Научная статья на тему 'Совершенствование психологического отбора кандидатов на обучение в высшие образовательные учреждения МВД России. Проблемы, зарубежный опыт и подходы с позиций теорий личностей'

Совершенствование психологического отбора кандидатов на обучение в высшие образовательные учреждения МВД России. Проблемы, зарубежный опыт и подходы с позиций теорий личностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
88
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР / МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ / УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ФИНАНСОВЫЕ ЗАТРАТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / PSYCHOLOGICAL SELECTION / A METHOD OF STUDYING OF THE PERSON / INTELLECTUAL DEVELOPMENT LEVEL / FINANCIAL EXPENSES / PROFESSIONAL DEFORMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ефимкин С. В.

Статья посвящена вопросам отбора в высшие образовательные учреждения МВД России. Автором осуществлен анализ существующих ступеней отбора на службу и учебу в органы внутренних дел. В первой части статьи анализируются научные материалы и проблемы, связанные с совершенствованием психологического отбора в образовательные учреждения МВД России. Во второй части статьи автор описывает существующую систему отбора в образовательные учреждения МВД, значение этой системы при отборе, рассматривает подходы зарубежных специалистов и ученых к изучению личности при приеме в высшие образовательные учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ефимкин С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTION OF PSYCHOLOGICAL SELECTION OF CANDIDATES ON TRAINING IN THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA. A PROBLEM, FOREIGN EXPERIENCE AND APPROACHES FROM POSITIONS OF THEORIES OF THE PERSON

Article is devoted selection questions in the higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author carries out the analysis of existing steps of selection on service and study in law-enforcement bodies. In the first part of article scientific materials and the problems connected with perfection of psychological selection in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia are analyzed. In the second part of article the author describes existing system of selection in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs, value of this system at selection, considers approaches of foreign experts and scientists to studying of the person at reception in the higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Совершенствование психологического отбора кандидатов на обучение в высшие образовательные учреждения МВД России. Проблемы, зарубежный опыт и подходы с позиций теорий личностей»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА КАНДИДАТОВ НА ОБУЧЕНИЕ В ВЫСШИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ МВД РОССИИ. ПРОБЛЕМЫ, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПОДХОДЫ С ПОЗИЦИЙ ТЕОРИЙ ЛИЧНОСТЕЙ

С.В. ЕФИМКИН,

заместитель начальника факультета переподготовки и повышения квалификации

Московского университета МВД России

Аннотация. Статья посвящена вопросам отбора в высшие образовательные учреждения МВД России. Автором осуществлен анализ существующих ступеней отбора на службу и учебу в органы внутренних дел. В первой части статьи анализируются научные материалы и проблемы, связанные с совершенствованием психологического отбора в образовательные учреждения МВД России. Во второй части статьи автор описывает существующую систему отбора в образовательные учреждения МВД, значение этой системы при отборе, рассматривает подходы зарубежных специалистов и ученых к изучению личности при приеме в высшие образовательные учреждения.

Ключевые слова: психологический отбор, метод изучения личности, уровень интеллектуального развития, финансовые затраты, профессиональная деформация.

PERFECTION OF PSYCHOLOGICAL SELECTION OF CANDIDATES ON TRAINING IN THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA.

A PROBLEM, FOREIGN EXPERIENCE AND APPROACHES FROM POSITIONS OF THEORIES OF THE PERSON

S. V. EFIMKIN,

the deputy chief of faculty of retraining and improvement of professional skill of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The summary. Article is devoted selection questions in the higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author carries out the analysis of existing steps of selection on service and study in law-enforcement bodies. In the first part of article scientific materials and the problems connected with perfection of psychological selection in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia are analyzed. In the second part of article the author describes existing system of selection in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs, value of this system at selection, considers approaches of foreign experts and scientists to studying of the person at reception in the higher educational institutions.

Key words: psychological selection, a method of studying of the person, intellectual development level, financial expenses, professional deformation.

В настоящее время тема совершенствования отбора кандидатов на обучение в высшие образовательные учреждения МВД России остается актуальной. Актуальность темы «Совершенствование психологического отбора кандидатов на обучение в высшие образовательные учреждения МВД

России» определена тем, что отбор кандидатов на обучение в образовательных учреждениях, обеспечивающий главный результат деятельности всей системы образовательных учреждений, по оценке министра внутренних дел Российской Федерации и руководителей департамента кадрового обеспе-

чения МВД России, работает недостаточно эффективно.

