Научная статья на тему 'Совершенствование организационно-правового обеспечения взаимодействия религиозных организаций (объединений) с исправительными учреждениями'

Совершенствование организационно-правового обеспечения взаимодействия религиозных организаций (объединений) с исправительными учреждениями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
148
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / КАПЕЛЛАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поезжалов В. Б, Новиков С.Н.

Статья посвящена анализу вопросов совершенствования организационно-правового обеспечения взаимодействия религиозных организаций (объединений) с исправительными учреждениями в процессе исправления осужденных и подготовки их к освобождению из мест лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организационно-правового обеспечения взаимодействия религиозных организаций (объединений) с исправительными учреждениями»

УДК 343.811

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ

В. Б. ПОЕЗЖАЛОВ, начальник кафедры профессиональной подготовки Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент (г. Уфа)

V. B. POEZZHALOV, chief of the Chair of professional training of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law, docent (Ufa)

С. Н. НОВИКОВ, начальник факультета профессионального обучения Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)

S. N. NOVIKOV, chief of the of Faculty of professional education of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Ufa)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ОБЪЕДИНЕНИЙ) С ИСПРАВИТЕЛЬНЫМИ

УЧРЕЖДЕНИЯМИ

IMPROVEMENT OF ORGANIZATIONAL AND LEGAL INTEROPERABILITY OF RELIGIOUS ORGANIZATIONS (ASSOCIATIONS) WITH CORRECTIONAL INSTITUTIONS

Аннотация. Статья посвящена анализу вопросов совершенствования организационно-правового обеспечения взаимодействия религиозных организации (объединений) с исправительными учреждениями в процессе исправления осужденных и подготовки их к освобождению из мест лишения свободы.

Ключевые слова и словосочетания: религиозные организации, исправительные учреждения, исправление осужденных, уголовно-исполнительная система, Русская православная церковь, капеллан.

<ч а а

и и

Abstract. The article analyzes the issues of improving the legal interoperability of religious organizations (associations) with correctional institutions in the process of correction of prisoners and their preparation for release from prison.

Keywords and phrases: religious organizations, correctional facilities, rehabilitation of offenders, criminal-Executive system, Russian Orthodox Church, chaplain.

На сегодняшний день очень остро стоит вопрос о необходимости принятия специальных мер, которые способствовали бы совершенствованию и улучшению организационно-правового обеспечения взаимодействия религиозных организаций (объединений) с исправительными учреждениями в процессе исправления осужденных и под-

готовки их к освобождению из мест лишения свободы [1; 2].

В связи с этим на уровне руководства Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России и российских руководителей духовенства проводятся различные рабочие встречи.

Так, 21 мая 2014 г. в зале коллегий ФСИН России состоялась рабочая

и s а

о

^

о «

у

5

s

6

ф

N «

5J

S

S £

«

s s

5J

=q

встреча председателя Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению епископа Красногорского Иринарха и директора Федеральной службы исполнения наказаний генерал-полковника Г. А. Корниенко.

На встрече со стороны ФСИН России участвовал полковник внутренней службы Л. Л. Климаков, начальник правового управления ФСИН России, а со стороны Синодального отдела по тюремному служению - В. Н. Шелепов, заведующий Сектором разработки образовательных программ и подготовки капелланов для тюремного служения.

Прежде всего, Преосвященный епископ Иринарх поздравил руководителя ФСИН России с праздником Пасхи. В поздравительном адресе было отмечено, что деятельность директора ФСИН России «совпала с трудными годами коренного реформирования отечественной системы исполнения наказаний на демократических началах в условиях перестройки и регулирования ^ правовых взаимоотношении внутренней 1Г5 и внешней политики Российского госу-3 дарства», а «самоотверженность и само-s отдача ... работы в Федеральной службе у исполнения наказаний вызывают ис-с^ креннее восхищение - делается все воз-¡^ можное, чтобы Россия стала по-^ настоящему правовым государством и | чтобы граждане верили в силу закона и Ü следовали ему» [3]. Владыка пожелал Ц директору и всем сотрудникам ФСИН üg России мирного жития, исполненного з доброго здравия и крепости сил на мно-| гая лета, выразив уверенность, что сло-| жившиеся добрые отношения между „я Русской православной церковью и Фе-^ деральной службой исполнения наказа-| ний будут плодотворно развиваться ра-| ди духовного оздоровления российского ^ общества и укрепления социальной ста-^ бильности в нашей стране. ^ Основное внимание на встрече

s было уделено двум вопросам: введению | должностей помощников начальников eq территориальных органов ФСИН Рос-

сии по организации работы с верующими и определению статуса канонических подразделений Русской православной церкви, расположенных в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС).

