Проблемы экономики и менеджмента
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
О.М. Амерханова
студент,
ФГБОУВПО «Норильский индустриальный институт», г. Норильск
Р.А. Кулян
канд. экон. наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета и финансов, ФГБОУ ВПО «Норильский индустриальный институт», г. Норильск
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАДЗОРА В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Аннотация. В статье рассматриваются направления совершенствования банковского надзора, производится оценка влияния изменений нормативно-правовой базы на устойчивость банковской системы России.
Ключевые слова: банки, банковский надзор, регулирование, финансовое оздоровление, отзыв лицензий.
O.M. Amerkhanova, Norilsk industrial institute, Norilsk
R.A. Kulyan, Norilsk industrial institute, Norilsk
IMPROVEMENT OF SUPERVISION IN THE BANKING SECTOR OF ECONOMY OF RUSSIA
Abstract. In article the directions of improvement of bank supervision are considered, the assessment of influence of changes of standard and legal base on stability of a banking system of Russia is made.
Keywords: banks, bank supervision, regulation, financial improvement, revocation of licenses.
Устойчивость банковской системы, является необходимым условием стабильности всей социально-экономической системы государства. Особенно актуальным изучение вопросов обеспечения финансовой безопасности экономики представляется в кризисные и посткризисные этапы ее развития.
Основным регулятором состояния банковского сектора страны является Банк России (ЦБ), методы его управления во многом определяют эффективность отечественных банков и банков с иностранным капиталом. Г лавная задача ЦБ - формирование «правил» поведения кредитных организаций, посредством своей нормативно-правовой и надзорной деятельности.
Оценивая качество управления ЦБ в 2013 г., можно отметить планомерную и последовательную реализацию мероприятий по оздоровлению и укреплению банковского сектора. В фокусе внимания было создание условий, при которых в России будут развиваться надежные, устойчивые банки, осуществляющие реальную банковскую деятельность и предоставляющие клиентам широкий набор современных финансовых услуг.
В этой связи ЦБ предпринимал усилия по очищению банковского сектора от финансово неустойчивых организаций, неспособных обеспечить сохранность средств
70
№ 12 (40) - 2014
Проблемы экономики и менеджмента
вкладчиков, а также банков, вовлеченных в проведение сомнительных операций.
В рамках осуществления банковского надзора был принят ряд важных законодательных решений, в том числе по вопросам консолидированного надзора, борьбы с отмыванием средств, полученных преступным путем, регулирования необеспеченного потребительского кредитования и развития оценок кредитного риска при потребительском кредитовании.
В целях повышения эффективности банковского надзора были изданы нормативно-правовые акты, предусматривающие ужесточение подходов к оценке экономического положения банков (Указание Банка России № 03085-У и № 3091-У), а также регулирующие порядок назначения уполномоченных представителей ЦБ и предоставление им кредитными организациями информации и документов (Указание Банка России № 3057-У, № 3122-У и № 3123-У).
Также проведена значительная работа по внедрению новых международных подходов (Базель III) в отечественную практику с целью повышения финансовой устойчивости кредитных организаций и финансового рынка. В связи с этим усовершенствовалось банковское законодательство в части регулирования деятельности банковских групп и порядка раскрытия информации их головными организациями перед широким кругом пользователей. (Указания Банка России № 3080-У, № 3090-У, № 3084-У, № 3083-У, № 3086-У и № 3087-У). Стоит отметить повышение требований к качеству оценки рисков банковской деятельности, внесение изменений в порядок расчета фондового и процентного рисков. На фоне совершенствования законодательства и кризисных процессов активизировалась работа ЦБ по финансовому оздоровлению и ликвидации кредитных организаций.
За 1998-2013 гг. происходит существенное увеличение нормативных актов ЦБ, регламентирующих банковский надзор [1]. Если в 1998 году было выпущено 8 нормативно-правовых актов, в 2000 году - 13, в 2004 - 24, 2007 - 28, то в 2009 году их было уже 33, а в 2012 году - 34 (рис. 1).
70 -|---------------------------------------------------
и-)^ОГ--ССа‘>ОтЧГ4ГГ>чЗ-1-П^ОГ---00<ПОтЧГ'1ГГ| ОООООООООООООООтЧтЧтЧ^Ч 010101010100000000000000 ч-Нт—ItHtHt—1Г\1Г'4Г'4Г'4Г'4Г'4Г'4Г'4Г'4Г\1Г'4Г'1Г-1Г\1
■ Количество выпущенных нормативно-правовых документов —(^Количество отозванных лицензий
Рисунок 1 - Соотношение показателей выпущенных НПА и количества банков,
у которых отозваны лицензии, ед.
№ 12 (40) - 2014
71
Проблемы экономики и менеджмента
Изменение законодательства - это изменение правил поведения для хозяйствующего субъекта. Банки, находясь под постоянным финансовым контролем со стороны ЦБ, должны более динамично приспосабливаться к институциональным преобразованиям. Неисполнение правил приводит к увеличению транзакционных издержек и рисков потери лицензии на осуществление банковских операций.
Важно отметить, что преобразования должны быть ожидаемыми, а менеджеры, управляющие банковским капиталом, обязаны следить за совершенствованием нормативно-правовой базы. В обратном случае организация столкнется с необходимостью принудительного исполнения предписания контролирующего органа. Существуют также риски дестабилизации банковской системы при низкой адаптации кредитных организаций к законодательным инициативам ЦБ.
Анализ данных показывает, что не всегда увеличение институциональной нагрузки на банки приводит к усилению процессов «очищения» банковского сектора. Вероятно, кризисные процессы последних лет способствовали выходу из денежного рынка менее эффективных банков.
