Научная статья на тему 'Совершенствование процессов управления подготовкой кадров высшей квалификации в региональном университете'

Совершенствование процессов управления подготовкой кадров высшей квалификации в региональном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
476
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПИРАНТУРА / АТТЕСТАЦИЯ / КАДРЫ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКОЙ КАДРОВ / POSTGRADUATE STUDIES / CERTIFICATION / HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL / RESEARCH AND INNOVATION ACTIVITY / NETWORKING / MANAGEMENT OF SCIENTIFIC PERSONNEL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муратова Евгения Ивановна, Краснянский Михаил Николаевич, Воякина Елена Юрьевна

Проанализировано влияние реформ в отечественной системе подготовки и аттестации кадров высшей квалификации на организацию работы аспирантур и диссертационных советов вузов. Представлены результаты SWOT-анализа процессов подготовки и аттестации аспирантов в региональном вузе. Определены основные мероприятия и проекты, направленные на использование возможностей и сильных сторон университета для повышения качества подготовки научных кадров. Рассмотрены механизмы организационно-методической и инфраструктурной поддержки научно-исследовательской и инновационной деятельности аспирантов и молодых ученых. Приведены подходы к организации сетевого взаимодействия вузов по вопросам подготовки и аттестации кадров высшей квалификации. Показана роль отдельных структурных подразделений департамента науки в управлении подготовкой научных кадров и создании конкурентоспособного вузовского сектора научных исследований и разработок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муратова Евгения Ивановна, Краснянский Михаил Николаевич, Воякина Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING OF MANAGEMENT PROCESSES OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL TRAINING AT A REGIONAL UNIVERSITY

The paper analyzes the impact of reforming of the system of training and certification of highly qualified personnel on the organization of postgraduate school and dissertation councils at the regional universities. The results of the SWOT-analysis of postgraduate training and certification processes at the regional university are shown. The article presents the main activities and projects aimed at using the advantages and strong points of the university in order to improve the quality of postgraduate training. The paper explores the mechanisms of organizational, methodological and infrastructural support for research and innovation activities of postgraduate students and young scientists. There are also suggested the approaches to organization of networking between universities for training and certification of highly qualified personnel. The authors define the role of specific structural units of the Department of Science in management of scientific personnel training and establishment of a competitive university sector in the sphere of research and development.

Текст научной работы на тему «Совершенствование процессов управления подготовкой кадров высшей квалификации в региональном университете»

30

Высшее образование в России • № 4, 2014

Е.И. МУРАТОВА, доцент

М.Н. КРАСНЯНСКИЙ, профессор,

проректор

Е.Ю. ВОЯКИНА, канд. филол. наук, начальник отдела Тамбовский государственный технический университет

Совершенствование процессов управления подготовкой кадров высшей квалификации в региональном университете

Проанализировано влияние реформ в отечественной системе подготовки и аттестации кадров высшей квалификации на организацию работы аспирантур и диссертационных советов вузов. Представлены результаты SWOT-анализа процессов подготовки и аттестации аспирантов в региональном вузе. Определены основные мероприятия и проекты, направленные на использование возможностей и сильных сторон университета для повышения качества подготовки научных кадров. Рассмотрены механизмы организационно-методической и инфраструктурной поддержки научно-исследовательской и инновационной деятельности аспирантов и молодых ученых. Приведены подходы к организации сетевого взаимодействия вузов по вопросам подготовки и аттестации кадров высшей квалификации. Показана роль отдельных структурных подразделений департамента науки в управлении подготовкой научных кадров и создании конкурентоспособного вузовского сектора научных исследований и разработок.

Ключевые слова: аспирантура, аттестация, кадры высшей квалификации, научно-исследовательская деятельность, инновационная деятельность, сетевое взаимодействие, управление подготовкой кадров

Задачи, связанные с кадровым обеспечением науки,образования, высокотехнологичных секторов экономики, находятся в центре внимания государства и научнопедагогического сообщества. Подготовка кадров высшей квалификации всё чаще рассматривается как основополагающая платформа, обеспечивающая развитие государства, и в первую очередь - приоритетных направлений и технологических трендов [1]. Реформирование отечественного института аспирантуры и докторантуры направлено на повышение качества кадрового потенциала науки, оптимизацию тематики научных исследований в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, техники и технологий, повышение публикационной и изобретательской активности, приближение отечественной науки к уровню мировой и достижение международного признания.

