Научная статья на тему 'Совершенствование методики технической подготовки юных футболистов на основе реализации принципа обобщения в обучении'

Совершенствование методики технической подготовки юных футболистов на основе реализации принципа обобщения в обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1284
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / TECHNICAL TRAINING / ЮНЫЕ ФУТБОЛИСТЫ / YOUNG FOOTBALL PLAYERS / ПРИНЦИП ОБОБЩЕНИЯ / PRINCIPLE OF GENERALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудяшев Н.Х.

Основой спортивного мастерства футболистов является техническая подготовленность, которая определяет результативность игры и ее зрелищность. Многие специалисты в области футбола отмечают у наших спортсменов низкий уровень владения мячом, в отличие от зарубежных. По их мнению, основной причиной такого отставания является недостаточная эффективность обучения технике футбола в юном возрасте, поэтому повышение уровня технического мастерства отечественных футболистов неразрывно связано с улучшением качества подготовки спортивного резерва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудяшев Н.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS TECHNICAL TRAINING METHODS BASED ON GENERALIZATION IN TEACHING PRINCIPLE IMPLEMENTATION

The base of football players sportsmanship is technical training, which determines the game performance and its staginess. Many specialists note, that our athletes have a low level of possession as distinct from foreign one. In their opinion, the main reason of this advocacy is insufficient effectiveness of the football techniques training at a young age, so increasing the level technical skill inextricably linked to of domestic football players is the quality of sports provisions training improving.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методики технической подготовки юных футболистов на основе реализации принципа обобщения в обучении»

Электронный журнал государств€ннойакадемии физической культуры^ейс \ Рег. номер Эл№Ф€7742717 от 16 ноября<2010 г.

(Выпуск 18)

УДК 796.332

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ОБОБЩЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ

Н.Х. Кудяшев - старший преподаватель по физическому воспитанию Камская государственная инжерно-экономическая академия

Набережные Челны

IMPROVING OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS' TECHNICAL TRAINING METHODS BASED ON GENERALIZATION IN TEACHING PRINCIPLE

IMPLEMENTATION

N.Kh. Kudyashev - Senior Lecturer in Physical Education Kama State Engineering Economical Academy Naberezhnye Chelny

e-mail: akuna2005@r ambler. ru

Ключевые слова: техническая подготовка, юные футболисты, принцип обобщения.

Аннотация. Основой спортивного мастерства футболистов является техническая подготовленность, которая определяет результативность игры и ее зрелищность. Многие специалисты в области футбола отмечают у наших спортсменов низкий уровень владения мячом, в отличие от зарубежных. По их мнению, основной причиной такого отставания является недостаточная эффективность обучения технике футбола в юном возрасте, поэтому повышение уровня технического мастерства отечественных футболистов неразрывно связано с улучшением качества подготовки спортивного резерва.

Key words: technical training, young football players, principle of generalization.

Summary. The base of football players' sportsmanship is technical training, which determines the game performance and its staginess. Many specialists note, that our athletes have a low level ofpossession as distinct from foreign one. In their opinion, the main reason of this advocacy is insufficient effectiveness of the football techniques training at a young age, so increasing the level technical skill inextricably linked to of domestic football players is the quality of sports provision's training improving.

9772070479000

Введение. Основой спортивного мастерства футболистов является техническая подготовленность, уровень которой во многом определяет результативность и зрелищность игры. В последнее время специалисты футбола отмечают отставание наших спортсменов от лучших зарубежных футболистов в технике владения мячом. Истоки причин такого отставания на уровне команд мастеров и сборных команд видятся в недостаточной эффективности обучения технике футбола спортсменов в юном возрасте (А. Чанади, 1978; А.В. Петухов, 1990; Г.В. Монаков, 1995; В.В. Суворов, 1996; А.П. Золотарев, 1997; С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва, 2002; Ж.Л. Чесно, Ж. Дюрэ, 2002; А.П. Герасименко, 2002 и др.). Многие ведущие тренеры и специалисты по футболу также отмечают недостаточно высокий уровень технической подготовленности выпускников ДЮСШ и СДЮСШОР по футболу, значительно уступающий возросшим требованиям современного футбола. Поэтому повышение спортивного мастерства отечественных футболистов неразрывно связано с улучшением качества подготовки спортивного резерва.

