Научная статья на тему 'Совершенствование организации пенсионного обеспечения (на материалах Республики Дагестан)'

Совершенствование организации пенсионного обеспечения (на материалах Республики Дагестан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
393
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гайдарова Райганат Омаровна

В данной статье затрагиваются проблемы пенсионного обеспечения на современном этапе (на материалах Республики Дагестан). В ходе проведенного анализа преобразований пенсионной системы за период 2002 -2007 гг. рассматриваются конкретные предложения по совершенствованию пенсионного обеспечения. Предложен демографический прогноз развития Республики Дагестан на период 2006-2020 гг, как основной фактор, оказывающий определяющее влияние на финансовое состояние ПФР и уровень пенсионного обеспечения граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PENSIONARY SECURITY IMPROVING THE REPUBLIC OF DAGESTAN BEING AS AN EXAMPLE

The article touches upon the problems of pensionary security in the present, the Republic of Dagestan being as an example. The changes in the system of pensionary security for the period of 2002-2007 were analysed. Some concrete suggestions of improving pensionary security are considered. Demographic prgnosis of the development of Dagestan for the period of 2006-2020 was made,and it is taken as the main factor that has a determining influence upon the state of the Pensionary Fund ja Russia and the level of pensionary security.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организации пенсионного обеспечения (на материалах Республики Дагестан)»

_ГАЙДАРОВА Р. О.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕНСИОННОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ (на материалах Республики Дагестан)

В данной статье затрагиваются проблемы пенсионного обеспечения на современном этапе (на материалах Республики Дагестан). В ходе проведенного анализа преобразований пенсионной системы за период 2002 -2007 гг. рассматриваются конкретные предложения по совершенствованию пенсионного обеспечения. Предложен демографический прогноз развития Республики Дагестан на период 2006-2020 гг, как основной фактор, оказывающий определяющее влияние на финансовое состояние ПФР и уровень пенсионного обеспечения граждан.

_GAYDAROVA R.O.

PENSIONARY SECURITY IMPROVING THE REPUBLIC OF DAGESTAN BEING AS AN EXAMPLE.

The article touches upon the problems of pensionary security in the present ,the Republic of Dagestan being as an example. The changes in the system of pensionary security for the period of 2002-2007 were analysed. Some concrete suggestions of improving pensionary security are considered. Demographic prgnosis of the development of Dagestan for the period of2006-2020 was made,and it is taken as the main factor that has a determining influence upon the state of the Pensionary Fund ja Russia and the level of pensionary security.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, пенсионная реформа, демографический прогноз, прожиточный минимум, совершенствование пенсионной системы, стратегическое планирование.

Новая модель пенсионного обеспечения, основанная на принципах обязательного пенсионного страхования в России, стала важнейшим объектом социальных преобразований, проводимых начиная с января 2002 г. в РФ. Основная цель проводимой пенсионной реформы в стране - повышение уровня пенсионного обеспечения населения и обеспечение текущей и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы в условиях предвидимого ухудшения демографической ситуации. Положительное значение данной реформы определяется не только тем, что она затрагивает интересы многих граждан РФ, получающих пенсию, а это около 39 млн. человек [1], но ее долгосрочной перспективой. Последнее означает, что в конечном итоге результаты проводимой пенсионной реформы коснутся всего населения страны.

Хорошо известно, что в развитых странах, в том числе Росси , население стареет. Ясны также и некоторые причины происходящего: во-первых, падает рождаемость, во-вторых, смертность остается на прежнем уровне. Последствия, к которым приводит фиксируемое старение населения, затрагивают все стороны социально-экономической жизни любого государства. Они сталкиваются с негативными преобразованиями структуры населения: чис-

ленность людей, занятых в производстве продуктов и услуг и выплачивающих налоги становится все меньше, а незанятых (в том числе и пенсионного возраста) - все больше.

На нынешнем этапе отличительная особенность преобразований пенсионной системы - это поиск решения возникающих в ходе ее функционирования текущих проблем: устранение дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации, индексация в условиях инфляции пенсии, активизация процесса инвестирования пенсионных накоплений и повышение их доходности.

В настоящее время на государственном уровне отсутствует программный документ, в котором бы содержались сценарий функционирования системы обязательного пенсионного страхования через 20,30 и 40 лет с начала проведения пенсионной реформы и конкретные социально-экономические показатели пенсионного обеспечения в стране, которые могли бы выступать в качестве целевых долгосрочных ориентиров стратегического планирования развития пенсионной системы.