Вступление в силу ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» является очеред-

ным этапом реформирования системы подготовки кадров высшей квалификации, итогом которого стало упразднение аспирантуры и докторантуры как форм послевузовского профессионального образования. Согласно закону аспирантура приобретает новый статус, становится третьей ступенью высшего профессионального образования. Переход от ФГТ к ФГОС, с одной стороны, обусловливает более жесткое регламентирование условий реализации программ аспирантуры и оценки результатов подготовки, с другой стороны, дает возможность предоставления аспирантам академического отпуска, сетевых и ускоренных форм подготовки [2; 3].

Кардинальные изменения касаются не только процесса подготовки кадров высшей квалификации, но и системы их аттестации [4] . Меняется порядок присуждения ученых степеней, повышаются требования, предъявляемые к работе диссертационных советов. Текущее реформирование систе-

Инженерная педагогика

31

мы аттестации научныхи научно-педагогических кадров, заключающееся в обеспечении прозрачности процедуры защиты диссертации, доведении результатов науч-ныхисследований до широкой общественности, установлении репутационной ответственности всех участников защиты диссертации (соискателя, научного руководителя, оппонентов, ведущей организации, членов совета), приводит к необходимости создания оптимальной системы аттестации научных и научно-педагогических кадров, искоренения коррупционной составляющей на всех уровнях подготовки и защиты диссертации.

Инновации, активно внедряемые в модель подготовки научныхи научно-педагогических кадров, нуждаются в стратегически выверенной системе управления на федеральном, региональном и внутривузовском уровнях. Сложность стратегического планирования и управления процессами подготовки и аттестации научно-педагогических кадров в современных условиях связана с постоянно меняющейся и не всегда четкой нормативно-правовой базой, допускающей неоднозначность трактовки документов, с неопределенностью статуса докторантов и соискателей ученых степеней, отсутствием данных по результатам мониторинга диссертационных советов и т. п. [5]. Значительно усложняет работу также необходимость постоянного «раздвоения личности» при принятии управленческих решений одновременно и в старом, и в переходном, и в новом форматах.

С целью повышения эффективности управления подготовкой и аттестацией аспирантов в условиях регионального университета был проведен SWOT-анализ состояния подготовки и аттестации аспирантов. Его результаты представлены в таблице 1.

На основе результатов SWOT-анализа были определены основные мероприятия, направленные на использование возможностей и сильных сторон организации подготовки кадров высшей квалификации при

постоянном контроле слабых сторон и угроз внешней среды. При разработке мероприятий применялся системный подход, выражающийся в том, что подготовка и аттестация научно-педагогических кадров рассматриваются как подсистема научнообразовательной системы университета в целом. Проекты по совершенствованию этой подсистемы имеют тесную связь и координацию с другими проектами («Создание конкурентоспособного вузовского сектора научных исследований и разработок» и «Совершенствование и развитие образовательной деятельности») программы стратегического развития Тамбовского государственного технического университета на 2014-2018 годы. Поясним некоторые пункты таблицы 1.

Для обеспечения эффективной работы аспирантур и диссертационных советов в университете созданы благоприятные условия, способствующие как совершенствованию учебных планов и проведению внутреннего аудита при подготовке к аккредитации образовательных программ уровня аспирантуры, так и изменениям в структуре департамента науки (рис. 1).

Если раньше работа с аспирантами в ТГТУ была в основном прерогативой науч-

32

Высшее образование в России • № 4, 2014

Таблица 1

Результаты SWOT-анализа состояния подготовки и аттестации аспирантов

Возможности Сильные стороны

• Интеграция информационных, методических, материально-технических и кадровых ресурсов вузов и предприятий в рамках сетевого взаимодействия; • участие аспирантов в конкурсах на получение стипендий и грантов; • расширение системы стажировок и международной мобильности аспирантов; • укрепление материально-технической базы вузовского сектора научных исследований и разработок; • мониторинг процессов подготовки и аттестации кадров высшей квалификации • Наличие современной и развитой инфраструктуры для поддержки образовательной, научной и инновационной деятельности; • высокий уровень профессионализма профессорскопреподавательского состава, разрабатывающего и реализующего программы подготовки научных руководителей аспирантов и сотрудников департамента науки; • наличие научных школ, продуктивно работающих ученых и исследовательских коллективов; • увеличение доли аспирантов, имеющих достижения в образовательной, научной и инновационной деятельности, мотивированных на продолжение научнопедагогической деятельности.

