Научная статья на тему 'Совершенствование механизма государственной поддержки национальной кинематографии (на примере Франции)'

Совершенствование механизма государственной поддержки национальной кинематографии (на примере Франции) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
408
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЛЬМОПРОИЗВОДСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КИНЕМАТОГРАФИЯ / ПОШЛИНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панкратова Марина Игоревна

В статье рассматриваются методы государственного регулирования (экономические, правовые, административные) киноотрасли, дается оценка и обоснование целесообразности их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE MECHANISM OF THE STATE SUPPORT OF DOMESTIC CINEMATOGRAPHY (ON THE EXAMPLE OF FRANCE)

In the article methods of state regulation are considered (economic, legal, administrative) film branches, the assessment and expediency of their application is given.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма государственной поддержки национальной кинематографии (на примере Франции)»

УДК 338.246.02::791.43(44)

МИ. Шнкратова СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КИНЕМАТОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦИИ)

Аннотация. В статье рассматриваются методы государственного регулирования (экономические, правовые, административные) киноотрасли, дается оценка и обоснование целесообразности их применения.

Ключевые слова: фильмопроизводство, государственная поддержка, государственное регулирование, кинематография, пошлины.

m. Panicratova IMPROVEMENT OF THE MECHANISM

OF THE STATE SUPPORT OF DOMESTIC CINEMATOGRAPHY (ON THE EXAMPLE OF FRANCE)

Annotation. In the article methods of state regulation are considered (economic, legal, administrative) film branches, the assessment and expediency of their application is given. Keywords: film production, film, state support, state regulation, cinematography, duties.

Родившись более века назад, кинематограф завоевывает сердца миллионов людей и становится не только массовым зрелищем, но и серьезным источником доходов. В советский период, когда расходы кинематографии покрывались за счет валовых сборов от проката отечественных кинофильмов, кинопроизводство в целом можно было рассматривать как доходную отрасль. Ежегодно в Советском Союзе объем фильмопроизводства равнялся 150 фильмам. Производство фильмов осуществлялось за счет использования заемного капитала, выдаваемого под гарантии Главного управления кинофикации и кинопроката СССР (Госкино). Несмотря на тотальный контроль Госкино, система работала довольно успешно. Учитывая посещаемость кинотеатров в 1960-70-х гг. (около 4 млрд зрителей) [7] можно с уверенность утверждать, что советский кинопрокат в год приносил не менее 1 млрд руб. Этому способствовала нацеленность всех участников кинопроизводства на конечный творческий и экономический результат. Государство, выступая гарантом по обеспечению кредита на производство фильмов, осуществляло не только контроль производства, но и выступало прокатчиком отечественных лент.

В 1980-е гг. валовые сборы от продажи билетов составили 1,1 млрд руб. В этот период из государственного бюджета направляли средства на содержание киносети (0,32 млрд руб.), на покрытие убытков кинопроката (0,04 млрд руб.) и киностудий республиканского подчинения, содержание нерентабельных киноорганизаций, закупку киноматериалов и капитальные вложения [7]. Таким образом, в этот период доходность кинематографии была на низком уровне. В современных условиях, когда государство практически перестало быть «коллективным продюсером» необходимо сосредоточить усилия на качественном изменении механизма управления отраслью в целом с целью создать условия, обеспечивающие предпринимательскую активность. Согласно статистике независимой исследовательской компании Movie Research в России из 95 вышедших в прокат картин в 2013-2014 гг. только 10 принесли своим продюсерам доход (см. рис. 5). В 2015 г. в российский прокат вышло 99 отечественных и 287 зарубежных фильма. Доля отечественных фильмов в совокупных кассовых сборах от проката составила 16,2 %, что меньше показателя 2013 г. на 1,7 %. [2, с. 1-2]

© Панкратова М.И., 2016

■ Кассовые сборы, млн руб. ■ Производственный бюджет, млн руб.