Важность определения долгосрочных целевых ориентиров развития пенсионной системы не вызывает сомнений. В настоящее время специалисты открыто признают, что нельзя говорить о проведении реформы без законодательно утвержденных и четко сформулированных и принятых обществом целей пенсионной реформы [ 4].

Поступательное развитие пенсионной системы России может быть эффективным только при наличии долгосрочной стратегии, придающей ему статус стратегического развития.

Долгосрочный характер планирования развития пенсионной системы России предопределяется важнейшим принципом обязательного социального страхования - принципом эквивалентности страховых взносов и страховых обязательств, который должен быть реализован практически на всем протяжении жизни целого поколения. Этот период охватывает как стадию трудовой деятельности, в течение которой происходит накопление пенсионных прав за счет уплаты страховых взносов, продолжительностью 30-40 лет, так и период реализации этих прав при выплатах страхового обеспечения пенсии, в среднем превышающий 20 лет.

Отличительная особенность стратегического планирования развития пенсионной системы - это ее многоаспектность, что обуславливает необходимость постановки и достижения многих целей. При всей неоднородности таких целей общим для них выступает направленность на достижение основных целей социально-экономического развития и повышение уровня жизни пенсионеров в стране.

Стратегическое планирование развития пенсионной системы базируется на использовании определенных механизмов формирования финансовых ресурсов, действующих в соответствии с российским законодательством и обусловленными им пенсионными отношениями. В настоящее время наблюдается несбалансированность поступлений и выплат по страховой части трудовых пенсий, что свидетельствует о неудовлетворенности механизмов формирования ресурсной базы пенсионной системы. Последнее находит свое

проявление в недостаточной платежеспособности и в дефиците ресурсов пенсионной системы. Такой дефицит порожден многими причинами и проявляется, в частности, в особенностях процесса формирования финансовых ресурсов на региональном уровне. В 2002 г. лишь 10% территорий страны являлись самодостаточными. В 2003 г. только 13 региональных отделений Пенсионного фонда РФ обеспечивали себя собственными средствами для выплаты страховой части трудовой пенсии и имели превышение доходов над расходами. Подавляющее число региональных отделений субъектов РФ являются дотационными, в том числе и Дагестан.

Если в первые годы проведения пенсионной реформы дефицит средств по страховой части покрывался собственными резервами фонда, сформированными в дореформенный период, и, в частности, переходящими остатками средств бюджета фонда, то в последующие годы данный источник оказался исчерпан.

В соответствии с субсидиарной ответственностью государства за функционирование системы обязательного пенсионного страхования начиная с 2005 г. федеральный бюджет становится источником покрытия дефицита Пенсионного фонда РФ.

С каждым годом наблюдается рост этого дефицита. Доля дефицита составляющей достигла в 2006 г. 14% в общем объеме расходов Пенсионного фонда РФ, предполагается ее нарастание до 23% в 2010 г. и до 70% - в 2030 г. [5] С этим обстоятельством, а также с мерами, предпринимаемыми по повышению базовой части трудовой пенсии, эксперты связывают тенденцию снижения весомости или значимости страховой части трудовой пенсии. Так, если в 2002 г. доля страховой части пенсии составляла 70% общего размера трудовой пенсии, то в 2004 г. она снизилась до 65 %, в 2005 г - до 56%, в 2007 г. - до 35 % и к 2010 - упадет до 25 % [2] (См таблицу 1).

Таблица 1

Обеспеченность расходов на выплату страховой части трудовой пенсии сред-

ствами на обязательное пенсионное страхование в 2002 - 2006 гг., %

Годы Республика Дагестан Южный федеральный округ РФ

2002 30,7 31,1 71,9

2003 34,2 48,9 78,4

2004 35,8 49,6 75,6

2005 39,2 57,7 92,8

2006 45,1 63,1 100,8

Также складывается тенденция роста средств федерального бюджета, направляемых на покрытие дефицита по страховой части ПФ РФ. По прогнозам, дефицит Пенсионного фонда РФ в части распределительной составляющей обязательного пенсионного страхования возрастет к 2012 г. до 1 трлн. рублей , к 2020 г.- до 1,5 трлн. руб. [3]

Одновременно будет увеличиваться и доля средств федерального бюджета в распределительной части пенсионной системы. По актуарным оценкам из федерального бюджета в 2009 г. будет покрываться 57 %расхо-

дов этой части, к 2020 г. - уже 66 %. Это будет означать полную ликвидацию системы обязательного пенсионного страхования в стране.

