Научная статья на тему 'Совершенствование методов диагностики и способов регенерации железобетонных конструкций автодорожных мостов при обеспечении их эксплуатационной надежности и долговечности'

Совершенствование методов диагностики и способов регенерации железобетонных конструкций автодорожных мостов при обеспечении их эксплуатационной надежности и долговечности Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
572
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / СПОСОБ РЕГЕНЕРАЦИИ / АВТОДОРОЖНЫЙ МОСТ / ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ КОНСТРУКЦИЯ / ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ НАДЕЖНОСТЬ / ДОЛГОВЕЧНОСТЬ / ДіАГНОСТИКА / СПОСіБ РЕГЕНЕРАЦії / АВТОДОРОЖНіЙ МіСТ / ЗАЛіЗОБЕТОННА КОНСТРУКЦіЯ / ЕКСПЛУАТАЦіЙНА НАДіЙНіСТЬ / ДОВГОВіЧНіСТЬ / DIAGNOSTICS / REGENERATION METHOD / ROAD BRIDGE / REINFORCED CONCRETE STRUCTURE / OPERATIONAL RELIABILITY / DURABILITY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Савчинский Б. В.

На основе анализа существующих методов диагностики и способов регенерации железобетонных конструкций мостов предложены рекомендации по внедрению новых современных технологий восстановления железобетонных конструкций мостов при обеспечении их эксплуатационной надежности и долговечности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SIMULATION DIAGNOSTIC METHODS AND REGENERATION WAYS OF REINFORCED CONCRETE CONSTRUCTIONS OF BRIDGES IN PROVIDING THEIR OPERATING RELIABILITY AND LONGEVITY

On the basis of analysis of existing diagnostic methods and regeneration ways of reinforced-concrete constructions of bridges the recommendations on introduction of new modern technologies of renewal of reinforced-concrete constructions of bridges in providing their operating reliability and longevity are offered.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методов диагностики и способов регенерации железобетонных конструкций автодорожных мостов при обеспечении их эксплуатационной надежности и долговечности»

УДК 624.21.012.45

Б. В. САВЧИНСКИЙ (ДИИТ)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ И СПОСОБОВ РЕГЕНЕРАЦИИ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ АВТОДОРОЖНЫХ МОСТОВ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ИХ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ НАДЕЖНОСТИ И ДОЛГОВЕЧНОСТИ

На 0CH0Bi аналiзу юнуючих методiв дiагностики i cnoco6iB регенераци залiзобетонних конструкцiй мос-TiB запропоновано рекомендаци по запровадженню нових сучасних технологш ввдновлення залiзобетонних конструкцш мостiв при забезпеченнi 1х експлуатацшно! надiйностi та довговiчностi.

На основе анализа существующих методов диагностики и способов регенерации железобетонных конструкций мостов предложены рекомендации по внедрению новых современных технологий восстановления железобетонных конструкций мостов при обеспечении их эксплуатационной надежности и долговечности.

On the basis of analysis of existing diagnostic methods and regeneration ways of reinforced-concrete constructions of bridges the recommendations on introduction of new modern technologies of renewal of reinforced-concrete constructions of bridges in providing their operating reliability and longevity are offered.

Постановка проблемы

Обеспечение эксплуатационной надежности и долговечности железобетонных конструкций мостов после их регенерации.

Анализ исследований и публикаций

На основе анализа опыта обследований железобетонных мостов за последние 25 лет выявлены недостатки существующих методов диагностики и способов регенерации конструкций, которые снижают их эксплуатационную надежность. В статье изложены основные направления в решении этой проблемы.

Постановка задачи

Целью настоящей статьи является популяризация внедрения современных методов диагностики и способов регенерации железобетонных конструкций для обеспечения их эксплуатационной надежности.

Основной материал исследований

Надежность и долговечность мостов определяется условиями их эксплуатации, своевременным и качественным проведением работ по диагностике и ремонту Большой вклад в развитие теории надежности и долговечности конструкций внесли Иосилевский Л. И., Перельму-тер А. В., Лантух-Лященко А. И. [1-3].

В последние годы проблеме обеспечения надежности строительных конструкций и свя-

занными с этим вопросами их диагностики и усиления, автором посвящены статьи [4-8].

