Научная статья на тему 'Совершенствование классификации видов отчетности'

Совершенствование классификации видов отчетности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование классификации видов отчетности»

Г. Г. Виногоров

Белорусский государственный экономический университет

г. Минск, Республика Беларусь

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ ОТЧЕТНОСТИ

Велика роль информации в современной жизни. В деятельности предприятия от её наличия и качества зависит оценка возможности получения прибыли, принятие решений, выбор клиентов, поставщиков, возможных партнеров по развитию своей деятельности. «Информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» [12].

Документированная информация — это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими её идентифицировать.

Отчётность — это документация по установленной форме, содержащая отчёт (информацию) о чём-либо. В Законе Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» говорится, что отчетность — это система стоимостных показателей об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации, а также иная информация, отражающая финансовое положение организации на отчетную дату, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации за отчетный период [11].

Понятие «отчетность» имеет собирательное значение и означает совокупность нескольких отчетов, а также процесс их составления и доведения до пользователей. Отчет — означает сообщение, доклад кому-

либо (пользователю) о проделанной работе и определенных действиях и результатах.

При помощи отчетности решаются задачи, связанные с использованием учетной информации для управления, а именно:

1) происходит фильтрация и систематизация информации, выбираются наиболее существенные показатели для управления и устраняется избыточная и ненужная информация;

2) устанавливается степень выполнения плановых заданий и договоров, что дает возможность проверить качество планирования и необходимость уточнения не только плановых и нормативных расчетов, но и всей хозяйственной деятельности;

3) создается необходимое информационное обеспечение для принятия управленческих решений по улучшению всей деятельности предприятия;

4) обеспечивается удобное и продолжительное хранение учетной информации.

С этих позиций становится понятным, как важно правильно классифицировать отчетность (по видам) и использовать эту классификацию в практической деятельности субъекта хозяйствования.

Исследование показало, что различные авторы по-разному подходят к классификации отчетности по видам (табл. 1).

Виды отчетности

Таблица 1

Источник Отчетность перед надзорными органами Бухгалтер-ская Фи-нан-совая Управ-ленче-ская Налоговая Стати-стиче-ская Оперативная Бухгалтерская (финансовая) Орга-низа-цион-ная Спе-циали-зиро-ванная

А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Заббарова О. А.[7, ^ 1011] + + + + + +

Генералова Н.В. [2, с. 50] + + +

Чернов В.А. [16, с. 6-7] + + +

Сапожникова Н.Г. [4, с. 27-28] + + +

Пахомчик Е.А. [13, с. 10] + + + +

Ерофеева В. А., Клужан-цева Г.В. [5, с. 9] + + + +

Ровенских В. А., Слабин-ская И.А [14, с. 11-13] + + + + +

Кравченко Н.В. [8 с. 9] + + +

Сорокина Е.М. [15, с. 58] + + + +

Жулина Е. Г., Иванова Н.А [6, с. 11] + + + +

Жилинская Т. А [9, с. 56] + + + +

Натепрова Т.Я., Трубицына О.В. [10, с. 13-14] + + + + +

Сигидов Ю.И., Рыбян-цева М.С. [3, с. 6] + + + + +

Источник: собственная разработка.

Не оспаривая выделения тех или иных классификационных аспектов, важно отметить следующее.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность содержит сведения о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации. Эта отчетность составляется на основе данных синтетического и аналитического учета и подтверждается первичными документами. Помимо этого, для составления бухгалтерской отчетности используются данные управленческой отчетности. Бухгалтерской отчетности присуща более высокая достоверность поскольку ее данные подтверждаются материалами инвентаризации и, как правило, аудиторским заключением [2, с. 50].

Статистическая отчетность представляет собой систему количественных и качественных показателей, измерения и обобщение которых не характерно для бухгалтерского учета. Статистическая отчетность служит для отражения отдельных сторон деятельности организации, составляющих данные наблюдения, осуществляемого статистическими органами в целях формирования официальной статистической информации [2, с. 50]. Такая отчетность составляется на основе данных бухгалтерского, статистического и управленческого учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности по формам статистических наблюдений, разработанных Нацстатом Республики Беларусь.

