Научная статья на тему 'Совершенствование методов государственного управления инновационным развитием в социально-культурной сфере'

Совершенствование методов государственного управления инновационным развитием в социально-культурной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
540
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методов государственного управления инновационным развитием в социально-культурной сфере»

Т.М. РЕДЬКИНА

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

Для эффективного развития сферы культуры, как единой системы культурного обслуживания населения, представляется необходимым повышение уровня инновационного развития данной структурной составляющей, позволяющей хозяйствующим субъектам данной отрасли занять лидирующие положения на рынке услуг, что, по мнению автора, является определяющим в условиях усиливающейся конкуренции.

В настоящее время сфера культуры характеризуется низким уровнем инновационного развития в связи с недостаточностью имеющихся ресурсов, неэффективностью правового регулирования, низким уровнем инвестиционной привлекательности. В этой связи следует отметить, что в сферу культуры на инновационное развитие могут направляться деньги из средств федерального и региональных бюджетов, а также отдельных институциональных или индивидуальных инвесторов. При этом выделяемые государством финансовые средства на развитие инновационной деятельности в сфере культуры являются недостаточными, а нехватка средств инвесторов объясняется незначительным уровнем обоснованности инновационного развития как в среднесрочной, так и в стратегической перспективах. Таким образом, для осуществления мер по активизации инновационной деятельности в сфере культуры на государственном уровне необходимо принятие жестко регламентированных мер, включающих в себя рационализацию взаимодействия элементов системы государственных инвестиций, кредитной и налоговой политики, внебюджетного финансирования. При этом политика государственных инвестиций в инновации культурной отрасли должна быть направлена на формирование оптимальной структуры государственных расходов, уровень которых не должен быть меньше определенной доли валового внутреннего продукта. В этом случае государственные и частные инвестиции должны привлекаться на паритетных началах с целью совершенствования процесса использования внебюджетных средств для реализации инновационных проектов в культурной отрасли.

Отметим в этой связи, что развитие фондов поддержки научноисследовательских и опытно-конструкторских работ культурной отрасли, системы конкурсного отбора проектов через различного рода фонды позволит не только совершенствовать инновационно-инвестиционные процессы, происходящие в сфере культуры, но и расширить существующую инновационную инфраструктуру [2]. Для повышения инвестиционной привлекательности объектов социально-культурной сферы со стороны государственных органов управления должны быть созданы необходимые условия, включающие не только совершенствование нормативно-правовой базы, но и формирование пакета льгот для вкладчиков в культурные проекты, программы, со-

вершенствование системы страхования финансовых рисков, увеличение количества программ с прямой поддержкой со стороны федеральных, региональных и муниципальных властей.

В этой связи становится обоснованным решение таких первоочередных задач, как:

- координация действий всех субъектов государственного управления при управлении инновационным развитием сферы культуры;

- интеграция всех заинтересованных структур в реализацию инновационной деятельности, привлечение финансовых ресурсов к объектам социально-культурной сферы;

- активизация инновационного процесса и внедрение достижений науки и техники в культурной отрасли при развитии соответствующей инфраструктуры, отвечающей современным требованиям рынка.

Реализация указанных задач будет способствовать привлечению к инновационному развитию культурной отрасли не только отечественных инвесторов, но и зарубежных компаний. Однако при этом особое внимание должно быть уделено проблеме защиты авторских прав, для чего становится необходимым формирование со стороны государства мер по защите интеллектуальной собственности в сфере культуры при инновационном развитии.

Следует также отметить и то, что в настоящее время одной из важнейших проблем является и расширение взаимодействий между организациями культурной сферы в различных территориальных образованиях. В настоящее время отсутствует методологическая основа формирования эффективной инновационной политики на уровне регионов и городов, что замедляет процесс инновационного развития культурной отрасли и привлечения к данной сфере необходимых и достаточных инвестиционных ресурсов. Указанное положение оказывает непосредственное влияние на низкую координированнность при принятии управленческих решений на региональном уровне.

