Научная статья на тему 'Совершенствование правового регулирования противодействия организованной преступности'

Совершенствование правового регулирования противодействия организованной преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
829
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организованная преступность / правовая основа / противодействие организованной преступности / organized crime / legal regulation / counter – organized crime

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Т. В. Прокофьева

В статье рассматривается правовое регулирование противодействия организованной преступности. На основе анализа и оценки действующих в этой сфере нормативно-правовых актов сформулированы предложения по их совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF COUNTER – ORGANIZED CRIME ENHANCEMENT

Legal regulation of counter – organized crime enhancements is the object of the article. Based on the analysis of the legally enforceable enactments, stated ways of this improvement.

Текст научной работы на тему «Совершенствование правового регулирования противодействия организованной преступности»

УДК 343.97

Т. В. Прокофьева

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Института права, экономики и управления информацией МГЛУ; e-mail: prokofftv@list.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

В статье рассматривается правовое регулирование противодействия организованной преступности. На основе анализа и оценки действующих в этой сфере нормативно-правовых актов сформулированы предложения по их совершенствованию.

Ключевые слова: организованная преступность; правовая основа; противодействие организованной преступности.

Prokofyeva T. V.

Ph. D (Law), Assistant Professor, Department of Criminal Law Disciplines, Institute of Law, Economics and Information Management, MSLU; e-mail: prokofftv@list.ru

LEGAL REGULATION OF COUNTER -ORGANIZED CRIME ENHANCEMENT

Legal regulation of counter - organized crime enhancements is the object of the article. Based on the analysis of the legally enforceable enactments, stated ways of this improvement.

Key words: organized crime; legal regulation; counter - organized crime.

Анализ существующей на сегодняшний день в Российской Федерации правовой базы противодействия организованной преступности свидетельствует о ее сформированном характере. Несмотря на некоторую затянутость с имплементацией норм международного права, тем не менее следует заключить, что она представляет собой многоуровневую систему нормативно-правовых актов, включающую, помимо Конституции РФ и общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров, целый ряд федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства, а также ведомственных нормативно-правовых актов, издаваемых правоохранительными и другими государственными органами.

Нормативно-правовая база в сфере противодействия организованной преступности, как и любое другое направление правового

регулирования борьбы с преступностью, постоянно претерпевает изменения, так или иначе связанные как с состоянием криминогенной обстановки, так и с общим вектором политики государства в сфере противодействия организованной преступности.

Следует отметить, что в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [12] (далее - Стратегия) в числе основных источников угроз национальной безопасности указывается на деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанную с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, на сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, а также связанных с коррупцией. Иные указания на угрозы со стороны организованной преступности и меры по противодействию ей в рамках обеспечения государственной и общественной безопасности в действующей на сегодняшний день Стратегии отсутствуют.

В свою очередь одним из главных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности в Стратегии определено совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью.

В этой связи нельзя не отметить, что несмотря на отсутствие прямых акцентов на противодействии организованной преступности как основной угрозе национальной безопасности государства, российским законодателем к настоящему времени уже сделан целый ряд важных шагов, направленных на усиление противодействия организованной преступности.

Вот лишь некоторые из них. Федеральным законом от 20 августа 2004 г. №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [7] введен институт защиты потерпевших, свидетелей, а также обвиняемых, заключивших соглашение со следователем и активно способствующих раскрытию преступления. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. №153-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии

терроризму» [3] был введен Уголовно-правовой институт конфискации имущества. Федеральным законом от 29 июня 2009 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [4] введен особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, тем самым «разрешено» привлечение к сотрудничеству с правоохранительными органами лиц, состоящих в организованных группах и преступных сообществах (преступных организациях). Существенные изменения в уголовно-правовые нормы об ответственности за создание преступного сообщества (преступной организации), руководство и участие в нем (ст. 35, новая редакция ст. 210) были внесены Федеральным законом № 245-ФЗ от 3 ноября 2009 г. «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 100 Уголовно-процессуального кодекса РФ» [5].

