Научная статья на тему 'Совершенствование процесса подготовки выпускников на основе компетентностного подхода'

Совершенствование процесса подготовки выпускников на основе компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / РЫНОК ТРУДА / ВЫПУСКНИК / COMPETENCE APPROACH / LABOR MARKET / GRADUATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Н.В.

Рассматриваются вопросы внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс, направленного на улучшение взаимодействия с рынком труда, повышение конкурентоспособности специалистов, обновление содержания, методологии и соответствующей среды обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE PROCESS OF PREPARATION OF GRADUATES ON THE BASIS OF THE COMPETENCE APPROACH

This article discusses the implementation of competence approach in the educational process aimed at improving the interaction with the labor market, improving the competitiveness of professionals, updating the content, methodology and corresponding learning environment.

Текст научной работы на тему «Совершенствование процесса подготовки выпускников на основе компетентностного подхода»

<Тешетневс^ие чтения. 2016

механика или строительная механика). Практически всегда эти методы выводятся из законов классической механики - в основном, из законов Ньютона, хотя в некоторых технических задачах оказываются полезными некоторые из методов аналитической механики [3].

Без фундаментальных знаний по математике, физике и механике невозможно подготовить инженера, способного идти в ногу со временем, воспринимать и развивать инновации в технике и технологиях. Вузовский курс «Теоретическая механика» играет особую роль в формировании научного мировоззрения современного инженера-механика и предоставляет широкие возможности подготовить творчески мыслящего специалиста. Без глубоких и прочных знаний в области основ механики невозможно заложить фундамент для усвоения всех последующих дисциплин инженерно-механического профиля.

Библиографические ссылки

1. Белоусов А. И., Масловская А. Г. Особенности современного аэрокосмического инженерного образования // Вестник Самар. гос. аэрокосмич. ун-та. 2012. № 5(36). С. 339-340.

2. Нестерович Т. А. Кадры для аэрокосмической отрасли: в контексте проблем и решений // Жизненный цикл ; Московск. авиац. инст-т. М., 2016. № 1. С. 44—45.

3. Томилин А. К. Роль и место курса теоритиче-ской механики в подготовке современного инженера-механика // Инженерное образование ; Национал. ис-следов. Томский политехнич. ун-т. Томск, 2011. № 11. С. 71-72.

References

1. Belousov A. I., Maslovskaya A. G. Features of the modern aerospace engineering education // Vestnik of Samara State Aerospace University. 2012. № 5(36), pp 339-340.

2. Nesterovich T. A. The frames for the aerospace industry: in the context of problems and solutions // Lifecycle № 1 ; Moskovsk. aviation. inst-m. Moscow, 2016. S. 44-45.

3. Tomilin A. K .The role and place of the course in theory of mechanics in the preparation of the modern mechanical engineer // Engineering Education № 11; National. explored. Tomsk Polytechnic. Univ. Tomsk, 2011, рр. 71-72.

© Унрайн А. А., Фалькова Е. В., 2016

УДК 336.6

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Н. В. Федорова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: nvfed@mail.ru

Рассматриваются вопросы внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс, направленного на улучшение взаимодействия с рынком труда, повышение конкурентоспособности специалистов, обновление содержания, методологии и соответствующей среды обучения.

Ключевые слова: компетентностный подход, рынок труда, выпускник.

IMPROVING THE PROCESS OF PREPARATION OF GRADUATES ON THE BASIS OF THE COMPETENCE APPROACH

N. V. Fedorova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: nvfed@mail.ru

This article discusses the implementation of competence approach in the educational process aimed at improving the interaction with the labor market, improving the competitiveness of professionals, updating the content , methodology and corresponding learning environment.

Keywords: competence approach, the labor market, a graduate.

Основными задачами практической подготовки специалистов на современном этапе являются формирование умения у выпускника использовать имеющиеся теоретические знания для решения конкретных

производственных задач и образование у молодого специалиста объективного представления и понимания реального производства.

