Научная статья на тему 'Совершенствование комплекса маркетинга в ооо «Элегантъ», г. Вологда'

Совершенствование комплекса маркетинга в ооо «Элегантъ», г. Вологда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
910
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА / ВНЕШНЯЯ СРЕДА / ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА / ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА / ЦЕНОВАЯ СТРАТЕГИЯ / МЕТОД ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА / КАНАЛЫ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ / КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РЕКЛАМА / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЫТА / ИМИДЖ ОРГАНИЗАЦИИ / MARKETING COMPLEX / EXTERNAL ENVIRONMENT / COMMODITY POLICY / PRICING POLICY / PRICING STRATEGY / PRICING METHOD / SALES POLICY / CHANNELS OF DISTRIBUTION / COMMUNICATION POLICY / ADVERTISING / PUBLIC RELATIONS / SALES PROMOTION / THE IMAGE OF THE ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Широбокова Юлия Владимировна, Иванова Марина Игоревна

В данной работе была проанализирована маркетинговая деятельность предприятия ООО «Элегантъ», охарактеризованы основные направления работы ООО «Элегантъ», изучены рынки сбыта, выявлены существующие проблемы в товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политике данного предприятия, разработаны эффективные меры по устранению выявленных проблем, дано экономическое обоснование мер по совершенствованию комплекса маркетинга предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the marketing complex in society with limited liability «Elegant», Vologda

In this work was analyzed marketing activity of society with limited liability «Elegant», were described main directions of «Elegant»`s work, were explored marketing outlets, were exposed existing problems of commodity, pricing, sales and communication policy of these enterprise, were developed effective measures for elimination this defects, was given economic rationale of measures for improvement of the marketing complex this enterprise.

Текст научной работы на тему «Совершенствование комплекса маркетинга в ооо «Элегантъ», г. Вологда»

УДК: 339.138

Совершенствование комплекса маркетинга в ООО «Элегантъ», г. Вологда

ШИРОБОКОВА Юлия Владимировна, аспирант

ФГБОУ ВПО Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина

email: shirobulya@yandex.ru

ИВАНОВА Марина Игоревна, канд. экон. наук, доцент

ФГБОУ ВПО Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина

Аннотация: в данной работе была проанализирована маркетинговая деятельность предприятия ООО «Элегантъ», охарактеризованы основные направления работы ООО «Элегантъ», изучены рынки сбыта, выявлены существующие проблемы в товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политике данного предприятия, разработаны эффективные меры по устранению выявленных проблем, дано экономическое обоснование мер по совершенствованию комплекса маркетинга предприятия.

Ключевые слова: комплекс маркетинга, внешняя среда, товарная политика, ценовая политика, ценовая стратегия, метод ценообразования, сбытовая политика, каналы товародвижения ,коммуникационная политика, реклама, связи с общественностью, стимулирование сбыта, имидж организации.

Маркетинг — это процесс согласования возможностей организации и запросов потребителей. Результатом этого процесса является предоставление потребителям благ, удовлетворяющих их потребности, и достижение компанией своих целей (как частный случай — получение прибыли, необходимой для её существования и лучшего удовлетворения запросов потребителей в будущем). [1]

Используя элементы комплекса маркетинга (и соответственно изменяя какие-либо из них) современное предприятие имеет возможность реагировать на изменение потребительских предпо-

чтений.

Комплекс маркетинга — совокупность управляемых параметров маркетинговой деятельности, манипулируя которыми руководство организации старается наилучшим образом удовлетворить потребности рыночных сегментов. Иными словами, под комплексом маркетинга понимается набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга. В комплекс маркетинга обычно включают следующие элементы: продукт, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта. Такая структуризация комплекса маркетинга вписывается в концепцию "4P".[2]

Комплекс маркетинга разрабатывается на основании результатов маркетинговых исследований, которые обеспечивают получение необходимой информации о макро- и микросреде,

возможность сделать вывод о том, что деятельность ООО «Элегантъ» является рентабельной.

Ассортимент ООО «Элегантъ» представлен следующими линиями головных

Рисунок 1. Взаимодействие производителей и потребителей

рынке и собственных возможностях. [3]

Актуальность данной работы заключается в том, что современное предприятие, желающее быть успешным на конкретном рынке должно использовать все элементы комплекса маркетинга, причем не разрозненно, а все вместе.

ООО «Элегантъ» появилось в январе 2010 года. Данное предприятие специализируется на производстве головных уборов.

В течение 2010 года показатели хозяйственной деятельности ООО

«Элегантъ» увеличивались.

За период с января по декабрь 2010 г. величина оптового товарооборота составила в среднем 401 тыс. руб., при этом наблюдалось увеличение показателя в среднем на 39 % каждые три месяца. В течение 2010 года произошло увеличение размера основных производственных фондов на 10 %. Среднесписочная численность работников постепенно увеличивалась в 2010 году, и в октябре-декабре составила 27 чел. (на 22,73 % больше базового уровня или на 5 чел.). Общая площадь ООО «Элегантъ» за 2010 год увеличилась на 100 м2 и стала равной 400 м2.