Угрозы Слабые стороны

• Недостаточная проработанность документов, регламентирующих подготовку и аттестацию кадров высшей квалификации; • отставание графика принятия документов от ранее заявленных сроков; • сокращение контрольных цифр приема в аспирантуру за счет федерального бюджета; • сокращение количества диссертационных советов; • недостаточная интеграция усилий вузов в вопросах разработки учебно-методического обеспечения образовательных программ аспирантуры • Неполное соответствие локальных нормативных актов, регламентирующих подготовку аспирантов, современным требованиям; • значительно увеличившийся объем нагрузки на преподавателей в связи с переходом на уровневую систему образования; • приоритет разработки учебно-методических комплексов для уровней бакалавриата и магистратуры; • недостаточная обеспеченность аспирантов учебнометодическими и информационными ресурсами; • отсутствие в вузе диссертационных советов по открытым в последние годы специальностям аспирантуры

Рис. 1. Структура департамента науки

Инженерная педагогика

33

ных руководителей, управления аспирантуры и докторантуры, кафедр, обеспечивающих подготовку к кандидатским экзаменам по иностранным языкам и истории и философии науки, то начиная с 2013 г. информационно-аналитическую и консультационно-методическую поддержку аспирантам оказывают сотрудники управлений фундаментальных и прикладных исследований и инновационной деятельности. Аспиранты получают консультации по вопросам эффективности выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, патентно-лицензионной активности, повышения индекса цитируемости, бизнес-планирования, инновационного предпринимательства и другим актуальным вопросам.

Создание отдела аттестации научно-педагогических кадров позволило упорядочить процедуры предварительной экспертизы диссертационных работ, проверки текстов диссертаций на наличие в них некорректных заимствований, то есть обеспечить методическое сопровождение соискателей ученой степени на завершающем этапе подготовки документов и повысить их дисциплинарную ответственность. Важную роль сыграл этот отдел в подготовке материалов для мониторинга диссертационных советов и отбора кандидатов в члены экспертных советов ВАК, а также в подготовке материалов по созданию объединенных диссертационных советов, корректировке локальных нормативных актов, регламентирующих процесс предварительной экспертизы, принятия дис-

сертационных работ и их защиты в диссертационных советах.

Начиная с 2013 г. в университете с участием сотрудников департамента науки реализуется программа модульного типа «Современные методы организации научноисследовательской и инновационной деятельности» объемом 36 часов (рис. 2). Не останавливаясь подробно на содержании отдельных модулей, отметим, что в процессе освоения данной программы слушатели (в основном аспиранты второго года обучения) выполняют различные практикоориентированные задания, например: проходят регистрацию в системе Science Index, формируют список собственных научных публикаций и осуществляют поиск цитирований своих работ (модуль «Основы использования современных баз научного цитирования»); проводят экспертную оценку инвестиционной привлекательности инновационного проекта по заранее заданным критериям (модуль «Основы коммерциализации результатов инновационной деятельности »); оформляют заявку на грантовую поддержку своих научных исследований с описанием актуальности и научной значимости своего направления исследований (модуль «Грантовая поддержка аспирантов и молодых ученых»). В дальнейшем планируется совершенствование содержания модулей, методов обучения и контроля ре-

Рис. 2. Наименование модулей программы «Современные методы организации научно-исследовательской и инновационной деятельности»

34

Высшее образование в России • № 4, 2014

зультатов, подготовка дидактических информационно-справочных материалов,а также осуществление мониторинга достижений выпускников программы в научноисследовательской и инновационной деятельности.

Приведенный пример иллюстрирует использование одной из сильных сторон вуза («Наличие современной и развитой инфраструктуры для поддержки образовательной, научной и инновационной деятельности») для формирования и развития компетенций аспирантов в сфере научноисследовательской и инновационной деятельности.