Одним из перспективных направлений решения этой проблемы выступает реализация принципа обобщения в обучении (В.В. Давыдов, 1972), которая обеспечивает обнаружение обучаемыми взаимоотношения общего и единичного, движение от видения сущности первого порядка к более глубокой сути явления, от целого - к его составным частям, от абстрактного понятия к конкретным явлениям. Благодаря систематизации учебного материала в процессе обобщения у обучаемых формируется системное видение изучаемых явлений в их взаимосвязи между собой.

Результаты ряда исследований, выполненных на материале волейбола (М.Н. Чапурин, 2007), лыжного спорта (Л. А. Дюкина, 2000), легкой атлетики (В.Ф. Костюченко, 1996), показывают, что такой подход существенно повышает эффективность начального обучения технике этих видов спорта.

Анализ научно-методической литературы показывает, что организационно-методические основы реализации принципа обобщения в технической подготовке юных футболистов являются на сегодняшний день недостаточно исследованными, что обусловливает актуальность нашей работы.

Цель исследования: совершенствование методики технической подготовки юных футболистов на основе реализации принципа обобщения в обучении.

Задачи исследования:

1. Выявить базовые элементы техники футбола и базовые способы выполнения технических приемов, разработать на этой основе классификацию техники и определить оптимальную последовательность ее изучения.

2. Разработать методику технической подготовки юных футболистов на основе реализации принципа обобщения в обучении и экспериментально обосновать эффективность ее применения.

Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; педагогическое тестирование; экспертная оценка; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. Под базовыми элементами техники нами понимаются входящие в содержание двигательного действия движения, правильное выполнение которых является обязательным условием решения двигательной задачи группы технических приемов.

Базовыми элементами техники передвижений являются «поза упругости» и «смена опоры» (рис. 1).

«Поза упругости» характеризуется соблюдением следующих правил: вес тела на носках, ноги слегка согнуты в коленном и тазобедренном суставе, положение головы и туловища как в основной стойке.

Основная стойка

со

а т г со и

д н

о в

с а

а с

к о

т т

я П О

в о

ц

н а в

^ т

СР

ы

с

си о й д

и т о а

н с к со

а д си и т я ^ а н

си н и

с си р ч

д ч о си

о о с л

П л о ш > П

н

о и

р г

о о

т н

с

в й

о

т н

о р

р о

о с

в о

о

П

и

к

X т

а я

м с

й с

и т

н а

д а со к си р си П

СР X

а

Прыжок толчком одной ноги

н и

о г

р о

о н

тс й о

в н

т р

о о

р с

о о

в т

о о

П

Рис. 1. Классификация техники передвижений в футболе

Остановки мяча

движущегося навстречу мяча

у

а ч

не ер

п « со с ва

но ана 3 §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ш

е

е е

Р

£ * ту ив

£ 4

Остановка внутренней стороно й стопы -У-

е д

о

о н

и д

е р

е с

а к в о н а

м ю

о .0

р д

д у

е р

б г

а а

к к

в в

о о

н н

а а

т т

с с

О О

с О

опускающегося мяча

е и н а в

ы р

к а

X

Остановка подошвой

ю

.0

т

с

а

ч

й

е а

н

ш е н м е ъ

в д

о

а п

к

в

о

н

а

т

с

О

а а

ч ч

я я

м м

е е

и и

н н

а а

с к

о л

р о

L0 1-

а у ч

ч я м я м

е о п

и

н ы

а р

т а

а дУ

- я

о и

р н

о е

к с еж

и

е в

и д

н е

е р

н е

е п

м з и тс

й

е

н

н

е ы

р п

т у н о тс

в

ю

а п

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к т

в с

о а

н ч

а

т

с

О

Жесткая фиксация ноги в момент удара

Удар без замаха и хлеста

Удар серединой лба

Удар серединой подъема

Ведение мяча серединой подъе-

Рис.

