Научная статья на тему 'Совершенствование методов управления дебиторской задолженностью'

Совершенствование методов управления дебиторской задолженностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
907
433
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / МЕТОД / КАЧЕСТВО КРЕДИТА / РЕЙТИНГ КОМПАНИИ / ШКАЛА КЛАССИФИКАЦИИ ПОКУПАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимова Лариса Николаевна, Нигай Дарья Эриковна

В статье рассмотрены методы дебиторской задолженности. Проанализированы их преимущества и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE MANAGEMENT OF RECEIVABLES

In the article debit methods are considered. Their advantages and shortcomings are analyzed.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методов управления дебиторской задолженностью»

УДК 658.153 Л.Н. Герасимова Д.Э. Нигай

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

Аннотация. В статье рассмотрены методы дебиторской задолженности. Проанализированы их преимущества и недостатки.

Ключевые слова: дебиторская задолженность, метод, качество кредита, рейтинг компании, шкала классификации покупателей.

Larisa Gerasimova

Daria Nigay

Одной из самых актуальных проблем является наличие дебиторской задолженности за отпущенные услуги (товары, работы). Осуществляя предпринимательскую деятельность, участники имущественного оборота предлагают, что по мере проведения хозяйственных операций они не только возвратят вложенные средства, но и получат доходы.

Организации необходимо иметь в своем распоряжении методологию, включающую в себя алгоритм тщательно организованного качественного и комплексного анализа дебиторской задолженности с регулярным мониторингом. Чтобы добиться этого, необходимо исследовать существующие методы анализа, выбрать из них подходящие к условиям рыночной экономики, либо модифицировать с учетом специфических особенностей и разработать новые направления, применяя системный анализ и современные компьютерные достижения. На сегодня существует довольно много разнообразных методов анализа дебиторской задолженности [1]. Рассмотрим некоторые из них.

Метод измерения качества кредита. Качество кредита лучше всего определяется в терминах несостоятельности. Хороший менеджер должен уметь выделить признаки, определяющие вероятность банкротства для различных покупателей продукции. Одним из традиционных методов измерения качества кредита является изучение потенциала покупателя относительно пяти факторов:

— вероятность того, что клиент будет добросовестно соблюдать свои обязательства. Этот фактор очень важен, так как каждая кредитная операция включает обещание своевременной оплаты. Информация для кредитной политики может быть получена у банков, у других поставщиков, у своих клиентов и даже у конкурентов. Тем не менее, эта характеристика является субъективным фактором;

— «потенциал клиента» — это субъективное мнение относительно того, способен ли покупатель вовремя заплатить деньги. Оно основывается частично на прошлом опыте, частично на методах ведения бизнеса и может быть подтверждено изучением оборудования и запасов покупателя;

— «капитал клиента», который оценивается общим финансовым положением предприятия-покупателя при анализе его финансовой отчетности;

— обеспечение кредита, которое может быть представлено активами покупателя;

— «экономические условия», которые могут повлиять на способность клиента заплатить по своим обязательствам в связи с общей экономической ситуацией в стране.

Преимущество данного метода заключается в том, что финансовый менеджер получает широкий спектр кредитной информации, включающий в себя:

— отчетный баланс и отчет о финансовых результатах;

— большое количество финансовых коэффициентов и их тренд;

© Герасимова Л.Н., Нигай Д.Э., 2015

— информацию от фирм-поставщиков, дающую представление о том, как платит потенциальный клиент - быстро или медленно;

— условия деятельности фирм-заемщиков;

— описание собственников и учредителей фирмы, их прошлые финансовые трудности, проблемы;

— обобщающий рейтинг компании.

Недостатки данного метода заключаются в следующем:

— малая доступность информации о кредитных стандартах покупателя, связанная с отсутствием в России кредитных ассоциаций, агентств или других организаций, имеющих местные объединения, которые обмениваются информацией о финансовой истории отдельных дебиторов, по отраслям и географическим регионам;

— обязательна высокая квалификация специалиста (даже если информация и получена, финансовый менеджер принимает решение на свой страх и риск);

— временное ограничение: информация о кредитных стандартах покупателя накапливается в организациях постепенно.

