Научная статья на тему 'Совершенствование методики оценки бюджетной эффективности налоговых льгот на субфедеральном уровне'

Совершенствование методики оценки бюджетной эффективности налоговых льгот на субфедеральном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ / МЕТОДИКА / DYNAMIC EVALUATION OF TAX INCENTIVES / TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галанский Павел Аркадьевич

В работе выявлены основные недостатки действующих региональных методик оценки бюджетной эффективности налоговых льгот и разработана методика, позволяющая устранить выявленные недостатки, путем включения в модель дополнительных факторов и оптимизации с учетом объективных экономических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методики оценки бюджетной эффективности налоговых льгот на субфедеральном уровне»

Совершенствование методики оценки бюджетной эффективности налоговых льгот

на субфедеральном уровне Галанский П.А.

Галанский Павел Аркадьевич / Galanskiy Pavel Arkadyevitch - факультет экономики и управления, кафедра

экономики и финансов, аспирант Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Аннотация: В работе выявлены основные недостатки действующих региональных методик оценки бюджетной эффективности налоговых льгот и разработана методика, позволяющая устранить выявленные недостатки, путем включения в модель дополнительных факторов и оптимизации с учетом объективных экономических процессов.

Ключевые слова: динамическая оценка налоговых льгот, методика. Keywords: dynamic evaluation of tax incentives, the technique.

В настоящее время государство стало уделять большое внимание оценке целесообразности наличия налоговых льгот, как со своей стороны, так и со стороны получателей льгот. Большое количество налоговых льгот предоставляется именно на региональном уровне, к ним в частности относятся сниженные ставки по налогу на прибыль в части, зачисляемой в региональный бюджет, налогу на имущество организаций и т.д. Для примера: среднее по РФ соотношение недополученных доходов по региональным налогам и налогу на прибыль организаций в результате действия налоговых льгот, установленных законодательными ОГВ субъектов РФ, к общему объему поступивших региональных налогов и налога на прибыль организации, составляет 8% (в зависимости от региона значение данного параметра колеблется в пределах от 0,18% - Республика Тыва, до 51,03% - Республика Мордовия) [1]. Данное значение, является существенным для региональных бюджетов, особенно во время повсеместной региональной бюджетной несбалансированности.

О приросте общего количества бюджетных потерь, вследствие предоставления льгот, также свидетельствует динамика недопоступления налога на прибыль в связи с установлением пониженной ставки (рисунок 1).

« 70000

J 60000*

£ 50000 « 40000 S 30000 | 20000 g 10000 Е 0 ■

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Год

Рис. 1. Совокупная сумма недопоступления налога на прибыль в связи с установлением субъектом пониженной ставки

по налогу на прибыль [2]

Важно понимать, что льготы зачастую несут стратегическую функцию для региональной финансовой системы, подразумевается, что недопоступление налогов в настоящее время, приведет к большему их поступлению в будущих периодах (мультиплицирующий эффект льгот).

Ввиду широкой распространенности таких инструментов, как региональные льготы, возникает потребность в анализе действующих методик, выявлению их слабых сторон и разработке объективной методики оценки бюджетной эффективности налоговых льгот, которая будет использоваться для принятия эффективных бюджетных решений.

Практически все применяемые методики сравнивают прирост поступлений в бюджет с предоставлением льготы, то есть не учитываются прочие факторы, которые могут при общей неэффективности налоговой льготы привести к росту налоговых поступлений (прирост поступлений меньший прироста уровня общего роста экономики/отрасти, возрастание сложности администрирования налога и др.). Таким образом, возникает необходимость оценить, какое дополнительное приращение капитала дало предоставление преференции, и каким образом оно было использовано организацией. Целесообразно учитывать совокупный накопленный эффект от налоговых льгот, а не дискретный, так как льготы постепенно встраиваются в бизнес процессы и постепенно приводят к увеличению сумм аккумулируемого капитала.

Среди основных недостатков, выявленных в региональных методиках, можно выделить следующие:

1) оценка на малом горизонте, зачастую меньшем, чем срок выхода инвестиционного проекта на окупаемость, а, следовательно, необъективное признание льготы неэффективной. В большинстве региональных методик оценка производится по итогам одного года, и полученное значение без

дополнительной обработки применяется для принятия решения о признании/непризнании льготы бюджетно-эффективной;

2) отсутствие учета таких факторов, как неравномерность бизнес процессов, динамичности деятельности предприятия, зависимость показателей деятельности (и количества налогооблагаемой базы) от общерыночной конъюнктуры, как в регионе, так и в стране в целом;

3) отсутствие учета средств, поступающих в федеральный бюджет и их веса в общих налоговых сборах региона;

4) отсутствие учета издержек администрирования налоговых льгот, несмотря на то, что данные издержки являются прямыми расходами государства;

5) методическая некорректность. В частности в некоторых регионах были отмечены существенные несоответствия методик общеэкономическим принципам (например: неверно сделан вывод о целесообразности льготы, ввиду ошибки в целевом направлении получаемого значения эффективности налоговой льготы);

6) неоднородность применяемых методик на территории РФ. На сегодняшний день на федеральном уровне методики мониторинга и оценки эффективности налоговых льгот не принято. [3] Нет единого понимания и методики оценки бюджетной эффективности региональных преференций.