Внедрение компетентностного подхода в систему

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

высшего образования направлено на улучшение взаимодействия с рынком труда, повышение конкурентоспособности специалистов, обновление содержания, методологии и соответствующей среды обучения.

Вуз и предприятие являются двумя участниками образовательного процесса: вуз - производитель, а предприятие - потребитель специалистов.

Следовательно, образовательному учреждению недостаточно просто готовить выпускника по данному направлению подготовки, требуется ориентация на потребности рынка труда региона.

Центром трудоустройства студентов и выпускников СибГАУ регулярно проводится тестирование по комплексу «Профкарьера». Данный тест позволяет выявить компетенции, оценить способности, личностные качества, мотивацию студентов и выпускников СибГАУ и сориентировать их на те должностные позиции, где они будут наиболее востребованы и успешны.

Очень часто бывает, что выпускник школы не может определиться с будущей профессией и поступает в вуз за компанию или по совету родителей, или туда, куда возьмут с имеющимися баллами ЕГЭ. Студент, выбравший не свое дело, и учится кое-как, и потом работает без удовольствия. Для того, чтобы студент быстрее разобрался в своей будущей профессии, узнал свою должностную позицию, тип своей карьеры, необходимо проводить работу по профориентации, начиная с 1 курса.

Для совершенствования взаимосвязи студента и работодателя целесообразно проводить мероприятия, направленные на усиление этих связей: организация экскурсий, прохождение практик на базовых предприятия СибГАУ, организация встреч студентов с работодателями, включение в учебный процесс дисциплин, преподаваемых представителями базовых предприятий, организаций и бизнеса.

Многие предприятия хотят от вузов получить молодых специалистов, способных сразу войти в технологическое производство, при этом они ослабили организационно-техническую работу с молодыми специалистами. У начинающих работников наблюдается оторванность знаний от практики, слабое знакомство с современным оборудованием, слабая психологическая подготовка к реалиям производства, завышенные ожидания к оплате труда [2].

Базовыми предприятиями СибГАУ являются ОАО «Информационные спутниковые системы имени академика М. Ф. Решетнева», АО «Красноярский машиностроительный завод» и др. Среди прочих предприятий партнеров - ЗАО «Ванкорнефть», ОАО «Красноярский завод холодильников «Бирюса». Ознакомительные экскурсии для студентов по базовым предприятиям помогут будущим специалистам четко представлять весь комплекс производства, некоторые найдут работу по призванию.

Во время прохождения студентами практик, теоретические знания, полученные на теоретических занятиях в стенах университета, трансформируются в практические навыки на рабочих местах. Студенты знакомятся с реальной производственной средой, получают опыт профессиональной коммуникации.

Для более эффективной взаимосвязи «студент-работодатель» необходимо проходить все виды практик на одном предприятии. Тогда студент покажет свой профессионализм на рабочем месте, зарекомендует себя для будущего работодателя и по окончании обучения сможет приступить к работе на данном предприятии.

Центр трудоустройства студентов и выпускников СибГАУ совместно с выпускающей кафедрой могут организовать встречу работодателей со студентами. Возникает отличная возможность прямого общения с заинтересованной аудиторией из числа студентов, в ходе которого работодатель имеет возможность рассказать о компании, предлагаемых вакансиях и требованиях к специалистам, а также привлечь потенциальных соискателей и пригласить их на работу или стажировку.

Систематическое осуществление сбора и анализа фактических данных в системе мониторинга качества образовательной услуги позволяет отслеживать динамику процесса и выявлять критические места для оперативного устранения причин несоответствий, что способствует реализации принципа постоянного улучшения.

В настоящий момент вступил в силу и действует приказ Министерства образования и науки РФ от 12 января 2016 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта» [1]. В соответствии с новым ФГОС, учебные заведения должны внести изменения в учебные планы. В результате освоения программ бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, появился ряд общепрофессиональных компетенций, которых не было в ФГОС предыдущего поколения.

