Научная статья на тему 'Совершенствование профессиональных компетенций будущих учителей математики во время прохождения педагогической практики'

Совершенствование профессиональных компетенций будущих учителей математики во время прохождения педагогической практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL MATHEMATICAL COMPETENCE / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / PEDAGOGICAL PRACTICE / УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ / MATH TEACHER / МОНИТОРИНГОВАЯ СИСТЕМА / MONITORING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Е.В., Гусева Н.В.

В статье рассматриваются возможности эффективного формирования профессиональной компетентности будущих учителей математики при прохождении педагогической практики в средних специальных учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранова Е.В., Гусева Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS DURING THE PASSAGE OF TEACHING PRACTICE

This article discusses the possibility of effective formation of professional competence of future teachers of mathematics at passage pedagogical practices in secondary special education.

Текст научной работы на тему «Совершенствование профессиональных компетенций будущих учителей математики во время прохождения педагогической практики»



ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

УДК 378.147-388

Е.В. Баранова

канд. пед. наук, доцент, кафедра математики, теории и методики обучения математике, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Н.В. Гусева

канд. пед. наук, кафедра математики, теории и методики обучения математике, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ математики ВО ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности эффективного формирования профессиональной компетентности будущих учителей математики при прохождении педагогической практики в средних специальных учебных заведениях.

Ключевые слова: профессиональная математическая компетентность, педагогическая практика, учитель математики, мониторинговая система.

E.V. Baranova, Arzamas branch of Nizhny Novgorod State University

N.V. Guseva, Arzamas branch of Nizhny Novgorod State University

IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS

DURING THE PASSAGE OF TEACHING PRACTICE

Abstract. This article discusses the possibility of effective formation of professional competence of future teachers of mathematics at passage pedagogical practices in secondary special education.

Keywords: professional mathematical competence, pedagogical practice, math teacher, monitoring system.

В настоящее время в связи с переходом на новые образовательные стандарты в системе высшего образования, особую актуальность приобретает проблема формирования профессиональной компетентности будущего учителя [3].

Одним из важнейших факторов подготовки учителей математики является формирование у них профессиональной математической компетентности. Под математической компетентностью (личности) понимается способность применять систему усвоенных математических знаний, умений и навыков в исследовании математических моделей профессиональных задач, включая умения логически мыслить, оценивать, отбирать и использовать информацию, самостоятельно принимать решения.

Профессиональная компетентность будущего учителя математики включает следующие компоненты: мотивационно-ценностный, содержательный, операционный, рефлексивный. Формирование соответствующих качеств происходит, в первую очередь, во время изучения дисциплин профессионального цикла, а также во время прохождения студентами педагогической практики. Работа в школе, с одной стороны, требует от практиканта наличия уже сформированных компетенций, а с другой стороны - полученный опыт позволяет вывести их на новый качественный уровень.

Студенты педагогических вузов проходят педагогическую практику в различных образовательных учреждениях - школах, гимназиях, лицеях, средних специальных учебных заведениях. Наш опыт показывает, что при прохождении педагогической практики в средних специальных учебных заведениях к студенту предъявляются более высокие требования проявления его профессионально-педагогических компетенций.

Среднее специальное образование - одна из форм профессионального образования; имеет целью подготовку непосредственных организаторов и руководителей первичных звеньев на производстве, помощников специалистов высшей квалификации, самостоятельных исполнителей определённой квалифицированной работы, требующей не только профессиональных умений и навыков, но и соответствующей теоретической подготовки.

Таблица 1 - Мониторинг системы способностей студентов политехнического колледжа

Система способностей Уровни сформированности способностей

Самостоятельно С помощью товарища С помощью педагога

1. Исследовать: - название ситуации; - ключевые понятия; - определение производной функции; - геометрический смысл производной; - механический смысл производной; - экономический смысл производной; - определение сложной функции; - правила дифференцирования элементарных функций; - правила дифференцирования сложной функции; - таблицу производных элементарных и сложных функций.

2. Проектировать: - цель на исследуемую работу; - формулу установления соответствия заданной функции и искомой производной; - формулу производной с помощью таблицы производных.

3. Исполнять: - находить производные функции, используя определение производной функции; - находить производные элементарных функций, используя правила дифференцирования и таблицу производных; - находить угловой коэффициент касательной к графику функции; - находить мгновенную скорость движения тела; - определять вид заданных функций; - находить производные сложных функций и таблицу производных.

4. Коммуникативные способности: - отстаивать свою точку зрения; - анализировать полученную информацию; - умение слушать другого.

5. Рефлексивные способности: - осознавать свою деятельность в содержании ситуации; - отвечать по индивидуальной цели.

Для каждой специальности установлен определённый комплекс и объём учебных дисциплин, изучение которых в сочетании с учебной практикой и производственной практикой вооружает учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми для овладения специальностью. Учебные предметы, как правило, разделены на три цикла: общеобразовательный, общетехнический и специальный. Общее среднее образование, получаемое учащимися средних специальных учебных заведений, по содержанию несколько отличается от того, которое даёт средняя общеобразовательная школа. Так, в техникумах предметы гуманитарного цикла (литература, история и др.) изучаются в меньшем объёме, а математика, физика, черчение - в большем. Предметы специального цикла определяют профиль подготовки специалиста.

Проходя педагогическую практику в политехническом колледже, студенты физико-математического факультета столкнулись с некоторыми особенностями работы в учебных заведениях данного типа:

- во-первых, в отличие от школы в составе студентов колледжа значительно преобладают мальчики, что нельзя не учитывать при организации учебной деятельности;

- во-вторых, в средние специальные учебные заведения поступают, как правило, наиболее слабые учащиеся, которые не могут поступить в вузы. Это сказывается и на дисциплине в классе, и на особенностях организации усвоения нового материала;

- в третьих, занятия в колледже проходят парами, как в институте;

- в четвертых, студенты всех специальностей проходят школьный материал за 10-11 классы в сжатом виде за один год на первом курсе.

Выявленные особенности говорят о необходимости более тщательной подготовки к урокам, а изучение каждого раздела математики требует выявления уровня математического осмысления учащимися усвоенного материала. На заключительном этапе изучения определенной темы практикант использует мониторинговую систему выявления уровня сформированно-сти способностей учащихся.

Пример мониторинга системы способностей студентов политехнического колледжа после изучения темы «Производная функции» (табл. 1).

Такое оценочное тестирование позволяет будущим педагогам осмыслить результат своей профессиональной деятельности и совершенствовать такие составляющие профессиональной компетенции, как умение ставить цели и задачи, подбирать методы и приемы проведения занятий с учетом уровня подготовки учащихся, адаптировать изученный материал к общеобразовательному курсу, устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи, доступно излагать материал.

Список литературы:

1. Гусева Н.В. Развитие творческого мышления студентов при изучении информатики: сб. статей Всерос. науч. практ. конф., Москва-Коряжма. - М.: Изд-во МГЭИ, 2006.

2. Гусева Н.В., Зайкин М.И., Баранова Е.В. Развитие эстетического потенциала школьной математики // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 3. - С. 54-56.

3. Касаткина Е.С., Круглова О.А., Кузина И.В., Тюрина Т.В. Имидж современного учителя: гендерный аспект // Грани познания. - 2010. - № 2 (7). - С. 30-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.