Важным этапом антикоррупционной борьбы, выступающей в качестве важнейшего направления противодействия организованной преступности, стало принятие Федерального закона № 230-ФЗ от 3 декабря 2012 г. «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» [8]. В целях усиления противодействия дальнейшей криминализации государственных органов и проникновения в них представителей организованной преступной среды 21 февраля 2014 г. был принят Федеральный закон № 19-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который не позволяет занимать государственные должности людям с криминальным прошлым или с неснятой или непогашенной судимостью за тяжкие и особо тяжкие преступления [6].

В современных условиях повышению эффективности в борьбе с организованной преступностью также способствует межведомственное взаимодействие правоохранительных, контрольно-надзорных и иных государственных органов. Только за последние несколько лет был принят целый ряд межведомственных нормативных правовых актов, направленных на объединение и усиление борьбы с организованной преступностью, в числе которых: Инструкция по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем,

утвержденная Приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, ФСБ России, ФСКН, ФТС, СК РФ, ФСФМ от 5 августа 2010 г. № 309/566/578/318/1460/43/207; Регламент информационного взаимодействия Банка России, Генпрокуратуры РФ, правоохранительных и иных федеральных государственных органов Российской Федерации при выявлении и пресечении незаконных финансовых операций кредитных организаций и их клиентов, утвержденный Приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, Росфинмони-торинга, ФНС России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России, СК России, Банка России от 12 марта 2013 г. № 105/136/50/ММ-7-2/117/131/98/447/12/ОД-121; Положение об организации межведомственного взаимодействия по противодействию преступлениям, совершаемым организованными группами и преступными сообществами (преступными организациями), утвержденный Приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, СК РФ, ФСКН, ФТС, ФСИН № 192/420/279/15/229/1071/293 от 14 мая 2013 г.

Вместе с тем, согласно проведенным исследованиям НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доля преступлений, совершенных в организованных формах, на протяжении последних 2,5 лет составляет всего лишь около 1,5 % (1,5 % -в 2012 г., 1,7 % - в 2013 г., 1,5 % - в первом полугодии 2014 г.), что явно не соотносится со степенью их распространенности и указывает на латентность этих деяний [2, с. 7]. Как показывает анализ практики, сложившееся положение можно объяснить отнюдь не повышением эффективности борьбы с организованной преступностью и ее «искоренением», а наоборот - снижением выявляемости преступлений данной категории, неполнотой расследования, приводящей к недоказанности вины обвиняемых, и т. д.

Существующие проблемы в правоприменительной деятельности часто зависят от недостатков правового регулирования борьбы с организованной преступностью. Результаты проведенного исследования с учетом латентности и современных тенденций организованной преступной деятельности, «сращиванием» ее с легальной экономикой, проникновением во власть, позволяют сделать однозначный вывод о том, что существующая нормативно-правовая база противодействия организованной преступности не совсем адекватна характеру и масштабам исходящей от нее угрозы национальной безопасности России.

На наш взгляд, на сложившуюся ситуацию влияет в целом отсутствие правовой доктрины противодействия организованной преступности, которая должна лечь в основу до сих пор не принятой Концепции противодействия организованной преступности в Российской Федерации.

Следует помнить, что немаловажную роль в формировании концептуальных основ любого вида правоохранительной деятельности играет научно-обоснованный подход. Ученые-правоведы с начала 90-х гг. прошлого столетия активно занимаются проблемами правового обеспечения борьбы с организованной преступностью, опубликовано большое количество научных работ, учебных пособий и других изданий, посвященных данной тематике, защищены диссертации, проводятся научно-практические конференции, «круглые столы» и семинары.

Поскольку разработка концептуальных основ противодействия организованной преступности, соответствующих нынешнему этапу ее развития, включает в себя, в том числе, и блок вопросов, направленных на совершенствование нормативно-правового обеспечения противодействия организованной преступности, считаем необходимым остановиться на конкретных мерах, реализация которых уже сегодня будет направлена на устранение пробелов в правовом регулировании.

В специальной литературе [9] как правило рассматриваются два основных направления совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность правоохранительных органов по борьбе с организованной преступностью.

Первое направление касается внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство. Второе - нацелено на разработку комплексного закона по борьбе с организованной преступностью.