й

о а

в б

о л

к

о ю

б _й

р тс

а а

д ч

У

о р

о

тс

й ы еп но нт ес

тр й ту о

ун н

в р

а

адУ

2. Классификация техники владения мячом в футболе

а к в о н а

тс о

я а н нж о

н и

В

- я

о и

р н

о е

к с еж

и

е в

и д

н е

е р

н е

е п

м з и тс

ю

л

т

с

а

ч

й

е

н

н

е

р

т

у Ä

н а

в м

а е

ч ъ

я д

м о

е п

и

н

а

р

и

б

У

т

н

и

В

х а

а з

ы н нж о

н и

в

«Смена опоры» выполняется как перенос массы тела с одной ноги на другую под действием сил гравитации, когда проекция центра массы тела через движение его частей выходит за пределы площади опоры.

Базовыми элементами «смены опоры» являются «динамическая поза упругости», «задний шаг», «передний шаг», «работа рук», качественно различающихся по решаемым двигательным задачам:

«Смена опоры» может выполняться в трех вариантах - в виде бегового, шага, стопорящего шага и шага прыжком. Они различаются особенностями выполнения ее базовых элементов:

1) взаимодействия ноги с опорой (динамическая поза упругости; подседание; заряжающее подседание);

2) заднего шага (пятка под таз; волочение стопы; задний мах);

3) переднего шага (стопа вниз, упор пяткой, перекат с пятки);

4) работы рук (скручивание, плечи назад, мах руками).

«Беговой шаг» включает в свое содержание такие элементы, как «динамическая поза упругости», «пятка под таз», «стопа вниз» и «скручивание».

В содержании «стопорящего шага» выделяются такие элементы как: «подседание», «волочение стопы», «упор пяткой», «плечи назад».

«Шаг прыжком» включает элементы, условно названные нами как «заряжающее подседа-ние», «задний мах», «перекат с пятки», «мах руками».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Базовыми элементами техники владения мячом являются (рис. 2):

• «выход на мяч», обеспечивающий удобное для приложения усилий расположение тела и его частей по отношению к мячу;

• «стопа», обеспечивающая фиксированное положение стопы в момент воздействия на

мяч.

Эти элементы являются обязательными при выполнении трех, различающихся по решаемым двигательным задачам, действий с мячом: «остановки», обеспечивающей погашение скорости движения мяча; «катания», «толкания», «удара» и «бросания», обеспечивающих перемещение мяча; «обводки», обеспечивающей выигрыш единоборства у соперника.

Базовыми элементами остановки движущегося навстречу мяча являются «вынос звена тела навстречу мячу» и «уступающее движение», остановки опускающегося мяча после отскока - «на-крывание мяча», удара по мячу ногой - жесткая фиксация ноги во всех суставах в момент удара (парадокс Чхаидзе), удара по мячу головой и вбрасывания мяча руками - «хлест ногами, туловищем и руками», обводки - неожиданные для соперника изменения: 1) скорости передвижения с мячом; 2) направления передвижения; 3) последовательности выполнения двигательных действий с мячом.

В свою очередь, удар по мячу ногой может включать в свое содержание такие элементы как «замах» и «хлест». Поэтому он может выполняться тремя способами: «с замахом и хлестом»; «без замаха»; «без замаха и хлеста».

Под базовым способом выполнения технического приема нами понимается целостное двигательное действие: 1) в структуре которого представлены все его базовые элементы; 2) усвоение которого создает оптимальные условия для успешного усвоения остальных способов технического приема благодаря эффекту положительного переноса.

В отношении каждой группы технических приемов нами выделены базовые способы их выполнения, определены входящие в их содержание базовые элементы и частные правила, относящиеся к выполнению других способов, входящих в содержание этих групп.

Для реализации принципа обобщения в технической подготовке юных футболистов нужно обучать технике футбола в последовательности: базовые элементы техники - базовые технические приемы - остальные способы выполнения технических приемов. При этом в первую очередь изучается техника передвижений, а затем - техника владения мячом (табл. 1).

С учетом решаемых задач нами выделяются четыре этапа технической подготовки:

I этап - задачи: 1) формирование представления (логического, зрительного и двигательного образа) о способах выполнения базовых элементов техники футбола; 2) формирование мотиваци-онной и координационной готовности к обучению.

II этап - задачи: 1) формирование способности выполнять технические приемы на уровне умения; 2) формирование способности согласованно выполнять технические приемы в структуре двигательного действия.

III этап - задача: формирование способности выполнять технические приемы и их сочетания в вариативных условиях скоростных передвижений по футбольному полю и взаимодействия с партнерами.