Метод исключения. Суть метода заключается в том, что покупатели сначала классифицируются по категориям относительно степени кредитного риска (см. табл. 1), а затем кредитный менеджер концентрирует время и внимание на тех из них, которые в основном создают проблемы.

Таблица 1

Шкала классификации покупателей в зависимости от уровня кредитного риска

Класс риска Процент неоплаченных в срок продаж от общей суммы реализации товаров в кредит, % Доля покупателей соответствующего класса риска от общего количества покупателей данного класса, %

1 0—'/2 60

2 1/2— 2 20

3 2—5 10

4 5—10 5

5 Свыше 10 5

Предприятиям первого класса кредит может пролонгироваться автоматически, их кредитный статус изучается только один раз в год. Фирмы второго класса могут также покупать товары в кредит (до определенного лимита), но финансовые показатели этих фирм исследуются ежеквартально, и фирмы могут быть перемещены в третью группу, если их позиции ослабнут. Специальные условия оговариваются для компаний третьего и четвертого классов при продаже товаров в кредит. Для фирм пятого класса продажа производится только на основе оплаты наличными в момент поставки. Преимуществом данного метода является то, что процент должников-неплательщиков значительно сокращается. К недостаткам данного метода можно отнести то, что увеличиваются расходы, связанные с содержанием сомнительной дебиторской задолженности: расходы на канцелярские товары, телефонные переговоры, выезды к контрагентам.

Мультипликационный дискриминационный анализ (англ. multiple discriminant analysis, MDA). Метод основан на оценке различных факторов для потенциальных клиентов (показатели быстрой ликвидности; отношение компании до вычета налогов и выплаты процентов к суммарным процентным платежам; отношение долговых обязательств к активам; период существования фирмы) и построению кредитной шкалы. Метод рекомендует в качестве критических факторов, определяющих

способность фирмы своевременно оплатить товар, купленный в кредит, коэффициент быстрой ликвидности, коэффициент покрытия (отношение прибыли компании до выплаты налогов и проценты к суммарным процентным платежам), период функционирования фирмы. Соответственно строится шкала, в которой выбранному показателю придается определенный вес в баллах (см. табл. 2).

Таблица 2

Рейтинговая оценка показателей кредитного качества

Показатели Условные обозначения Рейтинговая оценка, балл

Коэффициент покрытия К1 3,5

Коэффициент быстрой ликвидности К2 10,0

Период функционирования компании, года КЗ 1,3

На основе рейтинговой оценки определяется класс кредитного качества (см. табл. 3).

Таблица 3

Определение кредитного класса

Кредитные баллы Класс кредитного качества

Менее 40 Слабое

От 40 до 50 Умеренное

Более 50 Хорошее

Преимущество метода МБЛ: качество кредита покупателя выражается простой количественной оценкой. Это особенно важно для крупных предприятий, которые могут оценить большое количество покупателей и использовать результаты работы многих аналитиков. Недостатки метода МБЛ: финансовые коэффициенты служат характеристикой риска, связанного с деятельностью предприятия, т.е. с их помощью мы находим «проблемные точки» у предприятия. Чем меньше доля долга, тем меньше необходимость в углубленном анализе структуры капитала [7]. Кроме того, метод не учитывает конъюнктуру товарного рынка, политику собственников и команды управления и т.д. В связи с этим методика имеет высокую погрешность.

С установленной периодичностью специалисты компании должны анализировать дебиторскую задолженность по персональному списку контрагентов, срокам образования и размерам; контролировать расчеты по отсроченной или просроченной задолженности, оценивать реальность наличия дебиторской задолженности; определять приемы и способы ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов [5]. Анализ и контроль изменения дебиторской задолженности можно производить с помощью абсолютных и относительных показателей [2].

Первый из них - это длительность одного оборота:

ДООдз=(ДЗср.Д)/В, (1)

где ДООдз - длительность одного оборота дебиторской задолженности; ДЗср - среднеарифметическая величина дебиторской задолженности за определенный период; Д - количество дней в периоде; В - выручка от продаж за анализируемый период.