На наш взгляд, пробелы в правовой базе противодействия организованной преступности невозможно восполнить путем внесения «точечных» изменений в действующее законодательство. Основным пробелом, по нашему мнению, является отсутствие закона о борьбе с организованной преступностью. Очевидно, что ранее разработанные, но так и не принятые проекты закона по борьбе с организованной преступностью, не могут в полной мере соответствовать современным потребностям в противодействии организованной

преступности. Организованная преступность трансформировалась, изменились ее формы, а значит, появилась необходимость в разработке принципиально нового закона, в котором должны найти отражение следующие позиции: основные направления и цели государственной политики в сфере противодействия организованной преступности; понятийный аппарат, включающий определение организованной преступности как базового термина; правовая основа, задачи и принципы деятельности по борьбе с организованной преступностью; система мер противодействия организованной преступности, в том числе комплекс специальных мер по предупреждению организованной преступности; система субъектов борьбы с организованной преступностью, их функции и полномочия; координация и взаимодействие усилий различных субъектов борьбы с организованной преступностью между собой, а также с другими государственными органами и иными организациями; содействие органам, осуществляющим борьбу с организованной преступностью; информационное обеспечение борьбы с организованной преступностью; финансовое и материально-техническое обеспечение субъектов противодействия организованной преступности; международное сотрудничество в борьбе с транснациональной организованной преступностью; контроль и надзор за деятельностью по борьбе с организованной преступностью; гарантии законности и безопасности борьбы с организованной преступностью.

Следует отметить, что среди ученых и практиков существует мнение, согласно которому, наряду с принятием базового Закона о противодействии организованной преступности, необходимо принятие по аналогии с Национальным планом противодействия коррупции, принятие Национального плана противодействия организованной преступности. Более того, данное положение нашло свое отражение в рекомендациях «круглого стола» «Противодействие организованной преступности: законодательный и практический аспекты», состоявшегося 05 марта 2013 г. в Государственной Думе РФ по инициативе Государственного комитета по безопасности и противодействию коррупции [7].

В части, касающейся такого направления совершенствование правового регулирования противодействия организованной преступности, как внесение изменений и дополнений в действующее законодательство, отметим, что наиболее актуальным является,

безусловно, его уголовно-правовая составляющая. На сегодняшний день мы можем судить о понимании отечественным законодателем сущности и содержания организованных форм преступной деятельности, опираясь исключительно на нормы российского уголовного права.

Анализ действующих уголовно-правовых мер противодействия организованной преступности и практика их применения свидетельствует о наличии различных подходов к квалификации действий, совершенных участниками организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций). Как известно, на разность в существующих подходах к квалификации влияют как объективные факторы, в числе которых обилие оценочных признаков форм организованной преступной деятельности в ст. ст. 35 и 210 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ), так и субъективные - знания и опыт работы следователей, прокуроров, судей, что в конечном итоге приводит к отсутствию единой сформировавшейся судебно-следственной практики по данному вопросу.

Существование этой проблемы изначально связано, на наш взгляд, с указанными в ст. 35 УК РФ Общей части УК РФ формами групповой и организованной преступной деятельности, критериями разграничения которых являются оценочные признаки устойчивости, организованности, структурированности и т. д.

Как показал анализ правоприменительной практики, трудности вызывает определение признака структурированности, отграничивающего с позиции законодателя организованную группу от преступного сообщества (преступной организации). На наш взгляд, любая организованная группа по своей сути структурирована, это не исключает в том числе и закрепленный в Постановлении Пленума Верхового Суда от 10 июня 2010 г. №12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)» [10] (далее -Постановление) звеньевой принцип ее организации. В этой связи определить грань, позволяющую правоприменителю отличить, в каком случае звенья (подгруппы), входящие в состав организованной группы, являются ее структурными подразделениями, и мы имеем дело с преступным сообществом, а в каком нет - и мы имеем дело с хорошо и сложноорганизованной, но простой, организованной группой - достаточно сложно.

Представляется, что в целях повышения эффективности правоприменительной практики законодателю необходимо внести изменения в ч. 4 с т. 35 УК РФ «Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией»), установив единственно правильную, по нашему мнению, правовую конструкцию преступного сообщества в форме объединения организованных двух или более групп, действующих под единым руководством, члены которых объединены в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды.