IV этап - задача: формирование способности надежно и эффективно применять технические приемы в условиях игры при активном противодействии со стороны соперника.

В соответствии с задачами было определено содержание технической подготовки; разработаны средства, методы и формы организации учебно-тренировочной деятельности юных футболистов, направленной на усвоение этого содержания.

Таблица 1

Последовательность обучения базовым элементом техники и способам выполнения

технических приемов футбола

Базовые элементы техники Базовые способы выполнения технических приемов Остальные способы выполнения технических приемов

Основная стойка Поза упругости Динамическая поза упругости

Смена опоры Беговой шаг Бег обычный Бег приставным шагом

Бег скрестным шагом

Стопорящий шаг Остановка шагом Остановка прыжком

Шаг прыжком Прыжок толчком одной ноги Прыжок толчком двумя ногами

Повороты в сторону опорной ноги

Повороты в сторону от опорной ноги

Выход на мяч

Стопа

Катание мяча

Толкание мяча

Удар по мячу ногой Удар ногой без замаха с хлестом Ведение мяча серединой подъема Ведение внутренней частью подъема

Ведение внешней частью подъема

Финт «ложная остановка мяча»

Финт «убирание мяча внутренней частью подъема» Финт «убирание мяча внешней частью подъема

Финт туловищем Двойной финт туловищем

Удар ногой без хлеста и замаха Удар внутренней стороной стопы Удар внешней частью подъема

Отбор мяча выбиванием

Удар ногой с замахом и хлестом Удар серединой подъема Удар внутренней частью подъема

Удар внешней частью подъема

Неподвижное накрывание мяча Остановка опускающегося мяча подошвой после отскока Остановка опускающегося мяча внутренней стороной стопы

Остановка опускающегося мяча

внешней частью подъема

Вынос части тела навстречу мячу Уступающее движение Остановка катящегося навстречу мяча внутренней стороной стопы Остановка летящего мяча внутренней стороной стопы

Остановка летящего мяча бедром

Остановка летящего мяча грудью

Хлест ногами и туловищем Удар серединой лба Удар боковой частью лба

Хлест ногами, туловищем, и руками Вбрасывание мяча Вбрасывание мяча с разбега

Организация и результаты опытно-экспериментальной работы. Для практического обоснования эффективности применения разработанной нами методики технической подготовки в учебно-тренировочном процессе СДЮСШОР нами был проведен формирующий педагогический эксперимент.

В эксперименте приняли участие учащиеся СДЮСШОР по футболу г. Набережные Челны Республики Татарстан. Все испытуемые были разделены на две группы - экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ).

Эксперимент проводился в течение двух лет обучения в СДЮСШОР (с сентября 2008 по май 2010 года). Возраст испытуемых в начале эксперимента составлял 9 лет. После первого года эксперимента в КГ осталось 18 человек, в ЭГ - 20. Полную программу эксперимента выполнили 18 испытуемых ЭГ и 16 - КГ.

Учащиеся контрольной группы изучали технику футбола на основе применения традиционно применяющейся в педагогической практике методики обучения, изложенной в целом ряде учебно-методических пособий.

В обучении технике футбола испытуемых ЭГ применялась разработанная нами экспериментальная методика.

Испытуемые обеих групп занимались по учебной программе для учащихся СДЮСШОР по футболу. Общий объем учебной нагрузки и количество часов, затраченных на решение задач технико-тактической подготовки, в обеих группах испытуемых существенно не различались. Все испытуемые на момент начала эксперимента были новичками и только приступили к учебно-тренировочным занятиям в СДЮСШОР.

Результаты формирующего педагогического эксперимента. Результаты тестирования показателей технической подготовленности испытуемых после первого года обучения свидетельствуют о преимуществе испытуемых ЭГ в развитии «чувства мяча», о чем свидетельствуют более высокие результаты в тестовом упражнении «Жонглирование мячом»: они выполнили в среднем 36,8 ударов по мячу, что на 15,3 удара превышает показатели КГ.

Испытуемые ЭГ быстрее выполнили упражнение «Ведение мяча 2х15 м». Их показатели составили в среднем 9,57 с, в то время как среднее время испытуемых другой группы составило 11,83 с. В упражнении «Удар по мячу серединой подъема на точность» испытуемые ЭГ набрали в среднем 14,24 балла из 20 возможных, что на 2,53 балла лучше, чем у испытуемых КГ.