К тому же значительная часть изменений в банковском законодательстве заключается в издании указаний и писем, а это документы оперативного характера и существенно не оказывают влияния на ключевые виды деятельности банков. В подобной ситуации адаптация банков к новым формам нормативно-правовых актов должна проходить относительно спокойно.
Тем не менее, отмечается устойчивая тенденция к снижению количества банков с 1136 ед. в 2008 г. до 850 ед. к ноябрю 2014 г. (рис. 2). При сохранении существующих тенденций в ближайшие годы количество банков может составить 500-600 ед.
1 200
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Рисунок 2 - Количество кредитных организаций
Стремительное сокращение количества банков объясняется воздействием целого ряда факторов. Наиболее частыми основаниями для отзыва лицензий являются нарушения банковского законодательства с 2006-2013 гг. - 229 случаев, из-за нарушений требований 115-ФЗ, (ориентированного на противодействие легализации денежных средств добытых преступным путем) - 127 случаев (табл. 1).
Среди основных причин отзыва лицензии можно отметить неисполнение требований кредиторов (77), существенную недостоверность данных отчетности (67), а также сокращение
72
№ 12 (40) - 2014
Проблемы экономики и менеджмента
размера собственных средств и снижение уровня достаточности капитала ниже 2% (по 41).
Таблица 1 - Основные причины отзыва лицензий у банков за 2006-2013 гг.
Основания отзыва лицензии Количество банков за год Итого
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Существенная недостоверность отчетности 3 2 17 17 8 6 7 7 67
Задержка представления отчетности 1 1 0 0 0 0 0 1 3
Осуществление операций, не предусмотренных лицензией 1 0 0 0 0 0 0 1 2
Нарушение банковского законодательства 51 29 24 34 22 18 21 30 229
Нарушение требований ст. 6 и 7 Федерального закона № 115-ФЗ 51 44 7 10 3 3 1 8 127
Достаточность капитала ниже 2% 1 0 5 11 7 5 7 5 41
Размер собственных средств ниже минимального значения уставного капитала 1 0 3 12 7 6 6 6 41
Неисполнение в срок требований Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала) 0 1 0 1 0 0 0 1 3
Неисполнение требований кредиторов 2 2 20 24 9 8 10 2 77
Снижение в течение трех месяцев подряд размера собственных средств (капитала) ниже размера собственных средств (капитала), достигнутого на 01.01.2007 0 0 0 2 1 0 0 0 3
Не достижение по состоянию на 01.01.2010 размера собственных средств (капитала), установленного частями пятой и шестой ст. 11.2 ФЗ «О банках и банковской деятельности» -90 млн руб. 0 0 0 0 6 0 0 0 6
Прочие 0 0 0 1 0 0 0 0 1
Итого: 111 79 76 112 63 46 52 61 600
В целом за рассматриваемый период отмечено 600 нарушений, являющихся основаниями для отзыва лицензии у кредитной организации. Наибольшее число нарушений отмечается в кризисном 2009 году - 112 случаев, когда у значительного числа банков возникали проблемы со своевременным исполнением обязательств перед кредиторами.
№ 12 (40) - 2014
73
Проблемы экономики и менеджмента
Так проведенный анализ позволяет утверждать, что определяющими факторами сокращения числа банков являются ужесточение требований в процессе контроля срочности предоставления финансовой отчетности банками, а также усиление мер финансового мониторинга за «финансовыми махинациями» кредитных организаций. А интенсивное изменение нормативной базы является дополнительным элементов санации банковской системы.
С одной стороны, развитие и совершенствование нормативного регулирования позволяет очистить банковский сектор от слабых и неэффективных кредитных организаций, а также организаций, получающих прибыль преступным путем. С другой стороны, выполнение требований надзора вызывает у банков существенные затраты. По мнению начальника аналитического управления банка БКФ Максима Осадчего, нагрузка по отчетности чрезмерна, но бесполезна. Эксперт утверждает, что «...из огромных потоков информации не выходит никакого толка, но при этом растут издержки банков на подготовку отчетности. В конечном итоге они перекладываются банками на плечи клиентов» [2]. Кроме этого, инспекционные проверки отвлекают значительные управленческие ресурсы.
Василий Солодков, директор Банковского института НИУ ВШЭ, считает, что большое количество отзывов лицензий в последнее время связано с отсутствием своевременного контроля со стороны ЦБ. При этом эксперт «Газете/Би» отмечает: «в России у банков системно отсутствует кредитно-ресурсная база. И если госбанки могут, так или иначе, фондироваться за счет государства, то у мелких банков нет иных источников, кроме депозитов. Так после начала отзыва лицензий как физические, так и юридические лица не хотят потерять собственные средства и стараются переводить их в государственные банки, которые за счет этого еще больше увеличивают ресурсную базу». Другие же банки эти ресурсы теряют, что еще сильнее ухудшает их положение [3].
На наш взгляд регулирующие действия ЦБ должны быть более предсказуемы. Это основное направление совершенствования банковского надзора. Необходимо реагировать на ситуацию заблаговременно, не допуская катастрофических последствий -появления глубоко проблемных банков, эффективная санация финансового положения которых уже невозможна.
Безусловно, эффективность принимаемых ЦБ мер зависит от добросовестности самих банков, однако главный регулятор обязан обеспечивать стабильность банковской системы, а для этого необходимо сокращать неопределенность на рынке банковских услуг, противодействовать оттоку вкладчиков из банков, повышать доверие к банковской системе в целом.
Список литературы:
1. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/
2. Аналитический сайт Банки.ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.banki.ru/
3. Газета.Яи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru/
74
№ 12 (40) - 2014