Научная статья на тему 'Совершенствование подготовки студентов в современном высшем учебном заведении, в том числе в педагогических вузах'

Совершенствование подготовки студентов в современном высшем учебном заведении, в том числе в педагогических вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MODERN REQUIREMENTS TO TRAINING OF SPECIALISTS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / PEDAGOGICAL EDUCATION SYSTEM / COMPLEX PEDAGOGICAL EDUCATION SYSTEM / PRINCIPLE OF INDEPENDENCE / DIDACTIC FUNCTIONS OF THE PRINCIPLE / TECHNIQUE AND TECHNOLOGY OF TRAINING / СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЛЕКСНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИНЦИП САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПРИНЦИПА / МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Часовских Н.С.

В статье рассматриваются научно обоснованные шаги в решении проблемы совершенствования подготовки учителей в высшем учебном заведении через следующую последовательность действий: определение педагогической системы, в которой самостоятельность является основой учебного процесса и конечным её продуктом; обоснование необходимости введения в современную дидактику принципа самостоятельности с его сущностными, нормативными и процессуальными функциями и его статуса в дидактике; разработка на базе дидактических функций принципа самостоятельности методики и технологии реализации государственных требований к высшему профессиональному образованию по формированию в вузе у специалистов способности к самоорганизации, самореализации и самообразованию в течение всей жизни человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF TRAINING OF STUDENTS IN MODERN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION, INCLUDING PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article studies evidence-based steps in solution of a problem of improvement of training of teachers in a higher educational institution through the following sequence of actions: definition of pedagogical system in which the independence is a basis of educational process and her final product; justification of need of introduction to modern didactics of the principle of independence with his intrinsic, standard and procedural functions and his status in didactics; development on the basis of didactic functions of the principle of independence of a technique and technology of implementation of the state requirements to higher education for formation in higher education institution at experts of ability to self-organization, self-realization and self-education during all human life.

Текст научной работы на тему «Совершенствование подготовки студентов в современном высшем учебном заведении, в том числе в педагогических вузах»

УДК 378.02:372.8

Chasovskikh N.S., Cand.of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Gorno-Altaisk State University, (Gorno-Altaisk, Russia),

E-mail: nikolayaltay@rambler.ru

IMPROVEMENT OF TRAINING OF STUDENTS IN MODERN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION, INCLUDING PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS. The article studies evidence-based steps in solution of a problem of improvement of training of teachers in a higher educational institution through the following sequence of actions: definition of pedagogical system in which the independence is a basis of educational process and her final product; justification of need of introduction to modern didactics of the principle of independence with his intrinsic, standard and procedural functions and his status in didactics; development on the basis of didactic functions of the principle of independence of a technique and technology of implementation of the state requirements to higher education for formation in higher education institution at experts of ability to self-organization, self-realization and self-education during all human life.

Key words: modern requirements to training of specialists in higher educational institution, pedagogical education system, complex pedagogical education system, principle of independence, didactic functions of the principle, technique and technology of training.

Н.С. Часовских, канд. пед. наук, доц., Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск,

E-mail: nikolayaltay@rambler.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ

В статье рассматриваются научно обоснованные шаги в решении проблемы совершенствования подготовки учителей в высшем учебном заведении через следующую последовательность действий: определение педагогической системы, в которой самостоятельность является основой учебного процесса и конечным её продуктом; обоснование необходимости введения в современную дидактику принципа самостоятельности с его сущностными, нормативными и процессуальными функциями и его статуса в дидактике; разработка на базе дидактических функций принципа самостоятельности методики и технологии реализации государственных требований к высшему профессиональному образованию по формированию в вузе у специалистов способности к самоорганизации, самореализации и самообразованию в течение всей жизни человека.

Ключевые слова: современные требования к подготовке специалистов в высшем учебном заведении; педагогическая система образования; комплексная педагогическая система образования; принцип самостоятельности; дидактические функции принципа; методика и технология обучения.

Актуальность и постановка проблемы исследования.

Сегодня задача повышения качества высшего образования в нашей стране во многом связывается с освоением в учебно-воспитательном процессе государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС ВПО 3-го поколения), в основу которых положены международные и общероссийские документы: Болонская и Копенгагенская декларации и «Национальная доктрина образования РФ до 2025 года» (постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751). Одним из основных требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и указанных международных и общероссийских документов является усиление роли самостоятельной учебной деятельности студентов, которая проявляется в способности к самоорганизации, самореализации и самообразованию в течение всей жизни человека.

Таким образом, Концепция стандартов нового (третьего) поколения базируется на необходимости организации самостоятельной работы студентов (СРС) как фактора, безусловно определяющего условия формирования общекультурных, предметных, философско-методологических и профессиональных компетенций выпускников. Это означает, что СРС является не просто важной формой образовательного процесса, а становится его основой. Отсюда следует, что необходим коренной пересмотр организации профессиональной подготовки учителей в вузе, которая должна строиться так, чтобы развивать умение учиться самостоятельно, формировать у студентов способности к саморазвитию, творческому и критическому применению полученных знаний, способам и методам получения новых знаний, рефлексии, самоконтролю своей познавательной деятельности и её самооценке, к постоянному профессиональному росту, к профессиональной и социальной мобильности.

В контексте такой парадигмы образования особую значимость приобретает компетентностный и личностно-ориентиро-ванный подходы, конечным продуктом которых являются такие качества личности как: самовоспитание, самообразование, самоактуализация, саморазвитие, рефлексия.

Поэтому внедрение новой парадигмы, связанной с реализацией ФГОС ВПО 3-го поколения, в основе которой лежит концептуальная идея самостоятельности личности, представляется

нами как одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном высшем учебном заведении, в том числе в педагогических вузах. Именно самостоятельность учения обеспечивает развитие личности. Расширяя свои знания, вырабатывая и приобретая новые умения и компетенции, студент может качественно изменяться, развивать свои способности, убеждения, тип мышления, черты характера и поведения, формировать самоконтроль и самооценку своих поступков во всех сферах своей деятельности, является одной из форм обучения, При этом центральным звеном самостоятельного учения должна быть диалектика взаимосвязи и взаимозависимости отношений в системе студент-преподаватель, основанная на «субъект-субъектных» отношениях преподавателя и студентов, которые наиболее полно представлены в личностно-ориентиро-ванной педагогической системе развивающего обучения.

