Научная статья на тему 'Совершенствование институциональной структуры политических систем северных регионов России'

Совершенствование институциональной структуры политических систем северных регионов России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
192
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы управления
ВАК
Ключевые слова
СЕВЕР / NORTH / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / INSTITUTIONAL STRUCTURE / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / POLITICAL SYSTEM / СЕВЕРНЫЕ РЕГИОНЫ РОССИИ / NORTHERN REGIONS OF RUSSIA / ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / POLITICAL MODERNIZATION / ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / POLITICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кондраль Д.П.

Цель. Статья посвящена анализу политических институтов, функционирующих в северных регионах страны, изучению их специфики и структуры, а также исследованию проблем развития институтов демократии. Методы. На основе системного и процессного подходов автор использует методы анализа, оценки, сравнения. Результаты и научная новизна. Исследователем проанализированы особенности и свойства региональных политических систем, наряду с федеральной, указаны возможные пути и перспективы их дальнейшего совершенствования. Также в статье проанализированы основные факторы, определяющие угрозы и риски успешного социально-политического развития регионов Севера России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE INSTITUTIONAL STRUCTURE OF POLITICAL SYSTEMS IN THE NORTHERN REGIONS OF RUSSIA

Purpose. The article is devoted to the analysis of political institutions functioning in the northern regions of the country, studying their specifics and structure, as well as researching the problems of the development of democratic institutions. Methods. On the basis of system and process approaches the author uses the methods of analysis, evaluation, comparison. Results and scientific novelty. The researcher analyzed the features and properties of regional political systems, along with the federal, the possible ways and prospects for their further improvement are indicated. The article also analyzes the main factors that determine the threats and risks of successful social and political development of the regions of the North of Russia.

Текст научной работы на тему «Совершенствование институциональной структуры политических систем северных регионов России»

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ

ВЛАСТЬ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМ СТРУКТУРЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ

Кондраль Д. П.

кандидат политических наук, доцент кафедры философии и методологии образования, Ухтинский государственный технический университет (Россия), 169314, Россия, г. Ухта, ул. Юбилейная, д. 26, каб. 227, lbvf17@rambler.ru

УДК 323(985+470.1/.2)

ББК 66.3(21),1

Цель. Статья посвящена анализу политических институтов, функционирующих в северных регионах страны, изучению их специфики и структуры, а также исследованию проблем развития институтов демократии.

Методы. На основе системного и процессного подходов автор использует методы анализа, оценки, сравнения.

Результаты и научная новизна. Исследователем проанализированы особенности и свойства региональных политических систем, наряду с федеральной, указаны возможные пути и перспективы их дальнейшего совершенствования. Также в статье проанализированы основные факторы, определяющие угрозы и риски успешного социально-политического развития регионов Севера России.

Ключевые слова: Север, институциональная структура, политическая система, северные регионы России, политическая модернизация, политическое развитие.

IMPROVEMENT OF THE INSTITUTIONAL STRUCTURE OF POLITICAL SYSTEMS IN THE NORTHERN REGIONS OF RUSSIA

Kondral D. P.

Candidate of Science (Politics), Associate Professor of the Department of Philosophy and Methodology of Education, Ukhta State Technical University (Russia), of. 227, 26, st. Anniversary, Ukhta, Russia, 169314, lbvf17@rambler.ru

Purpose. The article is devoted to the analysis of political institutions functioning in the northern regions of the country, studying their specifics and structure, as well as researching the problems of the development of democratic institutions.

Methods. On the basis of system and process approaches the author uses the methods of analysis, evaluation, comparison. ^

Results and scientific novelty. The researcher analyzed the features and properties of regional political systems, °

along with the federal, the possible ways and prospects for their further improvement are indicated. The article also ana- cf

lyzes the main factors that determine the threats and risks of successful social and political development of the regions of ^

the North of Russia. g

a

"O t

Key words: North, institutional structure, political system, northern regions of Russia, political modernization, polit- ¡g ical development. ©

Кондраль Д. П.