Испытуемые ЭГ обладали более полными и точными знаниями ориентировочной основы разучиваемых технических приемов. В частности, они получили в среднем оценку 9,1 балла по знаниям техники выполнения удара по мячу серединой подъема (по 10-балльной шкале). Испытуемые КГ при описании техники выполнения этого удара допустили больше ошибок, о чем свидетельствует полученная ими средняя оценка 7,1 балла. Аналогичная картина наблюдается и при сравнении показателей качества усвоения испытуемыми знаний техники остановки опускающегося мяча подошвой.

Установлено, что испытуемые ЭГ правильнее выполнили оба технических приема. Экспертная оценка качества выполнения остановки опускающегося мяча составила 8,0 балла, что на 1,5 балла лучше, чем у испытуемых КГ. Такую же высокую оценку они получили за выполнение удара серединой подъема (8,1 балла), у испытуемых КГ эта оценка составила всего 5,6 балла.

Испытуемые ЭГ имели преимущество в технической подготовленности и после завершения формирующего педагогического эксперимента (табл. 2). Они показали лучшие результаты в жонглировании мячом ногами (29,4 балла против 17,3 балла у испытуемых КГ). Они лучше справились с тестовым упражнением «Ведение, удар, остановка мяча», выполнив его в среднем за 19,79 с. Результаты испытуемых КГ ниже - 23,17 с. Испытуемые ЭГ были точнее в ударах серединой подъема по катящемуся мячу. Они набрали в среднем 13,04 балла, что на 2,81 балла превышает показатели испытуемых КГ.

Таблица 2

Показатели технической подготовленности испытуемых после формирующего педагогического

эксперимента, Х±д

Группы испытуемых Показатели технической подготовленности

жонглирование мячом, удары ведение, удар, остановка мяча, с удар по мячу серединой подъема на точность, баллы

контрольная, п=16 17,3 ± 9,1 23,17 ±4,08 10,23 ±1,75

экспериментальная, п=18 29,4 ±7,2 19,79 ±3,49 13,04 ±2,19

Достоверность различий Р < 0,01 Р < 0,01 Р < 0,01

Сравнительный анализ полученных данных показал, что испытуемые ЭГ выполнили на 24 технико-тактических действия больше, чем испытуемые КГ. Они отличаются высокими, в сравнении с испытуемыми контрольной группы, показателями надежности выполнения технико-тактических действий: коэффициент надежности составил 0,81, что на 0,09 превышает аналогичный показатель испытуемых контрольной группы.

В таблице 3 приведены показатели объема и надежности технико-тактических действий испытуемых в игровом упражнении «Квадрат 4 х 2».

Таблица 3

Показатели количества и надежности технико-тактических действий испытуемых после педа-

гогического эксперимента, Х 6

Показатели технико-тактических действий

Группы испытуемых общее количество количество коэффициент

передач точных передач надежности

контрольная, п=16 248 184 0,74

экспериментальная, п=18 276 225 0,82

Обобщая результаты педагогического эксперимента можно заключить, что применение разработанной нами методики технической подготовки способствует повышению качества усвоения знаний ориентировочной основы разучиваемых технических приемов; практического овладения способами их выполнения в различном сочетании, в условиях передвижения, взаимодействия с партнерами по команде и противодействия со стороны соперника.

Литература

1. Герасименко, А.П. Совершенствование основ технико-тактического мастерства юных футболистов / А.П. Герасименко. - Волгоград : ВГАФК, 2002. - 87 с.

2. Голомазов, С.В. Теория и методика футбола. Техника игры / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М. : СпортАка-демПресс, 2002. - 472 с.

3. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов) / В.В. Давыдов. - М. : Педагогика, 1972. - 327 с.

4. Дюкина, Л. А. Профессиональная подготовка будущих учителей физической культуры в условиях применения коллективного способа обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 и 13.00.04 / Л.А. Дюкина. - Йошкар-Ола, 2000. - 125 с.

5. Золотарев, А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / А.П. Золотарев. - Краснодар, 1997. - 44 с.