При диагностике железобетонных мостов в настоящее время применяются методы:

• неразрушающего контроля прочности бетона;

• инструментального контроля размеров и положения конструкции;

• статические и динамические испытания;

• визуальный осмотр.

Так, для определения прочности бетона рекомендуется молоток D1G1-Schmidt2 [9]. Традиционный молоток Шмидта оснащен электронным устройством со встроенными графиками перевода в значение прочности на сжатие. Прибор автоматически корректирует направление удара, статически обрабатывает результаты измерений с выводом на ПЭВМ.

Особый интерес представляет локатор арматуры «Profometer4» [9]. Он предназначен для поиска арматуры, измерения толщины защитного слоя и определения диаметра арматуры и обладает уникальной возможностью представлять на жидкокристаллическом дисплее слой бетона с заложенной в нем арматурой в системе координат. Прибор точно измеряет защитный слой бетона до 120 мм - при помощи точечного пробника, методом неразрушающего контроля определяет диаметр арматуры с точностью до 1 мм. Данные измерений могут быть занесены в память для дальнейшей обработки на ПЭВМ.

При инструментальном контроле измеряются строительные подъемы главных балок и их основные геометрические размеры. Наряду с

© Савчинский Б. В., 2010

инструментальными методами применяется и визуальный контроль наличия и характера трещин в главных балках пролетных строений с определением величины их раскрытия микроскопом МПБ-2.

Статические и динамические испытания проводятся с целью определения прогибов, удлинений и напряжений в элементах конструкции. Методика обладает рядом преимуществ: точность измерений, мобильность, универсальность. К недостаткам этой методики следует отнести привязанность к источникам питания, трудности установки датчиков, дополнительные затраты средств и времени по созданию испытательных нагрузок.

Анализ обнаруженных дефектов и повреждений указывает на закономерности их появления. Причинами преждевременного разрушения железобетонных конструкций мостов, на наш взгляд, являются: влияние агрессивной среды на трещинообразование, усталостное разрушение бетона от воздействия эксплуатационных нагрузок, неудовлетворительное текущее содержание, что влечет за собой разрушение системы водоотвода, выщелачивание бетона, разрушение защитного слоя и коррозию рабочей арматуры. Ограниченность средств на текущее содержание и капитальные ремонты сооружений, приводит к преждевременному разрушению конструкций, сокращению долговечности мостов по сравнению с проектными сроками. Эти вопросы усугубляются снижением надежности сооружений и созданием условий, при которых не обеспечивается их безопасная эксплуатация.

Современные способы восстановления поврежденных железобетонных конструкций предполагают:

• использование торкретбетона для лечения раковин, сколов бетона и защитного слоя;

• инъекцирование силовых трещин в главных балках;

• внедрение новых полимерных составов для защиты бетона от коррозии.

Приготовление торкретбетона сопряжено с необходимостью тщательного подбора состава бетона, что в условиях строительной площадки объекта затруднено. Кроме того, перед нанесением торкретбетона возникает необходимость тщательной очистки поверхности бетона и арматуры, что также усложняет процесс восстановления разрушенных участков бетона.

Внедрение новых полимерных материалов (ПХВ) обеспечивает защиту поверхности желе-

зобетонных конструкций от проникновения воды, улучшает внешний вид, способствует повышению долговечности бетона. К недостаткам этого способа относятся высокая стоимость работ и необходимость применения специальных устройств для нанесения составов.

Перспективные методы диагностики предполагают:

• создание диагностических комплексов на базе ПЭВМ, усилителей, аналого-цифровых преобразователей и датчиков для регистрации измерений, их анализа и занесения в базу данных;

• разработку и внедрение методики прогнозирования срока службы железобетонных пролетных строений автодорожных мостов в соответствии с требованиями ДБН В.2.3-14:2006 «Мости i труби. Правила проектування».

Новые способы регенерации железобетонных пролетных строений мостов включают:

• использование составов проникающего действия для ремонта несущих конструкций;

• усиление конструкций композиционными материалами на основе углеродных волокон.

Применение составов проникающего действия (кальматрон) обеспечивает высокое проникновение в бетон, возможность регенерации старого бетона, но требует специального оборудования и имеет высокую стоимость.