Отметим, что мы поддерживаем позицию ученых [1, с.75], считающих, что для правоприменителя удобнее будет использование терминологии «преступное сообщество», исключив из употребления термин «преступная организация» по причине отсутствия правовых различий между ними. Новая редакция определения, на наш взгляд, снимет вопрос о содержании так до конца и не раскрытых до сих пор в законодательстве понятий: «структурированная организованная группа» и «структурное подразделение».

Кроме того, снимутся вопросы, возникающие периодически у специалистов, сетующих на то, что в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда при совершении участником преступного сообщества (преступной организации) тяжкого или особо тяжкого преступления его действия подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 210 УК РФ и соответствующей частью (пунктом) статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, с учетом квалифицирующего признака «организованная группа». Представляется, что в случае функционирования преступного сообщества в форме объединения организованных групп никаких противоречий при ныне существующей технике применения уголовного закона при квалификации не возникнет.

Другим, не менее актуальным, вопросом является «жизнеспособность» ч. 4 ст. 210 УК РФ, введенной Федеральным законом № 245-ФЗ от 27 декабря 2009 г. «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 100 Уголовно-процессуального кодекса РФ» [5], позволяющей привлекать к уголовной ответственности лидеров преступной среды, занимающих высшее положение

в преступной иерархии («воров в законе» и других авторитетов преступного мира). Используемые законодателем понятия «высшее положение», «преступная иерархия» не находят своего разъяснения в уголовном праве, по сути являются криминологическими. На практике данная норма пока так и не нашла своего применения, поскольку сама постановка вопроса о доказательствах принадлежности лица именно к высшей, а никакой другой ступени преступной иерархии, весьма сомнительна. Разъяснение Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащееся в п. 24 вышеуказанного Постановления, согласно которому «о лидерстве такого лица в преступной иерархии может свидетельствовать и наличие связей с экстремистскими и (или) террористическими организациями или наличие коррупционных связей и т. п.» [10], также не дает ответа на этот вопрос.

Таким образом, первоочередной, как нам представляется, задачей по совершенствованию уголовно-правовых средств противодействия организованной преступности является технико-юридическое конструирование норм таким образом, чтобы использование оценочных признаков, тем более имеющих исключительно криминологический характер, было сведено к минимуму.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапов П. В. Основы теории регламентации ответственности и противодействия организованной преступной деятельности: Монография / под науч. ред. д-ра юрид. наук, проф. Н. А. Лопашенко. - СПб. : СПб ун-т МВД России, 2011. - 328 с.

2. Борьба с криминальными рынками в России / под общ. ред. В. В. Меркурьева. - М. : Проспект, 2015. - 312 с.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №153-ФЗ [ред. от 07.02.2011, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2013 г.] // Российская газета. - 29.07.2006. - №165.

4. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 июня 2009 г. № 141-ФЗ // Российская газета 03.07.2009. - № 121.

5. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в ст. 100 Уголовно-процессуального кодекса РФ: Федеральный закон № 245- ФЗ от 3 ноября 2009 г. // Российская газета 06.11.2009. - № 209.

6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон № 19-ФЗ от 21 февраля 2014 г. // Российская газета 25.02.2014. - № 44.

7. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ [ред. от 03.02.2014, с изм. от 04.06.2014] // Российская газета 25.08.2004. - № 182.

8. О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам: Федеральный закон № 230-ФЗ от 3 декабря 2012 г. [ред. 22.12.2014] // Российская газета 05.12.2012. -№ 280.

9. Омелин В. Н. Совершенствование законодательных мер по борьбе с организованной преступностью в сфере экономики // Проблемы борьбы с организованной преступностью в сфере экономики: материалы Межведомственного «круглого стола» (Москва, 23 октября 2014 г.). - М. : ФГКУ «ВНИИ МВД России». - 2015. - 165 с.

10. Постановление Пленума Верхового Суда от 10 июня 2010 г. № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)» // Российская газета 17.06.2010. - № 130.

11. Противодействие организованной преступности: законодательный и практический аспекты: материалы «круглого стола» (Москва, 5 марта 2013 г.). - М. : Изд-во Государственной Думы РФ, 2014.

12. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.: Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [ред. от 01.07.2014 г] // Российская газета 19.05.2009. - № 88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.