Для выработки и экономического обоснования предложений (требований) по совершенствованию пенсионной системы предлагается оценивать эффективность функционирования пенсионной системы исходя из принципов:

❖ полная текущая финансовая обеспеченность накопленных государственных пенсионных обязательств и долгосрочная устойчивость бюджета ПФР;

❖ государственная гарантия обеспечения адекватного уровня замещения утраченного застрахованным ПФР лицом дохода (заработка);

❖ обеспечение всем получателям трудовых (страховых) пенсий минимального прожиточного уровня.

Развитие пенсионной системы, которая представляет собой один из наиболее сложных (если не самый сложный) объект управления в современном обществе, зависит от комплекса факторов:

❖ макроэкономические факторы, в частности: темпы роста ВВП и доля фонда оплаты труда в ВВП, уровень заработной платы (дохода) лиц, уплачивающих взносы, индексы роста потребительских цен (инфляции), количественные характеристики состояния рынка труда и др.;

❖ демографические факторы: рождаемость, смертность, продолжительность жизни, возрастно-половая структура населения;

❖ социально-трудовые факторы: ситуация на рынке труда, период трудовой активности и перерывы в стаже, величина прожиточного минимума и др.;

❖ собственно пенсионные факторы: правовые требования к условиям выхода на пенсию (пенсионные схемы и пенсионные программы), исторически сложившаяся организационная структура самой пенсионной системы и т. п.

Приведем конкретные данные по тенденции развития пенсионного обеспечения в РД.

Общая численность пенсионеров в Республике Дагестан к концу 2006г. составила 488,7 тыс. чел, из них работающих пенсионеров - 107,9 тыс. чел. За последние 4 года количество получателей пенсий в регионе увеличилось на 32,2 тыс. чел., т.е. на 7,05% от уровня 2002 года.

Численность получателей трудовых пенсий составляет 425,7 тыс. чел., или 87,11% от общей численности пенсионеров региона, получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению - 63,0 тыс. чел., или 12,89%.

На 100 получателей всех видов пенсий приходится занятых в экономике 181 человек, в том числе 83 наемных работника. На 100 получателей трудовых пенсий - соответственно 208 и 95 человек.

Рост числа получателей трудовой пенсии происходил в основном за счет роста числа получателей пенсий по инвалидности на 5,6%, в то время

как численность получателей пенсий по старости снизилась на 0,4%, а пенсий по случаю потери кормильца - на 1,3%

В конце 2006 года в общей численности получателей трудовых пенсий 53,69% составили пенсионеры по старости (262,4 тыс. человек), 23,65% - по инвалидности (115,60 тыс. человек), 9,76% - по случаю потери кормильца (47,7 тыс. человек).

Численность получателей по государственному пенсионному обеспечению возросла по сравнению с 2005 г. на 7,2%, или 4,24 тыс. человек. Рост числа пенсионеров произошел за счет увеличения числа пенсионеров, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и членов их семей - на 0,1 тыс. чел., или 16,7%, получателей социальных пенсий -на 4,2 тыс. чел., или 7,6%. В то же время численность пенсионеров-военнослужащих и членов их семей уменьшилась на 0,06 тыс. чел., или 1,9%.

В конце 2006г. сложилась следующая структура получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению: 3,10 тыс. чел. (4,92%) составили пенсионеры - военнослужащие и члены их семей; 0,70 тыс. чел. (1,11%) - пенсионеры, пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф, и члены их семей; 0,1 тыс. чел. (0,15%) - пенсионеры - госслужащие; 54,9 тыс. чел. (87,14%) - получатели социальных пенсий.

Средний размер пенсии в Республике Дагестан к концу 2006 г. составил 2242,85 руб., что на 599,75 руб. ниже общероссийского уровня. Средний размер трудовой пенсий, составивший 2276,37 руб., на 12% больше среднего размера пенсий по государственному пенсионному обеспечению (2016,17 руб.).

Средний размер трудовой пенсии по старости составил 2500,46 руб., что также ниже общероссийского уровня на 598,54 руб.

Самый высокий в республике средний размер пенсий наблюдается у пенсионеров, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и членов их семей - 4538,62 руб., а самый низкий - у пенсионеров, получающих трудовую пенсию по случаю потери кормильца - 1377,26 руб., разброс составил 3161,36 рубля.