В.Я. Кикоть и В.В. Митрохин акцентируют внимание на том, что недостаточная эффективность отбора кандидатов на обучение в образовательных учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации обходится государству ежегодными потерями до 2 млрд рублей от общей суммы, выделяемой на подготовку специалистов для органов внутренних дел. Ущерб также наносится и оперативно-служебной деятельности, так как до 3 тыс. выпускников образовательных учреждений МВД России увольняются, не проработав и трех лет. А целевой отбор кандидатов на службу до сих пор имеет свои острые проблемы. Данная тема обсуждается и в среде ведущих специалистов по отбору кадров и их оценке. Так, в статье «Главная тема» (Вестник кадровой политики МВД России. 2008. № 3.) ими отмечается, что сегодня еще не в полной мере реализованы возможности отбора кандидатов на обучение в высшие образовательные учреждения МВД России, несмотря на новые подходы в организации отбора на учебу, позволяющие поставить барьер перед лицами с отрицательной мотивацией при поступлении в высшие образовательные учреждения системы министерства.

Нельзя не согласиться с обоснованным мнением А.М. Столяренко, что в настоящее время нет полноценной психологической оценки кандидатов на службу (учебу).

Несмотря на то совершенствованию профессионального психологического отбора кандидатов на службу (учебу) (Мягких Н.И., Марьин М.И., Петров В.Е. и др.) постоянно уделялось внимание, данное направление деятельности психологических служб МВД России недостаточно полно проработано.

Учитывая, что предварительное изучение анкетных данных гражданина Российской Федерации, поступающего на службу (учебу), медицинские и психофизиологические обследования, диагностирование особенностей его психики и тщательное изучение деловых, личных и нравственных качеств, а также новые подходы в организации отбора позволяют поставить барьер перед лицами со слабо выраженными деловыми, личными и нравственными качествами; со слабым здоровьем; употребляющими наркотические и психотропные вещества и препараты; с отклонениями от психических норм и идущими служить с корыстными целями, полагаю целесообразным подчеркнуть, что более полное психологическое изучение личности кандидата, поступающего в высшие образовательные учреждения МВД России, позволит расширить возможности отбора кадров на службу (учебу). Необходимо также учесть, что при полном психологическом изучении кандидата, поступающего в высшие образовательные учрежде-

ния МВД России, прием в высшие образовательные учреждения министерства должен основываться на оценках соответствия требованиям обучении прогноза последующей профессиональной успешности кандидата.

В данном случае успешная реализация психодиагностической функции предполагает теоретическое осмысление вопросов: понимания той практической задачи, которая поставлена перед психологической службой МВД России; научного подтверждения тех психологических параметров и методов изучения личности кандидата, поступающего в высшие образовательные учреждения МВД России, от которых зависит успешное выполнение задачи; отработки методов исследования, которые были бы валидны и надежны в плане диагностики для решения поставленной задачи. Задачи, которые поставлены в настоящее время руководством МВД России, сводятся к тому, чтобы обеспечить достаточную эффективность психологического отбора кандидатов в высшие образовательные учреждения МВД России; полную реализацию его возможностей; полноценное психологическое изучение личности кандидата, поступающего в высшие образовательные учреждения МВД России.

Переходя ко второму вопросу, необходимо учесть зарубежный опыт отбора в образовательные учреждения. Так, в работах ученых Дж. Байле, Дж.С. Орле-анса, Г.А. Сили, Ф.Д. Кеппена отмечается, что если в основу классификации диагностических тестов, используемых при отборе кандидатов на учебу в образовательные учреждения, положить их назначение и цели, то все тесты можно свести в следующие три группы: тесты по определению уровня интеллектуального развития; тесты, предназначенные для оценки академических способностей и знаний студентов; тесты на определение пригодности к профессии.