Рис. 1. Соотношение кассовых сборов и производственных бюджетов коммерчески успешных релизов

за 2013-2014 гг. [12]

В современных условиях отечественное кинопроизводство выживает главным образом за счет государственной поддержки. Особую значимость приобретает эффективность политики в сфере культуры и искусства, проводимой на региональном уровне управления - в субъектах Российской Федерации. Важным инструментом становится применение программно-целевого подхода, разработка и реализация государственных и целевых программ [4, с. 117-122]. Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» одной из форм государственной поддержки кинематографии является ее частичное государственное финансирование [9]. Взаимодействие государства и кинопроизводителей регулируется Федеральным законом № 126-ФЗ от 22 августа 1996 г. «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». [8] Государственное финансирование осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области кинематографии путем выделения продюсеру, прокатчику, демонстратору национального фильма средств в пределах расходов федерального бюджета, предусмотренных на кинематографию на соответствующий финансовый год [8]. Внедрение современных методов бюджетирования, ориентированных на общественно значимые результаты, ставит данную отрасль в в равные условия с партнерами, дает возможность увидеть и приоритеты деятельности, и существующие недостатки в организации работы. На этой основе становится возможным сформулировать долгосрочные приоритеты в развитии организаций киноиндустрии [3, с. 84-86]. Объем финансирования кинематографии через Министерство культуры РФ в 2002-2016 гг. представлен на рисунке 2 [12].

В сложившихся условиях стратегия государственной поддержки кинематографии должна отвечать объективным потребностям населения и одновременно быть в русле тенденций развития национальной экономики России. В этой связи актуальным вопросом становится сохранение и накопление совокупного экономического потенциала и его важнейших составных частей -производственного и трудового потенциалов [6, с. 30-36]. Развитие киноотрасли в перспективе призвано способствовать возрождению интереса российского зрителя к произведениям отечественного

кино. Государственная поддержка направлена на расширение тематического диапазона и содержательной палитры киноискусства, на создание кинопроизведений популярных жанровых форм и фильмов, поднимающих актуальные проблемы современности. Вместе с тем, в ряду ее приоритетов -применение новейших технических средств и технологий производства, проката и показа фильмов и использование передовых форм и методов управления кинопроцессом [1].

Современная российская модель финансирования кинопроизводства находится лишь в стадии формирования, она еще не представляет собой слаженный механизм, в отличие от систем многих развитых стран, например Франции, где финансирование одного полнометражного фильма осуществляется согласно структуре:

- доля французских продюсеров - 26,7 %;

- доля SOFICA - 2,8 %;

- автоматическая поддержка - 5,5 %;

- избирательные виды поддержки - 2,1 %;

- региональные субсидии - 1,8 %;

- совместное производство с телеканалами - 3,2 %;

- предоплата телеканалов - 24,6 %;

- предоплата французских дистрибьюторов - 12,1 %;

- предоплата французских издателей видеопродукции - 1,7 %;

- права на экспорт фильмов - 12,8 %;

- вклад иностранного капитала - 6,8 % [10].

Государственное финансирование производства одного полнометражного фильма во Франции, составляет всего 2,1 % от сметной стоимости его производства. 97,9 % покрытия составляют частные инвестиции. Таким образом, несмотря на незначительную государственную поддержку во Франции созданы качественные механизмы, позволяющие привлекать частные инвестиции в кинопроизводство. В 2014 г. Фонд поддержки Национального центра кинематографии и анимации Франции (НЦК - CNC) получил около 800 млн евро в виде налогов [11].

Исследовав опыт Франции, можно предложить введение в России отчислений с дохода показчиков в виде: специального добавочного налога на стоимость билета (СДН) в размере 10,72 %; НДС в размере 7 %; налога с товарооборота телекомпаний в виде: налога для государственных и частных телекомпаний в размере 5,5 %; налога для дистрибьюторов телеуслуг и интернет - провайдеров в размере (от 0,5 до 4,5 %); налога с товарооборота секторов издания DVD и видео по запросу в размере 2 % [11].

Рассмотрим основные итоги российского кинорынка за 2015 г. На рисунке 3. представлена динамика кассовых сборов кинопроката на территории России.

Кассовые сборы (млн руб.)

42262 3 43316,7 44054,9

34024,2 37492'2

11111

2011 2012 2013 2014 2015

Рис. 3. Динамика кассовых сборов кинопроката на территории России. [2]

На рисунке 4 представлена динамика кинопосещаемости в России.

Посещаемость (млн чел.)

