Научная статья на тему 'Совершенствование подготовки квалифицированных кадров для инновационно развивающегося индустриального воспроизводственного процесса'

Совершенствование подготовки квалифицированных кадров для инновационно развивающегося индустриального воспроизводственного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КАДРЫ / ИННОВАЦИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шорникова Н. Ю., Безменов М. О.

В статье раскрывается механизм совершенствования подготовки квалифицированных кадров для инновационно развивающегося индустриального воспроизводственного процесса с использованием механизма государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шорникова Н. Ю., Безменов М. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfection of preparation of qualified personnel for innovatively developing industrial reproduction of process

In the article the mechanism of perfection of preparation of qualified personnel for innovatively developing industrial reproduction of process with use of the mechanism of state-private partnership reveals.

Текст научной работы на тему «Совершенствование подготовки квалифицированных кадров для инновационно развивающегося индустриального воспроизводственного процесса»

Бизнес в законе

6’2012

15.12. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННО РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

Шорникова Н. Ю., к.э.н., доцент, ФГБОУ ВПО

«Московский государственный индустриальный университет», г. Москва

Безменов М. О., соискатель, ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет», г. Москва

apm-msiu@yandex. ru

Аннотация: в статье раскрывается механизм

совершенствования подготовки квалифицированных кадров для инновационно развивающегося индустриального воспроизводственного процесса с использованием механизма государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: государственно-частное

партнерство, кадры, инновация воспроизводство.

PERFECTION OF PREPARATION OF QUALIFIED PERSONNEL FOR INNOVATIVELY DEVELOPING INDUSTRIAL REPRODUCTION OF PROCESS

Shornikova N.Y., Cand.Econ.Sci., the senior lecturer, Federal State budgetary educational institution The maximum vocational training «The Moscow state industrial university», Moscow

Bezmenov M.O., the competitor, Federal State budgetary educational institution The maximum vocational training «The Moscow state industrial university», Moscow

apm-msiu@yandex. ru

Annotation: in the article the mechanism of perfection of preparation of qualified personnel for innovatively developing industrial reproduction of process with use of the mechanism of state-private partnership reveals.

Keywords: state-private partnership, shots, an innovation reproduction.

Ключевым элементом совершенствования системы подготовки квалифицированных кадров является развертывание по территории всей страны эффективной системы ранней профессиональной ориентации подрастающих поколений. Такая система должна носить универсальный характер, обеспечивая профориентацию детей и молодежи по всему кругу имеющихся профессий и видам профессиональной деятельности. А главным зачинателем формирования универсальной системы профориентации должно стать государство.

Наиболее быстрым путем (не в ущерб качеству) и рациональным образом общегосударственная система профессиональной ориентации подрастающих поколений может быть создана на основе института государственно-частного партнерства. При этом, государство призвано дать главный импульс процессу формирования и развития этой системы, выделив на

нее достаточное количество ресурсов, а

частнопредпринимательская активность была бы задействована при этом в организации системы и управления ее звеньями, в ее кадровом обеспечении, выполняя государственный заказ на профессиональную ориентацию детей и молодежи. Кроме того, частнопредпринимательские структуры могли бы дополнительно стимулироваться за счет средств высокодоходных семей, соглашающихся на:

а) дополнительную профессиональную ориентацию детей и подростков (базовая профориентация должна осуществляться бесплатно, финансируясь из бюджета);

б) интенсивное развитие за дополнительную плату профессиональных способностей сверх стандартных школьных программ.

С учетом нарастания глобализации, усиления миграции квалифицированных кадров, повышения привлекательности российского высшего образования для зарубежных студентов, вполне можно согласиться с двухступенчатой системой - бакалавра и магистра. К тому же, эта система в условиях РФ позволит ликвидировать образовавшуюся за годы рыночных реформ диспропорцию - резкое сокращение

масштабов среднего специального образования за счет перевода его преобладающей части в ранг высшего образования.

Двухуровневую систему высшего образования

(бакалавр-магистр) целесообразно, во-первых,

соединить с прогрессивными традициями отечественной высшей школы, а во-вторых, придать этой системе качественно новое измерение, позволяющее готовить специалистов для

индустриального воспроизводственного процесса на значительно более высоком уровне, чем это имеет место и в современной России, и в наиболее развитых странах Запада.

Положительной традицией отечественного высшего специального образования является его

фундаментальность, глубокий уровень

общетеоретической подготовки, системный подход к изложению и усвоению знаний. Это выгодно отличает сложившуюся в нашей стране систему высшего образования в сравнении с системами США и других стран Запада, где принято готовить специалистов узких специальностей, лишенных общенаучного и общепрофессионального кругозора. Положительную традицию отечественной высшей школы, как уже отмечалось, не следует менять на сомнительные преимущества иностранных университетов, но ее необходимо сохранять и развивать дальше, а кроме этого, дополнять прогрессивными инновациями.