Однако образовательная практика показывает, что значительную часть преподавателей и студентов не удовлетворяет характер их взаимоотношений в процессе обучения в вузе и уровень самостоятельности выпускников вуза. Преподаватели зачастую испытывают трудности в установлении со студентами диалогического взаимодействия, так как недостаточно владеют способами включения их в совместную деятельность на разных этапах обучения, не умеют гибко менять характер взаимодействия в зависимости от изменяющихся условий. Отсутствие дидактического обеспечения необходимого уровня сформированности самостоятельности студентов приводит к тому, что преподаватели отдают приоритет традиционным методам формирования самостоятельности в обучении, а это приводит к снижению качества подготовки будущих педагогов в вузе.

Следует отметить, что «традиционная - знаниевая - парадигма образования предполагает деятельность студента как ведомого, как исполнителя образовательного замысла преподавателя. В традиционных моделях обучения, господствующих в данный момент в российском высшем профессиональном образовании, самостоятельная учебная активность студента сводится к изучению предложенной преподавателем литературы, выполнению домашних заданий, подготовке рефератов и / или выступлений на семинарах, выполнению курсовых и дипломных работ» [1]. По существу - это самостоятельная работа репродук-

тивного характера, которая явно не соответствует тем требованиям, которые заявлены в ФГОС ВПО.

В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме самостоятельной работы, который прослеживается в работах Т.А Вороновой, И.Л. Наумченко; в работах В.А. Бессоновой, Н.В. Кузьминой, РФ. Жукова, Ю.Н. Параходова, Л.Б. Сосновской самостоятельность рассматривается как средство индивидуализации обучения студентов; в работах Н.Ф. Талызиной, А.А. Реан, A.M. Гасанова, Е.В. Гапон разрабатывается проблема управления самостоятельной учебной деятельностью. В отечественной дидактике основоположниками исследования самостоятельной учебной деятельности учащихся являются Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин, П.И. Пидкасистый.

Однако во всех этих работах не представлена соответствующая ФГОС ВПО педагогическая система обучения студентов и не определен статус самостоятельности в современной дидактике, а, следовательно, до настоящего времени отсутствует научно обоснованная методика и технология формирования самостоятельности студентов в высшей школе, без которых невозможна реализация новой парадигмы образовательной системы в высшей школе.

Поэтому не удивительно, что проведенный нами в ходе констатирующего этапа эксперимента анализ состояния профессиональной подготовки по общей физике студентов физических специальностей в педагогических университетах показывает низкий уровень их готовности к решению образовательных задач в процессе преподавания курса общей физики в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. Более половины студентов испытывают трудности при самостоятельном применении физических знаний при объяснении физических явлений, процессов, решении задач, работе с физическим оборудованием. Студенты испытывают затруднения при выполнении методологических заданий, определяющих содержание современной картины мира и практически не достигают философско-методологического уровня сформированности физических понятий и критического творческого мышления, не всегда могут определить роль того или иного фундаментального опыта в структуре оснований физической теории, практически не владеют научными методами познавательной деятельности и, как следствие, имеют низкую степень самостоятельности во всех сферах своей профессиональной деятельности; самоконтроль и самооценка своей познавательной деятельности находятся на низком уровне. Это приводит к тому, что у будущего учителя при изучении общей физики не формируются на должном уровне соответствующие предметные, философско-методологические и профессиональные компетенции. Следовательно такие учителя вряд ли способны в школе формировать самостоятельность учащихся, которая, как известно, провозглашена основой развития личности. Это заключение хорошо согласуется с диссертационными исследованиями Коло-мина В.И. [2].

Анализ учебной и методической литературы по общей физике, в том числе для педагогических специальностей высшего профессионального образования (А.В. Астахов, В. Акоста, А. Бейзер, А.Я. Бланк, Л.А. Грибов, Е.М. Гершензон, Н.Н. Малов и А.Н.Мансуров, Г.А. Зисман и О.М. Тодес, Дж. Орир, К.А. Путилов, И.В. Савельев, С.Э. Фриш и А.В. Тиморева, Б.М. Яворский, А.А. Детлаф и др.), показывает, что в существующих учебниках не учитывается специфика самостоятельной профессиональной деятельности учителя физики (практически нет заданий, вопросов, упражнений, проблемных ситуаций с соответствующей профессиональной направленностью), отсутствует четкое выделение структурных элементов физических теорий, фундаментального ядра физической науки, её методологических основ, парадигм физического мышления в различные исторические периоды генезиса этой науки. Фундаментальность образования сегодня является главным принципом государственной образовательной политики и предметом научно-педагогических и научно-методических исследований (С.А. Баляева, В.А. Бордов-ский, А.Д. Гладун, О.Н. Голубева, Л.А. Зорина, С.Е. Каменецкий, Л.В. Королева, И.Я. Ланина, Н.В. Леонова, И.Я. Лернер, Л.В. Масленникова, Н.С. Пурышева, Б.А. Струков, А.Д. Суханов, Н.В. Шаронова и др.), а концептуальный принцип самостоятельности в обучении вообще отсутствует.

Различным аспектам проблемы преподавания физики в учреждениях высшего профессионального образования посвящены диссертационные исследования А.Е. Айзенцона, Г.Ф. Бушок, Г.В. Ерофеевой, Р.Х. Казакова, В.В. Ларионова, А.Н. Малинина, И.А. Мамаевой, Л.В. Масленниковой, А.А. Червовой и др. Одна-

ко большинство из них относятся к преподаванию физики в инженерных вузах (Г.В. Ерофеева, В.В. Ларионов, И.А. Мамаева, Л.В. Масленникова и др.); в диссертациях, относящихся к преподаванию физики в педагогических вузах, исследуются конкретные частнометодические проблемы (например, изучение теории относительности в вузе - А.Н. Малинин). Наиболее близка к теме нашего исследования докторская диссертационная работа Коло-мина В.И. «Фундаментальная подготовка по физике как основа формирования профессиональной компетентности будущих учителей физики», в которой автор, хотя и не пришел к необходимым для нас заключениям, но довольно точно определил проблему современной профессиональной подготовки учителей физики, которая находится в полном согласии с нашими исследованиями и позволила нам осуществить научно обоснованные шаги в её решении через следующую последовательность действий: определение педагогической системы, в которой самостоятельность является основой учебного процесса и конечным её продуктом; обоснование необходимости введения в современную дидактику принципа самостоятельности с его сущностными, нормативными и процессуальными функциями и его статуса в дидактике; разработка на базе дидактических функций принципа самостоятельности методики и технологии реализации требований ФГОС ВПО по формированию в вузе у специалистов способности к самоорганизации, самореализации и самообразованию в течение всей жизни человека.