Налоговая отчетность (налоговые декларации) предназначена для фискальных целей и обязательна для составления хозяйствующими субъектами, круг которых установлен налоговым законодательством. Налоговая отчетность должна составляться на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете путем корректировки ее по правилам налогового законодательства. Главная задача в области налоговой отчетности заключается в снижении затрат на ее формирование путем существенного приближения правил налогового учета к правилам бухгалтерского учета [14, с. 12].

Управленческая отчетность — это отчетность, которая составляется за любой отчетный период (календарный или финансовый год) для внутреннего использования в управлении хозяйствующим субъектом в соответствии с регламентами, предусмотренными в компании или группе компаний. Состав управленческой отчетности определяется потребностями менеджмента компании, которые принимают на основе полученной информации управленческие решения. Этот вид отчетности включает в себя информацию всех ее видов:

бухгалтерской, налоговой, статистической, оперативной и др. [10, с. 13-14].

Специализированные формы отчетности составляются определенными субъектами хозяйствования по указанию отдельных министерств и ведомств.

Между тем, как показало исследование указанных (табл. 1) классификационных аспектов уже недостаточно.

В конце XX в. деятельность транснациональных корпораций (ТНК) вызывала у мирового сообщества серьезную обеспокоенность в плане сохранения окружающей среды и желание использовать ресурсы ТНК для более эффективного решения проблем общественного развития. В этой связи генеральным секретарем ООН К. Аннаном была выдвинута идея глобального договора (UN Global Compact). Впервые эта международная инициатива была озвучена в его обращении к лидерам крупнейших корпораций мира на Всемирном экономическом форуме в Давосе 31 января 1999 г., а официально она была представлена в штаб-квартире ООН 26 июля 2000 г. Глобальный договор ставит задачу развития принципов социальной ответственности бизнеса и его участия в решении наиболее острых проблем общества как на глобальном, так и на региональном уровнях.

В настоящее время большинство экспертов в области КСО считает наиболее перспективным подходом комплексную оценку экологических и социальных программ корпораций во взаимодействии с основными стейкхолдерами (то есть всеми лицами, так или иначе связанными с деятельностью предприятия). Для оценки деятельности социально ответственных компаний разработано около 30 международных стандартов нефинансовой (социальной и экологической) отчетности, большинство из которых представлены в табл. 2.

В практике нефинансовой (социальной и экологической) отчетности чаще всего используются четыре системы показателей GRI, AA 1000, SA 8000, ISO 14000, UN GС (Global Compact), которые ассоциируются с понятием «международные стандарты корпоративной социальной ответственности». Самым распространенным стандартом социальной отчетности является стандарт GRI «Руководство Глобальной инициативы по отчетности в области устойчивого развития», на основе которого составляется корпоративная отчетность в области устойчивого развития или корпоративная социальная отчетность.

Таблица 2

Международные стандарты в области социальной и экологической ответственности компании_

Полное название Сокращенное название Особенность Ссылка

A Б В Г

AccountAbility 1000 Series AA 1000S Принципы подготовки социальных отчетов на базе диалога со стейкхолдерами www.acountability.org.uk

APEC Code of Business Conduct APEC Кодекс деловой практики стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества www.apec.org

Amnesty International's Human Rights Guidelines for Companies Amnesty Руководящие принципы по соблюдению корпорациями прав человека www.amnesty.org.uk

Agence de Rating Social et Environmental sur les Enterprisess ASPI Индексы устойчивых показателей деятельности Arese для компаний, котирующихся на Европейском фондовом рынке www.arese-sa.com

Окончание табл. 2

A B В Г

Balanced Business Scorecard BBS Система сбалансированных показателей оценки бизнеса от Balanced Scorecard Institute www.balancedscorecard.org

Caux Round Table Principles for Business Caux Принципы ведения социально ответственного бизнеса www.cauxroundtable.org

Dow Jones Sustainability Group Index DJSGI Индекс устойчивости Dow Jones www.sustainability-index.com

EFQM Business Excellence Model EFQM Модель и принципы достижения эффективности бизнеса в соответствии с интересами общества www.efqm.org

Eco-Management and Audit Scheme EMAS Инструмент для оценки, представления и улучшения экологических показателей компаний www.europa.eu.int/comm/en-vironment/emas

Ethical Trading Initiative Base Code ETI Стандарты трудовых отношений www. ethicaltrade. org