Учащийся должен осознавать необходимость определенных знаний для решения практических задач. Более глубокое теоретическое осознание решаемой практически проблемы раскрывает в сознании новый активный вакуум, когда может быть вложено новое знание. По мере заполнения этого вакуума, человек повышает уровень своей теоретической подготовки, а это позволяет ему дальше продвинуться в практике, после чего в сознании возникает новый активный вакуум и т.д.

Принципиально важно, придание подготовке бакалавров с самого начала инновационно-поискового характера, так, чтобы процесс обучения начинать с попытки решения обучающимися практических задач, при одновременном формировании у них осознанной

Шорникова Н. Ю., Безменов М. О.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ ДЛЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

необходимости определенных теоретических знаний, без которых они не смогут продвигаться далее в решении практических задач. После формирования «порции» такого осознания они должны приобрести очередную «порцию» теоретических знаний, после чего приступить к практической профессиональной деятельности. Заметим, что предлагаемый порядок обучения студентов автор предполагает осуществлять на базе тщательного отбора абитуриентов на основе их внутреннего профессионального призвания.

В связи с вышеизложенным, по нашему мнению, целесообразно установить следующий порядок отбора студентов в высшие учебные заведения.

Целесообразно установить три очереди поступления в вузы.

Очередь 1. В ВУЗы осуществляется отбор студентов на бесплатное обучение среди абитуриентов, прошедших предварительную подготовку на предмет выявления внутренней предрасположенности к

профессии в общегосударственной системе профессиональной ориентации подрастающих поколений с ранжированием индивидуальных

способностей, подтвержденных в конкурсах, олимпиадах, практической деятельности по избираемой профессии и т.д. При этом частным вузам подготовка таких студентов должна оплачиваться государством по централизованно утвержденным нормативам, с возможной доплатой из региональных бюджетов.

Очередь 2. Зачисление на бюджетные места, оставшиеся после 1-й очереди, по результатам ЕГЭ, а если он будет, наконец, отменен, что было бы целесообразно, по результатам вступительных экзаменов.

Очередь 3. Зачисляются все желающие на платное обучение.

Во всей высшей школе, во всяком случае в той, которая специализируется на кадровом обеспечении индустриального воспроизводственного процесса, целесообразно на порядок усилить интеграционные

тенденции в науке, образовании, практической

деятельности по специальности. Причем эта

интеграция должна охватывать как преподавателей, так и студентов. В процессе обучения в вузе студенты должны получить фундаментальную и прикладную подготовку в области самообразования, которая для высококвалифицированного специалиста, выбравшего профессию по внутреннему призванию, должна стать постоянной потребностью, реализуемой в

непрерывном интенсивном самообучении.

В результате активного задействования ученых, преподавателей и студентов вуза в интеграционном тренде науки, образования, индустриального воспроизводственного процесса, через полезный результат в последнем, реализуемом на рынке, открывается возможность еще одного канала финансирования высшей школы, а именно - доходы от внедрения результатов НИР и НИОКР в производство.

Список литературы:

1. Человеческие ресурсы: эффективность их

формирования и использования // Экономика предприятий и отраслей АПК. - Минск, 2002.

2. Экономика труда: социально-трудовые отношения / под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. - М.: Экзамен, 2002

Reference list:

1. Human resources: efficiency of their formation and use//the Business economics and agrarian and industrial complex branches. - Minsk, 2002.

2. Work economy: Sociolabor relations/ under the editorship of N.A.Volgin, J.G.Odegov. - М: Examination, 2002.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Шорниковой Н. Ю. и Безменова М. О. на тему: «Совершенствование подготовки квалифицированных кадров для инновационно развивающегося индустриального воспроизводственного процесса»

Рецензируемая статья выполнена в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», имеет несомненную научную значимость и практическую ценность для совершенствования инновационно развивающегося индустриального

воспроизводственного процесса.

В статье, раскрывается механизм совершенствования подготовки квалифицированных кадров для инновационно развивающегося индустриального воспроизводственного процесса с использованием механизма государственночастного партнерства.

Представляет несомненный научно-практический интерес предлагаемый авторами многоступенчатый порядок отбора студентов в высшие учебные заведения.

Таким образом, данная статья, обладающая элементами научной новизны и практической значимостью, рекомендуется к публикации в открытой печати.

Вывод: статья рекомендуется к публикации в журнале «Бизнес в законе».

Доктор экономических наук,

профессор

Н. И. Брагин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.