Научная статья на тему 'Совершенствование качества работы тренеров-преподавателей спортивных клубов для людей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью)'

Совершенствование качества работы тренеров-преподавателей спортивных клубов для людей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
123
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / QUALITY / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ТРЕБОВАНИЯ / REQUIREMENTS / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / SATISFACTION / ТРЕНЕР-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СПОРТИВНЫЙ КЛУБ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ) / SPORTS CLUB FOR MENTALLY RETARDED PEOPLE / COACH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Махов Александр Сергеевич

В работе приведены результаты исследования по анализу удовлетворенности тренеров-преподавателей качеством работы спортивных клубов для людей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) из 31 города и региона России, проведенного в рамках турнира на Кубок Президента Российской Федерации по футболу среди инвалидов. Разработаны практические рекомендации по совершенствованию качества работы тренеров-преподавателей спортивных клубов для людей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving Teaching Quality of Coaches Working in Sports Clubs for Mentally Retarded People

The article presents the results of a research on analysing satisfaction of coaches with the quality of work of sports clubs for mentally retarded people from 31 cities and regions of Russia, which was carried out during the tournament for the Cup of the President of the Russian Federation in football for the disabled. The author also presents some practical recommendations about improving the quality of work coaches working in sports clubs for mentally retarded people

Текст научной работы на тему «Совершенствование качества работы тренеров-преподавателей спортивных клубов для людей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью)»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ)

А. С. Махов

Аннотация. В работе приведены результаты исследования по анализу удовлетворенности тренеров-преподавателей качеством работы спортивных клубов для людей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) из 31 города и региона России, проведенного в рамках турнира на Кубок Президента Российской Федерации по футболу среди инвалидов. Разработаны практические рекомендации по совершенствованию качества работы тренеров-преподавателей спортивных клубов для людей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью).

170

Ключевые слова: качество, управление, требования, удовлетворенность, тренер преподаватель, спортивный клуб для людей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью).

Summary. The article presents the results of a research on analysing satisfaction of coaches with the quality of work of sports clubs for mentally retarded people from 31 cities and regions of Russia, which was carried out during the tournament for the Cup of the President of the Russian Federation in football for the disabled. The author also presents some practical recommendations about improving the quality of work coaches working in sports clubs for mentally retarded people.

Keywords: quality, management, requirements, satisfaction, coach, sports club for mentally retarded people.

История адаптивного спорта для лиц с нарушением интеллекта (умственной отсталостью), получившего свое развитие в рамках движения «Спешл Олимпикс», уходит своими корнями в 60-е гг. XX в. В июне 1963 г. Юнис Кеннеди-Шрайвер, родная сестра президента США Джона Кеннеди, открыла в своем доме в Мериленде (США) летний лагерь для детей и взрослых с умственной отсталостью с целью изучения их физических

способностей к различным видам спорта [1]. И первые опыты внедрения в практику адаптивного спорта показали, что этот вид деятельности не только способствует физическому развитию занимающихся, но и позволяет им приобретать ценный социальный опыт - опыт общения, выполнения различных ролей и функций, дает положительные эмоции [2].

В России одной из форм спортивной работы с людьми с нарушением

интеллекта является Специальная Олимпиада, основная цель которой -содействие средствами физической культуры и спорта успешной реабилитации, социальной адаптации и интеграции в общество инвалидов с нарушением интеллекта (умственной отсталостью). Тем не менее говорить о стабильном развитии работы с людьми с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) во всех регионах России не приходится. Большинство проблем, с которыми сталкивалась Специальная Олимпиада России на этапе зарождения, до сих пор остались нерешенными.

Одной из них является недостаточная информированность специалистов в регионах, работающих с умственно отсталыми людьми, о Специальной Олимпиаде. Во многих регионах информацию, поступающую к руководителям органов управления образованием, просто не доводят до подведомственных им учреждений. Очевидна проблема незнания специалистами по физической культуре специфики работы с людьми, имеющими отклонения в умственном развитии.

Настоящее исследование посвящено оценке удовлетворенности тренеров-преподавателей качеством управления спортивных клубов для людей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) Российской Федерации с целью совершенствования их деятельности.