Современные тренды социально-политического и экономического развития страны и общества, ориентирующие на развитие органических моделей управления и построение инновационной экономики определяют необходимость совершенствования политических институтов в России как на федеральном, так и региональных уровнях [1, с. 4-6].

К структурным элементам политики принято относить политический интерес, политические отношения, политическую организацию, политическое сознание, политическую деятельность.

Сегодня низкий уровень политического участия населения страны [2] во многом обусловлен низким уровнем интереса и заинтересованности людей в виду обострившихся в условиях социально-экономического кризиса проблем развития общества [3, с. 4-7] и государства [4, с. 293-294]. Так, сегодня в стране возникла ситуация, когда многие люди живут на уровне бедности [5, с. 51-52, 55] и у них элементарно отсутствует какой-либо интерес участия в политике для защиты своего социального положения. Вместе с тем, более 60 % населения развитых стран составляет средний класс, представляющий социальные группы, стремящиеся активно действовать в политике для улучшения своего благосостояния и реализации своих интересов, что определяет развитие активной политической культуры.

Подданнический тип политической культуры, характерный для регионального социума, рождает специфические инертные отношения между обществом и властью, тормозящие развитие институтов гражданского сообщества.

Важным условием развития общества является наличие адекватных современности политических институтов, способных развиваться в соответствии с изменением общественных устоев и запросов, поэтому властям для эффективного управления необходимо в полной мере учитывать колебания социально-политических запросов общества как на федеральном, так и на региональных уровнях.

Повышение уровня политических и правовых знаний и развитие политико-правовой культуры в обществе является необходимым условием его современного развития. Сегодня в отечественной системе образования данные направления находят всё более чёткое место и осознание их актуальности и необходимости.

Совершенствование институциональных норм общества и политического сознания на основе развития принципов демократии определяют изменение условий и возможностей политической деятельности на перспективу

Главными институтами демократии в северных регионах страны выступают выборные органы власти; институты гражданского общества; демократическая политическая культура; правовые механизмы взаимодействия общества и защиты интересов населения.

В основе процессов политического развития России лежит принцип поиска сбалансированного последовательного совершенствования как федеральной, так и региональных политических систем. Развитие федеральной политической системы осуществляется на основе постоянной адаптации механизмов политического взаимодействия к изменяющимся внешним и внутренним условиям и трендам, что реализуется сегодня через политику институционального развития. В частности, через политическую модернизацию [6, с. 19].

Развитие региональных политических систем происходит не всегда пропорционально трендам и направлениям федеральной системы, что является угрозой отставания развития институтов демократии в северных регионах страны, а также определяет появление рисков успешного политико-управленческого развития страны в целом.

Политические особенности, социальный, культурный и экономический уровень развитий российских регионов не является однородным [7, с. 16-17], что определяется множественной спецификой их политико-исторического освоения и развития [8, с. 5-7]. Вместе с тем, сегодня определены общие направления и тренды социально-политического развития регионов страны [9], в основе которых лежат принципы демократии, свободы выбора, плюрализма, развития правовых механизмов и практик взаимодействия, социальной защиты населения, повышения значения институтов гражданского общества.

Северные регионы страны имеют свою специфику социально-политического развития. Их особенности и возможности развития определяются необходимостью планирования параметров перспективных моделей социально-политических систем для их успешного совершенствования и дальнейшего сбалансированного функционирования [10, с. 79, 81].

Следует отметить специфические особенности федеральной и региональных политических систем на Севере России.

Федеральная политическая система представляет собой комплексную (функционально-процедурную) модель, деятельность которой направлена как на решение актуальных социально-политических и иных вопросов стабильного общественного функционирования и развития, так и на поддержание и совершенствование общих демократических процедур и практик политического взаимодействия.

Региональные политические системы на Севере России представляют собой процедурные модели. Их деятельность направлена на следование общим демократическим нормам в рамках общегосударственной политики. Данная специфика определяет сложность их самостоятельного успешного демократического развития. Совершенствование региональных политических

Кондраль Д. П.

систем на Севере России предполагает контролируемое внешнее воздействие на них через государственные механизмы управления с целью их адаптации к существующим общероссийским тенденциям и трендам политического взаимодействия и управления.