Поясним, как можно задействовать еще одну сильную сторону вуза - «наличие научных школ, продуктивно работающих ученых и исследовательских коллективов ». На заседании Комитета Государственной Думы по науке и наукоёмким технологиям 21 февраля 2014 г. и пленума ВАК 25 февраля 2014 г. отмечалось, что повышение качества диссертационных исследований предполагает подготовку и аттестацию соискателей ученых степеней на базе ведущих научных школ. Безусловно, это относится ко всем направлениям подготовки аспиран-

тов и специальностям научных работников, но особенно актуально для процессов подготовки и аттестации кадров высшей квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики. Сопряженность деятельности ТГТУ с территориально-отраслевыми кластерами региона потребовала проведения реструктуризации вуза по кластерному принципу [6]. Важнейшими отличительными признаками таких кластеров являются наличие высокоэффективной системы непрерывной подготовки и переподготовки кадров, способность генерировать знания через проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований и обеспечение эффективного трансфера технологий в социальную сферу и экономику региона. Опыт показал, что в кластере, имеющем авторитетные научные школы федерального или регионального уровней, научно-образовательные центры, профильные малые инновационные предприятия (табл. 2), создаются идеальные условия для формирования и развития у аспирантов исследовательских и инновационных компетенций за счет интеграции образовательной, ис-

Таблица 2

Распределение аспирантов и докторантов по приоритетным направлениям развития

науки ФГБОУ ВПО «ТГТУ»

Приоритетные направления развития науки («точки роста»)

''''■'ч.Направления Позиции^, (кол-во) N. Нанотехнологии и наноматериалы. Индустрия наносистем Энерго- и ресурсосбережение и рациональное природопользование Информационные системы и приборы Технологии жизнеобеспечения и защиты человека

Научных школ 2 4 4 i

Научно-образовательных центров 2 6 2 2

Малых инновационных предприятий 2 1 4 2

Специальностей аспирантур 2 5 6 4

Аспирантов 19 56 60 13

Докторантов 2 4 5 2

Инженерная педагогика

35

следовательской и инновационной деятельности.

Наибольшее количество достижений: грантов и стипендий Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, стажировок в зарубежных университетах, побед в конкурсах инновационных проектов «У.М.Н.И.К.» и «СТАРТ » и др. - в основном приходится на долю аспирантов, входящих в коллективы научных школ. Следует отметить, что выделение «точек роста» позволяет сконцентрировать усилия на поддержке этих направлений, в том числе кадрами молодых ученых, что можно регулировать, например, при формировании предложений по установлению контрольных цифр приема в аспирантуру, выделении средств для целевой подготовки аспирантов и докторантов, при стимулировании научных коллективов и конкретных молодых ученых.

От примеров использования сильных сторон вуза перейдем к возможностям (см. табл. 1). Одной из них является «возможность интеграции информационных, методических, материально-технических и кадровых ресурсов вузов и предприятий в рамках сетевого взаимодействия». Практика сетевого взаимодействия, направленная на развитие сотрудничества в образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности, становится все более распространенной. В публикациях [712] представлены различные подходы к организации сетевой интеграции, управлению сетевым взаимодействием и продемон-

стрированы эффекты, получаемые участниками сетевой структуры: вузами,науч-но-исследовательскими организациями и предприятиями-партнерами.

В контексте темы статьи рассмотрим особенности сетевого взаимодействия, связанные с подготовкой и аттестацией кадров высшей квалификации. Основные направления работы в рамках сетевого сотрудничества схематично представлены на рисунке 3.

Для эффективной работы в сетевом формате необходимо создание нормативно-правовой базы, регламентирующей сетевое взаимодействие и распределение обязанностей между всеми участниками. Так, для реализации совместных образовательных программ подготовки аспирантов требуется составление реестра образовательных программ аспирантур вузов-партнеров и определение перечня программ для реализации в сетевой форме. Кроме того, целесообразно развивать модели сетевого взаимодействия по отдельным укрупненным группам и направлениям подготовки. Важными для реализации совместных программ представляются следующие шаги: сбор необходимой информации, анализ ресурсного обеспечения, проведение обучающих семинаров для руководителей образовательных программ аспирантуры, научных руко-

Рис. 3. Направления сетевого взаимодействия при подготовке и аттестации кадров высшей квалификации

36

Высшее образование в России • № 4, 2014

водителей аспирантов, специалистов структурных подразделений, координирующих подготовку кадров высшей квалификации, создание единого образовательного портала сети.