В число задач исследования входило:

• выявить перечень требований спортсменов с ограниченными возможностями и тренеров-преподавателей к качеству управления спортивными организациями для лиц с инвалидностью;

• установить удовлетворенность требованиями, предъявляемыми тренерами-преподавателями к качеству управления спортивными клубами для людей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью);

• определить структуру требований, предъявляемых тренерами-преподавателями к качеству управления спортивными клубами для людей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью);

• разработать практические рекомендации по совершенствованию качества работы тренеров-преподавателей спортивных клубов для людей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью).

Для решения поставленных задач были использованы методы опроса, беседы, интервью и анкетирования, в данном случае по отношению к спортсменам с ограниченными возможностями, в том числе тренеров-преподавателей.

Для решения первой задачи были проведены опросы спортсменов, руководителей и тренеров спортивно-оздоровительного клуба инвалидов 171 «Пингвин» Шуйского государственного педагогического университета и спортивного клуба «Источник» г. Шуи, которые определили требования, предъявляемые спортсменами с ограниченными возможностями к качеству занятий в спортивном клубе для лиц с инвалидностью (всего 43 требования).

В результате обработки опросов был определен перечень основных требований спортсменов с ограниченными возможностями к качеству занятий в спортивном клубе для лиц с инвалидностью на местах: 1) наличие специально оборудованных спортивных комплексов; 2) возможность по-

172

лучения спортивной квалификации (разряда, судейской категории); 3) наличие квалифицированных специалистов, тренеров, имеющих опыт работы с инвалидами; 4) расположение тренировочных баз близко от места жительства спортсменов; 5) грамотное составление специалистом программы тренировок; 6) удобный график соревнований; 7) бесплатные занятия; 8) качественный спортивный инвентарь; 9) наличие клубной формы (экипировки); 10) постоянное внимание к спортсменам и индивидуальный подход к ним в процессе тренировки; 11) удобное расположение спортивных площадок и раздевалок внутри спорткомплекса; 12) наличие душевых; 13) достаточное количество официальных матчевых встреч, турниров и соревнований, проводимых на местном уровне; 14) увеличение количества товарищеских спортивных встреч; 15) наличие системы просветительской работы со спортсменами; 16) развитие тех видов спорта, которые интересны самим спортсменам с ограниченными возможностями, а не те, которые интересны местным властям и руководству клуба; 17) привлечение меценатов и спонсоров; 18) внимание и помощь местных властей; 19) проведение спортивных праздников; 20) удобный график занятий (тренировок) и работы клуба; 21) проведение соревнований среди аналогичных клубов; 22) наличие специализированного тренажерного оборудования; 23) организация фотовыставок спортивных достижений; 24) рекламирование деятельности клуба, популяризация его спортивных достижений через средства массовой информации (газеты, телевидение, интернет и т. п.); 25) наличие бассейна и

организация в нем спортивных и оздоровительных занятий; 26) регулярное проведение товарищеских встреч со здоровыми спортсменами; 27) привлечение к работе в клубе большего количества волонтеров; 28) наличие пандусов, поручней, стоек, лифтов и т.д.; 29) устройство просторных, удобных теплых раздевалок; 30) наличие специально оборудованных туалетов; 31) достаточное количество раздевалок; 32) удобное расположение мест для зрителей; 33) возможность перекусить после занятий в буфете или кафе; 34) качественное покрытие спортивных площадок; 35) наличие медицинского пункта; 36) организация специально оборудованных помещений для судей; 37) наличие технического персонала (уборщицы, электрики и т.п.); 38) привлечение неравнодушного (увлеченного, активного) руководителя клуба; 39) наличие администратора клуба, который возьмет на себя решение организационных вопросов (экипировка, соревнования, билеты); 40) возможность участия в соревнованиях за рубежом и обмена опытом с зарубежными спортсменами, спортсменами и тренерами из других городов; 41) возможность присутствия сопровождающих на тренировках; 42) наличие системы безопасности (защита от терроризма); 43) ежегодное торжественное подведение итогов деятельности клуба.

Анкета, составленная на основании сформулированных требований, послужила основным инструментом для решения второй и третьей задач исследования. Интервью и анкетирование проводилось в период проведения игр на Кубок Президента РФ по футболу среди инвалидов с 10 по 29 ноября 2010 года в г. Сочи. Также дан-

ные были получены от координатора по футболу специальной олимпиады России. Всего в опросе приняли участие 32 тренера-преподавателя и координатор по футболу Специальной Олимпиады России из 31 города и региона России: Армавира, Владимира, Воронежа, Ижевска, Кирова, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Норильска, Саратова, Санкт-Петербурга, Тулы, Томска, Тюмени, Ханты-Мансийского автономного округа, Ставропольского и Хабаровского

краев, Республик Карелии, Коми, Марий-Эл, Саха (Якутия), Татарстана, Удмуртии, Астраханской, Архангельской, Ивановской, Московской, Мурманской, Омской, Пермской и Ростовской областей.

