УДК 332.1:336.127.55
А.А. Погудин (Тула, Администрация Тульской области)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Рассмотрены вопросы совершенствования механизмов распределения субсидий из бюджета субъекта РФмуниципалъным образованням.
В настоящее время значительные объемы средств бюджетов субъектов РФ перераспределяются между муниципальными образованиями через систему межбюджетных трансфертов. Совершенствование распределения межбюд-жетных трансфертов является актуальной задачей, от эффективности решения которой зависят перспективы социально-экономического развития региона.
На наш взгляд, именно субсидии, являющиесс инсттументом софинан-сирования расходов, могут быть использованы для повышения темпов экономического развития территорий, поэтому необходимо разработать механизмы совершенствования распределения субсидий из бюджета субъекта РФ.
Как известно, бюджетный процесс — деятельность, жестко регламентированная законодательством. На региональном уровне, коме федеральных законов, характеризующих основу бюджетного процесса и межбюджетных отношений на всех уровнях бюджетной системы, необходимо учитывать и законодательство субъекта РФ. Распределение межбюджетных трансфертов в регионе осуществляется в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, федерального закона от
06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», федеелльного закона от
22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федееации и признании уттатившими сиу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принэтием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закона Тульской области от 09.06.2008 г. № 1015-ЗТО «О бюджетном процессе в Тульской области», закона Тульской области от 11.11.2005 г. № 639-ЗТО «О межбюджетных отношениях между органами государственной власти Тульской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Тульской области».
Система распределения межбюджетных трансфертов в Тульской области построена в соответствии с действующим законодательством. Следует отметить, что в последние годы ужесточились требования федеелпь-ного законодательства к организации распре деления межбюджетных трансфертов на региональном уровне [1]. Однако с учетом сложившейся
ситуации возможно и целесообразно ее дальнейшее совершенствование, что допускается нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровней. Особое внимание должно быть уделено законодательству субъекта РФ [2], так как на этом ууовне может быть максимально полно учтена специфика конкретного региона и муниципалных образований, что позволит повысить эффективность межбюджетного регулирования.
Несмотря на существенное увеличение объемов субсидий, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ, необходимо дальнейшее совершенствование механизмов распределения субсидий. Анализируя бюджет Тульской области, можно отметить, что в период с 2005 г. по 2009 г. (бюджетный план) объем субсидий муниципальным образованиям увеличился более чем в 2 раза и составил 5,1 млрд руб.
Это обусловлено тем, что обеспечение развития муниципальных образований в приоритетных направления является значимой проблемой, требующей решения с использованием региональных субсидий.
Установлено предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов и городски округов Тульской области в 2009-2011 гг. основными направлениями использования субсидий в 2009 г. являются:
- формирование районных фондов финансовой пoддeлжкд поселений;
- реформирование муниципальных финансов;
- софинансирование приоритетных расходов по отраслям экономики и социальной инфраструктуры;
- прочие субсидии.
«Учитывая дотационность большинства местных бюджетов, недостаточность в них средств для осуществления капитальных расходов, большой интерес представляют истументы долевого финансирования инвестиционных проектов (программ) развития общественной инфрасттуктуры муниципального значения. Для муниципальных образований субсидии яв-ллются инструментом, позволяющим им финансировать развитие местной инфраструктуры.
Следует также отметить, что при распределении субсидий планирование осуществляется программно-целевым методом, это требование со-дсежится в названных рекомендация Минфина РФ и, кроме того, следует из характера расходов.» [3]
Для реализации стратегического подхода к управлению субсидиями в регионе необходимо про анализировать текущую финансово-экономическую ситуацию, определить основные цели развития системы межбюджетных трансфертов и механизмы достижения этих целей. Эти механизмы предполагают выделение факторов, влияющих на состояние межбюджетных отношений в регионе, выбор показателей оценки эффекгивноти предоставления межбюджетных трансфертов, формирование методик распределения межбюджетных трансфертов различных видов, учитывающих цели, на достижение котооых ориентирован данный вид тане фертов [4].
Бюджетные ассднования на финансирование субсидий характеризуются следующими данными (таблица).
Т аблица
Субсидии из бюджета Тульской области муниципальным образованиям
Пока ат ель 2008 (закон) Проект бюджета
2009 2010 2011
Общий объем, тыс. руб. 3 377 817,8 5 121 953,7 4 845 425,4 2 857 656,0
Прирост к уровню предыдущего года, тыс. руб. 1 744 135,9 -276 528,3 -1 987 769,4
Прирост к уровню предыдущего года, % 51,6 -5,4 -41,0
Следует отметить, что совершенствование механизма распределения субсидий должно осуществляться на основе приоритетов регионального развития.
В Тульской области на основе Посланий Гyбeлнaтoра были определены следующие приоодтетные направления финансирования расходов:
- образование;
- здравоохранение;
- сельское хозяйство;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- жилищное строительство;
- дорожное строительство.
Среди приоритетных для региона направлений можно выделить те, которые целесообразно финансировать за счет средств бюджета субъекта РФ, и те, для реализации которых предпочтительнее схемы софинансиро-вания с использованием суедств бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований.