В рамках регионального сетевого взаимодействия также планируется создание сети объединенных диссертационных советов, в особенности по тем специальностям, которые являются приоритетными для экономики Центрально-Черноземного региона. Данное направление сетевого сотрудничества обеспечит возможность признания участниками сети результатов защиты диссертационных работ в вузах-партнерах, повышение самостоятельности научных и образовательных организаций, их репутационной и дисциплинарной ответственности в вопросах аттестации кадров высшей квалификации. На заседании пленума ВАК 25 февраля 2014 г. также обсуждалась концепция организации сети объединенных диссертационных советов, работающих на стыке научных направлений, создаваемых на базе ведущих научных школ, с учетом научной активности их членов и возможности кадровой поддержки приоритетных направлений развития науки, техники и технологий. Т акой подход может стать одним из методов оптимизации сети.

Развитие сетевой интеграции между вузами региона, научно-исследовательскими институтами и предприятиями-партнерами, создание эффективной системы сетевых образовательных программ подготовки кадров высшей квалификации позволят обеспечить концентрацию кадровых, материальных и научно-исследовательских ресурсов региона на приоритетных направлениях развития отраслей экономики, даст конкурентные преимущества вузам - участникам сети на рынке образовательных услуг.

Принятие грамотных управленческих решений невозможно без оперативного обмена информацией между университетами, департаментами государственной полити-

ки в сфере высшего образования и аттестации научных и научно-педагогических работников, ВАКом. Введение новых способов работы с документацией в процессе подготовки и аттестации кадров высшей квалификации (использование Единого портала государственных и муниципальных услуг, ресурсов федеральной информационной системы государственной научной аттестации, информационная поддержка) гарантирует доступность информации для всех заинтересованных лиц. Обсуждение актуальных вопросов в формате Интернет-конференций, семинаров, круглых столов позволит повысить качество разрабатываемых Минобрнауки России нормативно-правовых документов с учетом мнений профессионального сообщества, а также сформировать аналитические отчеты, статистические сборники и другие информационные материалы, которые облегчат работу соответствующих структурных подразделений вузов и НИИ.

В заключение отметим, что в условиях реформирования системы подготовки и аттестации научно-педагогических кадров региональные университеты должны оперативно реагировать на вызовы актуальной внешней среды и принимать правильные управленческие решения.

Литература

1. Бедный Б.И., Чупрунов Е.В. О некоторых

направлениях развития системы подготовки научных кадров в высшей школе // Высшее образование в России. 2012. №11. С. 3-15.

2. Мосичева И.А., Караваева Е.В., Петров В.Л. Реализация программ аспирантуры в условиях действия ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Высшее образование в России. 2013. № 8-9. С. 3-10.

3. Порядок организации и осуществления об-

разовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научнопедагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). Приказ Минобрнауки Рос-

Инженерная педагогика

37

сии № 1259 от 19.11.2013 // Российская газета. 2013, 12 февраля.

4. Положение о совете по защите диссерта-

ций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, приказ Минобрнауки России № 7 от 13 января 2014 г. // Российская газета. 2014, 5 марта.

5. Муратова Е.И., Краснянский М.Н. Про-

блемы управления качеством подготовки научных кадров в условиях реформирования послевузовского профессионального образования // Вопросы современной науки и практики. Университет им.

B. И. Вернадского. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2013. № 3 (47). С. 188-198.

6. Дворецкий С.И., Краснянский М.Н, Мо-

лоткова Н.В., Муратова Е.И. Разработка модели опорного вуза региональной экономики (на примере Тамбовской области) // Инженерное образование для новой индустриализации: программа и сборник докладов международной научной школы (Казань, 23-28 сен. 2013 г.) / Под ред. В.Г. Иванова, В.В. Кондратьева; Минобрнауки РФ, Казан. нац. исслед. технолог. ун-т. Казань: Изд-во КНИТУ, 2013.

C. 119-131.

7. Официальный сайт Южного федерально-

го университета. URL: http://sfedu.ru/ www/ stat_pages22.show?p=NN/N7308

8. Дворецкий С.И., Муратова Е.И., Федоров

И.В. Разработка модели формирования оптимального набора участников сетевого учебно-научно-производственного кластера // Инженерная педагогика: сб. статей. Вып. 14, т. 2. М.: Центр инженерной педагогики МАДИ, 2012. С. 70-85.