Для установления степени удовлетворенности реализации требований к качеству управления спортивными клубами для людей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) в России респондентам было предложено указать степени (балл) их

Таблица 1

Факторная структура удовлетворенности тренеров-преподавателей качеством управления спортивных клубов для людей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) (по результатам опроса тренеров-преподавателей п=32)

№ фактора

1

Удельный вес

фактора,

%

32,928

Наполнение фактора

30. Наличие специально оборудованных туалетов (0,903). 8. Качественный спортивный инвентарь (0,866).

12. Наличие душевых (0,865).

13. Достаточное количество официальных матчевых встреч, турниров и соревнований, проводимых на местном уровне (0, 863).

11. Удобное расположение спортивных площадок и раздевалок внутри спорткомплекса (0,857). 7. Бесплатные занятия (0,830).

31. Достаточное количество раздевалок (0,824).

21. Проведение соревнований среди аналогичных клубов (0,824). 34. Качественное покрытие спортивных площадок (0,814).

29. Просторные, удобные теплые раздевалки (0,804).

32. Удобное расположение мест для зрителей (0,799).

22. Наличие специализированного тренажерного оборудования (0,736).

18. Внимание и помощь местных властей (0,665).

14. Больше товарищеских спортивных встреч (0,639).

41. Возможность присутствия сопровождающих на тренировках (0,630). 25. Наличие бассейна и организация в нем спортивных и оздоровительных занятий (0,628).

19. Проведение спортивных праздников (0,587).

10. Постоянное внимание к спортсменам и индивидуальный подход к ним в процессе тренировки (0,558).

15. Наличие системы просветительской работы со спортсменами (0,555).

42. Наличие системы безопасности (защита от терроризма) (0,520). 3. Наличие квалифицированных специалистов, тренеров, имеющих опыт работы с инвалидами (0,504).

6. Удобный график соревнований (0,502).

20. Удобный график занятий (тренировок) и работы клуба (0,501).

173

174

2. 16,624 27. Привлечение к работе в клубе большего количества волонтеров (0,814). 2. Возможность получения спортивной квалификации (разряда, судейской категории) (0,763). 40. Возможность участия в соревнованиях за рубежом и обмена опытом с зарубежными спортсменами, спортсменами и тренерами из других городов (0,726). 19. Наличие клубной формы (экипировки) (0,696). 26. Регулярно проводить товарищеские встречи со здоровыми спортсменами (0,602). 1. Наличие специально оборудованных спортивных комплексов (0,570). 4. Расположение тренировочных баз близко от места жительства спортсменов (0, 503).

3. 13,494 39. Наличие администратора клуба, который возьмет на себя решение организационных вопросов (экипировка, соревнования, билеты) (0,733). 43. Ежегодное торжественное подведение итогов деятельности клуба (0,708). 23. Организация фотовыставок спортивных достижений (0,623). 16. Развивать те виды спорта, которые интересны самим спортсменам с ограниченными возможностями, а не те, которые интересны местным властям и руководству клуба (0,618). 38. Неравнодушный (увлеченный, активный) руководитель клуба (0,524).

4. 9,968 17. Привлечение меценатов и спонсоров (0,848). 36. Организация специально оборудованных помещений для судей (0,511).

5 7,086 33. Возможность перекусить после занятий в буфете или кафе (0,623). 37. Наличие технического персонала (уборщицы, электрики и т.п.) (0,566).

6 6,072 24. Рекламирование деятельности клуба, популяризация его спортивных достижений через средства массовой информации (газеты, телевидение, интернет и т. п.) (0,500).

7 3,153 5. Грамотно составленная специалистом программа тренировок (0,618).

важности по 10-балльной шкале (1 балл - минимум, 10 баллов - максимум). При этом в зависимости от выраженной в баллах степени удовлетворенности ответы были разделены на группы: 9-10 баллов - «абсолютно устраивают», 7-8 баллов - «устраивают», 5-6 баллов - «трудно сказать», 3-4 балла - «не устраивают», 1-2 балла -«абсолютно не устраивают».