Учитывая, что методы исследования обеспечивают исследователю возможность получить значимый для науки результат, мы изучили целый ряд работ, посвященных разработке методов научного познания. Среди них работы Л.В. Александрова, В.И. Бар-тона, Б.А. Глинского, Дж.К. Джонса, В.А. Канке, С.А. Лебедева, В.К. Лукашевича, А.П. Морозова, В.М. Одрина, Н.И. Панышевой, Н.Л. Поповой, Г.И. Рузавина, Р. Сулайманкулова, Е.В. Яковлева и Н.О. Яковлевой и др.

Эти работы позволили нам не только использовать соответствующие методы исследования для проведения педагогических исследований, но и понять, что все они находятся в непрерывном развитии по следующим направлениям: 1) совершенствование методик в зависимости от содержания и цели научного поиска; 2) периодическое обобщение исследовательского опыта; 3) выявление новых возможностей известных методов [3; 4) «обогащение» известных методов за счёт приращения знаний из других наук; 5) оптимальный выбор и сочетание методов, их комплексное использование [4].

Это позволило нам представить свое исследование в ракурсе следующей комплексной методологии научного исследования как формы организации научного знания и научной деятельности:

• научно обоснованная постановка проблемы исследования;

• построение предмета исследования и дальнейшее развитие постановки проблемы за счет использования различных методов исследования (системный подход; абстрактно-логический метод, используемый для построения теории и включающий многообразные приёмы и операции: анализ и синтез, дедукцию и индукцию, восхождение от конкретного к абстрактному, и наоборот, аналогию, формальную логику, гипотетическое предположение и др.; проектный метод; метод моделирования; эмпирический метод; статистико-вероятност-ный метод);

• построение историографии научной проблемы;

• систематизация понятийно-категориального аппарата;

• выбор и реализация теоретико-методологических подходов в исследовании;

• выявление закономерностей и принципов реализации исследуемого феномена;

• обоснование авторского способа решения проблемы;

• построение концепции и теории, с помощью которых предмет исследования можно описать, объяснить, вскрыть внутренний механизм явлений и противоречий, предсказать развитие процесса, выдать рекомендации по совершенствованию системы образования;

• обеспечение единства теории и практики, понимаемого в том смысле, что созданная соискателем теоретическая концепция в полной мере используется для анализа практики и экспериментальных данных, формулирования новых рекомендаций, и напротив, полученные практические результаты вновь позволяют дополнить и развить теорию;

• законченность и цельность исследования, приобретающего свойства системы;

• выявление педагогических условий эффективного функционирования исследуемого явления;

• проверка результативности авторского решения проблемы;

• достоверность полученных научных результатов;

• истолкование (интерпретация) оснований исследования и полученных научных результатов.

В этой ситуации, когда учеными-педагогами признается, что самостоятельность - это ключевая компетенция, без которой личности в её истинном понимании не существует (А.В. Петров), идея самостоятельности становится центральной и одной из главнейших в системе образования, то она должна получить статус концептуального дидактического принципа с его инструментальными (раскрывающими способ применения принципа) сущностными, нормативными и процессуальными функциями, позволяющими технологизировать процесс формирования самостоятельности студентов и школьников в учебном процессе. При этом конечным продуктом педагогической системы обучения должна быть способность личности к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию, сознательной саморегуляцией личностной активности, рефлексии, самоконтролю и самооценки своей деятельности. Это является необходимым условием для развития личности, так как под необходимостью понимается условие, без которого «чего-то» не может состояться (без дыхания - жизнь, без самостоятельности - личность и её компетентность).

Глубокий философский анализ развития культуры в человеческом обществе показывает, что образование имеет своей целью не навязывать определенные убеждения, а наставлять на путь, которым подобные убеждения могут быть самостоятельно выработаны. Это по существу является достаточным основанием необходимости у любой личности ключевой компетенции «познавательной самостоятельности». Истинность основания доказана опытным путем (анализ истории развития культуры) и выведена из истинности положения о том, что «в культуре новое поколение не копирует, не воспроизводит, как бы отрицает предыдущее поколение» [5, с. 378].

Всё это, естественно, требует серьезных исследований по научному обоснованию введения этого принципа в современную дидактику, по его статусу в системе дидактических принципов и его роли в соответствующей педагогической системе. Все это говорит об актуальности исследований в данной области, так как только при этом условии появляется возможность научно обоснованно выстраивать методику и технологию формирования самостоятельности учащихся.

В работе мы определяем принцип самостоятельности следующим образом:

Самостоятельность - это современный дидактический принцип, существенно влияющий на развитие человека и общества посредством сформированного постоянного стремления к развитию, к личностному росту, самоактуализации, которая является не только конечным состоянием личности, но и процессом актуализации своих возможностей. Он представляет собой одно из универсальных руководящих положений современного образования, которое относится ко всему процессу обучения в целом, распространяется на все учебные предметы, без него невозможно формировать личность, её компетентность и он не может быть заменен никакими другими принципами. Самостоятельность как дидактический принцип снимает главное противоречие между настоящим и будущим поколением, которое открывается нам как единство «отрицания» и утверждения, как будущее, вбирающее в себя не только прошлое, но и новый мир. Этот результат приобретенной самостоятельности является её наивысшей степенью - критической и творческой деятельностью личности.