9. Еленева Ю.Я., Еленев К.С. Сетевое взаи-

модействие как фактор инновационного развития вузов // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. URL: www.science-education.ru/107-8508

10. Неретина Е.А. Сетевое взаимодействие - основа динамичного развития вузов // Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 128-133.

11. Стронгин Р.Г. Роль проектного управления в обеспечении учебно-научных взаимодействий подразделений вуза и его партнеров // Инженерное образование для новой индустриализации: программа и сборник докладов международной научной школы (Казань, 23-28 сен. 2013 г.) / Под ред. В.Г. Иванова, В.В. Кондратьева; Минобрнауки РФ, Казан. нац. исслед. технолог. ун-т. Казань: Изд-во КНИТУ, 2013. С. 243-253.

12. Шевелев Н.А., Кузнецова Т.А., Репп П.В. Сетевая модель взаимодействия вузов как механизм повышения эффективности подготовки инновационных кадров // Модернизация образования. 2012. №4. С. 3-9.

Авторы:

МУРАТОВА Евгения Ивановна - канд. пед. наук, доцент, начальник управления подготовки и аттестации кадров высшей квалификации, Тамбовский государственный технический университет, oda@admin.tstu.ru

КРАСНЯНСКИЙ Михаил Николаевич - д-р техн. наук, профессор, проректор по научно-инновационной деятельности, Тамбовский государственный технический университет, kras@tambov.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВОЯКИНА Елена Юрьевна - канд. филол. наук, начальник отдела аттестации научно-педагогических кадров, Тамбовский государственный технический университет, anpk@tstu.ru

MURATOVA E.I,KRASNYANSKIY M.N, VOYAKINA E.YU. IMPROVING OF MANAGEMENT PROCESSES OF HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL TRAINING AT A REGIONAL UNIVERSITY

Abstract. The paper analyzes the impact of reforming of the system of training and certification of highly qualified personnel on the organization of postgraduate school and dissertation councils at the regional universities. The results of the SWOT-analysis of postgraduate training and certification processes at the regional university are shown. The

38

Высшее образование в России • № 4, 2014

article presents the main activities and projects aimed at using the advantages and strong points of the university in order to improve the quality of postgraduate training. The paper explores the mechanisms of organizational, methodological and infrastructural support for research and innovation activities of postgraduate students and young scientists. There are also suggested the approaches to organization of networking between universities for training and certification of highly qualified personnel. The authors define the role of specific structural units of the Department of Science in management of scientific personnel training and establishment of a competitive university sector in the sphere of research and development.

Keywords: postgraduate studies, certification, highly qualified personnel, research and innovation activity, networking, management of scientific personnel training

References

1. Bednyy B.I., Chuprunov E.V. (2012) [Develop-

ment of researchers training system at higher school]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No 11, pp. 3-15. (In Russ.)

2. Mosicheva I.A., Karavaeva E.V., Petrov V.L.

(2013) [Realization of doctoral training programs based on the Federal law “On education in the Russian Federation”]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No 8-9, pp. 3-10. (In Russ.)

3. Organization and implementation of educational

activity in higher educational programs -programs for postgraduate training. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated November 19, 2013, No 1259. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper]. 2013, February 12. (In Russ.)

4. Regulation on the board on theses for the

degree of Candidate of sciences, for the degree of Doctor of Science dated January 13, 2014, No 7. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper]. 2014, March 5. (In Russ.)

5. Muratova E.I., Krasnyanskiy M.N. (2013)

[Problems of quality management in training scientific personnel in conditions of reforming postgraduate professional education]. Voprosy sovremennoy nauki i praktiki. Universitet imeni V.I. Vernadskogo [Problems of modern science and practice. University of V.I. Vernadskiy]. Tambov: Univ. TSTU Publ., 2013. No 3 (47), pp. 188-198. (In Russ.)

6. Dvoretskiy S.I., Krasnyanskiy M.N., Molotkova

N.V., Muratova E.I., Ivanov V.G. (ed.), Kondratyev V.V. (ed.) [Developing a model of the leading university in the regional economy (by the example of Tambov region)]. Inzhenernoye obrazovanie dlya novoy industrializatsii: programma i sbornik

dokladov mezhdunarodnoy nauchnoy shkoly [Engineering Education for new industrialization: the program and proceedings of the International Scientific School (Kazan, September 23-28, 2013)] Kazan: KNRTU Publ., 2013, pp. 119-131. (In Russ.)

