Научная статья на тему 'Совершенствование механизмов взаимодействия между учреждениями здравоохранения федерального уровня, уровня субъекта РФ и муниципального уровня по вопросам обеспечения граждан РФ высокотехнологичной медицинской помощью'

Совершенствование механизмов взаимодействия между учреждениями здравоохранения федерального уровня, уровня субъекта РФ и муниципального уровня по вопросам обеспечения граждан РФ высокотехнологичной медицинской помощью Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
108
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизмов взаимодействия между учреждениями здравоохранения федерального уровня, уровня субъекта РФ и муниципального уровня по вопросам обеспечения граждан РФ высокотехнологичной медицинской помощью»

нием заканчивают физиолечение ежегодно в течение последних пяти лет 95 — 98% пациентов.

В отделении работает квалифицированный кадровый состав медицинских работников (врачей и медицинских сестер). Организована комплексная бригада, в состав которой входят два врача физиотерапевта, восемь медсестер по физиотерапии, три медсестры по массажу, инструктор лечебной физкультуры, санитарки. Все врачи и медицинские сестры имеют сертификаты специалиста, квалификационные категории, владеют смежными специальностями. Администрация поликлиники следит за своевременной переподготовкой в целях совершенствования профессионального мастерства, расширения базы знаний и приобретения новых практических навыков сотрудниками отделения.

Отделение восстановительного лечения является одной из баз обмена передовым опытом в городе Иваново. Эффективное лечение физиотерапевтическими методами невозможно без преемственности в работе с врачами участковыми терапевтами и врачами-специалистами. В поликлинике ежемесячно на конференциях физиотерапевт информируют врачей об итогах работы отделения, о новых методах и методиках в физиотерапии, в том числе внедренных в отделении поликлиники. Подготовка по вопросам использования физических факторов в профилактике и лечении заболеваний является необходимым условием эффективного комплексного лечения пациентов. Коллектив характеризует высокая культура труда, строгое соблюдение этики и медицинской деонтологии. Качественная работа отделения восстановительного лечения отражена в многочисленных благодарностях пациентов. Большинство работников коллектива имеют

награды администрации поликлиники и управления здравоохранения администрации г. Иваново.

Учитывая опыт нашей поликлиники, можно делать следующие выводы. Такие отделения восстановительного лечения необходимы в современных ам-булаторно-поликлинических учреждениях. Все виды физиотерапевтического лечения востребованы врачами и пациентами. Проводимое лечение высоко эффективно и необходимо для восстановления здоровья пациентов и профилактики заболеваний. Активно оказывая амбулаторнополиклиническую помощь работающему и неработающему населению города, коллектив отделения является непосредственным участником воплощения в жизнь национального проекта «Здоровье». Вместе с тем в работе отделения восстановительного лечения существуют и проблемы. Физиотерапевтическое оборудование морально и физически устаревает. Износ имеющегося оборудования составляет в основном 90%. Высокие цены и отсутствие должного финансирования не позволяют приобрести новое оборудование. А существующий вариант продления срока эксплуатации действующего оборудования через предприятия «Медтех-ника» дороже, чем приобретение нового оборудования взамен устаревшего. Очень низкая заработная плата в этом звене, учитывая профессиональную вредность. Отсюда низкая укомплектованность медицинскими сестрами по физиотерапии — на 67%. Нет пополнения молодыми кадрами. Возраст работающих в отделении медицинских сестер — от 47 до 65 лет. Нет стандартов качества лечения по физиотерапии. Решение выше перечисленных проблем несомненно будет способствовать совершенствованию и развитию качества медицинского обеспечения населения города.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ, УРОВНЯ СУБЪЕКТА РФ И МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН РФ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ Баклушина Е.К., Ермошина Т.В.

ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Росздрава» Департамент здравоохранения Ивановской области

Высокотехнологичная медицинская помощь (далее ВМП) — комплекс лечебных и диагностических медицинских услуг, проводимых в условиях стационара с использованием сложных и (или) уникальных, обладающих значительной ресурсоемко-стью медицинских технологий. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от

07.05.2007 г. № 320 во II — IV кварталах 2007 г. за счет средств федерального бюджета ВМП оказывается в федеральных медицинских учреждениях и медицинских учреждениях, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее — медицинские учреждения).

Органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации (далее ОУЗСРФ) осуществляют деятельность по отбору и направлению больных на получение высокотехнологичной медицинской помощи в медицинских учреждениях за счет средств федерального бюджета.