Показателем уровня жизни пенсионеров является соотношение минимальной пенсии с величиной прожиточного минимума пенсионера. Корректировка минимальных размеров пенсий должна осуществляться с ориентацией на прожиточный минимум пенсионера. Повышение пенсии должно сопровождаться антиинфляционной политикой, поскольку инфляция - это налог на бедных, и чем она выше, тем социальная обстановка напряженнее, а на жизни пенсионеров инфляция сказывается особенно остро. Согласно Федеральному закону «О трудовых пенсиях в РФ» базовая часть пенсии должна быть поэтапно доведена до уровня прожиточного минимума пенсионера. Однако на практике такая задача не решена до сих пор. По расчетам Пенсионного Фонда РФ, в настоящее время довести ее до уровня прожиточного минимума пенсионера невозможно в силу экономико-бюджетных причин (См. рис. 1.).

Динамика средних размеров трудовых пенсий по старости отдельных категорий получателей пенсий и величины прожиточного минимума пенсионеров в Республике Дагестан в 2002-2006 гг.

3000,00 Т-

2500,00 --

2002 2003 2004 2005 2006

I I получатели пенсий по старости

I I получатели пенсий, проработавшие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах I I получатели пенсий, проработавшие на работах с тяжелыми условиями труда -■—величина прожиточного минимума пенсионеров

Рис. 1. Динамика средних размеров трудовых пенсий по старости отдельных категорий получателей пенсий и величины прожиточного минимума в РД в 2002-2006гг.

Решение более скромной задачи повышения среднего размера социальной пенсии до прожиточного минимума пенсионеров по РФ предполагалось к 2008 г. [6]

Многоуровневая структура пенсионного обеспечения, введенная пенсионной реформой, направлена на максимальное возмещение пенсией утраченного заработка. Коэффициент замещения заработной платы средней трудовой пенсией по округу составляет 40,3%, по республике - 46,6%.

В то же время без значительного повышения заработной платы, без реформирования системы зарплаты и доходов населения невозможны пенсионные реформы. Причем реформа заработной платы должна начинаться ранее пенсионной реформы. Основным механизмом, обеспечивающим наполнение пенсионных и социальных фондов, должна стать легальная заработная плата.

Проблема, стоящая перед Республикой Дагестан, заключается в том, что в прошлом пенсионные системы работали при довольно стабильном соотношении работников и пенсионеров. В настоящее время число работающих не многим больше числа пенсионеров. При таком положении дел содержание пенсионеров становится непосильным бременем для занятых в эконо-

мике граждан, и работающее население уже не в состоянии взять на свое содержание постоянно растущее число нуждающихся в этом. Численность лиц, за которых уплачивались страховые взносы, приходящая на одного пенсионера, составила в 2006 году - 0,9. Снижение уровня данного соотношения возможно при повышении пенсионного возраста, привлечении мигрантов и, естественно, повышении рождаемости и снижении смертности в трудоспособном возрасте.

Одной из задач пенсионной реформы является стимулирование населения к активному участию в формировании своей будущей пенсии, к заботе о своей старости. Однако каким бы социально «сознательным» и экономически активным не был человек, если в период его нетрудоспособности численность трудоспособного населения сократится в 1,5 раза, а продолжительность жизни значительно возрастет, то его уровень пенсионного обеспечения не будет соответствовать его трудовому вкладу, выраженному в накопленных на индивидуальном лицевом счете пенсионных правах.

Поэтому демографические факторы оказывают определяющее влияние на финансовое состояние ПФР и уровень пенсионного обеспечения граждан. Именно особенности демографической структуры населения страны определяют главные параметры, формирующие размер трудовой пенсии по старости, а именно:

❖ численность лиц в трудоспособном возрасте;

❖ численность лиц в нетрудоспособном возрасте (см. рисунок 2.).

4 500,0 4 000,0 3 500,0 3 000,0

£

О 2 500,0

5

^ 2 000,0

£

1 500,0 1 000,0 500,0 0,0

2005

2007

2010

2015

2020

Рис. 2. Темпы роста численности постоянного населения Республики Дагестан в 2005-2020гг.

Не менее важное влияние на развитие системы обязательного пенсионного страхования оказывают такие демографические факторы, как:

❖ коэффициент смертности;

❖ коэффициент рождаемости; (см. таблицу 1)

❖ период «дожития» (продолжительность жизни после наступления пенсионного возраста) (см. рисунок 3).