7. Official website of Southern Federal University.

Available at: http://sfedu.ru/www/stat_ pages22.show?p=NN/N7308 (In Russ.)

8. Dvoretskiy S.I., Muratova E.I., Fedorov I.V.

(2012) [Development of models for the formation of an optimal set of network participants of educational, scientific and industrial cluster]. Inzhenernaya pedagogika [Proc. of MADI “Engineering Pedagogy]. Moscow: Centre for Engineering Pedagogy at MADI Publ., 2012. Issue 14, Vol. 2, pp. 7085. (In Russ.)

9. Eleneva Yu.Ya., Elenev K.S. (2013) [Networking

as a driver for university innovative development]. Sovremennyeproblemy nauki i obrazo-vaniya [Modern problems of science and education]. No 1 (45). Available at: http:// www.science-education.ru/ pdf/ 2013/1/ 419.pdf (accessed 12.03.2014). (In Russ.)

10. Neretina E.A. (2013) [Networking as the basis for flexible dynamic development of universities]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No 4, pp. 128-133. (In Russ.)

11. Strongin R.G., Ivanov V.G. (ed.), Kondratyev V.V. (ed.) [The role of project management in providing educational and scientific interactions among university departments and its partners]. Inzhenernoye obrazovanie dlya novoy industrializatsii: programma i sbornik dokladov mezhdunarodnoy nauch-noy shkoly [Engineering Education for new industrialization: program and the proceedings

Инженерная педагогика

39

of the International Scientific School (Kazan, September 23-28, 2013)]. Kazan: KNRTU Publ., 2013, pp. 243-253. (In Russ.)

12. Shevelev N.A., Kuznetsova T.A., Repp P.V. (2012) [Network model of interaction between

universities as a mechanism for increasing the efficiency of innovative staff training]. Modernizatsiya obrazovaniya [Modernization of education]. No 4, pp. 3-9. (in Russ.)

Authors:

MURATOVA Evgeniya I. - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof., Head of Department for training and certification of highly qualified personnel, Tambov State Technical University, oda@admin.tstu.ru

KRASNYANSKIY Mikhail N. - Dr. Sci. (Technical), Prof., Pro-rector for scientific and innovation activities, Tambov State Technical University, kras@tambov.ru

VOYAKINA Elena Yu. - Cand. Sci. (Philology), Head of Office for certification of scientific and pedagogical personnel, Tambov State Technical University, anpk@tstu.ru

И.Н. КИМ, профессор, проректор Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет

Профессиональная деятельность преподавателя российского вуза: сложившиеся стереотипы и необходимость перемен

В настоящее время в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы РФ наблюдается безусловное доминирование учебно-образовательной составляющей, в то время как научно-исследовательской деятельности уделяется явно недостаточное внимание. Это не способствует воспитанию креативных выпускников, способных продуцировать «прорывные» идеи.

Для выхода из сложившейся ситуации необходимо резкое расширение масштабов научной работы в вузе до уровня, сопоставимого с показателями образовательной деятельности. Это позволит вовлечь в научно-исследовательскую работу весь состав преподавателей вуза, раскрыть их научно-инновационный потенциал, а значит, изменить стереотипы профессиональной деятельности преподавателей и выстроить образовательный процесс на основе науки.

Ключевые слова: профессионализм преподавателя вуза, научно-исследовательская составляющая, инновационная, преподавательская, административная деятельность, компетентность преподавателя, квалификационные требования, педагогическое мастерство

На рубеже веков в странах с развитой рыночной экономикой началось формирование нового социально-экономического общественного уклада, основанного на экономике знаний [1-3]. Этот процесс обусловлен тем, что основными стратегическими ресурсами сегодня являются научно-информационные знания, с использованием которых решаются как глобальные, так и

локальные экономические, энергетические, экологические и другие насущные проблемы. Достижение данных целей обеспечивают специалисты высшей квалификации, способные и эффективно работать, и одновременно продуцировать новые «прорывные » идеи. В этой связи образование стало рассматриваться в качестве одной из базовых отраслей экономики [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.