2012 Экономика №4(20)
УДК 338.246
Р.А. Эльмурзаева, Т.А. Исакова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОУПРАВЛЕНЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РЕГИОНЕ
Предложен процессный подход к исследованию инвестиционного процесса региона, который позволит наряду с общей идеологией формирования инвестиционной политики региона выявить и оценить особенности инвестиционного процесса, его этапы и их взаимосвязи. Отмечена целесообразность внедрения принципа «одно окно» в управление инвестиционной деятельностью, выделены актуальные меры для совершенствования методического инструментария с целью усиления инвестиционной активности и формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе.
Ключевые слова: инвестиционная деятельность, управление инвестиционным процессом, процессный подход, принцип «одного окна».
Актуальность повышения эффективности государственного управления инвестиционными процессами на региональном уровне в условиях глобализации российской экономики приобретает особую значимость, поскольку именно благоприятная инвестиционная среда способствует повышению конкурентоспособности субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности.
Роль государства в инвестиционном процессе сводится к осуществлению правового, нормативно-методического, ресурсного и информационного обеспечения инвестиционной деятельности, аккумуляции и распределению бюджетных средств исходя их приоритетов социально-экономического развития и внешнеэкономического положения государства. Вступление России в ВТО обусловливает необходимость поиска и внедрения эффективных управленческих подходов к формированию благоприятного инвестиционного климата.
Отдельные аспекты управления инвестиционной деятельностью на региональном уровне были отражены в работах М.В. Аликаевой, К.В. Балдина, B.C. Бильчака, И.А. Бланка, Л.С. Валинуровой, А.Г. Гранберга, М.В. Степанова, А.Ю. Егорова, Ю.Н. Лапыгиной, О.С. Пчелинцева, Е.Г. Ясина и др. Практические аспекты организации согласованного взаимодействия, инвестиционного партнерства между государством, бизнесом, реальным и финансовым сектором экономики, государственных и международных институтов обозначены в «Стандарте деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе», разработанном Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов. Предлагаемая к внедрению государственными органами власти в практику модель «одно окно» в управление инвестиционной деятельностью в регионе не имеет должного методологического обоснования.
Р.А. Эльмурзаева, Т.А. Исакова
Использование процессного подхода позволит рассматривать инвестиционную деятельность как серию взаимосвязанных непрерывных действий государства и хозяйствующих субъектов, направленных на оптимизацию инвестиционного процесса и формирование благоприятного инвестиционного климата. Кроме того, проект предполагает создание и внедрение организационно-управленческой структуры, функционирование которой позволит обеспечить снижение административных барьеров, сокращение транзакционных издержек, временного интервала инвестиционного цикла и вероятности возникновения коррупционных рисков.
С этой целью актуализированы разработка и апробация современных технологий, обеспечивающих государственное администрирование различных сфер жизнедеятельности, в частности многофункционального центра (далее - МФЦ). Внедрение в практику структур МФЦ получило достаточно широкое распространения в регионах и затрагивает область предоставления социальных услуг населению. Так, в результате перевода социальных служб Томской области в новый формат работы - «межведомственное электронное взаимодействие на региональном и муниципальном уровне» позволило сократить нагрузку на населения почти на 40% по сбору различных документов, справок, сведений и разнообразных согласований при получении государственных и социальных услуг. В настоящее время под межведомственное взаимодействие подпадают 64 государственные и муниципальные услуги, планируется увеличить их до 230.
На территории Томской области в настоящее время разрабатывается схема эффективного взаимодействия с инвесторами в целях обеспечения условий комфортности и прозрачности на всех этапах реализации проектов, а также оптимизации сроков предоставления земельных участков в аренду (собственность), получения разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. Также исследуются возможности создания новой системы государственной поддержки инвестиционной деятельности, предусматривающей единые критерии оценки отраслевых проектов и увеличение периода предоставления инвесторам государственной поддержки.
Использование методологии процессного подхода позволит увязать функции управления инвестиционным процессом региона (планирование, организация, мотивация и контроль), повысить качество предоставляемых государственных и муниципальных услуг для субъектов инвестиционной деятельности. Для внедрения принципа «одно окно» в управление инвестиционной деятельностью необходимо:
• сформировать дорожную карту сопровождения инвестиционного проекта в течение его жизненного цикла (предынвестиционная, инвестиционная и эксплуатационная фазы проекта);
• составить перечень органов государственной власти и местного самоуправления и разработать механизмы предоставления ими услуг на базе МФЦ;
• разработать регламенты, направленные на упорядочение административных процедур и действий, а также порядка принятия решений;
• представить механизм межведомственного обмена информацией посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий;
• разработать типовое соглашение между органами государственной власти и местного самоуправления, направленное на упрощение порядка получения услуг субъектами инвестиционной и предпринимательской деятельности.
На наш взгляд, в первую очередь необходимо совершенствование методического инструментария для активизации инвестиционных процессов в регионе:
1. Моделирование системы управления инвестиционной деятельностью в регионе на основе процессного подхода.
2. Оценка эффективности влияния нормативно-правового поля на жизненный цикл инвестиционного проекта и разработка предложений, направленных на снижение административных барьеров, сокращение транзакционных издержек, временного интервала инвестиционного цикла и снижение коррупционных рисков. На практике, как правило, прогнозируются и оцениваются последствия применения отдельного нормативно-правового акта.
3. Формирование модели организационно-управленческой структуры -МФЦ и разработка механизма предоставления услуг инвестору по принципу «одно окно». В настоящее время практика внедрения МФЦ затрагивает только область предоставления социальных услуг населению.
4. Разработка механизма межведомственного обмена информацией органов государственного и местного управления за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий, что позволит гарантировать доступ к получению правового, нормативно-методического, ресурсного и информационного обеспечения инвестиционной деятельности в регионе. Обращение к управленческой практике показывает отсутствие внедрения данного механизма в регионах.
5. Создание типовых соглашений и регламентов деятельности органов государственной и муниципальной власти, направленных на упорядочивание административных процедур и действий, которые могут быть применимы для управления инвестиционной деятельностью любого региона.
Реализация данных мер невозможна без тесного взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований, подведомственными областными государственными учреждениями, территориальными органами федеральных структур, обмена опыта и сотрудничества с хозяйствующими субъектами экономики для поиска мер контроля и эффективного управления развитием региона.
Таким образом, оптимизация инвестиционной деятельности в регионе на основе внедрения процессного подхода и модели МФЦ будет способствовать координации взаимодействия субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности с государственными органами, позволит сократить временные рамки и транзакционные издержки участников инвестиционного процесса, снизить инвестиционные риски и повысить инвестиционную привлекательность региона.