По первому вопросу в рамках совещания была обсуждена проблема о возможности и порядке введения в территориальных органах ФСИН России должности помощников начальников по организации работы с верующими - это положение получило прямую поддержку Президента Российской Федерации В. В. Путина, в связи с чем и проводилось данное рабочее совещание.

Следует отметить, что в мировой практике основной формой взаимодействия религиозных организаций и пенитенциарных учреждений является организация работы тюремных священников-капелланов [4].

К примеру, в США действует ка-пелланская служба, которая на постоянной основе работает в пенитенциарных учреждениях. Капелланы представляют мусульманскую, протестантскую, католическую, иудейскую и другие религии (всего порядка 26 групп). Причем капелланы работают не только с определенными группами верующих осужденных, но и при необходимости помогают верующим других конфессий, которые не имеют представителей в конкретном пенитенциарном учреждении.

Руководство ФСИН России акцентирует внимание на необходимости неукоснительного соблюдения права на свободу вероисповедания осужденных в деятельности указанных помощников (при введении данных должностей), а также исключения фактов возможного нарушения правил внутреннего трудового распорядка учреждений, исполняющих наказание, и ущемления прав других лиц, исповедующих иные религиозные течения.

Предложено, что в случае принятия соответствующего решения, рассматриваемые должности комплектуют-

ся работниками, назначаемыми на должность в УИС в установленном законодательством порядке.

Предварительный отбор кандидатов к назначению на должности помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими возлагается на Русскую православную церковь и другие централизованные религиозные объединения (конфессии) с учетом вероисповедания осужденных, содержащихся в учреждениях соответствующего территориального органа ФСИН России.

Было решено поручить начальнику Академии ФСИН России генерал-майору внутренней службы А. А. Кры-мову принять меры к разработке учебной программы для обучения священнослужителей, вновь назначаемых на должности помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими.

В свое время, в 1999 г., отрицательное отношение по вопросу о введении штатных капелланов в исправительных учреждениях высказал Ф. Ф. Давыдов [5]. Он отметил, что постановка данного вопроса тогда, 15 лет назад, преждевременна. В качестве некоторых доводов он отмечал следующие:

1. Нет специально подготовленных к данной работе священнослужителей, к этому психологически не готовы ни сотрудники, ни осужденные. Администрация исправительных учреждений не сможет сразу компетентно работать с ними.

2. Вопрос о введении штатных капелланов - это вопрос политический. Религиозные объединения в России отделены от государства, поэтому целесообразность института капелланства должна быть определена именно на этом уровне.

3. Большинство из тех, кто выступает за возрождение в России инсти-

тута капелланства, предлагает узаконить в исправительных учреждениях деятельность Русской православной церкви. А как быть с представителями других верований? К примеру, среди осужденных немало представителей тех республик России, где население исповедует ислам. К тому же штатных священников для исправительных учреждений, видимо, должно содержать государство. Сегодня, когда до предела сокращен бюджет для уголовно-исполнительной системы, это вряд ли возможно.

Прошло 15 лет. Как видно, те «страхи» и «проблемы», на которые указывал Ф. Ф. Давыдов, канули в лету: политическое решение Президентом страны В. В. Путиным принято. Подготовка соответствующих священников будет организована на базе ведущего учебного заведения ФСИН России. По всей стране в рамках учреждений УИС существуют приходы не только Православной церкви, но и других конфессий. ^

По второму вопросу - о статусе канонических подразделений Русской 2 православной церкви, расположенных в а учреждениях УИС, было отмечено, что ^ на территории учреждений УИС функ- с^ ционирует значительное число право- ¡^ славных храмов, молитвенных помеще- ^ ний, мечетей, а также иных культовых | сооружений. В настоящее время право- ^ вой статус большинства из них не опре- | делен, регистрация права на них в уч- « реждениях Росреестра отсутствует. ©

При этом передача только Рус- § ской православной церкви соответст- ^ вующих сооружений, расположенных в ^ учреждениях УИС, объем требуемых ^ ФСИН России бюджетных средств на ^ проектирование и строительство новых ^ учреждений УИС или реконструкцию И5 существующих зданий и сооружений, | для замены передаваемых сооружений ^ требует значительных затрат. у

Во исполнение требований Фе- к дерального закона № 327-Ф3 от | 30.11.2010 «О передаче религиозным йц

организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» [6] государственное имущество религиозного назначения передается религиозной организации безвозмездно для использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, определенными ее уставом.