В октябре-декабре 2010 года на 1м2 площади предприятия приходилось 1,69 рублей произведенной продукции. На 1 рубль общих затрат ООО

«Элегантъ» в 2010 году приходилось

0,45 копейки чистой прибыли. Это даёт

уборов - Мех, Кожа, Текстиль, Детская линия и АКТИВ-СПОРТ. ООО «Элегантъ» производит головные уборы двух торговых марок - ZORG и Dorofey.

В ООО «Элегантъ» были выявлены следующие проблемы:

1) на предприятии не проводятся маркетинговые исследования потребительских предпочтений, так как на предприятии нет отдела маркетинга, а менеджер по продажам не выполняет данные функции;

2) сезонность основного ассортимента продукции, а именно головных уборов (оптовый товарооборот в сезон 675 тыс.руб., не в сезон - 325 тыс.руб.);

3) несбалансированность цен внутри ассортиментного ряда изделий (по ряду изделий цены сильно завышены относительно цен конкурентов (меховые головные уборы), по другим, наоборот, занижены (изделия из текстиля);

4) отсутствие гибкой системы скидок (ООО «Элегантъ» в своей деятельности использует единственный вид скидок - для дилеров (-18%);

5) отсутствие собственной розничной сети (ООО «Элегантъ» сотрудничает с оптовыми покупателями);

6) малая известность ООО «Элегантъ» в Вологде и Вологодской области (в ходе маркетингового исследования выяснилось что только 7 % опрошенных знают о данном производителе головных уборов).

Рисунок 2. Распределение потребителей женских головных уборов по видам головных уборов

Рассмотрим последовательно решение данных проблем.

Было проведено исследование потребительских предпочтений женских головных уборов на рынке г. Вологды. Было опрошено 100 женщин разных возрастов. Так были выявлены основные черты, характеризующие вологжан-ку среднего возраста и со средними доходами:

-она покупает осенние и зимние головные уборы, причем производитель для неё не имеет значения (82 %);

-наиболее предпочтительный вид головного убора - берет (65 %);

-наиболее предпочтительный цвет шапки - светлых оттенков (53 %);

-наиболее предпочтительный материал осеннего головного убора - трикотаж (51 %);

-наиболее предпочтительный материал зимнего головного убора - мех (68 %);

-фактором, наиболее влияющим на выбор шапки, является её модель (55

%);

-покупка осеннего головного убора осуществляется в среднем раз в 2 года, а зимнего - в среднем раз в 3 года;

-место покупки головного убора -обычно вещевой рынок, если есть под-

ходящая модель (58 %).

Для ООО «Элегантъ», предприятия с ярко выраженной сезонной динамикой объёмов продаж можно порекомендовать для повышения прибыльности бизнеса и для увеличения скорости оборота капитала создание новой линии продукции - детской одежды. Целевой группой будут считаться дети от 2 до 14 лет и их родители.

В Волгоградской области ООО «Корона» в 2005 г., выпустив линию детской одежды, ожидало увеличения товарооборота на 10 %. По оценке экспертов, затраты на маркетинг и рекламу, разработку моделей и создание опытных образцов составили 152,5 тыс. руб. Новый годовой товарооборот ООО «Элегантъ» с учётом роста объёма продаж на 10% будет больше предыдущего уровня на 160,5 тыс.руб.

По результатам расчетов можно сделать вывод о том, что 1 рубль, затраченный на выпуск новой линии, позволит получить 11,6 рублей выручки.

Для решения проблемы несбалансированности цен внутри ассортиментного ряда ООО «Элегантъ» в процессе ценообразования может перейти с затратного метода (издержки плюс) на метод с ориентацией на конкурентов (например, на

Рисунок 3. Структура потребителей женских головных уборов в зависимости от влияющего на них фактора покупки

метод следования за рыночными ценами). Применение данного метода ценообразования позволит ООО «Элегантъ», изучив цены конкурентов, установить такие цены, которые стимулируют потребителей к осуществлению покупки, также придаст продукции предприятия конкурентоспособность, повысит рентабельность данной деятельности. [4]

Предлагается внедрение более гибкой системы скидок для других клиентов ООО «Элегантъ» (не дилеров). Предоставление скидок будет осуществляться в зависимости от объёма закупки продукции ООО «Элегантъ» в

месяц:

-до 50 000 руб. - 5%;

-от 50 000 до 100 000 руб. - 8%; -от 100 000 до 200 000 руб. - 12%; -более 200 000 руб. - 15%.