Для повышения инвестиционной активности при вложении финансовых средств в инновационное развитие социально-культурной сферы высокий уровень конкурентоспособности предлагаемой продукции, услуг, самих хозяйствующих субъектов культурной отрасли является определяющим. При этом сама конкурентоспособность выступает основой критерия эффективности капитальных вложений. На современном этапе экономического развития инновационный фактор повышения конкурентоспособности усиливает свою значимость, поскольку предполагает повышение конкурентоспособности продукции и услуг их производителей на базе освоения новой техники и технологии [1]. Достижение конкурентных преимуществ в сфере культуры на основе эффективного инвестиционного управления требует перехода к сетевой организации управления этим потенциалом, для чего необходимо расширение инвестиционного сотрудничества. Развитие такой сети и ее внешние связи должны быть ориентированы на обеспечение высокой степени как восходящей интеграции с инвесторами, так и нисходящей интеграции с реципиентами инвестиций [3].

При этом переход к сетевой организации управления требует создания специализированной региональной научно-технической организации, деятельность которой целесообразно строить на принципах сотрудничества и сетевой кооперации. Основное ее назначение - обеспечение сопровождения инновационноинвестиционного процесса и осуществление аналитических, а не контрольнораспорядительных функций, что позволит достичь высоких показателей социально-экономической эффективности в сфере культуры.

Для определения первоочередных мер со стороны государственных органов управления в целях инвестирования инновационной деятельности объектов сферы культуры необходим анализ уровня, динамики и факторов, определяющих инновационную деятельность в данной структурной составляющей, отдельных регионах. Для достижения необходимого уровня инновационного развития сфера культуры должна характеризоваться следующими показателями: ориентация на большое количество сегментов рынка; доступность предлагаемой продукции, услуг для большинства потребителей; достижение удовлетворенности предлагаемой продукцией потребителями; широкий ассортимент предлагаемой продукции; возможности хозяйствующего субъекта сферы культуры для расширения вертикальных и горизонтальных связей; развитие межрегионального и зарубежного партнерства; высокий уровень конкурентного потенциала.

В настоящее время при формировании эффективно функционирующего механизма управления процессом инновационного развития в социальнокультурной сфере со стороны государства необходим комплексный подход, позволяющий взаимодействовать государственным органам управления на всех уровнях, субъектам хозяйствования сферы культуры, населению, банковским структурам, фондам, индивидуальным и институциональным инвесторам с целью достижения поставленных стратегических ориентиров развития - повышение конкурентоспособности сферы культуры.

Кроме того, представляется обоснованным расширение существующей институциональной инфраструктуры, которая в настоящее время не отвечает современным требованиям экономики и характеризуется низким уровнем формирования эффективных стимулов для инновационных процессов, отсутствием технологического прогресса в культурной отрасли. Необходимы новые федеральные законы, направленные на защиту авторских прав зарубежных производителей программного обеспечения, защиту прав интеллектуальной собственности. Преодоление этих негативных тенденций будет способствовать ликвидации общего научно-технического отставания в социально-культурной сфере, формированию основ нового этапа инновационного развития культурной отрасли.

В целом можно отметить, что в современных условиях для инновационного развития сферы культуры необходимо решение следующих задач:

- упорядочение формирования, рассмотрения и утверждения федеральных целевых программ при сокращении числа приоритетных направлений, ужесточении требований по финансовой обеспеченности, усилении роли государства в инновационной политике при развитии социально-культурной сферы;

- постепенное уменьшение инвестиций для поддержки производств, базирующихся на устарелых, ресурсоемких технологиях, и переориентация этих ресурсов на новые технологии;

- расширение выпуска высокоэффективной и конкурентоспособной культурной продукции;

- развитие конкуренции в сфере культуры;

- совершенствование лизинга и системы льготного кредитования приобретения техники;

- поддержка малых предприятий, в том числе с использованием средств бюджета развития;

- расширение участия государства в реализации наиболее значимых результатов фундаментальных научных исследований;

- увеличение государственного заказа в сфере социально-культурного обслуживания;

- приоритетное участие организаций социально-культурной сферы в реализации государственных инвестиционных целевых программ за счет кредитных ресурсов.

Предлагаемые автором меры могут способствовать преодолению существующих негативных тенденций посредством совершенствования механизма управления инновационным развитием социально-культурной сферы.

Литература

1. Гапоненко Н. Инновации и инновационная политика на этапе перехода к новому технологическому порядку // Вопросы экономики. 2001. № 9. С. 54-61.

2. Курнышева И.А. Условия инновационного развития // Проблемы теории и практики управления. 2003. №5. С. 9-18.

3. Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере. СПб.: Изд-во «Финансы и статистика», 2000.

РЕДЬКИНА ТАТЬЯНА МАРКОВНА. См. с. 181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.