Принцип самостоятельности в современном образовании должен рассматриваться не как элемент образования, а как ведущий (концептуальный) принцип общего и профессионального образования, определяющий характер последнего и управляющий процессами формирования системы знаний, взглядов и убеждений современного человека.

Знание дидактических функций этого принципа позволяет технологизировать формирование самостоятельности студентов и сделать этот процесс осознанным, управляемым и прогнозируемым. В этом заключается его технологическая ценность, когда принцип, как теоретическая категория дидактики, начинает нести

в своей структуре технологические аспекты, выводящие на реализацию его в обучении.

В своей работе мы намерены исследовать роль дидактического принципа самостоятельности в реализации комплексной педагогической системы, включающей личностно-ориентирован-ную систему развивающего обучения (РО) и компетентно-дея-тельностного подхода (КП), который в системе РО представляется в виде соответствующего принципа со своими сущностными, нормативными и процессуальными функциями. Предлагаемая нами комплексная педагогическая система реализуется в классическом университете при профессиональной подготовке студентов физико-математического факультета по курсу общей физики.

Сегодня накоплен значительный опыт в организации обучения студентов обшей физике в вузе. Вместе с тем вне научного внимания остаётся вопрос о дидактическом обеспечении оптимальной реализации возможностей самостоятельности при обучении студентов физике. В связи с этим существуют противоречия:

- на социально-педагогическом уровне: между требованиями общества и государства к повышению качества физического образования в вузе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) об усилении роли самостоятельной учебной деятельности студентов, которая проявляется в способности к самоорганизации, самореализации и самообразованию в течение всей жизни человека и недостаточной теоретической и практической разработанностью решения данной проблемы;

- на научно-педагогическом уровне: между необходимостью решить важнейшую задачу обучения - формирование самостоятельности как ключевой компетенции студентов и отсутствию соответствующего дидактического принципа, управляющего этим процессом в обучении;

- на научно-методическом уровне: между дидактическими возможностями самостоятельности в обучении общей физике и их фактической реализацией в современной педагогической теории и практике.

Поэтому актуальность предлагаемого исследования определяется следующими факторами:

- личностно-ориентированное развивающее обучение в сочетании с компетентностным подходом должно быть дидактически обеспеченным. Если в основе такого обучения лежит самостоятельность, то она должна быть теоретически осмыслена на уровне дидактических принципов, являющихся регулятивом учебного процесса и иметь соответствующий инструментарий для преподавателя в виде нормативных и процессуальных дидактических функций, определяющих роль самостоятельности в той или иной учебной дисциплине. В настоящее время такой регулятив в современной дидактике отсутствует;

- задача обучения студентов общей физике заключается не столько в передаче знаний, сколько в формировании умения самостоятельно использовать их. Это означает переориентацию образования со знаниевого на компетентностный подход, который вырабатывает у студентов способности включаться в самостоятельную творческую деятельность и решать встающие перед ними профессиональные проблемы;

- использование в учебном процессе принципа самостоятельности в условиях комплексной педагогической системы лич-ностно-ориентированного развивающего обучения и компетент-ностного подхода (РОКП) при обучении студентов общей физике создаёт реальный потенциал для эффективной реализации дидактических возможностей развивающего обучения и компетент-ностного подхода.

Выделенное противоречие определило не только актуальность настоящего исследования, но и проблему исследования, которая заключается в обосновании необходимости введения в современную дидактику концептуального принципа самостоятельности, в выявлении его дидактического потенциала при обучении студентов общей физике в вузе, в разработке технологии его реализации в практике обучения и в создании организационных и психолого-педагогических условий для её внедрения в учебный процесс.

Цель исследования: теоретически обосновать необходимость введения в дидактику принципа самостоятельности, разработать его дидактические функции в комплексной педагогической системе личностно-ориентированного развивающего обучения в диалектической связи с компетентностным подходом

и положить их в основу соответствующей технологии обучения студентов общей физике.

Объект исследования: процесс обучения студентов общей физике в условиях реализации концептуального принципа самостоятельности при использования комплексной педагогической системы развивающего обучения в сочетании с компетентност-ным подходом.

Считаем, что использование в учебном процессе концептуального принципа самостоятельности с его дидактическими функциями в условиях комплексной педагогической системы создаёт реальный потенциал для реализации развивающего обучения и компетентностного подхода как стратегического приоритета образовательного процесса.

Изложенные концептуальные идеи мы конкретизируем в виде положений, сформулированных в форме гипотезы исследования, которая заключается в том, что дидактический потенциал концептуального принципа самостоятельности при обучении студентов общей физике может эффективно реализоваться при соблюдении следующих условий:

1) использовании комплексной педагогической системы лич-ностно-ориентированного развивающего обучения в сочетании с компетентностным подходом в виде основополагающего дидактического принципа, определяющего идею практико-ориентиро-ванного обучения;

2) инструментальном обеспечении дидактического принципа самостоятельности (сущностные, нормативные и процессуальные функции принципа), которое технологизирует процесс реализации этого принципа в обучении;

3) построении комплексной методики и технологии обучения общей физике», позволяющей оптимально использовать дидактические возможности концептуального принципа самостоятельности в комплексной системе развивающего обучения в сочетании с компетентностным подходом;

4) принятии уровневого понимания самостоятельности (репродуктивный, продуктивный, частично-поисковый, поисковый или исследовательский уровни);

5) использовании научных методов и приемов познавательной деятельности как средств для самостоятельного получения новых знаний и как элементов содержания образования, использование которых определяет уровень самостоятельности студентов, а, следовательно, и уровень их предметной, философ-ско-методологической и профессиональной компетентности.

Задачи исследования:

1. Провести теоретико-методологический анализ состояния проблемы самостоятельности в педагогической науке и практике вузовского обучения физике.

2. Проанализировать совокупность исходных положений, образующих теоретическую и практическую основы формирования знаний, умений и компетенций студентов по общей физике.

3. Определить содержание, критерии и уровни владения знаниями, умениями и компетенциями по общей физике, обеспечивающими положительный прогноз в повышении качества знаний студентов по общей физике в условиях использования принципа самостоятельности.

