Научная статья на тему 'Совершенствование организационной структуры управления государственной жилищной инспекции Нижегородской области'

Совершенствование организационной структуры управления государственной жилищной инспекции Нижегородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
689
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / КАЧЕСТВО / СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / STATE HOUSING INSPECTION / HOUSING AND UTILITIES / QUALITY / STRUCTURE OF MANAGEMENT EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акифьева Лариса Владимировна

В статье выявлены недостатки организационной структуры управления государственной жилищной инспекции Нижегородской области, а также произведена сравнительная оценка существующей и предложенной организационной структуры. Выявлена эффективность предложенной организационной структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the state-private partnership as the instrument of attraction of investments into branch is considered. Specifics of forms is revealed is state private partnership, and also advantage and risks of state-private partnership for local governments and private business in the housing-and-municipal sphere.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организационной структуры управления государственной жилищной инспекции Нижегородской области»

УДК 332.8

Л. В. АКИФЬЕВА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Ключевые слова: государственная жилищная инспекция, жилищно-коммунальное хозяйство, качество, структура управления, эффективность.

Аннотация. В статье выявлены недостатки организационной структуры управления государственной жилищной инспекции Нижегородской области, а также произведена сравнительная оценка существующей и предложенной организационной структуры. Выявлена эффективность предложенной организационной структуры.

Изменения, происходящие в экономике России, оказывают существенное влияние на все сферы общественной жизни, в том числе и на жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Эффективное функционирование этой сферы, проблема формирования нового хозяйственного механизма и системы управления жилищно-коммунальным хозяйством в контексте становления свойственных рыночным отношениям форм производства и реализации жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) является наиболее острой [2, с. 158].

Основные проблемы в сфере: повышение качества жилищнокоммунальных услуг, высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры [3, с. 172].

Специализированным органом государственной власти по контролю качества предоставления населению жилищно-коммунальных услуг является Государственная жилищная инспекция Нижегородской области.

Г осударственная жилищная инспекция Нижегородской области (далее - Госжилинспекция) была образована на основании постановления Администрации Нижегородской области от 23.03.1999 № 69 «Об образовании государственной жилищной инспекции Нижегородской области», принятого во исполнение Указа Президента РФ от 28.04.1997 № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в

© Акифьева Л. В., 2013

Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 26.09.1994 № 1086 «О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации».

В настоящее время Госжилинспекция является самостоятельным органом исполнительной власти Нижегородской области и имеет в своей структуре семь отделов: Кстовский, Дзержинский, Арзамасский, Уренский, Сергачский, Выксунский и Нижегородский, которые контролируют содержание жилищного фонда на территории всех муниципальных образований Нижегородской области.

Основными задачами Госжилинспекции являются: проведение единой государственной политики в сфере использования и содержания жилищного фонда; предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в жилищной сфере в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Нижегородской области и принятие по ним соответствующих мер административного воздействия.

Организационная структура инспекции представлена на рисунке 1.

Руководитель Г осударственной жилищной инспекции Нижегородской области

Первый Заместитель

заместитель руководителя

руководителя

Финансово- Контрольно- Отдел

экономиче- аналитический правовой

ский отдел и кадровой

отдел службы

Дзер- Вык- Кстов- Ниже- Арза- Сергач- Урен-

жинс- сун- ский город- мас- гач- ский

кий от- ский отдел ский ский ский отдел

дел отдел отдел отдел отдел

Рисунок 1 - Организационная структура Г осжилинспекции Нижегородской области

Инспекцию возглавляет руководитель Инспекции, назначаемый и освобождаемый от должности губернатором Нижегородской области, Председателем Правительства. Руководитель Инспекции подчиняется Губернатору Нижегородской области, Председателю Правительства и заместителю Губернатора, заместителю Председателя Правительства Нижегородской области. В подчинении руководителя Инспекции находятся первый заместитель и заместитель, назначаемые и освобождаемые от должности Губернатором Нижегородской области, Председателем Правительства. Начальники структурных подразделений Инспекции (заместители руководителя Инспекции) назначаются и освобождаются от должностей приказом руководителя Инспекции. Должностные лица инспекции взаимодействуют в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями и гражданами.

