Научная статья на тему 'Совершенствование механизма кредитования малых форм хозяйствования в АПК'

Совершенствование механизма кредитования малых форм хозяйствования в АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
639
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Система кредитования малых форм хозяйствования АПК / кредитный риск / система субсидированного агрострахования

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нестеренко Юлия Николаевна, Музыка Ярослава Владиславовна

Авторы рассматривают развитие системы субсидированного агрострахования в качестве одного из важнейших факторов минимизации кредитного риска и повышения эффективности кредитования малых форм хозяйствования в АПК. Особое значение придается оценке кредитоспособности заемщика с целью определения уровня кредитного риска, что требует разработки унифицированного подхода в рамках единой нормативно-методологической базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма кредитования малых форм хозяйствования в АПК»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА КРЕДИТОВАНИЯ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АПК

Преодоление социально-экономического кризиса в агропромышленном комплексе напрямую зависит от эффективности развития малого агробизнеса. Активизация деятельности малых форм хозяйствования оказывает существенное влияние на комплексное развитие сельских территорий, где бизнес играет важнейшую экономическую и социально-политическую роль.

К малым формам агробизнеса относят фермерские (крестьянские) и часть личных подсобных хозяйств. Так, в соответствии с законодательством РФ малые формы хозяйствования в АПК существуют в двух формах:

• личные подсобные хозяйства (ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» от 07.07.03 №112-ФЗ);

• крестьянские фермерские хозяйства (ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 N 74-ФЗ).

К субъектам малого агробизнеса относится часть личных подсобных хозяйств, которая в связи с трансформационными процессами, происходящими в сельском хозяйстве, производит товарную продукцию, и эта деятельность является для данных хозяйств основным источником дохода.

В настоящее время происходит процесс кооперирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, вовлечение личных подсобных хозяйств и мелких крестьянских (фермерских) хозяйств в различные формы кооперативов, что позволяет улучшить экономические показатели в сельском хозяйстве и решить ряд социальных проблем села.

Наряду с оказанием значительного влияния на развитие сельских территорий и стабилизацию социальных проблем села малые формы хозяйствования производят большую часть товарной продукции агропромышленного комплекса страны, о чем свидетельствуют статистические данные.

В 2007 г личные подсобные хозяйства произвели около 50%, а крестьянские фермерские хозяйства — почти 7% продукции, произведенной в сельском хозяйстве. Таким образом, около 60% сельхозпродукции страны производится малыми формами хозяйствования.

За последние 6 лет наметилось снижение доли произведенной сельскохозяйственной продукции в ВВП страны. Так, вклад агропромышленного комплекса в производства валового внутреннего продукта страны неуклонно снижался: с 5,7% в 2002 г. до 3,9% в 2007 г. при росте абсолютной величины объема производства отрасли с 616 млрд руб. до 1276 млрд руб.1.

Роль малых форм хозяйствования в продовольственном обеспечении страны велика, а по некоторым товарным позициям является определяющей. Так, по итогам деятельности в 2007 г. личными подсобными хозяйствами было

произведено 50% продукции животноводства и 49% растениеводства. На долю крестьянских фермерских хозяйств, занятых в животноводстве и растениеводстве, приходится 4 и 10% соответственно2.

Учитывая, что более половины объема продукции животноводства и растениеводства вырабатывается малыми формами хозяйствования при снижении доли АПК в формировании ВВП страны, следует обратить внимание на отраслевые особенности сельского хозяйства, обусловливающие сложившуюся ситуацию. Эго сезонный характер, длительность воспроизводственных процессов и высокая капиталоемкость производства. Излишек оборотных средств, образуемый в межсезонье, омертвляет капитал и создает предпосылки для нецелевого и неэффективного использования временно свободных средств. Следовательно, резко повышается роль и значение банковского кредита.

Вместе с тем существующие проблемы по развитию малых форм хозяйствования в АПК порождают ряд препятствий, возникающих при принятии банком решения о кредитовании субъектов малого агробизнеса. Среди них:

• высокие доля и абсолютная величина операционных (непроцентных) расходов при выдаче микрокредитов;

• ограниченность или полное отсутствие на всех этапах кредитования адекватных правовых механизмов снижения кредитного риска — анализа кредитной заявки, оценки бизнеса, выбора способа обеспечения, сопровождения кредита, реализации предмета залога;

• сложности рефинансирования и управления кредитным портфелем, включающим большое число малых кредитов;

• слабо сть пассивной базы банков.

Учитывая существующие препятствия к получению заемных средств, в настоящий момент потребность малых форм хозяйствования в заемных средствах удовлетворяется лишь на 15-20%3.