С учетом всех недостатков и основных запросов, предъявляемых к методикам, автором были выделены следующие требования к критерию оценки льгот:

1) конкретность, однозначность;

2) сопоставимость различных периодов оценки;

3) возможность получать объективную оценку в независимости от любых критериев (организационно -правовая форма организации, вид деятельности, географическое положение, размер организации и др.);

4) динамичность, возможность справедливой оценки эффективности предоставления преференции в условиях неустойчивой (изменяемой) экономической ситуации (как на региональном уровне, так и на глобальном);

5) возможность учета объективных экономических процессов в организации (группе налогоплательщиков), в том числе производственных процессов, обусловливающих получение льготы. Для того, чтобы было возможно оценить эффективность инвестиционно-направленных льгот, необходимо учитывать временной лаг между бюджетными потерями и отдачей в виде прироста налоговых поступлений. Расчет лага целесообразно производить с учетом объемов инвестиции и типичных сроков окупаемости инвестиций в отрасли;

6) необходимо понимать, что льгота не может давать прироста налоговых поступлений лишь только в региональный бюджет и непосредственно в период предоставления. То есть целесообразно учитывать совокупные доходы, поступающие в бюджетную систему РФ, т.к. значительная часть налогов, относящихся к федеральным, поступает напрямую через систему распределения в региональные бюджеты (пример: налог на прибыль - 2% в федеральный бюджет, 18% в региональные; НДФЛ - 70% региональный бюджет, 30% в местные.)

Основная масса методик оценок налоговых льгот, используемых на территориях субъектов РФ, не отвечает в полной мере всем заданным критериям, что делает необходимым создание универсальной методики. Отсутствие полной и адекватной методики данной оценки приводит к принятию неэффективных решений по поводу состояния и наличия налоговых преференций на всех уровнях, в том числе и региональном.

Очевидной является однонаправленность влияния льгот на бизнес, в независимости от региона и вида коммерческой деятельности ее получателя. Это делает возможным создание унифицированной методики оценки налоговых льгот, с учетом предъявляемых автором требований, которая могла бы учитывать совокупное влияние публичных преференций (налоговых льгот) на бюджетную систему региона.

Как и любой аналогичный показатель, расчет оценки эффективности налоговых льгот целесообразно использовать как соотношение приобретаемых выгод к совокупным затратам субъекта. В частности, в нашем случае под субъектом понимается региональный бюджет. Таким образом, к числу получаемых выгод от предоставления льгот необходимо отнести дополнительный прирост доходов субъекта вследствие расширения базы, либо снижение потерь бюджетной системы вследствие снижения налоговой ставки (эффект А. Лаффера [4]). Снижение прочих расходов путем решения получателем льгот социальных задач в рамках данной работы не рассматривается, т.к. подобный эффект относится к социальному и экономическому эффекту публичных преференций.

Для оценки бюджетной эффективности налоговых льгот, предоставляемых на региональном уровне, с учетом вышеуказанных требований, была разработана следующая методика: определяются абсолютные значения приростов поступлений, потерь, изменение издержек администрирования от предоставления налоговых льгот за каждый из единичных периодов расчета. Из статистических данных берутся темпы роста региональной экономики и экономики РФ в целом. Далее осуществляется расчет на единичном временном отрезке по нижеописанной формуле.

рп - оценка налоговых льгот на единичном (годовом) промежутке. Так как в данной методике используется приростный метод, то для расчета эффективности необходимо использование минимум 2-х сопоставимых периодов расчета.

1. Рп=КБрх СрВр + КБф х СрВф,

где:

НПрегП-1-ИАрп_11

ВРПп

КБНр =

(2)

НПрегп-1+Прегп-1+квп-1Х(НПфедп-1+Пф1!дп-1) НПрегп+Прегп+квпх(НПфвдп+Пфедп)

Р п 1 ' (3)

дп~илфп

шгфедп-1-'ЕМфп_1/

ввпп

КБНф =

Лл

(4)

НПАед П-1 +ЯАйл П-1

к«п-IX—-„.„^ . .„Т——--+к«пх-

НПрегП-1+ПрегП-1+НПфедП-1+ПфедП-1 « нпрегп+прегп+нпфед п+пфедп

СРВф =-^-; (5)

КБр - коэффициент бюджетной эффективности региональный; КБф - коэффициент бюджетной эффективности федеральный; СрВр - средний расчетный вес региональный; СрВф - средний расчетный вес федеральный;