4. Разработать методику и технологию обучения студентов общей физике, соответствующую комплексной педагогической системы развивающего обучения в сочетании с компетент-ностным подходом, включающей в себя концептуальный дидактический принцип самостоятельности с соответствующими сущностными, нормативными и процессуальными функциями, технологизирующими процесс формирования самостоятельности студентов в учебном процессе.

5. Опытно-экспериментальным путём обосновать эффективность реализации предлагаемой в работе методики и технологии обучения студентов общей физике и подтвердить целесообразность введения в дидактику концептуального принципа межличностного общения.

6. Подготовить и внедрить в учебный процесс научно-методические рекомендации по использованию разработанной в диссертации методики и технологии обучения студентов общей физике, соответствующих требованиям ФГОС ВПО нового поколения.

Методологическую основу исследования составили:

классическая модель обучения, которая эволюционировала, но оставалась неизменной в своих основных характеристиках: целях и содержании образования, формах и методах обучения, способах организации школьной жизни вплоть до ХХ века, которая сложилась под влиянием философско-педагогических

идей, сформулированных Я.А Коменским, И.Г. Пестолоцци, Ф. Фребелем, И.Г. Гербартом, Ф.А. Дистервегом, Дж. Дьюи и др.; научное обоснование природы и сущности процесса обучения (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушин-ский, Л.Н. Толстой, П.П. Блонский; С.П. Баранов, Б.П. Есипов, В.В. Краевский, И.Я Лернер, М.А Данилов, М.Н. Скаткин, В.И. Загвязинский и др.); концепции обучения, в которых утверждается положение о «естественном» развитии ребёнка в процессе приобретения собственного опыта или о непрерывном умственном развитии в процессе активного и содержательного усвоения основ наук и их последующего практического применения (И.П. Блонский, П.Н. Груздев, С.Т. Шацкий и др.)»; работы, в которых нашло подтверждение требования активного усвоения знаний в процессе обучения и доказано, что развитие активности и самостоятельности учащихся происходит в познавательной деятельности (Ш.И. Ганелин, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, И.Т. Огородников, М.Н. Скаткин и др.); личност-но-деятельностный подход, с позиций которого образование должно учитывать индивидуальные особенности студентов, что позволяет дифференцировать процесс обучения и выявить педагогические условия развития самостоятельности обучающихся (Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, П.Е. Гальперин, Е.Н. Кабанова-Меллер, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.В. Петров, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, И.С. Якиманская и др.); личностно-ориентированное развивающее обучение (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин,

A.В. Петров В.Д. Шадриков и др.); идея и концепция гуманизации, связанная с созданием условий для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовного потенциала, которая постепенно превращается в тенденцию общественного развития и общепринятого подхода в системе образования, разработка которого принадлежит Я.А. Комен-скому, В.А. Сухомлинскому, К.Д. Ушинскому, Ш.А. Амонашвили,

B.В. Давыдову, Л.В. Занкову, Б.Д. Эльконину, М. Монтессори,

C. Френе, Дж. Дью, Г. Оллпорт, А. Маслоу, К Роджерсу, А. Швейцеру, Н.А. Бердяеву, С. Булгакову, К.Д. Кавелину, Л.П. Карсавину,

A.Ф. Лосеву, Н.К. Михайловскому, В.В. Розаноу, В.С. Соловьеву, П.А. Флоренскому, П.Я. Чаадаеву, Э.В. Ильенкову, Ш.А. Амонашвили, В.И. Загвязинскому, Л.С. Выготскому, И.С. Батракова, С.А. Гончаров, В.А. Грановский, М.Г. Карижский, Е.В. Люликова,

B.С. Осипов, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, А.П. Тряпицина,

A.В. Тряпицин, Е.В. Щербова и др.; компетентностный подход, смысл организации которого заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования и смысл которого заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности (А.В. Хуторской, А.Г. Каспржак, Л.Ф. Иванова, В.К. Загвозкин, А.В. Петров, А.Г. Бермус, В.А. Бол-това, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, О.Е. Лебедев, Е.И. Пометун,

B.В. Сериков, В.П. Симонов, Н. Хомский, А.Г. Бермус, Н.Ф. Ефремова, Д.С. Цодикова, Э. Шорт, Е.К. Юсеф, М.А. Чошанов, и др.); системно-деятельностный подход, с позиций которого развитие образовательной самостоятельности может рассматриваться как деятельность в системе образовательного процесса вуза и сама образовательная самостоятельность как система, состоящая из определенных компонентов (М.С. Каган, А.Н. Леонтьев,

C.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Э.Г. Юдин и др.); теории управления функционированием и развитием социальных и образовательных систем (Б.Г. Ананьев, В.Г. Афанасьев, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, П.Я. Гальперин, Гершунский, Р.Я. Касимов, Н.В. Кузьмина, В.С. Лазарев, И.Я. Лернер, Н.Ф. Талызина, М.М. Поташник, Т.И. Шамова, В.А. Якунин и др.), в том числе теория управления целостным образовательным процессом (В.И. Андреев, С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, Г.В. Белая, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина и др.), теории управления учением (В.В. Краевский, Б.И. Коротеев, И.Я. Лернер, Л.А. Шипилина и др.); теории личности и самосознания (Б.Г. Ананьев, В.К. Бацын, Г.Н. Волков, С.Л. Рубинштейн и др.); учение о субъекте деятельности (К.А. Абульханова-Слав-ская, П.П. Блонский, А. Дистервег, И.В. Дубровина, А.К. Маркова, И. Песталоцци, В.А. Петровский, К. Роджерс, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Г.А. Цукерман и др); педагогические учения о самостоятельной деятельности учащихся (Г.Д. Кириллова, Н.А. Половникова, А.В. Усова, А.В. Петров и др.); особенности проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута (Л.А. Лабунская, В.В. Лоренц, Н.Н. Суртаева,

A.П. Тряпицина и др.); положения современной педагогики о теории активизации учебной деятельности учащихся и соответствующих технологиях и методах обучения будущих специалистов (А.К. Маркова, Т.И. Шамова, М.И. Башмаков, А.А. Вербицкий, Т.Г Григорьева, И.С. Якиманская и др.); теория использования комплексной педагогической системы развивающего обучения в сочетании с компетентностным подходом (А.В. Петров,

B.С. Стародубцева, Г.В. Алмадакова).