Для выявления структуры факторов, определяющих удовлетворенность тренеров-преподавателей качеством управления спортивными клубами для людей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью), нами был про-

веден факторный анализ (использовался метод главных компонент). Вычисления производились с использованием стандартного программного пакета SPSS 12. В ходе исследования были определены содержание, удельный вес и наполнение факторов, которые приведены в таблице 1.

Рассмотрим наполнение выделенных факторов. Наибольший вес имеет фактор под номером один, в котором просматривается понимание тренерами-преподавателями качества управления спортивными клубами для людей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) через удовлетворенность

Таблица 2

Факторы, определяющие удовлетворенность тренеров-преподавателей качеством управления спортивных клубов для людей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью)

№ фактора Удельный вес фактора, % Наименование фактора

32,928 Инфраструктура и общее управление спортивным клубом

16,624 Комфорт и повышение квалификации тренеров-преподавателей

13,494 Эмоциональное удовлетворение

9,968 Взаимодействие с меценатами и спонсорами

7,086 Организация питания и работы технического персонала

6,072 Работа над имиджем

3,153 Грамотное составление программы тренировок

показателями, связанными с инфраструктурой, удобством расположения спортивных площадок внутри спортивного комплекса и организации тренировочного и соревновательного процессов, в том числе в бассейне, а также качеством инвентаря и взаимодействием руководства спортивного клуба с органами местного самоуправления.

Второй компонент отражает комфортную составляющую пребывания как для тренеров, так и для спортсменов спортивного клуба, обусловленную возможностью для спортсменов получения спортивной квалификации, наличия клубной формы (экипировки). Для тренеров немаловажным условием является учебно-методическая наполняемость их деятельности посредством обмена опытом с тренерами из других городов, в том числе зарубежных.

Третий компонент можно трактовать как эмоциональное удовлетворение, которое обеспечивают неравнодушные представители и администраторы клуба, способные развивать те виды спорта, которые нравятся спортсменам, организовывать праздники для них, в том числе ежегодное подведение итогов деятельности клуба с на-

граждением лучших членов клуба.

Четвертый компонент в большей степени отражает умение руководства клуба привлекать к его развитию меценатов и спонсоров.

Пятый компонент можно охарактеризовать как организацию питания для спортсменов и тренеров, а также работы технического персонала. Возможность перекусить после тренировки особенно актуальна для спортсменов и тренеров, чей дом находится далеко от места расположения тренировочных баз.

Шестой компонент имеет имиджевую составляющую, направленную на рекламирование деятельности клуба, популяризацию его спортивных достижений через средства массовой информации (газеты, телевидение, интернет и т. п.).

Седьмой компонент свидетельствует об умении грамотно составить программу тренировок, что, по мнению тренеров-преподавателей, также является важным наполнением при управлении спортивным клубом для людей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью).

Таким образом, нами были установлены факторы, определяющие

176

удовлетворенность спортсменов-инвалидов качеством работы спортивных клубов, представленные в таблице 2. Именно эти факторы, их удельный вес и наполнение необходимо учитывать при управлении качеством работы спортивными клубами для людей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью).

В результате проведенного исследования тренерами-преподавателями был сформирован перечень основных требований к качеству работы спортивных клубов для людей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью), неудовлетворенность которыми вызывает у них особую обеспокоенность.

На основе полученных результатов для совершенствования качества работы тренеров-преподавателей спортивных клубов для людей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) нами были разработаны практические рекомендации.

1. Учитывая нозологию занимающихся, проводить тренировок на высоком эмоциональном уровне с применением элементов праздника, игры.

2. Руководителям клубов, органам местного самоуправления создавать возможность для тренеров-преподавателей прохождения курсов повышения квалификации, в том числе за рубежом.

3. Формировать направления взаимодействия между, меценатами

и спонсорами, волонтерами, средствами массовой информации, службами административно-хозяйственной части.

4. Внедрять в работу подходы, направленные на создание системы просветительской деятельности с умственно отсталыми людьми.

5. Осуществлять тренировочный и соревновательный процесс с привлечением здоровых спортсменов из числа физкультурно-спортивных любительских и профессиональных коллективов региона.

Результаты исследования внедрены в работу с детьми с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Детско-юношеской спортивной школы г. Городца Нижегородской области.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Евсеев С. П., Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура. Учебное пособие. -М.: Советский спорт, 2000.

2. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник: В 2 т. - Т. 1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2002. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.