Таким образом, в связи с кардинальными изменениями в системе образования России требуется пересмотр устоявшихся подходов к внедрению инновационных методов обучения, позволяющих повышать эффективность образования, так как оно всегда находится в движении.

Внедрение компетентностного подхода в систему высшего образования направлено на улучшение взаимодействия с рынком труда, повышение конкурентоспособности специалистов, обновление содержания, методологии и соответствующей среды обучения.

Библиографические ссылки

1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент (уровень бакалавриата)» : приказ Минобрнауки России от 12 января 2016 г. № 7. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

2. Окунева Т. Г. Проблематика системы управления в подготовке инженерных кадров // Решетневские чтения : материалы XIX Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 55-летию Сиб. гос. аэрокосмич. ун-та им. акад. М. Ф. Решетнева (10-14 нояб. 2015, г. Красноярск) : в 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2015. С. 487.

Решетневс^ие чтения. 2016

References

1. Order of the Russian Ministry of January 12, 2016 № 7 "On approval of the federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 38.03.02 Management (undergraduate level)".

2. Okuneva T. G. Problematics of control system in engineering education // Reshetnev Readings : materials

XIX Intern. scientific-practical.conf., is dedicated . 55th anniversary Sib . state . aerokosmich . Zap them . Acad. M. F. Reshetnev (10-14 Nov 2015, Krasnoyarsk) : 2 A. / under total. Ed. Yu. Yu. Loginova ; Sib. state. aerokosmich. univ. Krasnoyarsk, 2015. Part 2. S. 486.

© Федорова Н. В., 2016

УДК 378

УПРАВЛЯЕМОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ КАК СПОСОБ КОНТРОЛЯ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

А. В. Цокин

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: tsokin_av@mail.ru

С целью повышения эффективности образовательного процесса необходимо ввести в учебный план управляемое образовательное событие. Предлагается кейс по дисциплине «Компьютерные сети», приближенный к реальной жизненной ситуации.

Ключевые слова: образовательное событие, кейс, компьютерные технологии, модератор, контроль знаний, понимание.

MANAGED EDUCATIONAL EVENT AS A WAY TO CONTROL STUDENTS

A. V. Tsokin

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: tsokin_av@mail.ru

With the purpose to improve the efficiency of educational process it is necessary to introduce managed educational events into the curriculum. The article proposes the case for the discipline of "Computer network", close to a real life situation.

Keywords: educational event, case, computer technology, moderator, control of knowledge, understanding.

Задача каждого учебного заведения, начиная со средней школы и заканчивая высшим учебным заведением - донести до учащихся в доступной для восприятия форме тематику образовательной дисциплины. Не каждое образовательное событие считается состоявшимся на сто процентов, так как ни у каждого из учащихся достаточно понимания того или иного процесса.

Управляемое образовательное событие позволяет заинтересовать учащихся, развивать мотивацию для личного развития и образования [1-4].

На наш взгляд, эффективным образовательным событием является совокупность образовательных технологий, основанных на кейсах, корректируемых и контролируемых со стороны модератора в определенный отрезок времени [5; 6], где в роли модератора образовательного события выступает учитель или преподаватель, который за отведенное в учебном плане время передаст свой опыт и знания учащемуся, а способом контроля за получением этих знаний является проверка знаний в виде определенных процедур. Наиболее известными способами контроля знаний

учащихся являются контрольные срезы, тесты, лабораторные работы, практические контрольные и курсовые работы и т. д. Однако они не дают уверенности в выполнении образовательного события всеми учащимися в полной мере, а значит, образовательное событие нельзя считать полностью состоявшимся. Поэтому для увеличения количества, а также качества образования итоговым образовательным событием можно предложить для учащихся выполнить кейс, кейс-интерактивную игру, в которую будет вовлечено несколько групп и задано определённое количество времени для выполнения поставленной основной задачи для каждой из групп.

Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.

В данной статье предлагается кейс, основанный на пройденном реальном учебном материале и приближенный к реальной ситуации.

Для дисциплины «Компьютерные сети» это может быть кейс по решению практического задания,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.