В качестве опытно-экспериментальной базы исследования выступают студенты Горно-Алтайского государственного университета (ГАГУ), школьники и учителя, Институт повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования (ИПКиППРО) Республики Алтай.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- научно обоснована целесообразость перехода от педагогической системы развивающего обучения к комплексной педагогической системе, вбирающей в себя личностно-ориен-тированное развивающее обучение и компетентностный поход, которая в отличии от её составляющих обладает полнотой, так как в её основание положена ни теория и ни практика, а их диалектическое единство, которое снимает историческую проблему: «Что должно быть поставлено в основание обучения: теория или практика»?

- раскрыта возможная дидактическая связь между развивающим обучением (гуманитарный «субъект-субъектный подход») и компетентностным подходом (жесткий «субъект-объектный прагматический подход»). Компетентностный подход (практико-ориентированный подход), как центральная идея образования, целесообразно представить в виде концептуального дидактического принципа с его сущностными, нормативными и процессуальными функциями, которые технологизируют процесс реализации практико-ориентированного подхода к обучению. Последнее снимает противоречие между гуманитарным подходом (РО) и компетентностным подходом и снимает необходимость разработки дидактики компетентностного подхода;

- научно обоснована целесообразность постановки исследовательской проблемы использования дидактического ресурса принципа самостоятельности при обучении студентов общей физике в условиях комплексной личностно-ориентированной педагогической системы развивающего обучения совместно с компетентностным подходом, включающей в себя концептуальный дидактический принцип самостоятельности;

- разработан инструментарий концептуального принципа самостоятельности (способ применения принципа в учебном процессе) в виде сущностных, нормативных и процессуальных дидактических функций, позволяющих технологизировать процесс реализации данного принципа в учебном процессе;

- разработана комплексная диалоговая технология обучения студентов общей физике «задача - диалог - игра», в основу которой положены нормативные и процессуальные функции дидактических принципов самостоятельности и межличностного общения;

- осуществлено обобщение дидактических возможностей самостоятельности в системе вузовского образования, обоснована целесообразность введения принципа самостоятельности в ранг концептуального в условиях использования комплексной педагогической системы личностно-ориентированной педагогической системы развивающего обучения в сочетании с компе-тентностным подходом;

- выявлен дидактический потенциал принципа самостоятельности при формировании у студентов основополагающих физических понятий;

- разработаны основные средства для эффективной реализации комплексной диалоговой технологии «задача - диалог - игра» при формировании у студентов основополагающих физических понятий.

Теоретическая значимость исследования определяется вкладом его результатов в развитие теоретических основ предметной, философско-методологической и профессионально-методической подготовки учителя физики в условиях классического университета с учетом требований ФГОС ВПО нового поколения, учитывающих, что самостоятельность является основой учебного процесса и конечным её продуктом. В результате исследования:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- представлены основные научные подходы к исследованию проблемы использования дидактического ресурса принципа самостоятельности в условиях комплексной педагогической си-

стемы, включающей личностно-ориентированное развивающее обучение и компетентностный подход в системе вузовского образования;

- раскрыты методологические и теоретические основы для обоснования необходимости введения в дидактику концептуального принципа самостоятельности и разработан инструментарий его реализации в учебном процессе, представленный в виде сущностных, нормативных и процессуальных функций, что позволяет осуществлять научно обоснованно технологии формирования самостоятельности в учебном процессе, которые до настоящего времени фактически лишь провозглашались, но не имели дидактического обеспечения;

- основные выводы и положения диссертационной работы являются дополнением и развитием исследований в области использования дидактических возможностей принципа самостоятельности при компетентностном подходе и развивающем обучении в процессе профессиональной подготовки учителей физики в вузе;

- исследование обогащает общую теорию развивающего обучения, компетентностного подхода и вносит практический вклад в решение актуальной проблемы качественной предметной, философско-методологической и профессиональной подготовки студентов при обучении их общей физике в вузе;

- в работе выявлен дидактический потенциал использования принципа самостоятельности в условиях развивающего обучения студентов общей физике, который выражается в технологизации учебного процесса в условиях использования компетентностного подхода. Последний в условиях развивающего обучения превращается в компетент-ностно-деятельностный подход, в отличие от классического развивающего обучения, в основе которого лежит деятель-ностный подход.

- в рамках используемой нами комплексной педагогической системы обучения научно обосновано использование прагматичного компетентностного подхода (субъект-объектного) в развивающем обучении (субъект-субъектное) за счет компетентност-но-деятельностного подхода, благодаря которому происходит взаимодействие теории (развивающее обучение) и практики (компетентностный подход) за счет восхождения от абстрактного к конкретному;

- введены новые понятия: 1) «концептуальный дидактический принцип самостоятельности», определены его сущностные, нормативные и процессуальные функции, позволяющие технологизировать процесс реализации его в учебном процессе; 2) «комплексная образовательная система», включающая в себя личностно-ориентированное развивающее обучение и компе-тентностный поход в качестве соответствующего принципа с его нормативными и процессуальными функциями; 3) «комплексная технология «задача - диалог - игра», построенная на базе нормативных и прцессуальных дидактических функций принципов самостоятельности и межличностного общения, основными средствами реализации которой являются диалоговые и полило-говые задачи;

- выявлены дидактические возможности взаимодействия принципов самостоятельности и межличностного общения, благодаря которым формы межличностного общения обеспечивают управление самостоятельной деятельностью студентов;

- уточнены понятия «самостоятельная работа» и «лабораторные занятия» с учётом используемой комплексной образовательной системы;

- выявлены особенности методики и технологии организации самостоятельной работы студентов физико-математического факультета по общей физике в условиях комплексной образовательной системы;

- разработаны обобщенные планы познавательной деятельности преподавателя и студентов на учебных занятиях по общей физике; выделены основные умения и компетенции, которыми необходимо овладеть студентами на высоком уровне самостоятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны:

1) методика и технология организации самостоятельной работы студентов по общей физике, позволяющие поэтапно повышать степень самостоятельности (от репродуктивного к продуктивному, частично поисковому и поисковому, т.е. исследовательскому) и уровень эвристичности познавательной деятельности (эмпирический, теоретический, практический, философ-ско-методологический);