Обсуждено, что в зависимости от наличия (отсутствия) статуса юридического лица у канонических подразделений Русской православной церкви, находящихся на территории учреждений УИС, в дальнейшем они могут функционировать в формах епархиального Подворья или приписного тюремного храма.

Было поручено изучить данный вопрос и после государственной регистрации объектов недвижимого имущества религиозного назначения принять меры по передаче их религиозным организациям по договорам безвозмездного пользования согласно указанному ^ выше Федеральному закону № 327-Ф3 „, от 30.11.2010.

2 Участники совещания признали

а важность рассматриваемых вопросов, ^ необходимость участия в их решении $ руководства страны и долгосрочность ¡^ разрешаемых проблем. По предложе-¡¡э нию директора ФСИН России | Г. А. Корниенко заинтересованными сторонами по итогам встречи был под-| готовлен протокол, на основании кото-« poro будет выстраиваться вся дальней-^ шая работа по рассматриваемым вопро-§ сам.

| Представляется, что, несмотря на

то, что два важнейших вопроса, стоя-^ щих ранее краеугольным камнем взаи-| модействия религиозных организаций | (объединений) с исправительными учреждениями в процессе подготовки «Л осужденных к освобождению, получили ^ свое разрешение, ряд аспектов еще ос-^ тается неурегулированным.

Так, по мнению ряда ученых-пенитенциаристов, в частности, В. Н. Чорного: «Еще остаются нерешенными многие вопросы как в законодательной, так и организационной сферах взаимодействия религиозных организаций (объединений) с исправительными учреждениями» [7].

Во-первых, следует вспомнить опыт деятельности в российских тюрьмах Общества попечительного о тюрьмах и священнослужителей в их составе. Многие формы и методы деятельности комитетов Общества по организации религиозного просвещения осужденных в местах лишения свободы возможно применить и сегодня. Представляется, что решение вопросов религиозного просвещения осужденных, а также персонала исправительных учреждений актуально и требует незамедлительного решения.

Во-вторых, необходимо активизировать принятие законодательства, регулирующего участие священнослужителей в уголовно-исполнительном процессе в местах лишения свободы, определение их в качестве полноценного субъекта исправительного воздействия. Для этого необходимо внести изменения в УИК РФ, думается, самостоятельный раздел, регулирующий вопросы участия священнослужителей в исправлении осужденных.

Следует отметить, что аналогичный документ принят обратной - взаимодействующей стороной уже более двух лет назад - 12 марта 2013 г. [8].

Соглашаясь с мнением В. Н. Чорного, хотим заметить, что реализация данных положений будет способствовать дальнейшему сближению религиозных организаций (объединений) с исправительными учреждениями, в направлении их взаимодействия в целях исправления осужденных и подготовки их к освобождению из мест лишения свободы.

•к •к •к

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадамшин И. Д., Поезжалов В. Б. Восстановление социальной справедливости как цель наказания // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 2. С. 94.

2. Бадамшин И. Д., Поезжалов В. Б. Исправление как цель наказания: учебно-методическое пособие. Уфа: УЮИ МВД России, 2012. С. 19-20.

3. URL: http://www.pravoslavie.ru/news/69670.htm (дата обращения: 10.06.2015).

4. Самарин В. Международный опыт взаимодействия религиозных организаций и пенитенциарных учреждений // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2005. № 4. С. 44.

5. Давыдов Ф. Ф. Организация сотрудничества исправительных учреждений с религиозными организациями: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 21.

6. Федеральный закон № 327-Ф3 от 30 ноября 2010 г. «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 49. Ст. 6423.

7. Чорный В. Н. Участие священнослужителей в исправлении осужденных к лишению свободы: история и современность // Миръ всемъ. 2014. № 5-6. С. 25.

8. Миссия тюремного служения Русской православной церкви и пенитенциарные учреждения // Официальный сайт Российской православной церкви. URL: http://www.patriarshia.ru/db/text/2843078.htm (дата обращения: 10.06.2015).

© Поезжалов В. Б. © Новиков С. Н.

<ч а а и и

и «

а

о

^

о «

у

5

s

6

ф

n

ф *

5J ^

S

£ *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s к

5J

ßQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.