Во многом это обусловлено тем, что в современной системе кредитования конкретных организаций основные блоки (в частности, экономико-техно-логический) представлены не в полном объеме. Отдельные из них не проработаны в должной степени, что ведет к нарушению целостности механизма кредитования заемщиков.

С целью развития существующей системы кредитования и стабилизации сложившейся на рынке кредитования сельского хозяйства ситуации в 2000 г. по распоряжению президента РФ был создан Россельхозбанк. В настоящий момент объем кредитования АПК Банком охватывает более 58% рынка кредитования данной отрасли. При этом доля кредитов, предоставленных АПК, в кредитном портфеле банка в 2007 г. составляет 84,4%4.

Россельхозбанк стал основным финансово-кредитным инструментом реализации государственной аграрной политики, в рамках которой в 2006-2007 гг. был реализован приоритетный национальный проект (ПНИ) «Развитие АПК», а в настоящий момент реализуется Государственная программа развития сельс-

кого хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (далее — Госпрограмма).

Стимулирование развития малых форм хозяйствования в рамках ПНП «Развитие АПК» было выделено в отдельное направление, финансирование которого из федерального бюджета за 2 года составило 15,35 млрд руб.

В рамках Госпрограммы малым формам хозяйствования было предоставлено более 38 млрд руб. За 2008-2009 гг. взносы акционера (Российская Федерация в лице Росимущества) в уставный капитал Банка составили 79,5 млрд руб.

Данные об объемах кредитной поддержки государством личных подсобных, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов свидетельствует о возрастающей поддержке малых форм хозяйствования в АПК. В России происходит процесс переоценки роли малых форм агробизнеса в производстве сельскохозяйственной продукции и продовольственном обеспечении страны. Расширение нормативной базы в этой области и появление многочисленных государственных программ поддержки малых форм хозяйствования свидетельствует о значимости проблемы в национальных масштабах.

Кредитные отношения, возникающие между банком и малым сельскохозяйственным товаропроизводителем-заемщиком, характеризуются следующими чертами:

1) изменение уровня процентных ставок находится в обратной зависимости от размера кредита (более востребованы мелкие кредиты по высоким процентным ставкам);

2) неотъемлемым условием кредитования является залоговая система обеспечения обязательств с принудительным страхованием предмета залога;

3) кредиты, предоставляемые малым формам хозяйствования, в основном являются среднесрочными.

В современной системе кредитования субъектов малого агробизнеса существует ряд обстоятельств, затрудняющих доступ малых форм хозяйствования к кредитным ресурсам, а также осложняющих получение ссуды данной категории заемщиков.

Для банка кредитные отношения с рассматриваемой группой заемщиков осложняются преяеде всего необходимостью поддержания оптимального качества кредитного портфеля вследствие роста просроченной ссудной задолженности и резервирования кредитного портфеля (выражающегося в растущих объемах расходов по созданию резервов).

В то же время для заемщика получение кредита затруднительно по следующим причинам:

1) сложность и длительность процедуры оформления необходимой документации (в том числе для получения субсидий и участия в государственных программах);

2) необходимость длительного периода безубыточного существования бизнеса (отсутствие возможности получения стартовых займов).

Однако возможности увеличения объемов кредитования не исчерпаны.

Проведенный расчет эффективности кредитования Россельхозбанком личных подсобных хозяйств показал, что для кредитной организации операции по предоставлению ссуд данной группе заемщиков являются наиболее рискованными и вместе с тем низкодоходными.

Согласно нашим оценкам, уровень эффективности кредитования личных подсобных хозяйств по региональным филиалам ОАО «Россельхозбанк» находится в диапазоне от 100 до 244 %. По результатам анализа, для 39 региональных филиалов из 78 кредитование указанной группы заемщиков является эффективным. Наибольшая эффективность (свыше 100%) наблюдается в Чеченском, Волгоградском, Саратовском, Оренбургском филиалах, что обусловлено региональными особенностями территорий, выгодными условиями хозяйствования в Южном и Приволжском федеральных округах. В Челябинском и Чукотском филиалах кредитная поддержка личных подсобных хозяйств оказывается неэффективной для банка, а чаще убыточной.

В целом по системе, согласно расчету, эффективность кредитования банком личных подсобных хозяйств оценивается на уровне 5%.

Полагаем, что осуществлять кредитную поддержку малых форм хозяйствования в АПК в необходимых объемах с учетом потребности отрасли в кредитных ресурсах можно лишь при значительной поддержке государства. Для полного удовлетворения малых форм хозяйствования в заемных ресурсах необходимы совместные усилия кредитной организации и государства.