Principles for Global Corporate Responsibility: Bench Marks for Measuring Business Bench Marks Стандарты и принципы действий ответственной компании, совместный проект Interfaith Center of Corporate Responsibility (1CCR, США), The Ecumenical Council for Corporate Responsibility (ECCR, Филиппины), The Christian Centre for Socially Responsible Investment (ССSRI, Австралия) и KAIROS-Canada (Канада) www.bench-marks.org

EU Eco-label criteria Eco-label Система экологической оценки компаний www.europa.eu.int/comm/en-vironment/ecolabel

Forest Stewardship Council's Principles and Criteria for Forest Management FSC Принципы и критерии по управлению предприятиями лесопромышленного комплекса www.fscus.org/standarts_cri-teria/

IFOAM Basic Standards IFOAM Принципы устойчивости ведения бизнеса для компаний агропромышленного сектора www.ifoam.org

FTSE4Good Selection Criteria FTSE4Good Индекс FTSE для компаний, соблюдающих глобальные принципы корпоративной ответственности www.ftse4good.com

Global Reporting Initiative Guidelines GRI Принципы и стандарты социальной и экологической отчетности www.globalreporting.org

International Organization for ISO9000/14001 Standartization ISO 9000, ISO 14001 Стандарты ISO в области управления качеством и охраны окружающей среды www.iso.org

Social Accountability 8000 SA 8000 Стандарт сертификации предприятий в области трудовых отношений www.sai.org

SIGMA Guidelines SIGMA Практические рекомендации для организаций по внесению ими существенного вклада в устойчивое развитие www.projectsigma. com

Organization for Economic Cooperation and Development Guidelines for Multinational Enerprises OECD Свод рекомендаций для транснациональных компаний по действиям в области деловой этики, информационной открытости, охраны окружающей среды, работы с персоналом, соблюдении прав человека, борьбы с коррупцией, взаимоотношений с потребителями, развитии науки и технологий, конкуренции и налогообложения www.oecd.org

Global Sullivan Principles Sullivan Общие рекомендации и принципы в области социальной ответственности корпораций www.revleonsullivan.com

The Natural Step TNS Принципы достижения устойчивого развития www.naturalstep.org

UN Global Compact UN GC Свод базовых принципов для корпораций, готовых участвовать в решении глобальных проблем цивилизации www.unglobalcompact.org

WHO/UNICEF International Code on Marketing of Breast-milk Substitutes WHO/UNICEF Свод правил Всемирной организации здравоохранения в области торговли заменителями грудного молока www.who.int

Источник: Ассоциация менеджеров России, данные организаций.

В зависимости от целей и развитости компаний, отчетность по корпоративной социальной и экологической ответственности может осуществляться в пяти основных видах:

• специальный раздел в годовом отчете;

• социальный отчет, сводящий воедино все социальные, благотворительные и спонсорские проекты компаний, составленный в свободной и, как правило, удобной для компаний форме, вне формата международных стандартов КСО;

• экологический отчет, описывающий приоритеты и основные направления экологической политики компании, систему экологического менеджмента, мониторинга и контроля, воздействие на ОС, показатели и затраты на экологическую политику;

• отчет о корпоративной социальной и экологической ответственности с частичным применением принципов и показателей международных стандартов, включающий наряду с описанием миссии, ценностей и стратегических целей компании ее социальные мероприятия и проекты, осуществляемые в качестве реакции на диалоги со стейкхолдерами;

• отчет об устойчивом развитии, составленный в соответствии с принципами и с использованием показателей результативности Руководства ОЯ1, стандарта АА 10008 и включающий все аспекты социальной миссии компании, ее корпоративной стратегии, культуры, социальной и экологической политики.

Подготовка полноценного социального отчета является весьма трудоемкой процедурой, требующей больших усилий, времени, затрат, привлечения компетентных консультантов для подготовки социальных отчетов и их верификации.

В этой связи можно сделать вывод, что классификацию отчетности по видам (табл. 1) целесообразно дополнить корпоративной отчетностью в области устойчивого развития или корпоративной социальной отчетностью, что более объективно характеризует ситуацию в этом вопросе.

Наибольшее распространение такая отчетность получила в странах с развитой рыночной экономикой. Развивается она и в Российской Федерации. В Республике Беларусь указанную отчетность составляет очень небольшое количество предприятий, но такие уже есть.

Следует иметь ввиду, что в мировой практике ключевым фактором при принятии решения о внедрении процесса социальной отчетности является ее влияние на прибыль. Компании давно убедились в том, что если корпоративной социальной отчетности уделяется должное внимание, то лояльность общества к предприятию и его продукции заметно возрастает.