Основным направлением работы инспекции является проведение плановых и комплексных обследований жилищного фонда и инспекционные проверки по заявлению граждан.

Число выявленных нарушений, выданных предписаний, объем штрафных санкций, количество заявлений и жалоб, поступающих от населения - все это является показателями деятельности инспекции, позволяющими судить о качественном уровне предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

По нашему мнению, существующая организационная структура Госжилинспекции является не эффективной. Существующий контрольно-аналитический отдел выполняет очень много функций, что не способствует максимальному достижению его главной задачи - осуществление государственного надзора в жилищной сфере.

С этой целью в рамках существующей структуры Г осжилин-спекции Нижегородской области предлагаем создать специализированное отделение - отдел по контролю за качеством ЖКУ, основной функцией которого должно стать осуществление государственного контроля за предприятиями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги, а контрольно-аналитический отдел переименовать в аналитический отдел с выполнением соответствующих функций (рис. 2).

Руководитель Государственной жилищной инспекции Нижегородской области

Первый Заместитель

заместитель руководителя

руководителя

Финансово- экономиче- ский отдел Отдел правовой и кадровой службы

Аналитический отдел Отдел по контролю за качеством

Дзер- Вык- Кстов- Ниже- Арза- Сергач- Урен-

жинс- сун- ский город- мас- гач- ский

кий от- ский отдел ский ский ский отдел

дел отдел отдел отдел отдел

Рисунок 2 - Предлагаемая организационная структура Госжилинспекции Нижегородской области

Функции отдела по контролю за качеством предоставления

ЖКУ:

- осуществление надзора за соблюдением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищно-коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности;

- защита прав и интересов граждан при предоставлении жилищно-коммунальных услуг;

- выявление и предупреждение нарушений при использовании и содержании жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, принятие мер по выявленным нарушениям;

- обеспечение своевременного исполнения прохождения рассмотрения обращений граждан и юридических лиц по вопросам, касающимся деятельности отдела;

- своевременное и качественное извещение граждан и юридических лиц о результатах и принятия действенных мер по вопросам обращения в инспекцию;

- консультативное обеспечение граждан;

- работа с обращениями граждан и осуществление исполнения порядка рассмотрения обращений в соответствии с действующим законодательством;

- обеспечение учёта и сохранности документов, образующихся в деятельности инспекторского отдела;

- взаимодействие с потребителями в плане информированности граждан и определения мнений о качестве предоставляемых ЖКУ, а также с Роспотребнадзором.

Функции аналитического отдела:

- информационно-аналитическая работа по техническому состоянию жилищного фонда, качеству предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг по результатам проведения инспекционных проверок и обследований жилищного фонда;

- осуществление сбора, обработки, систематизации и анализ информации;

- осуществление в пределах компетенции предоставления отчётности о деятельности инспекции;

- обеспечение методического и административно-технического обслуживания деятельности инспекции;

- проведение работы с письмами и обращениями граждан и юридических лиц, поступающими в отдел по контролю за качеством;

- оказание информационной, аналитической, методической и консультационной помощи гражданам, собственникам жилья, и обслуживающим предприятиям по вопросам жилищно-коммунального хозяйства в пределах своей компетентности.

Разделение полномочий между данными отделами будет способствовать эффективному государственному контролю качества ЖКУ.

Для оценки эффективности предложенной организационной структуры Госжилинспекции Нижегородской области проведем сравнительную оценку эффективности существующей организационной структуры (рис. 1) и предложенной нами (рис. 2) с помощью методики, разработанной А. Н. Асаулом [1, с. 227-238].

Сравнительная оценка эффективности существующей и предложенной организационной структуры представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Сравнительная оценка существующей и предложенной организационной структуры Г осжилинспекции

Критерий оценки Существующая организационной структура Предложенная организационная структура

Ранг элементов Контрольноаналитический отдел (п = 0,34) Аналитический отдел и отдел по контролю за качеством (п = 0,2)

Показатели эффективности структуры связи Условие 0,5 ■ 26 > 13 - 1 = = 13 > 12 выполняется, т. е. структура является связной Условие 0,5 ■ 43 > 14 - 1 = = 21,5 > 13 выполняется, т. е. структура является связной