В связи с этим, сегодня возникает необходимость формировать и развивать качественные и эффективные механизмы модернизации политических институтов в стране как на федеральном уровне, так и на уровне северных регионов.

Сегодня существует множество направлений и возможностей дальнейшего развития региональных политических систем в северных регионах страны. Среди них: развитие системы политических коммуникаций; повышение значения институтов гражданского общества; формирование активной политической культуры и правовой грамотности населения; совершенствование механизмов регионального управления в сторону развития принципов демократии, плюрализма, органических моделей управления; рост среднего класса и возможностей населения за счёт повышения благосостояния и качества жизни [11, с. 33-34; 12, с. 341-342].

Среди ключевых факторов успешного развития региональных политических систем в северных регионах страны следует указать: наличие качественных программ [13, с. 33, 48, 68] развития региональных политических систем на основе принципов органической модели управления; рост значения демократических и правовых механизмов социально-политического взаимодействия; эффективная деятельность адекватной современности системы регионального управления [14, с. 97-98] по созданию благоприятных условий взаимодействия власти, бизнеса и населения; развитие общества на основе активного типа политической культуры; активное участие институтов гражданского общества в процессах принятия и реализации управленческих решений; высокий уровень благосостояния населения, обеспечивающий социально-экономические блага и свободы, а также заинтересованность людей в активной политической деятельности для отстаивания своих интересов.

Основными рисками и угрозами стабильного функционирования и успешного развития политических систем северных регионов России остаются: коррупция; низкий уровень социально-экономического развития регионов и качества жизни населения [15; 3, с. 4-7]; исключительно бюрократические механизмы управления, не отвечающие современным требованиям инновационного развития общества и государства; подданнический тип политической культуры [16, с. 60-61]; низкий уровень развития институтов гражданского общества [17, с. 440, 444; 18, с. 749, 750] и политической активности населения и профсоюзов. Данные риски угрожают успешному стабильному развитию политических систем северных регионов страны.

Политическая система представляет собой организованную на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействующих политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом. В современной России сформирована система централизованного управления, предполагающая необходимость соответствия региональных политических институтов и моделей управления федеральным. Политическая система регионального уровня представляет организованную на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействующих региональных политических субъектов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом на уровне конкретного региона страны.

Структура политической системы представляет ряд взаимосвязанных подсистем: институциональной; идеологической; нормативной; функциональной; культурной; коммуникативной. Структурными элементами политической системы выступают: политическая организация, политические отношения, политико-правовые нормы, политическое сознание и политическая культура.

Институциональная структура политической системы северных регионов представляет из себя систему, состоящую из следующих основных элементов: территориальные структуры федеральных органов власти; региональные органы власти и управления и закреплённые алгоритмы и модели политического управления; политико-правовые нормы; политическая культура, характерная для жителей северных регионов страны; политическая инфраструктура (система норм и отношений по поводу взаимодействия власти, бизнеса и населения).

Региональные политические системы на Севере России, являясь наряду с федеральной политической системой частью политической системы страны, имеют специфические черты. Среди них следует выделить: 1) региональные органы власти во многом инертны в вопросах социально-политического развития и их развитие определяется спецификой и качеством специальных федеральных программ и механизмов политического управления; 2) инертность социально-политического развития северных регионов страны определяет низкую степень взаимодействия политической элиты и институтов гражданского общества; 3) не высокий уровень качества жизни населения [19; 20], определяющийся низким уровнем социально-экономического развития регионов, обуславливает незначительные экономические возможности и свободы личности; 4) низкий уровень развития среднего класса в северных регионах; 5) преимущественно развитые бюрократические модели управления; 6) пассивный тип политической культуры; 7) низкий уровень правовой грамотности населения. Указанные особенности северных регионов страны определяют сложность интенсификации модер-низационного развития их политических систем.

Кондраль Д. П.