Аналогичным образом рассчитывают длительность одного оборота просроченной, сомнительной и безнадежной задолженности [3].

Вторым показателем оборачиваемости дебиторской задолженности является коэффициент оборачиваемости:

Кодз=В/ДЗср ,х. (2)

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает, сколько раз за период (год) организация получила от покупателей оплату в размере среднего остатка неоплаченной задолженности. Показатель измеряет эффективность работы с покупателями в части взыскания дебиторской задолженности, а также отражает политику организации в отношении продаж в кредит.

Также распространен расчет показателя не в виде коэффициента, а в виде количества дней, в течение которой дебиторская задолженность остается неоплаченной, так называемый период погашения дебиторской задолженности:

Тпдз=365/Кодз. (3)

Наряду с рассмотренными выше показателями дебиторской задолженности следует отметить еще ряд показателей, которые нужно использовать при анализе дебиторской задолженности:

Коэффициент погашаемости дебиторской задолженности:

Кпдз=ДЗср/В. (4)

Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности

КСДК=ДЗ/КЗ. (5)

Коэффициент инкассации

Ки=ДЗ/П, (6)

где ДЗ — средний остаток дебиторской задолженности; П — объем продаж.

Коэффициент инкассации позволяет установить, когда и в какой сумме ожидается поступление денежных средств от продаж данного периода.

Анализ дебиторской задолженности рекомендуется проводить по следующим фазам:

1) предварительная оценка финансового состояния фирмы;

2) определение объема дебиторской задолженности и его динамики;

3) определение срока оплаты счетов дебиторов;

4) оценка реального состояния дебиторской задолженности;

5) реестр «старения» счетов дебиторов.

В процессе предварительной оценки финансового состояния фирмы традиционно используется такой метод, как экспресс-анализ. Экспресс-анализ — это стадия комплексного анализа финансового состояния коммерческой организации. Он состоит в обработке небольшого количества существенных и легко определяемых показателей [6].

Средний срок оплаты счетов дебиторов (в днях) — один из важнейших элементов анализа дебиторской задолженности. Средний срок оплаты счетов дебиторов или период оборота дебиторской задолженности показывает среднее число дней, требуемое для взыскания (инкассирования) задолженности.

Средний срок оплаты счетов дебиторов = ДЗср / Вр х 365, (7)

где ДЗср — среднее значение дебиторской задолженности; Вр — суммарная выручка за год [4].

Оценка реального состояния дебиторской задолженности. В этой фазе анализа подробно рассматривается состав просроченной задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная за-

долженность, т.е. оценивается качество дебиторской задолженности. Исходной информацией для анализа являются данные бухгалтерского учета по задолженности конкретных контрагентов, при этом важно получить информацию не только о сумме задолженности, но и о сроках ее возникновения. Для получения информации о просроченности задолженности следует провести анализ договоров с контрагентами.

Библиографический список

1. Герасимова Л.Н. Анализ бухгалтерской финансовой отчетности по РСБУ и МСФО // Аудит и финансовый анализ. - 2013. - № 2. - С. 14-20.

2. Герасимова Л.Н. Аспекты учетно-аналитического механизма управления дебиторской задолженностью // Финансы и учет. - 2011. - № 2. - С. 45-52.

3. Герасимова Л.Н. Учет резервов в международной практике // Международный бухгалтерский учет. -2012. - № 43(241). - С. 18-26.

4. Герасимова Л.Н. Учетно-аналитические особенности управления дебиторской задолженностью // Финансы и учет. - 2011. - № 1. - С. 13-18.

5. Герасимова Л.Н., Нигай Д.Р. Внутренний контроль дебиторской задолженности в организации // Экономика и управление: проблемы и решения. - 2014. - № 10. - С. 34-39.

6. Герасимова Л.Н., Нигай Д.Р. Исследование методов дебиторской задолженности с целью повышения качества ее анализа // Проблемы современной экономики: материалы XIV Международной научно-практической конференции; Новосибирск, 31 июля 2013 г. - Новосибирск, 2013. - С. 128-135.

7. Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.