Основы распределения расходных полномочий между субъектом РФ и муниципальными образованиями определены законодательно. Однако при условии возможности софинан сиров ания необходимо приятие индивидуализированных решений по целому ряду вопросов. На наш взгляд, решение о способе финансирования должно приниматься в зависимости от необходимых объемов финансирования того ид вопроса и анализа возможностей финансирования за счет средств местных бюджетов. По вопросам, связанным с дорожным и тем более жилищным строительством, более перспективным представляется финансирование за счет суедств областного бюджета. Такое решение обусловлено тем, что большинство муниципальных районов области не смогут обеспечить самофинансирование расходов по этим направлениям или участвовать в программах софинансиро-вания при условии необходимости использования части средств местного бюджета, соизмеримой с объемами финансирования из областного бюджета. Это привело бы к распылению бюджетных суедств, снижению эффективности бюджетных расходов вследствие чрезмерного замедления темпов строительства.
Иная ситуация сложилась в финансировани дошкольного, школьного и дополнительного образования, здравоохранения и жилищнокоммунального хозяйства. В этих сферах основная часть расходов осуществляется за счет средств местных бюджетах, что продиктовано тебова-ниями действующего законодательства и сложившейся хозяйственной практикой. Для повышения эффективности расходов бюджетов муниципальных образований в этих сфелах и достижения приемлемых объемов финансирования, которые обеспечат развитие в данных приоритетных и социально значимых направлениях, предлагается более активно использовать механизмы софинансирования. Активное внедрение целевых программ, финансирование которых предполагает распределение субсидий между муниципальными образованиями региона, позволяет обеспечить местные бюджеты дополнительными средствами для решения приоритетных вопросов местного значеидя.
Актуальной научной и практической задачей является определение ууовня, который оптимален для софинансирования определенных расходов. От эффективности решения данной задачи во многом зависят темпы социально-экономического равития территорий, так как уровень софи-нансидования предопределяет объемы средств областного бюджета, перераспределяемые между муниципальными обраованиями. На основе использования метода экспертных оценок был сделан вывод о целесообра-ности ^финансирования приоритетных расходов бюджетов муниципальных районов (голодскдх оккугов) в рамере 15 %.
Следующим вопросом, котолый должен быть решен при распределении субсидий, является определение их получателей. Необходимо рарабо-тать подход к оценке состояния муниципальных бюджетов, позволяющий выделить те муниципальные образования, котолые станут получателями межбюджетных субсидий. Существуют разичные подходы к определению получателей субсидий, oриeдирoвaнных на финансирование развития муниципальных обраований. С учетом сложившейся ситуации и специфики Тульского региона представляется целесообраным финансировать те муниципальные обраования, которые xaрaктeризяютcт отставанием в финансировании приоритетного для региона направления. Экспертным путем было установлено, что целесообрано предоставление субсидий тем муниципальным районам и городским округам, где уровень социальноэкономического положения составляет 85 % и менее от среднеобластного ууовня. Така ситуация наблюдается в 16 муниципальных районах и городских округах Тульской области.
На наш взгляд, мехшизм софиншсирования бюджетных расходов в Тульской области с использованием целевых программ несовершенен. Так например, по ОЦП «Равиле обраования в Тульской области на 2007-2009 годы» в 2008 г. более 50 % средств было втравлено в МО Новомоковский район; по ОЦП «Модернизация коммунальной инфраструктуры Тульской области на 2007-2010 годы» основными получателями являются МО г. Тула, МО Новомоковский район, МО Щекинский район, т. е. наиболее финансово стабдль-
ные муниципалитеты, которые характеризуются уровнем бюджетных доходов в растете на одного жителя превышающим срднеобллстные показатели.
Таким образом, действующий механизм распределения субсидий не позволяет решить проблемы выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований в финансировании тех вопросов, которые являются приоритетными. Именно для решения этой проблемы и был разработан механизм распределения субсидий, позволяющий обеспечить поддержку тех муниципалитетов, которые не имеют достаточной финансовой базы для решения проблем в сфере финансирования направлений, определенных на областном уровне в качестве приоритетных.
Данный механизм внедрен в практику финансирования в Тульской области постановлением от 11.08.2008 г. № 457 «О мерах по реализации отдельных положений Закона Тульской области «О межбюджетных отношениях между органами государственной власти Тульской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Тульской области».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ.
2. О межбюджетных отношениях между органами госудалственной власти Тульской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Тульской области: закон Тульской области от
27.10.2005 г. № 639.
3. Федорова Е.А., Левина В.В., Печникова Т.В. Трансферты при формировании и развитии системы межбюджетных отношений на региональном уровне: монография. — Тула: «Инфра», 2008. — 171 с.
4. Федорова Е.А., Левина В.В. Формирование стратегии развития межбюджетных отношений в регионе // Извести Тульского государственного университета. Сери «Экономика. Управление. Финансы». Вып. 3. — Тула: ТулГУ, 2006. — С. 386-397.
УДК 339.13.025
В.В. Калмыкова (Волгоград, ВолГУ)
ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
Рассматриваются направления развития рынка инвестиций для малого бизнеса и роль гоядарства в данном процессе.