Ожидаемая продолжительность жизни населения Республики Дагестан, лет

80,0 70,060,0

н 50,0 4 40,0

30,0

20,0

10,0

0,0

2005 2008 2010 2015 2020

□ при рождении □ в трудоспособном возрасте □ при наступлении пенсионного возраста

Рис. 3. Ожидаемая продолжительность жизни населения Республики Дагестан, лет

Данные демографические показатели позволяют экономически обосновать такие ключевые параметры пенсионной системы, как:

❖ продолжительность трудового (страхового) стажа для уплаты страховых взносов в ПФР;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

❖ продолжительность периода выплаты трудовой пенсии (См. рис.56).

Основными факторами, влекущими за собой быстрое сокращение населения, является не только высокая смертность, но и низкая рождаемость (см.рисунок 4).

Способ решения такой проблемы - повышение производительности труда и рост заработной платы. При этом нужно учитывать не только увеличение доли пожилых людей в общей численности населения, но и уменьшение доли детей. Так, например, средняя продолжительность жизни дагестанских мужчин - 69 лет, женщин - 77 лет. Рост зависимого (находящегося на иждивении у молодого поколения) пожилого населения побуждает уже

сегодня к увеличению пенсионного возраста, стимулированию финансовой подготовки к старости через развитие пенсионного страхования.

Всего в 2006 году в Республике Дагестан родилось - 40,6 тыс. человек. Число женщин репродуктивного возраста составило 542,8 тыс. чел., или 20,41% от численности населения региона. На тысячу женщин данного возраста приходилось - 74,8 родившихся. Общий коэффициент рождаемости по региону в 2006 году составил 15,30, общий коэффициент смертности- 6,00. В 2006 в Республике Дагестан умерло - 15, 9 тыс. чел. Естественный прирост населения составил 24,7 тыс. чел., миграционная убыль - 13,2 тыс. чел. (см. рисунок 4)

Динамика суммарного коэффициента рождаемости в Республике Дагестан

2007 2010 2015 2020

Рис. 4. Динамика суммарного коэффициента рождаемости в Республике Дагестан

По мнению экспертов МОТ, реформы социальной защиты только тогда докажут свою эффективность в условиях негативных демографических тенденций, когда они смогут обеспечить большой уровень занятости, в особенности для молодежи. Кроме того, другим критерием эффективности реформ являются гарантии пожилым людям для продолжения трудовой деятельно -сти.(см. рис. 5,6)

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Возрастная структура населения в Республике Дагестан в 2005-2020 гг.

11,00%

57,70%

9,80%

10,00%

53,20%

47,00%

31,30% Г

37,00% [

43,00% и

2005

2010

2015

10,40%

39,60%

50,00%

2020

□ в возрасте моложе трудоспособного □ в трудоспособном возрасте

□ в возрасте старше трудоспособного

Рис. 5. Возрастная структура населения в Республике Дагестан в 20052020 гг.

Прогноз численности получателей трудовой пенсии по старости в Республике Дагестан в 2005-2020 гг.

900 000 750 000 600 000

а

о

о 450 000

о V

300 000 150 000 0

49 579

105 565

266 705

47 368

43 190

121 196

279 772

148 241

319 182

47 382

195 143

407 332

64 501

241 059

514 409

2005

2007

2010

2015

2020

□ по старости □ по инвалидности □ по случаю потери кормильца

Рис. 6. Прогноз численности получателей трудовой пенсии по старости в Республике Дагестан в 2005-2020 гг.

Литература

1. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения в России // М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова- М.,2005.-С.217.

2. Концепция совершенствования социального страхования в РФ // Уровень жизни населения регионов России. Всероссийский центр уровня жизни.-2006.-январь.-77 с.

3. Роик В. Формирование института негосударственных пенсий, концептуальные предложения// Пенсионные фонды и инвестиции.- 2006.- №3.-С-10.-23.

4. Скрипкин И.Г. Всероссийский деловой форум. Национальные приоритеты и социальные партнеры. Партнерство государства и бизнеса. М,22 сентября 2006 г.-С.54.

5. Соловьев А. Прогнозирование модели обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости ПФ РФ // Пенсионные фонды и инвестиции.-2006.-№5.-С.51

6. Хмыз О.В. Модернизация финансовых рынков и пенсионная реформа // Финансы.-2006.-№1 .-С-57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.