2. Сумма потерь определяется, как изменение поступления налога от снижения налоговой ставки, либо сокращения налогооблагаемой базы, либо совокупного эффекта от их снижения: уп=(ШБ1)х(10-1,1г0тХ

1(Ж0 _ НБльгот.) Х ^о

где:

НПрег - налоговые поступления в консолидированный бюджет региона; ВРП - валовой региональный продукт;

Прег - потери консолидированного бюджета региона от предоставления льгот;

НПфед - налоговые поступления льготополучателей данного региона в федеральный бюджет;

ВВП - валовой внутренний продукт;

Пфед - потери федерального бюджета от предоставления льгот в регионе; ИАр - региональные издержки администрирования налоговых льгот; ИАф - федеральные издержки администрирования налоговых льгот; п - текущий период;

(п — 1) - период, предшествующий текущему; НБ - налоговая база; I - налоговая ставка;

ке - коэффициент зачисления федеральных налогов в консолидированный бюджет региона.

3. Оценка на дату = гЦЦ™=1рп.

1ХР2+-+7^7>1ХР2Х-ХРП

4. Совокупная оценка =-2-.

Льгота эффективна, если:

П ^ 1 ; (9)

ШПрег + АНПф^ - АПре-АПфед - АИАр - ШАф > О

п - горизонт оценки льготы (в случае оценки по инвестиционным льготам срок равен сроку реализации инвестиционного проекта).

Так как разработанная методика не оценивает абсолютные величины, а оценивает направления движения параметров, целесообразно вводить проверку в виде ограничений, в которых совокупные суммы поступлений должны превышать сумму потерь от предоставления льгот и сумм прироста расходов на их администрирование.

В случае несоблюдения любого из ограничений, льгота признается неэффективной и не рекомендуется к дальнейшему использованию на анализируемой территории.

Помимо показателя ВРП и ВВП для оценки бюджетной эффективности льгот в каждой конкретной отрасли целесообразно (в зависимости от конкретного объекта исследования) использовать показатель, связанный с динамикой данной отрасли: индекс промышленного производства, уровень роста отрасли и т. д.

Во многих действующих региональных методиках используется корректировка потерь от предоставления льгот на ИПЦ (индекс потребительских цен). По мнению автора, она нецелесообразна, так как, с одной стороны, государство отвлекает средства на развитие интересующих его направлений производства и не получает прямого прироста дохода, увеличенного на уровень инфляции (индексация фонда заработной платы, цен и т. д.), а, с другой стороны, получает средства в виде будущих налоговых поступлений, которые уже будут уплачены с учетом новых уровней цен. Иными словами, при оценке эффективности льгот влияние показателя уровня цен нивелируется.

Выбор средней геометрической обусловлен тем, что эффект от льгот является накопленным, т.е. базой для увеличения налоговых поступлений (и прочих параметров) является предыдущий период, для ряда лет - произведение приростов соответствующих периодов. Средняя арифметическая берется для расчета общего эффекта от налоговых льгот, т.к. целесообразно отслеживать среднюю совокупную величину приростных изменений бюджетного эффекта от предоставления налоговых льгот1.

Среди плюсов разработанной методики очевидными являются следующие: можно отследить, когда льгота стала эффективной и пронаблюдать поведение (с точки зрения ее использования наблюдается реинвестирование высвободившегося капитала, либо его вывод из производства) ее получателей на всем горизонте ее предоставления. Взвешивание направлений налоговых поступлений также позволяет учитывать значимость той или иной льготы, как в целом для бюджетной системы РФ, так и для бюджета конкретного уровня (федеральный, региональный (местный)). Нивелируется снижение поступлений и рост налоговых потерь ввиду общеэкономических причин, как внутрирегионального, так и глобального характера. Учитываются издержки на администрирование предоставляемых льгот, так как они тоже являются прямыми расходами бюджета.

Литература

1. Предварительные итога оценки качества управления региональными финансами за 2013 год.

http://www.minfin.ru/ru/budget/regions/ monitoring_results/monitoring_finance/

2. Данные ФНС по льготам статистическая форма 5-П.

http://www.nalog.ru/rn74/related_activities/statistics_and_analytics/form

3. Рябова Е.В. Концепция подхода к оценке эффективности налоговых льгот в Российской Федерации //

Финансовое право. 2014. N 4. С.36 - 40.

4. The Economics of the tax revolt: A reader Paperback - January 1, 1979 ... Paperback: 138 pages; Publisher:

Harcourt Brace Jovanovich (1979).

1 Оценка эффекта от налоговой льготы по средней геометрической не позволяет оценить поведение экономических агентов «внутри рассматриваемого интервала», т.к. для расчета достаточно знать объемы прироста в первый и последний годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.