В процессе эксплуатации мостов возникает их деформация из-за снижения их несущей способности вследствие коррозии арматуры и разрушения бетона.

Помимо восстановления первоначальной несущей способности, может возникнуть необходимость увеличения нагрузки на сооружение или изменение его расчетной схемы. Основными способами усиления конструкций являлось увеличение их сечения. Однако, в последнее время, получили применение композиционные материалы, армированные углеродными волокнами. Их несомненными преимуществами являются высокие прочность и модуль упругости, малый вес, технологичность, невосприимчивость к внешним агрессивным факторам, способность повторять практически любые формы конструкции, выносливость. Достоинствами композиционных материалов являются также легкость транспортировки и изготовления усиливающих элементов необходимых размеров на месте выполнения работ, возможность усиления поверхностей различной кривизны, непре-

рывность эксплуатации сооружения во время проведения работ по усилению, что особенно важно для мостовых конструкций, испытывающих постоянные технологические нагрузки, поскольку даже временные перерывы в процессе их эксплуатации приводят к серьезным финансовым потерям. В настоящее время композиционные материалы с фиброй (КМФ) широко используются для усиления опор и пролетных строений мостов. Необходимо отметить, что капитальный ремонт и усиление железобетонных конструкций мостов невозможно проводить без тщательной диагностики сооружения, выполнения детального обследования. Причем, в случае усиления конструкции композиционными материалами, её диагностика и анализ напряженно-деформированного состояния играют ключевую роль при принятии решения об усилении. Выполнение диагностики необходимо для определения реальных геометрических параметров конструкции, фактических свойств ее материалов и их распределения по сечению. Диагностика железобетонных мостов позволяет не только выявить степень их износа, но и определить причины этого явления. Все это возможно выполнить с помощью современных приборов для диагностики и неразрушающего контроля строительных конструкций.

Результаты исследований и перспективы дальнейших разработок

Указанные способы регенерации мостовых конструкций не обеспечивают в полной мере сохранение эксплуатационной надежности и долговечности конструкций в связи с несовершенством применяемого оборудования, а также неэффективностью применяемых материалов и технологий. Определяющими факторами разрушения мостовых конструкций являются:

• высокая водопроницаемость;

• низкая коррозионная стойкость бетона использованного при строительстве;

• низкая морозостойкость.

Первоочередными задачами в решении данной проблемы являются вопросы разработки новых методик диагностики и новых современных способов регенерации мостовых конструкций.

Актуальными являются вопросы создания современных мобильных измерительных комплексов для диагностики мостов.

Современные способы регенерации мостов основаны на внедрении новых технологий усиления пролетных строений и опор мостов композиционными материалами.

Важнейшими элементами эффективности выполнения работ по регенерации мостов служат критерии оценки эксплуатационной надежности, в том числе:

• влияния фактора системности на надежность пролетных строений мостов;

• применение метода случайных величин для оценки надежности конструкций;

• создание предпосылок для проектирования балочных железобетонных пролетных строений с заданным условием надежности;

• разработка комплексной системы управления надежности на всех этапах строительного процесса (изыскания, проектирование, строительство);

• создание нормативной базы для разработки взаимосвязанной системы критериев принятия решений на различных этапах производственного процесса.

Приоритетными направлениями в обеспечении эксплуатационной надежности и долговечности железобетонных конструкций мостов являются:

• совершенствование исследовательской и проектной баз;

• внедрение методик эксплуатационной оценки мостов;

• применение зарубежных материалов и технологий при ремонте мостов [10].

Выводы

По результатам исследований можно сделать выводы о несовершенстве методов диагностики железобетонных конструкций мостов: погрешности измерений, трудоемкости работ, нерентабельности. Существующие способы регенерации поврежденных конструкций мостов не обеспечивают требуемое качество работ, трудоемки в исполнении, имеют высокую стоимость.

Современная концепция повышения эксплуатационной надежности и долговечности железобетонных конструкций мостов предполагает:

• использование бетонов, содержащих ингибиторы коррозии при ремонтных работах;

• применение эластичных, защитных покрытий для герметизации трещин, возникающих при нормальной эксплуатации железобетонных мостов;

• продление срока эксплуатации конструкций путем создания защитного покрытия

непосредственно на поверхности арматуры;

• повышение адгезии старого и нового бетона с помощью набрызга современных материалов;

• увеличение несущей способности конструкций при усилении элементов путем инъекцирования эпоксидных смол.