6. Костюченко, В.Ф. Концепция специального профессионального образования в вузах физической культуры в современных условиях : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / В.Ф. Костюченко. - СПб., 1996. - 421 с.

7. Кудяшев, Н.Х. Совершенствования методики обучения студентов технике футбола [Электронный ресурс] / Н.Х. Кудяшев, А. А. Черняев // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2009. - № 1(10). - Режим доступа : http://www.kamgifk.ru/magazin/journal.htm.

8. Монаков, Г.В. Техническая подготовка футболиста / Г.В. Монаков. - М. : АО «Офсет», 1995. - 128 с.

9. Петухов, А.В. Методика формирования индивидуальной технико-тактической подготовки юных футболистов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / А.В. Петухов. - М., 1990. - 22 с.

10. Суворов, В.В. Техническая подготовка юных футболистов на основе структуры соревновательной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / В.В. Суворов. - Краснодар, 1996. - 23 с.

11. Чанади, А. Техника / А. Чанади. - пер. с венгр. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 256 с.

12. Чапурин, М.Н. Педагогические условия повышения эффективности обучения студентов технике волейбола : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / М.Н. Чапурин. - Чебоксары, 2007. - 24 с.

13. Чесно, Ж.Л. Футбол. Обучение базовой технике : учебно-методическое издание / Ж.Л. Чесно, Ж. Дюрэ. -пер. с франц. - М. : ТВТ Дивизион, 2006. - 176 с.

Literature

1. Gerasimenko, A.P. Improvement of basic of technical and tactical skills of young football players / A.P. Gerasi-menko. - Volgograd : VGAFK, 2002. - 87 p.

2. Golomazov, S.V. Theory and methods of football. Game technique / S.V. Golomazov, B.G. Chirva. - Moscow : SportAkademPress, 2002. - 472 p.

3. Davydov, V.V. Types of generalization in learning (logical and psychological problems of the construction of school subjects) / V.V. Davydov. - Moscow : Pedagogika, 1972. - 327 p.

4. Dyukina, L.A. Professional training of future teachers of physical culture in the applied-equation method of collective learning : synopsis of a thesis ... Cand. Ped. Science : 13.00.01 and 13.00.04 / L.A. Dyukina. - Yoshkar-Ola, 2000. - 125 p.

5. Zolotarev, A.P. Structure and content of long-term preparation of sports reserve in football : synopsis of a thesis ... Dr. Ped. Science : 13.00.04 / A.P. Zolotarev. - Krasnodar, 1997. - 44 p.

6. Kostyuchenko, V.F. The concept of special vocational education in high schools of physical of culture in modern terms : thesis. ... Dr. Ped. Science : 13.00.04 / V.F. Kostyuchenko. - SPb., 1996. - 421 p.

7. Kudyashev, N.Kh. Improving methods of teaching students techniques of football [Electronic resource] / N.Kh. Kudyashev, A.A. Chernyaev // Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. -2009. - No. 1 (10). - Mode of access : http://www.kamgifk.ru/magazin/journal.htm.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Monakov, G.V. Technical training of football player / G.V. Monakov. - Moscow : AO "Ofset", 1995. - 128 p.

9. Petukhov, A.V. Methods of forming of individual technical and tactical training of young football players : synopsis of a thesis ... Cand. Ped. Science : 13.00.04 / A.V. Petukhov. - M., 1990. - 22 p.

10. Suvorov, V.V. Technical training of young football players on the bases of structure of competitive activity : synopsis of a thesis ... Cand. Ped. Science : 13.00.04 / V.V. Suvorov. - Krasnodar, 1996. - 23 p.

11. Chanadi, A. Technique / A. Chanadi. - translated from Hungary. - Moscow : Physical Culture and Sport, 1978. -

256 p.

12. Chapurin, M.N. Pedagogical conditions of increase of effectiveness of student learning in volleyball technique : synopsis of a thesis ... Cand. Ped. Science : 13.00.04 / M.N. Chapurin. - Cheboksary, 2007. - 24 p.

13. Chesno, Zh.L. Football. Learning of basic techniques : a teaching edition / Zh.L. Chesno, J. Duray. - translated from French. - M. : TVT Division, 2006. - 176 p.

Статья поступила в редакцию 20.02.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.