Комиссия по отбору и направлению больных для получения высокотехнологичной медицинской помощи в медицинских учреждениях (далее Комиссия) рассматривает медицинские документы больного, нуждающегося в ВМП, и выносит решение о необходимости направления больного в медицинское учреждение для ее получения. ОУЗСРФ также должны определить перечень и порядок поступления документов на Комиссию из учреждений здравоохранения, находящихся на территории

Т. 12, № 3-4, 2007

Вестник Ивановской медицинской академии

17

субъекта Российской Федерации. Таким образом, ОУЗСРФ и Комиссия являются связующим звеном между пациентами, нуждающимися в оказании высокотехнологичной медицинской помощи, учреждениями здравоохранения, оказывающими на территории субъекта Российской Федерации первичную медицинскую помощь и медицинскими учреждениями, оказывающими ВМП за счет средств федерального бюджета.

Медицинские учреждения, оказывающие первичную медицинскую помощь на территории субъекта РФ, непосредственно контактируют с пациентами, и от их осведомленности в вопросах оказания ВМП и организованности работы зависит срок установления необходимости ее оказания конкретному пациенту и время поступления его медицинских документов в ОУЗСРФ для представления на Комиссии.

Вышеназванные учреждения готовят подробную выписку из истории болезни больного, содержащую данные клинических, рентгенологических, лабораторных и других исследований, соответствующих профилю заболевания. С учетом того, что в учреждения здравоохранения, оказывающие ВМП, должна поступить выписка, содержащая данные, не более чем месячной давности, из медицинских учреждений, она должна выйти с данными, не более чем 10—14-дневной давности.

В учреждениях должна быть создана врачебная комиссия, в функции которой в том числе входит выдача заключения о наличии у граждан медицинских показаний для получения ими лечения в медицинских учреждениях за счет средств федерального бюджета.

Следовательно, в выписке из истории болезни должна быть отметка о дате проведения врачебной комиссии и ее заключение, хотя в принципе заключение может быть оформлено и как отдельная справка о решении комиссии.

Отдельно необходимо остановиться на проведении дополнительной диспансеризации граждан. Врач-терапевт участковый (в случае проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан в учреждении здравоохранения не по месту жительства гражданина — врач, ответственный за проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан) с учетом заключений врачей-специалистов и результатов проведенных лабораторных и функциональных исследований определяет состояние здоровья граждан, прошедших дополнительную диспансеризацию, и с целью планирования дальнейших мероприятий распределяет их по 5 группам. В контексте данной темы необходимо отметить, что V группа — граждане с впервые выявленными заболеваниями или наблюдающиеся по хроническому заболеванию и имеющие показания для оказания высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи. Для определения пациентов в V группу врач должен как минимум знать виды ВМП.

При установлении у гражданина заболевания, требующего оказания ВМП, его медицинская документация в установленном порядке должна направляться в ОУЗСРФ. Со стороны ОУЗСРФ в отношении медицинских учреждений, оказываю-

щих первичную медицинскую помощь на территории субъекта Российской Федерации, должны быть четко определены их действия при организации оказания ВМП, в том числе:

• подготовка подробной выписки из истории болезни больного, содержащей данные клинических, рентгенологических, лабораторных и других исследований, соответствующих профилю заболевания, не более чем 10—14-дневной давности;

• проведение пациента, нуждающегося в ВМП, через врачебную комиссию, определяющую наличие медицинских показаний для получения лечения в медицинских учреждениях за счет средств федерального бюджета;

• организация заполнения пациентом заявления на оказание ВМП за счет средств федерального бюджета с указанием всех сведений необходимых для заполнения «Талона-направления на ВМП» (учетная форма № 025/у-ВМП);

• направление медицинских документов в ОУЗСРФ;

• информирование пациентов о порядке оказания ВМП;

• проведение в первоочередном порядке пациентам, вызванным на госпитализацию в медицинские учреждения для оказания ВМП, диагностических процедур по установленному в вызове списку (чаще всего ФГДС, анализы крови и др.);

• проведение реабилитационных мероприятий после оказания ВМП;

• при представлении отчета в ОУЗСРФ по форме № 12-Д-1-07 «Сведения о дополнительной диспансеризации работающих граждан» направлять поименный список по V группе граждан, имеющих показания для оказания ВМП, с указанием диагноза и вида ВМП для контроля поданных в отчете цифр;

• в динамике направлять сведения о дате направления в ОУЗСРФ медицинских документов граждан из V группы для оказания ВМП или причине отказа гражданина от оказания ВМП с учетом того, что отчеты направляются в строго определенные сроки, а для дополнительного обследования и оформления медицинских документов требуется определенное время.

В медицинских учреждениях, оказывающих на территории субъекта Российской Федерации первичную медицинскую помощь, целесообразно назначение ответственного лица по взаимодействию с ОУЗСРФ по вопросам оказания ВМП.

От согласованности действий врачей, руководителей медицинских учреждений, оказывающих на территории субъекта Российской Федерации первичную медицинскую помощь, и ОУЗСРФ по вопросам организации оказания ВМП во многом зависит качество и своевременность оформления всех необходимых документов и, в конечном итоге, удовлетворенность пациентов.