Данная система скидок является накопительной, чем способствует установлению долговременных договорных отношений. [5]

У ООО «Элегантъ» нет собственных торговых точек. Главным преимуществом их наличия, несмотря на существенные внепроизводственные издержки, является право предприятия на максималь-

ный объём прибыли, какой только можно выручить от продажи производимой продукции, а также через своих представителей (продавцов торговых точек) поддержание тесных связей с конечными потребителями. Организация собственного розничного магазина требует определенных вложений. Это затраты на аренду помещения, затраты на заработную плату торгового персонала, затраты на торговое оборудование. [6]

Руководство предприятия планирует открыть розничный магазин в городе Вологда. С точки зрения выгодного месторасположения целесообразно будет выбрать для открытия магазина ТРК «Мармелад» - географически выгодное расположение, большой поток потенциальных покупателей.

Стоимость аренды за квадратный метр в ТРК «Мармелад» составляет 800 руб. в месяц. Площадь размером 10 квадратных метров обойдется предприятию в 96 тыс. руб. в год. Для организации работы потребуется персонал и оборудование. Прилавок и специальные распорки для головных уборов, а также 2 продавца обойдутся предприятию в 150 тыс. руб. в год. Себестоимость изготов-

ленной продукции составила 224 тыс. руб. Прибыль ожидается в размере 500 тыс. руб.

Рентабельность равная 1,06 руб., показывает что на рубль затрат предприятие получит 1, 06 рубля чистой прибыли.

Для повышения известности ООО «Элегантъ» предлагается провести мероприятия, приуроченные ко Дню защиты детей, - первую партию детских платьев из новой линии пожертвовать воспитанникам вологодских детских домов. Данное мероприятие необходимо проводить с приглашением местных средств массовой информации.

Также для ООО «Элегантъ» необходимо порекомендовать более активно использовать такое рекламное средство как direct mail. Потенциальными потребителями товаров для проведения рекламы методом direct mail являются не конечные потребители, а потребители-бизнесмены.

Лучшие результаты direct mail даёт при умелом сочетании различных видов почтовых отправлений. Рекомендуется для ООО «Элегантъ» использование 3-разовой рассылки. Первым отправлением может быть письмо-обращение с кратким описанием товаров ООО «Элегантъ» и их преимуществ. Второе отправление - письмо-предложение и

прайс-лист по предлагаемым позициям. В третье отправление целесообразно вложить рекламный буклет или проспект о товарах ООО «Элегантъ» с талоном на предоставление скидки. В результате ООО «Элегантъ» сначала заинтересовало клиента, затем проинформировало и потом подтолкнуло к совершению покупки. [7]

ООО «Элегантъ» на данный момент не имеет своего официального сайта. А между тем, реклама через Интернет и использование Интернет-торговли в настоящее время очень эффективное средство по увеличению объёмов продаж. Средняя стоимость создания сайта - 15 тыс. руб. Кроме того, годовое обслуживание сайта составит примерно 2 тыс. руб. Предполагается увеличение объёмов продаж по сравнению с текущим на 25 %. По результатам расчётов можно сделать вывод о том, что каждый затраченный рубль на создание официального сайта позволит получить 118 рублей выручки.

Таким образом, все элементы комплекса маркетинга взаимосвязаны. Скоординированные мероприятия по реализации отдельных элементов комплекса маркетинга, исходя из задач достижения целей маркетинговой деятельности, включаются в состав плана маркетинга.

Список литературы:

1. Беркутова, Т. А. Маркетинговые коммуникации: учебное пособие / Т. А.Беркутова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 254 с.

2. Голубков, Е. П. Маркетинг как концепция рыночного управления // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - №2. - с. 26-29.

3. Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: учебник / Е. П. Голубков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финпресс, 2003. - 416 с.

4. Дубровин, И. А. Маркетинговые коммуникации: учебник / И. А. Дубровин. -М.: Дашков и К, 2009. - 580 с.

5. Завьялов, П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. пособие / П. С. Завьялов. - М.:ИНФРА-М, 2008. - 496 с.

6. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. - М.: Прогресс, 1991. - 656 с.

7. Маркетинг / Под ред. Н. ДЗриашвили. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Дело, 2001. - 623 с.

Improvement of the marketing complex in society with limited liability «Elegant», Vologda

Shirobokova Yulia Vladimirovna, post graduate

The Federal State Budget Educational Institution Higher Professional Education the Vereshchagin Vologda State Dairy Farming Academy

Ivanova Marina Igorevna, Associate Professor, Cand. of Sc. (Economics)

The Federal State Budget Educational Institution Higher Professional Education the Vereshchagin Vologda State Dairy Farming Academy

Abstract: In this work was analyzed marketing activity of society with limited liability «Elegant», were described main directions of «Elegant»'s work, were explored marketing outlets, were exposed existing problems of commodity, pricing, sales and communication policy of these enterprise, were developed effective measures for elimination this defects, was given economic rationale of measures for improvement of the marketing complex this enterprise.

Keywords: Marketing complex, external environment, commodity policy, pricing policy, pricing strategy, pricing method, sales policy, channels of distribution, communication policy, advertising, public relations, sales promotion, the image of the organization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.