2) оригинальные лекции, практические, семинарские и лабораторные занятия с учетом требований ФГОС ВПО нового поколения, учитывающих, что самостоятельность является основой учебного процесса и конечным её продуктом;

3) методические средства для эффективной реализации принципа самостоятельности при формировании основополагающих физических понятий в учебном процессе (комплекс диалоговых и полилоговых задач, обобщенных планов, исследовательских и частично-исследовательских заданий);

4) методические пособия и рекомендации по использованию комплексной технологии реализации принципа самостоятельности в учебном процессе при обучении студентов общей физики;

5) спецкурс «Теория и практика реализации комплексной образовательной системы при подготовке учителя физики в вузе»;

6) электронная технология организации самостоятельной познавательной деятельности студентов Moodle, позволяющая самостоятельно (в отсутствии преподавателя) включать студентов в самостоятельную творческую деятельность, организовывать различного уровня эвристичности учебное общение для разрешения предметных, философско-методологических и профессиональных проблем;

7) внедрение в практику работы кафедр физики вузов, школ и института повышения квалификации результатов диссертационного исследования;

8) совокупность критериев и уровней предметной, фило-софско-методологической и профессиональной компетентности будущего учителя физики в мотивационно-ценностном, когнитивном, операционно-деятельностном и исследовательском аспектах, определяющих степень самостоятельности (репродуктивный, продуктивный, частично-поисковый и исследовательский) и уровень эвристичности познавательной деятельности (эмпирический, теоретический, практический, философско-методологи-ческий).

Содержащиеся в работе теоретические положения и выводы доведены до конкретных технологий и методических рекомендаций, реализация которых, как доказано в исследовании, повышает эффективность формирования основополагающих физических понятий у студентов физико-математического факультета классического университета. Кроме того, разработанная комплексная технология обучения студентов общей физике «задача - диалог - игра», позволяет реализовывать комплексную систему личностно-ориентированного развивающего обучения совместно с компетентностным подходом в практике подготовки учителей физики в вузе. В результате апробирован методический комплекс учебных материалов, с авторскими оригинальными дидактическими средствами, созданы условия для опытно-экспериментальной работы, реализовано внедрение нового дидактического принципа самостоятельности с его нормативными и процессуальными функциями, положенными в основание комплексной технологии обучения студентов общей физике.

Предложенные в работе методические рекомендации к организации обучения студентов общей физике и опыт реализации технологии такого обучения могут быть использованы не только в системе высшего профессионального образования, но и для повышения эффективности обучения физике в школе, в сфере повышения квалификации учителей а также обладают возможностью расширения условий их применения на другие области профессионального образования педагогов.

Особо следует отметить, что опыт реализации нового дидактического принципа с его сущностными, нормативными и процессуальными функциями в учебном процессе показал, что дидактические принципы можно эффективно реализовать только в случае, если они имеют соответствующий инструментарий, т.е. способ применения принципа в учебном процессе. В противном случае они теряют свой статус дидактического принципа, оставаясь лишь важной дидактической идеей или дидактическим условием, которые не характеризуются всеобщностью и не носят обязательного характера.

Итог наших исследований сводится к следующему:

1. Комплексные технологии, соответствующие личностно-о-риентированному развивающему обучению в сочетании с ком-петентностным подходом представляют собой форму и метод обучения студентов в вузе, основанные на диалоговом мышлении и содержащие в основании требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО 3-го поколения) по усилению

роли самостоятельной учебной деятельности студентов, которая проявляется в способности к самоорганизации, самореализации и самообразованию в течение всей жизни человека. Формы взаимодействия преподавателя и студентов развиваются в логике принципов самостоятельности и межличностного общения по траектории совершенствования уровней саморегуляции от максимальной помощи преподавателя студентам к последовательному нарастанию активности студентов до практически полной саморегуляции их познавательной деятельности, при этапном возрастании степени самостоятельности студентов от репродуктивного к продуктивному, частично-поисковому и исследовательскому уровню.

2. Для полноценного использования дидактических ресурсов самостоятельности студентов в учебном процессе целесообразно введение концептуального дидактического принципа самостоятельности с его сущностными, нормативными и процессуальными функциями.

3. При подготовке учителей физики в вузе с систематическим и целенаправленным применением принципа самостоятельности целесообразно использовать комплексную технологию обучения студентов общей физике, в основу которой положены нормативные и процессуальные функции данного дидактического принципа самостоятельности. Основными средствами реализации этой технологии являются комплекс диалоговых и полилоговых задач, обобщенные планы познавательной деятельности, понятийные комплексы с методологической программой познавательной деятельности, исследовательские и частично-поисковые задания.

4. Реализация предлагаемой образовательной системы, представляющей собой диалектическую связь развивающего обучения и компетентностного подхода, а также соответствующую ей комплексную технологию, позволяющую эффективно реализовать дидактические принципы самостоятельности и межличностного общения при обучении студентов общей физике обеспечивает подготовку компетентных учителей физики в вузе. Основными критериями результативности разработанной технологии выступают:

- уровень компетентности выпускников вуза (знание-вый; умения действовать по образцу; умения использовать научные методы познавательной деятельности; творческая и критическая самостоятельная деятельность - умение самостоятельно решать проблемные ситуации; сформирован-ность саморегуляции, самоконтроля и самооценки своей деятельности); опыт самоконтроля и самооценки развивает образовательную самостоятельность студентов и представляется как качество, необходимое будущему учителю физики для личностного саморазвития и профессионального самосовершенствования;

- степень самостоятельности (репродуктивная, продуктивная, частично-поисковая, поисковая, т.е. исследовательская);

- степень эвристичности знаний о сложных физических понятиях (эмпирический, теоретический, практический, философ-ско-методологический уровни);

- степень владения научными приемами и методами познавательной деятельности (самостоятельная работа осуществляется по образцу; самостоятельная работа осуществляется по алгоритму; самостоятельная работа осуществляется как частично-поисковая; самостоятельная работа осуществляется как исследовательская).