На сегодняшний день рыночная стоимость многих белорусских компаний в несколько раз ниже, чем у аналогичных предприятий в мире, только потому, что их руководство пока не осознало, насколько важна корпоративная социальная отчетность с точки зрения повышения стоимости бизнеса. Среди преимуществ, обеспечивающих коммерческие выгоды, — доверие инвесторов и, соответственно, улучшение доступа к капиталу и получение долгосрочных инвестиций. Крупные инвесторы хотят иметь дело только с абсолютно прозрачными и понятными компаниями, чтобы минимизировать предпринимательские риски.

Кроме того, снижение рисков автоматически снижает затраты на привлечение капитала. Уменьшить риски помогает также активный диалог со всеми заинтересованными сторонами (например, с сотрудниками и поставщиками), позволяющий своевременно выявить различные проблемы. Внедрив принципы КСО, компания всегда будет в курсе требований рынка и сможет оперативно на них реагировать, улучшая свою продукцию и услуги. А эффективное использование ресурсов также позволит снизить затраты и повысить прибыль.

В этой связи весьма актуальным становится мнение проф. М.А. Вахрушиной, которая идет еще дальше и прямо пишет: «В последнее время всё чаще речь заходит об анализе социальной отчетности компаний и как следствие — социальном анализе» [1, с.9].

Все вышеизложенное позволяет внести предложение о целесообразности внесения в учебные планы подготовки специалистов высшей квалификации по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» изучение таких дисциплин как: «Бухгалтерский учет и отчетность в области устойчивого развития» (или «Бухгалтерский учет и корпоративная социальная отчетность»), «Международные стандарты нефинансовой (социальной) отчетности», «Ревизия и аудит социальной отчетности» и предусмотреть по указанным дисциплинам в качестве итогового педагогического контроля уровня знаний студентов зачёт. Несомненно, это повысит качество подготовки данных специалистов.

Список использованных источников

1. Анализ финансовой отчетности: учебник. — 2-е изд. / под общ. ред. М.А Вахрушиной. — М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2011. — 431 с.

2. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учеб. пособие / под ред. проф. Я. В. Соколова. — М.: Магистр: Инфра-М, 2015. — 512 с.

3. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учеб. пособие / под ред. проф. Ю.И. Сигидова и проф. А.И. Трубилина. — М.: Инфра-М, 2013. — 366 с.

4. Бухгалтерский учет: бухгалтерская финансовая отчетность: учебник/ под ред. проф. Н.Т. Лабын-цева. — М: Финансы и статистика, 2008. — 240 с.

5. Ерофеева В.А. Бухгалтерская (финансовая) и налоговая отчетность коммерческой организации: учеб. пособие / В.А. Ерофеева, Г.В. Клушанцева; отв. ред В. А. Ерофеева. — М.: Высшее образование, 2008. — 364 с.

6. Жулина Е.Г. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / Е. Г. Жулина, Н. А. Иванова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 272 с.

7. Заббарова О.А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации: учеб. пособие / О.А. Забба-рова. — М. : Эксмо, 2009. — 320 с.

8. Кравченко Н.В. Бухгалтерская отчетность: учеб.-метод. пособие для самостоятельного изучения тем курса / Н.В. Кравченко; М-во образования Республики Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. — Гомель: Бел ГУТ, 2012. — 48 с.

9. Лемеш, В. Н. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: пособие / В. Н. Лемеш, Т. А. Жилинская. — Минск : Элайда, 2008. — 272 с.

ЛЯШЕНКО В. I., ТОЛМАЧОВА Г. Ф, КОЛ6СН1КОВА Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Натепрова Т.Я. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учеб. пособие / Т.Я. Натепрова, О.В. Трубицына. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2011. — 292 с.

11. О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2002. — Дата доступа: 24.11.2015.

12. Об информации, информатизации и защите информации: Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2002. — Дата доступа: 24.11.2015.

13. Пахомчик Е. А. Краткий курс по бухгалтерской финансовой отчетности: учеб. пособие/ Е. А. Па-хомчик. — М.: Издательство «Окей-книга», 2008. — 124 с.

14. Ровенских В.А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебник для бакалавров/ В.А. Ровенских, И.А. Слабинская. — М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2013. — 364 с.