При сопоставлении статей вышеприведенных авторов и работ ученых зарубежных стран также установлено, что тест по определению уровня интеллектуального развития стал неотъемлемой частью процедуры приема в вузы правоохранительных органов. Автор данной работы присоединяется к мнению американского ученого Фримена, который считает, что тесты по определению уровня интеллектуального развития являются одним из средств, облегчающих выяснение пригодности индивидуума к определенной профессии (г=0,45). Психологические методы (по Х. Шулеру) для измерения когнитивных способностей (интеллект и связанные с ними конструкты) дают наиболее высокую валидность оценок и достаточно хорошо прогнозируют также успешность обучения (г=0,55). Личностные тесты по сравнению с тестами когнитивных способностей имеют меньшую валидность при предсказании профессиональной успешности (г = 0,15). Необходимо также напомнить, что в США

процедуры, методы и критерии профессионального психологического отбора определены законодательством.

Если проанализировать научные труды зарубежных психологов по теориям о структуре личности, то на этот счет у них существует несколько точек зрения. При этом как в их теориях, так и в теориях и научных трудах российских ученых в структуре личности прослеживается выделение таких трех компонентов, как индивидуальные особенности, мотивационный и интеллектуальный.

В.В. Вахнина и В.П. Трубочкин в своем научно-методическом пособии «Диагностика и формирование мотивационной готовности сотрудников к службе в органах внутренних дел» отмечают, что мотивация выступает как предпосылка успешности обучения, как условие достижения творческих успехов в профессиональной деятельности; учет психологических особенностей мотивации как важнейшей характеристики личности помогает решать многие кадровые проблемы, связанные с «текучестью» и профессиональной деформацией. Научная обоснованность необходимости диагностирования мотивации защищена В.В. Вахниной в диссертационном исследовании на соискание ученой степени. В то же время авторами констатируется факт недостаточного оценивания мотивации на стадии профессионального психологического отбора кандидатов на службу (учебу) в органы внутренних дел.

С учетом высказываний целесообразность включения при профессиональном психологическом отборе кандидатов в высшие образовательные учреждения МВД России тестов на мотивацию явна очевидна. Кроме этого, практический опыт отбора в образовательных учреждениях МВД России показывает, что там, где детально изучают индивидуальные особенности, интеллектуальную и мотивационную сферу личности будущих курсантов высших образовательных учреждений МВД России, точность прогноза их академической успеваемости достаточно высокая

(г=0,8—0,9).

О роли мотивации в профессиональной деятельности специалистов органов внутренних дел высказался министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Р.Г. Нургалиев на всероссий-

ском совещании сотрудников ОВД, посвященном совершенствованию работы по профессионально-нравственному воспитанию личного состава органов внутренних дел, 1 июля 2008 г. Он акцентировал внимание участников совещания на том, что от сотрудника со слабой личной мотивацией к службе трудно требовать ответственного и профессионального подхода к своей работе.

Литература

1. Выступление министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Р.Г. Нургалиева на учебно-методическом сборе руководителей образовательных учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации // Щит и Меч. 2007. 29 марта.

2. Нургалиев. Р.Г. Надев форму сотрудника милиции, человек становится символом государства и закона // Вестник кадровой политики МВД России. 2008. № 3. С. 11.

3. Митрохин В.В. Основные тенденции и перспективы развития кадрового обеспечения органов внутренних дел // Вестник кадровой политики МВД России. 2008. № 2. С. 2.

4. Кикоть В.Я. Система образования МВД России. Вчера. Сегодня. Завтра // Вестник кадровой политики МВД России. 2008. № 3. С. 13—14.

5. Столяренко А.М. Психологическая и педагогическая науки в обеспечении деятельности органов внутренних дел в современных условиях: Труды Академии МВД России. М., 2008.

6. Ефимкин С.В. Профессионально-психологический отбор в образовательные учреждения правоохранительных органов зарубежных стран. М.: Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 5. С. 148—149.

7. Правовое регулирование психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел: Методическое пособие / Адаев А.И., Ефимкин С.В., Марьин М.И., Петров В.Е. и др. М.: ЦОКР МВД России, 2006. С. 130—131, 186—187.

8. Ефимкин С.В. (гл. 4.1 и 4.2) Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справочное пособие / Под ред. Б.Г. Бовина, Н.И. Мягких, А.Д. Сафронова. М.: НИЦПМО, 1997. С. 237—257.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.