Показатель структурной избыточности Я = 0,083, т. е. Я > 0, таким образом, система имеет избыточность - она более надежна, но менее экономична Я = 2,3, т. е. Я > 0, таким образом, система имеет избыточность

Неравномерность распределения связей Равномерное Не равномерное

Коэффициент актуализации связи Кас = 0,23 Кас = 0,45

Рентабельность, % 60,84 84,29

Прибыльность, тыс. руб. 324,1 301,03

Затратоемкость, % 561,4 375

Удельный вес затрат блока (элемента) в общих затратах на управление, % 3,5 1,2

Структурная компактность Б = 6 Б = 4

Показатель центральности структурного элемента 0,68 0,77

Наиболее важными показателями эффективности организационной структуры являются показатели рентабельности и затратоёмко-сти.

Они рассчитываются следующим образом:

1. Рентабельность блока (элемента):

р--Шшо% (I)

где Рэл - рентабельность элемента оргструктуры;

Пр - прибыль от реализации;

Зфэл - общие затраты на функционирование элемента.

2. Затратоемкость блока (элемента):

ЗЕ”-Йл)““* (2)

где ЗЕэл - затратоемкость элемента организационной структу-

ры;

Уэл - объем продаж в стоимостном выражении.

Для Г осжилинспекции берутся следующие данные для расчета существующей и предложенной организационной структуры (табл. 2):

Таблица 2 - Данные для расчета существующей и предложенной организационной структуры Госжилинспекции

Показатель Значение для существующей структуры (4) Значение для предложенной структуры (средние данные)

Пр - прибыль от реализации (сумма оплаченных штрафов, тыс. руб.) 25 287 25 287

Зфэл - общие затраты на функционирование элемента (Госжи-линспекция Нижегородской области), тыс. руб. 41 561,9 30 000

Уэл - объем продаж в стоимостном выражении (количество выявленных нарушений) 7 402 8 000

Для предложенной организационной структуры управления рентабельность выше на 23,45 %, а ниже затратоёмкость на 186,4 %, что позволяет сделать вывод о том, что предложенная структура будет работать экономически более эффективно. Показатель структурной компактности предложенной оргструктуры ниже показателя существующей структуры, таким образом, у предложенной структуры снижаются средние временные издержки при обмене информацией между подразделениями Госжилинспекции, что повышает общую надежность структуры, оперативность принимаемых управленческих решений и увеличивает вероятность выполнения функциональных обязанностей подразделений и отделов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асаул А. Н., Асаул Н. А., Симонов А. В. Формирование и оценка эффективности организационной структуры управления в компаниях инвестиционно-строительной сферы. / СПб.: ГАСУ, 2009. 258 с.

2. Проваленова Н. В. Тенденции развития и проблемы реализации жилищно-коммунальной реформы на муниципальном уровне / Вестник Нижегородского государственного инженерно-экономического института. Серия экономические науки. Выпуск 2 (3). Княгинино: НГИЭИ, 2011. 219 с.

3. Сутягина Н. И. Саморегулируемые организации в жилищной сфере / Вестник Нижегородского государственного инженерноэкономического института. Серия экономические науки. Выпуск 2. Княгинино: НГИЭИ, 2011. 209 с.

4. Официальный сайт Государственной жилищной инспекции Нижегородской области. Эл. ресурс http://www.gzhinn.ru/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TOE STATE-PRIVATE PARTNERSHIP AS MECHANISM OF ATTRACTION OF INVESTMENTS TO THE HOUSING-AND-MUNICIPAL SPHERE

Keywords: state housing inspection, housing and utilities, quality, structure of management efficiency.

Annotation. In article the state-private partnership as the instrument of attraction of investments into branch is considered.

Specifics of forms is revealed is state private partnership, and also advantage and risks of state-private partnership for local governments and private business in the housing-and-municipal sphere.

АКИФЬЕВА ЛАРИСА ВЛАДИМИРОВНА - аспирант кафедры экономики и статистики, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино, (laraakif@ mail.ru).

AKIFYEV LARISA VLADIMIROVNA - the post-graduate student of the chair «Economics and statistics», Nizhny Novgorod State engineering-economic institute, Russia, Knyaginino, (laraakif@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.