Следовательно, в настоящее время еще не создана целостная система повышения эксплуатационной надежности и долговечности автодорожных мостов и нам предстоит коренным образом изменить текущее содержание и своевременный ремонт искусственных сооружений.

Первоочередными задачами в области восстановления поврежденных железобетонных конструкций мостов являются:

• применение методов диагностики с использованием современных электронных измерительных комплексов;

• разработка и внедрение мобильных восстановительных комплексов;

• совершенствование проектной и научной базы для обеспечения эксплуатационной надежности конструкций;

• разработка и внедрение комплексной системы технического обслуживания, гарантирующей обеспечение долговечности конструкций;

• обеспечение безопасности эксплуатации усиленных железобетонных пролетных строений мостов.

Вопросы сохранения эксплуатационной надежности и долговечности железобетонных конструкций в процессе регенерации являются очень актуальными для мостов как объектов особой социальной значимости.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Иосилевский, Л. И. Практические методы управления надежностью железобетонных мостов [Текст] / Л. И. Иосилевский - М.: Науч-изд. центр «Инженер», 2005. - 324 с.

2. Перельмутер, А. В. Избранные проблемы надежности и безопасности строительных конст-

рукций [Текст] / А. В. Перельмутер - К.: Укр-НИИпромстальконструкция, 2000. - 216 с.

3. Лантух-Ляшенко, А. I. Оцшка техшчного стану транспортних споруд, що знаходяться в експлу-атаци [Текст] / А. I. Лантух-Ляшенко // Вюник Транспортно! Академи Укра!ни. - 1999. -№ 3. - С. 59-63.

4. Закора, А. Л. Обеспечение эксплуатационной надежности мостов на автомобильных дорогах Днепропетровской области [Текст] / А. Л. Закора, С. М. Костюченко, Б. В. Савчинский // Вгс-ник Дшпропетр. нац. ун-ту залiзн. трансп. iм. акад. В. Лазаряна. - 2001. - Вип. 9. - Д.: Вид-во ДНУЗТ, 2001. - С. 11-12.

5. Костюченко, С. М. Обеспечение эксплуатационной надежности и долговечности железобетонных конструкций автодорожных мостов [Текст] / С. М. Костюченко, Б. В. Савчинский // Автомобильные дороги и дорожное строительство. - 2002. - № 64. - К.: НТУ, 2002. -С. 147-149.

6. Заяц, Ю. Л. Некоторые вопросы диагностики и регенерации железобетонных конструкций автодорожных мостов, поврежденных в результате длительного воздействия эксплуатационных нагрузок [Текст] / Ю. Л. Заяц, Б. В. Савчинский // Мехашка i фiзика руйнування будiвельних матерiалiв та конструкцш: зб. наук. пр. ФМ1 iм. Г. В. Карпенка. - 2002. - Вип. 5. - Л.: Вид-во ФМ1 iм. Г. В. Карпенка, 2002. - С. 491-494.

7. Савчинский, Б. В. Вопросы повышения надежности и безопасности металлических пролетных строений железнодорожных мостов [Текст] / Б. В. Савчинский // Вюник Дншропетр. нац. ун-ту залiзн. трансп. iм. акад. В. Лазаряна. -2005. - Вип. 9. - Д.: Вид-во ДНУЗТ, 2005. -С. 203-205.

8. Савчинский, Б. В. Критерии оценки надежности железобетонных конструкций автодорожных мостов [Текст]: тезисы докл. Межд. науч.-практ. конф. «Мосты и тоннели: теория, исследования, практика» / Б. В. Савчинский, - Д.: ДНУЗТ, 2007. - С. 62-63.

9. Измерительные приборы фирмы Proced для исследования свойств строительных материалов [Текст] / Рекламный каталог. - М.: Триада-Холдинг, 2001.

10. Мосты. Строительство и ремонты / Рекламный сборник. - Варшава: Sika Poland, 2001.

Поступила в редколлегию 02.03.2010.

Принята к печати 10.03.2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.