Можно выделить основные направления совершенствования механизма кредитования субъектов малого агробизнеса.

1. Обеспечение доступа к кредитным ресурсам малых форм хозяйствования, производящих около 60% сельскохозяйственной продукции, потребность которых в заемных ресурсах удовлетворена лишь на 15-20%, посредством упрощения и сокращения процедур оформления и получения кредитов. Право на возмещение части затрат в рамках реализации государственных программ поддержки малого агробизнеса.

2. Расширение продуктового ряда, совершенствование условий кредитования данной категории заемщиков для удешевления кредитных ресурсов и увеличения сроков кредитования наряду с возможностью компромисса в обеспечении обязательств заемщиков.

3. Оптимизация качества и структуры кредитного портфеля посредством снижения кредитного риска такими способами как страхование залогового обеспечения, поддержка развития сельскохозяйственной кооперации.

4. Стимулирование агрострахования посредством механизма субсидирования, т.е. совместной оплаты страхователем и государством страховой премии (а не компенсация после внесения сельскохозяйственным товаропроизводителем всей её суммы).

5. Привлечение страховщиков к изучению потенциальных заемщиков на стадии рассмотрения банком поступивших документов, а не после принятия решения о выдаче кредита.

6. Снижение доли просроченной ссудной задолженности, основной причиной которой явилось нарушение технологического цикла сельскохозяйственного производства, совершенствование сопровождения кредитной сделки в виде экспертной оценки целевого использования средств. Профессиональная подготовка экспертов и совершенствование технологии кредитования с учетом отраслевой направленности.

7. Повышение финансовой грамотности и осведомленности сельского населения в области существующего продуктового ряда на рынке кредитования субъектов малого агробзнеса, а также государственных программ поддержки. Использование маркетинговой политики, отвечающей предпочтениям и потребностям целевых групп сельского населения — существующих и потенциальных клиентов.

Среди рассмотренных направлений развития и совершенствования системы субсидированного агрострахования представляется одним из важнейших факторов минимизации кредитного риска, следовательно, повышения эффективности кредитования малых форм хозяйствования в АПК.

В мировой практике существует несколько видов инструментов государственной поддержки рынка агрострахования, снижающих уровень кредитного риска. Среди них:

1) предоставление средств для основания новых компаний;

2) субсидирование страховых и перестраховых премий;

3) субсидирование затрат страховщиков (операционных и административных), субсидии на проведение оценки ущерба, на обучение и тренинги;

4) субсидирование убытков государством;

5) субсидирование разработки новых продуктов.

В данном аспекте при кредитовании малых форм хозяйствования представляется целесообразным осуществлять субсидирование страхования кредитного риска, способствующее снижению стоимости кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, следовательно, повышению эффективности кредитования данной группы заемщиков для банка.

Механизм государственной поддержки страхования кредитного риска может осуществляться в двух направлениях (в зависимости от субъекта стра-

ховання) — когда страхователем является банк и когда страхователем является заемщик (производитель сельхозпродукции).

В случае, если страхователем является банк, т.е. кредитная организация понесет основные расходы по выплате страховой премии, которые в свою очередь скажутся на величине процентной ставки по кредиту и на величине комиссии. Г осударственное субсидирование должно обеспечить покрытие части расходов банка по страхованию кредитного риска.

Если кредитный риск страхует заемщик, то банк частично освобождается от расходов по кредиту и существует возможность снизить процентную ставку. Г осударственное субсидирование в таком случае необходимо осуществить по отношению к заемщику.

Чрезвычайно важным в процессе осуществления субсидирования страхования кредитного риска является оценка кредитоспособности заемщика с целью определения величины кредитного риска. В частности, необходим унифицированный подход, который в настоящий момент отсутствует. Для этого надо разработать единую нормативно-методологическую базу.

Решить проблему возможно только в случае общей заинтересованности кредитных организаций, работающих с АПК, страховых компаний, заемщиков в успешном выполнении принятых обязательств.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Рассчитано по данным Росстата (http://www.gks.ru) и Банка России (http://www.cbr.ru)

2 Рассчитано по данным Росстата (http://www.gks.ru)

3 Банковское кредитование малого бизнеса. Состояние, тенденции, проблемы. Финансовые услуги малому бизнесу. Исследования. Рейтинговое агентство «Эксперт» РА, 1997-2009. [Электронный ресурс]. ИЯЬ: http://www.raexpert.ru/researches/credit_org/finmb/part2/

4 Рассчитано по данным финансовой отчетности кредитных организаций, представленной на сайте Банка России (для расчета использована отчетность Россельхозбанка по форме 0409101. http://www.cbr.ru/credit/coinfo.asp?id=450039042)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.