство 1-¡> Покупатели

Инноб ационная инфрастр; /ктура

Источник: составлено автором по материалам [4].

Рис. 5. Схема

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

технологического

коридора

• инфраструктура поддержки инновационного предпринимательства пока не жестко ориентирует науку на потребности бизнеса;

• практически отсутствует система выявления, квалифицированного формулирования и систематизации технологических заявок предприятий, атакже проблем регионов. Одним из факторов, сдерживающих реализацию программы заявок на инновации, является формальный подход в случае, когда предлагается десяток технологий для решения разноплановых проблем, и авторы предложений стремятся переложить осмысление и адаптацию решения на инициаторов заявок, не вникая в тонкости проблемы, не изучая ее отраслевых, территориальных и других особенностей.

Заявки могут быть отклонены от рассмотрения ввиду финансовой несостоятельности заявителей и неквалифицированной постановки задачи. Поэтому немаловажным аспектом является профессиональная точность формулировок проблем и задач, а также конгруэнтность интересов заявителей и авторов инновационных решений.

Необходим отработанный механизм продвижения заявок к потенциальным авторам решений поставленных проблем, учитывающий интересы как предприятий-заявителей, так и авторов технологий, местных ученых и специалистов из других регионов и стран, а также источники финансирования различных этапов работ.

Требуются также оптимизация и формализация процедур взаимодействия всех участников сбора, обработки и доведения заявок до авторов технологий, а также обратного процесса — представления предложений авторов технологий специалистам предприятий-заказчиков. Нужны разработка методик и рекомендаций, создание межрегионального и международного консорциумов партнеров по реализации программ заявок на инновации, система информационного обеспечения.

Целесообразно выработать систему мер по ускорению разработки, реализации и развитию межрегиональной программы заявок на инновации и ее первого шага — подготовки методических материалов, системы сбора заявок, взаимодействия центров трансфера технологий между собой и с другими звеньями инновационной инфраструктуры, с предприятиями-заявителями и авторами инновационных решений.

Задачи, которые необходимо решить, чтобы механизм работы с заявками предприятий на инновации активно развивался, таковы:

1) подключить к делу административный ресурс регионов;

2) добиться взаимопонимания между региональной наукой, элементами инфраструктуры и промышленными предприятиями;

3) определить надежных партнеров;

4) наладить в этом направлении деловые отношения, взаимопомощь и обмен информацией с соседними регионами и в рамках Российской Федерации;

5) сформировать государственную политику, стимулирующую применение предприятиями промышленности российскихразработокчерез механизмы налоговых льгот и преференций. Для отбора конкурентоспособных, коммерчески перспективных научных разработок и продвижения их на рынок представляется целесообразным создание в вузах центров коммерциализации технологий, которые оказывали бы содействие ученым, разработчикам и изобретателям [5, с. 28]:

• в определении коммерческих возможностей результатов научных исследований;

• в разработке стратегии коммерциализации полученных научных результатов;

• в привлечении инвестиций для доведения разработки до привлекательного вида применительно к частным инвесторам;

• в возможностях участия в международных программах, способствующих коммерциализации научных и исследовательских результатов. Центр коммерциализации технологий можетвы-

являть созданную интеллектуальную собственность, проводить предварительные маркетинговые исследования, экспертную оценку и подготовку предложений о коммерциализации наиболее перспективных разработок, выработку и реализацию оптимальной защиты интеллектуальной собственности, определение источников финансирования для коммерциализации отобранных идей, представление их на конкурсах, проведение переговоров с потенциальными покупателями, ведение информационных баз данных по проектам, выставляемым на продажу.

Возможны и следующие функции центра: отбор и экспертиза инновационных проектов, обладающих коммерческим потенциалом, технологический и патентный аудит разработок, заключение многосторонних договоров и контрактов с научными организациями и предприятиями региона, атакже иностранными научными организациями, фирмами, российскими и международными фондами.

Таким образом, механизм коммерциализации технологий, выявления технологических проблем

предприятии, консультирования и взаимодеиствия с инновационно активными предприятиями может способствовать формированию нового уровня взаимоотношений науки и бизнеса для перехода региональной экономики на инновационный путь развития.

Список литературы

1. Вязова Г. А. Проблемы и перспективы коммерциализации инноваций на базе малых предприятий в России // Молодой ученый. 2010. № 11(22). Т. 1.

2. Медведев ставит на инновации. URL: http:// www.vz.ru/economy/2008/4/18/161050.html.

Нижегородцев Р. М., Никитенко С.М. Эффективные механизмы модернизации и инновационного развития экономики (теория и практика). Кемерово: Сибирская издательская группа, 2010.

Нижегородцев P.M., Никитенко С.М., Шев-цовД. С. Инновационные фирмы в современной российской экономике. Москва, Кемерово: Сибирская издательская группа, 2010. Сибирская Е. В., Абакумова Н. Н., ФирсовА. Е. Развитие институциональной инфраструктуры инновационной деятельности в регионе // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.