15. Сорокина Е.М. Бухгалтерская и финансовая отчётность организаций: учеб. пособие / Е. М. Сорокина. — 2-е изд. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 192 с.

16. Чернов, В.А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учеб. пособие / В.А. Чернов; под ред. М.И. Баканова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 127 с.

В. I. Ляшенко

д-р екон. наук,

Г. Ф. Толмачова

канд. екон. наук,

Г. В. Колесмкова

1нститут економти промисловостi НАН Украти, м. Кшв

1НСТИТУЦ1ЙНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ДЕРЕГУЛЯЦП ШДПРИ€МНИЦЬКО1 ДТЯЛЬНОСТТ В УКРА1Н1 У 2015-2017 рр.

Вихщ економiки Укра!ни iз затяжно! системно! економiчноl кризи на траекторж» зростання зумовлюе необхщшсть розробки нових економiчних та шститу-цшних механiзмiв державного регулювання. За роки незалежносп у вггчизнянш економщ сформувались неефективш для ринку адмiнiстративнi бар'ери, що обумовили виникнення i поширення таких негативних явищ як тшьова економiка, рентоорiентована пове-дiнка, бюрокрапя.

Основним напрямом державно! полiтики щодо зниження адмiнiстративних бар'ерiв виступае дерегу-ляцiя економiки, що повинна включати адмшстра-тивнi (боротьба з корупщею, зменшення перевiрок пiдприемств, впровадження електронних сервiсiв для суб'ектiв, електронного урядування), економiчнi (ви-користання економiчних метсдав регулювання, вдос-коналення конкурсно! системи державних закутвель) та суспiльнi (формування неурядових оргашзацш тд-приемцiв i споживачiв для захисту !х iнтересiв у влад-них структурах, посилення громадського контролю за дiями влади) заходи. Перспективи подальших досль джень наукових кш пов'язанi з розробкою механiзмiв дерегуляцп рiзних видiв економiчно! дiяльностi.

Дерегуляцiя е однiею з ключових економiчних реформ, яка спрямована на створення сприятливого бiзнес-клiмату. Вагомий вплив дерегуляцiя мае на тд-приемницьку дiяльнiсть, стосовно яко! вона розгляда-еться з позицп зменшення негативних впливiв державного регулювання тдприемницько! дiяльностi через механiзми регламентации за вiдповiдними напря-мами на основi усунення регуляторних бар'ерiв у роз-витку пiдприемництва. Покращання умов ведення бiзнесу пов'язане з необхщшстю дерегуляцГ! в рiзних

сферах: реестрацшнш, дозвiльнiй, наданнi адмшстра-тивних послуг та лщензуванш, системi оподаткування та адмшструванш податюв, бюджетнiй, здiйсненнi зовнiшньоекономiчно! дiяльностi, у сферi контрольно-перевiрочноl роботи.

На вiдмiну вiд великих пщприемств, що мають доступ до ресурав, як1 можуть певним чином ком-пенсувати несприятливий бiзнес-клiмат, малi та се-реднi пiдприемства (МСП) защкавлеш у полiпшеннi регуляторного середовища та iнвестицiйного клiмату, оскьльки в довгостроковш перспективi цi фактори значним чином покращують шанси МСП на вижи-вання та зростання. Однак МСП не вистачае ресуретв та ефективного дiалогу з владою; вони стикаються iз сильною конкуренцiею, нестабшьним регуляторним середовищем, бюрократiею. МСП потребують послуг з пiдтримки ведення бiзнесу.

Запроваджена реформа дерегуляцГ! залишаеться заручником вад iснуючо! державно! регуляторно! та економiчноl полiтики. Позитивнi кроки, що анонсу-ються i здiйснюються урядом, гальмуються !х вибiрко-вiстю у практичнш площинi та характеризуються не-здатнiстю системно впливати на трансформащю еко-номiки. Пiдприемництво внаслiдок встановлених ниш практик ведення бiзнесу i регулювання пiдприемниць-ко! дiяльностi, втрачае потенщал до стрiмкого зростання власних масштабiв i ефективностi функцюну-вання [1, с. 5].

Проблема надмiрного державного регулювання, недосконалiсть механiзмiв державно! регуляторно! по-лiтики, високий рiвень невизначеностi ринкового середовища, необхщшсть проведення дерегуляцГ! еконо-мiки та прийняття низки першочергових заходiв для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.