176,4 176 173,9

159,9 160,2

2011 2012 2013 2014 2015

Рис. 4. Динамика кинопосещаемости в России [2]

Возвращаясь к характеристике отечественной киноотрасли в целом, необходимо отметить, что ситуация в показе следовала в последние годы за экономическим развитием страны. Динамика роста общих кассовых сборов обусловлена, однако, не ростом посещаемости, которая в последние годы показывает незначительную тенденцию к снижению, а готовностью российских зрителей с каждым годом тратить все больше денег на поход в кинотеатр. Как отмечают аналитики, «экономический кризис пока не оказал существенного влияния на объем проданных билетов (хотя кинотеатры уже отмечают изменения в поведении зрителей, которые все реже приобретают товары в кинобаре)». [2, с. 2]

Суммарные поступления от введения вышеуказанных пошлин, взимаемых от реализации кинопродукции посредствам кинотеатрального проката и на вторичных рынках сбыта представлены в таблице 1. (расчет по данным за 2013 г.).

Таким образом, при среднем производственном бюджете в 115,5 млн руб. можно было бы обеспечить кинопрокат и показ 441 отечественной картиной. На рисунке 5 показана динамика количества художественных отечественных и зарубежных фильмов в кинопрокате России.

Таблица 1.

Совокупный объем поступлений за 2013 г.

Источник средств Сумма (руб.)

сдн 4 227 100 000 (147,2 млн долл. США)

НТС 8 695 560 000

Пошлины на видео по запросу 7 240 000

Итого: 50 973 900 000

Всего фильмов ■ Новых релизов

491 521 469

354 424 398 429 414 386

I I I I I

2011 2012 2013 2014 2015

Рис. 5. Динамика количества художественных отечественных и зарубежных фильмов в кинопрокате России [2]

По словам генерального директора Киностудии имени Горького С. Зернова, для того, «чтобы Киностудия могла конкурировать с другими студиями в предоставлении технических услуг сторонним производственным компаниям необходимо приблизить объем производства игровых картин к цифре 150-180 фильмов в год» [5, с. 28]. Таким образом, переход в России к системе государственной поддержки кинематографии с использованием опыта Франции необходимо рассматривать как одну из стратегических мер на сегодняшний день.

Библиографический список

1. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2013 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 21.07.2015).

2. Леонтьева, К. Российский кинорынок: итоги полугодия - 2015 [Электронный ресурс] / К. Леонтьева, Т. Горская. - Режим доступа : http://www.proficinema.ru/questions-problems/articles/detail.php?ID=196195 (дата обращения : 21.07.2015).

3. Молчанов, И. Н. К вопросу о модернизации государственного регулирования в сфере культуры / И. Н. Молчанов, Н. П. Молчанова // Вестник ВГИК. - 2012. - № 14. - С. 80-87.

4. Молчанов, И. Н. Региональные аспекты государственной политики в сфере культуры и искусства / И. Н. Молчанов, Н. П. Молчанова // Вестник ВГИК. - 2013. - № 17. - С. 112-123.

5. Мухина, М. Сергей Зернов: «Наша цель - занять прочное положение на российском рынке» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kinometro.ru/interview/show/name/ Zarnov_about_Gorky_Film_Studio_87543 (дата обращения : 21.07.2015).

6. Национальная экономика. Система потенциалов : учебное пособие / С. Г. Тяглов, Н. П. Молчанова, И. Н. Молчанов [и др.]. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 368 с. - ISBN 978-5-238-01563-7.

7. Пичугин, Э. А. Управление денежными потоками предприятий кинопроката: дисс. ... канд. экон. наук : 08.00.10 / Э. А. Пичугин. - СПб, 2009. - 155 с.

8. Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 21.07.2015).

9. Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 21.07.2015).

10. Французское кино сегодня [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.proficinema.ru/questions-problems/articles/detail.php?ID=70087 (дата обращения : 12.07.2015).

11. Шапрон, Ж. Принципы и механизмы финансирования французского кино / Ж. Шапрон, П. Жессати // Пер. с фр. Аллы Беляк, Жоэля Шапрона. - М. : КоЛибри, Азбука- Аттикус, 2013. - 96 с. - ISBN 978-5-38906993-0.

12. Шпаргалка продюсера. Основные цифры российского кино - 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.movieresearch.ru/news/178 (дата обращения : 17.07.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.