Руководителям учреждений здравоохранения необходимо проконтролировать степень осведом-

ленности врачей в вопросах организации оказания ВМП. Наиболее рациональным является издание приказа, регулирующего действия и ответственность врачей при подготовке документов для ока-

зания ВМП, а также ознакомление врачей всех специальностей с перечнем видов по профилям ВМП, оказываемой за счет средств федерального бюджета.

ОРГАНИЗАЦИЯ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Г. ИВАНОВА

Батыгина Т.Н., Полтырев B.C., Беляев В.И.

МУЗ «Городская клиническая больница № 4», г. Иваново Ивановский городской эндокринологический центр ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Росздрава»

Система оказания помощи больным с сахарным диабетом в г. Иваново основана на содружественной работе врача эндокринолога городского эндокринологического центра, территориального эндокринолога и участкового терапевта.

В г. Иваново Городской эндокринологический центр был открыт в 1995 г. в связи с значительным ростом эндокринной патологии в г. Иваново, в т.ч. больных с сахарным диабетом (1973 г. — 6/1000, 2003 г. — 20/1000, 2006 г. — 28/1000), с принятием федеральной программы «Сахарный диабет», целью которой являлось улучшение организации лечебной помощи больным с сахарным диабетом, повышении её эффективности, разработка методов ранней доклинической диагностики диабета, профилактики острых и поздних диабетических осложнений, для снижения инвалидиза-ции и смертности больных сахарным диабетом. Для выполнения задач федеральной программы необходимо было: открытие школ обучения больных с сахарным диабетом 1 и 2 типов; централизация помощи больным с синдромом «диабетическая стопа» и открытия городского кабинета «диабетическая стопа»; создание Городского регистра больных сахарным диабетом г. Иваново.

В настоящее время в городском эндокринологическом центре для улучшения лечебной помощи больным с сахарным диабетом и повышения её эффективности разработаны и внедрены методы ранней доклинической диагностики диабета (определение инсулина, С-пептида, индекса инсули-норезистентности), для улучшения контроля эффективности диспансеризации — контроль глики-рованного Нв, микроальбуминурии; определение типов дислипопротеидемий, определение лактата крови. Большое внимание обращается на профилактику острых и поздних диабетических осложнений, обеспечена своевременная госпитализация в стационар (в т.ч. — в дневной стационар), В 4-й клинической больнице созданы условия для раннего выявления поздних осложнений диабета: проводится УЗИ исследования, доплерографиче-ские исследования сосудов, реовазография, изотопные методы обследования (динамическая сцин-тиграфия печени и почек).

В настоящее время в центре работают 3 школы для больных с сахарным диабетом: школа для больных с сахарным диабетом 1 типа; школа для

больных с сахарным диабетом 2 типа; школа для

больных с сахарным диабетом по уходу за ногами, как для стационарных, так и амбулаторных

больных. Созданы консультативные приемы врача-эндокринолога, врача кардиолога-липидолога, педолога в специализированном кабинете «Диабетическая стопа», где проводят обследование больных, обработку гиперкератозов, а также лечение поверхностных язв нижних конечностей у больных сахарным диабетом. Обеспечен консультативный прием и диспансерное наблюдение беременных с эндокринной патологией, ведение совместное с эндокринологом НИИ материнства и детства. В центре работает городской детский эндокринолог, осуществляющий консультации детей и подростков г. Иваново диспансерное наблюдение больных эндокринной патологией. В центре организовано диспансерное наблюдение больных с эндокринной патологией эндокринологами по территориальному принципу

В центре проводится специализированная МСЭ для всех больных с эндокринной патологией.

В связи с ростом больных с эндокринной патологией и увеличением диспансерной группы у врачей эндокринологов, достигающей 1200—1300 больных на 1 врача эндокринолога возникли трудности в связи с невозможностью ежемесячного осмотра диспансерной группы больных как это требует стандарт лечения и наблюдения больных с эндокринной патологией, особенно с сахарным диабетом.

В связи с этим в 2005 г. на диспансерное наблюдение участковым терапевтам переданы больные с сахарным диабетом 2 типа, получающие таблети-рованные ССП, эта группа составляет 70% больных с сахарным диабетом, часто имеет сердечнососудистую патологию и другие заболевания внутренних органов.

На основании приказа № М3 и СР РФ № 282 от

19.04.2007 «Об утверждении критериев оценки деятельности врача терапевта» определены задачи работы участковых терапевтов — улучшение оказания помощи и мониторинг состояния здоровья прикрепленного населения. В области сахарного диабета задачи врачей-терапевтов определены как по выявлению сахарного диабета (проведение скрининга на сахарный диабет), так и по достижению компенсации заболевания (более чем у 50% больных), по снижению частоты осложнений сахарного диабета. В выполнении этих задач эндокринологический центр принимает активное участие, обеспечивая методические подходы и контроль лабораторно-инструментальный эффективности диспансеризации. Показанием для направ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.