5. Основной концептуальной идеей преподавания курса общей физики в условиях реализации комплексной образовательной системы развивающего обучения в сочетании с ком-петентностным подходом является акцент не только на элементах содержания данного предмета, которые определяют его фундаментальность, но и на концептуальную идею формирования самостоятельности студентов. Последняя реализуется через введение в современную дидактику концептуального принципа самостоятельности, который не только открывает новый теоретически обоснованный путь в развитии системы образования высшей школы, но и технологизирует процесс формирования самостоятельности студентов в учебном процессе.

6. Содержательно-смысловое наполнение новой образовательной концепции, определяющей пути и возможности реализации ФГОС ВПО нового поколения, раскрывается в модели методической системы преподавания курса общей физики, которая ориентирована на приоритет формирования у студентов самостоятельности, степень сформированности которой должна определять уровень компетентности будущего учителя физики.

В отсутствии самостоятельности нельзя говорить о компетентности специалиста. Модель отражает взаимосвязь, взаимообусловленность концептуального, нормативно-содержательного, технологического компонентов и обеспечивает формирование у будущих учителей физики предметную, философско-методо-логическую и профессиональную компетентность, в основании которой лежат такие качества личности, как самообразование,

Библиографический список

1.

2.

3.

4.

5.

References

самовоспитание, самообучение, самоактуализация, рефлексия, самоконтроль и самооценка

7. Реализация модели методической системы обучения общей физике должна определяться функциональной структурой и условиями эффективного использования принципа самостоятельности при формировании и развитии сложных физических понятий.

Имакаев В.Р, Русаков С.В., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Новые подходы к организации и обеспечению самостоятельной работы студентов: сборник. Секция № 20 «Научно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов в соответствии с ФГОС ВПО». Available at: http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf7/S20.pdf

Коломин В.И. Фундаментальная подготовка по физике как основа формирования профессиональной компетентности будущих учителей физики. Диссертация ... доктора педагогических наук. Волгоград, 2010.

Теория и практика педагогического эксперимента. Под редакцией А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. Москва: Педагогика, 1979. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. Челябинск: РБИУ, 2010. Гассен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Отв. ред. и составитель П.В. Алексеев. Москва: Школа-Пресс, 1995.

1. Imakaev V.R., Rusakov S.V., Semakin I.G., Henner E.K. Novye podhody k organizacii i obespecheniyu samostoyatel'noj raboty studentov. sbornik. Sekciya № 20 «Nauchno-metodicheskoe obespechenie samostoyatel'noj raboty studentov v sootvetstvii s FGOS VPO». Available at. http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf7/S20.pdf

2. Kolomin V.I. Fundamental'naya podgotovka po fizike kak osnova formirovaniya professional'noj kompetentnosti buduschih uchitelej fiziki. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2010.

3. Teoriya ipraktika pedagogicheskogo 'eksperimenta. Pod redakciej A.I. Piskunova, G.V. Vorob'eva. Moskva. Pedagogika, 1979.

4. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Pedagogicheskoe issledovanie: soderzhanie ipredstavlenie rezul'tatov. Chelyabinsk. RBIU, 2010.

5. Gassen S.I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie vprikladnuyu filosofiyu. Otv. red. i sostavitel' P.V. Alekseev. Moskva. Shkola-Press, 1995.

Статья поступила в редакцию 03.10.18

УДК 316.334:796.01

ChebotaryovA.V., teaching assistant, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russia),

E-mail: alekc-2012@mail.ru

THE ROLE OF SPORTS ORGANIZATIONS IN ATTRACTING YOUNG PEOPLE TO SPORT. The article presents results of a study aimed at identifying active participation of young people in sport activities and determining factors that motivate them to be engaged in sports. The article reveals features of various sports organizations and their role in attracting young people to sport. To increase motivation of young people in sports activities and socialization skills by means of physical culture in Russia are set up physical educational and sport organizations, which enable young people to develop stress resistance, discipline, interpersonal skills, will for hard work. The paper tells about an Association of students' sports clubs in Russia, an organization that puts tremendous efforts to involve students into sport.

Key words: health, discussion clubs, sports federations, physical educational and sports organizations.

А.В. Чеботарев, ассистент, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»,

г. Симферополь, E-mail: alekc-2012@mail.ru

РОЛЬ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРИВЛЕЧЕНИИ МОЛОДЁЖИ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ

В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление активности участия молодежи в спортивной деятельности и определение факторов, побуждающих к занятиям спортом. Так же рассмотрены особенности различных физкультурно-спортивных организаций и их роль в привлечении молодежи к занятиям спортом. Для повышения мотивации молодежи в спортивной деятельности и развития навыков социализации посредствам физической культуры в России были созданы физкультурно-спортивные организации, участие в которых позволяет молодым людям развивать стрессоустойчивость, дисциплинированность, коммуникабельность, трудолюбие. Описана Ассоциация спортивных студенческих клубов России - организация, которая прикладывает огромные усилия для привлечения студенческой молодежи в спорт.

Ключевые слова: здоровье, дискуссионные клубы, спортивные федерации, физкультурно-спортивные организации.

Здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов - гласит устав Всемирной организации здравоохранения. Но человек не может быть здоровым, если он не ведет здоровый образ жизни, который включает в себя комплексную работу над физическими, духовными и социальными компонентами личности. Одним из основных компонентов здорового образа жизни является спорт, который имеет 4 основные функции: политическую, интегрирующую, социально-психологическую и функцию восходящей социальной мобильности. Стоит отметить, что для молодежи ведущей функцией спорта является социализирующая. Социализация - двусторонний процесс в результате которого складываются отношения между обществом и

отдельным индивидом, особое значение этот процесс имеет для молодого поколения. Социализация с помощью спорта объединяет в себе три формы: поведенческую, познавательную и эмоциональную. Их взаимосвязь и определяет основное содержание и направление социализации [1].

Из этого следует, что снижение мотивации у молодого поколения к занятиям спортом приводит к ухудшению процесса социализации. В современном обществе нарастает проблема привлечения молодежи к здоровому образу жизни. На данном этапе развития науки существует небольшое количество исследований, посвященных вопросу механизмов формирования здорового образа жизни и мотивации у молодого поколения к занятиям спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.