Роберт Даль выделил следующие процессы развития демократии в обществе: введение политического представительства, расширение пространства действия демократии, ограничение пределов участия в принятии политических решений, увеличение разнообразия политической жизни, превращение политического конфликта в неотъемлемый атрибут политической жизни, полиар-хия и организационный плюрализм [21, с. 37-40].

Габриэль Алмонд и Сидней Верба определяли необходимым для развития демократии одновременное развитие чувства национальной идентичности, компетентности, как в качестве подданного, так и в качестве участника, социального доверия и гражданского сотрудничества [22, с. 133-134].

Габриэль Алмонд и Люсиан Пай установили, что политическое развитие опирается на процесс постоянного совершенствования функций, которые должна выполнять политическая система для обеспечения стабильности и эффективности всего социального организма. Изменение системных качеств и функций политических институтов включает три процесса: 1) структурную дифференциацию институтов политической системы и специализацию их функций; 2) возрастание способности политической системы к мобилизации и выживанию; 3) тенденцию к равноправию.

Демократия, представляющая из себя самоуправляемую форму политического устройства общества, предполагает сбалансированное развитие основных общественных сфер в следующих направлениях: 1) политической - в сторону укрепления республиканской формы правления, повышения контроля честности проведения выборов как в центре, так и в регионах; 2) социальной - в сторону развития институтов гражданского общества и повышения степени их вовлечённости в политику; 3) культурной - в направлении позитивного развития плюрализма мнений, свободы слова и мысли; 4) экономической - в сторону развития конкурентоспособного национального рынка и производства, повышения благосостояния населения, формирования общества на основе среднего класса. Развитие данных сфер общества в указанных направлениях федеральными и региональными властями является основой дальнейшего социально-политического развития страны и общества.

Политический институт представляет собой устойчивый вид социально-политических взаимодействий в обществе, регулирующих определённую сферу отношений, связанных с осуществлением политической власти.

Специфика власти определяется социально-политическими, политико-управленческими, политико-идеологическими типами отношений, закреплённых в обществе.

Система политических институтов на федеральном и региональном уровнях во многом обусловлена уровнем развития политической культуры общества, определяющим специфику политико-управленческих отношений

[16, с. 62-63]. Сегодня в северных регионах страны широко распространена подданническая культура бюрократического управления. Данный тип политической культуры противоречит управленческой парадигме развития современного общества на основе инновационных принципов построения политики и экономики.

Для качественного управления процессами интенсивного развития общества на основе инновационных политических и экономических моделей сегодня необходимо развитие органических структур управления, основанных на ответственной, позитивной и творческой деятельности индивидов и институтов гражданского общества в политике. В связи с этим вопрос успешного развития системы демократического управления и гражданского общества сегодня стоит остро наряду с вопросами борьбы с коррупцией, экономическим кризисом, низким уровнем социальной защищённости населения страны.

Сегодня важной является необходимость демократизации управленческой системы на основе развития культуры участия, в основе которой должны лежать принципы инициативы, демократии и законности. Это должно стать основой развития современной модели политического управления в северных регионах страны [23, с. 69].

Структура политической культуры представляет из себя многогранную цепь пересекающихся элементов, включающих: культуру политического сознания, культуру политического поведения, культуру функционирования политических институтов. Изменение данных элементов культуры в северных регионах страны в сторону развития демократической и правовой парадигмы жизнедеятельности общества представляется сложным, но необходимым процессом. Успешность данного процесса видится возможным при наличии качественных механизмов управления процессами социально-политического развития северных регионов страны. Совершенствование элементов политической культуры в северных регионах возможно как в рамках определённой специальной образовательной политики, направленной на повышение правового сознания общества, плюрализма, развития позитивных идеологий, так и в рамках проведения политики по формированию объективных стимулов для населения северных регионов страны к активному участию в политике (например, посредством роста благосостояния и социально-экономического уровня жизни населения).

Перспективами развития политической культуры на Севере России выступают: 1) поощрение региональными властями распространения правовых знаний и навыков защиты своих прав среди населения регионов; 2) формирование заинтересованности активного участия населения в политике через повышение социально-экономического уровня жизни (формирование

Кондраль Д. П.

активной политической культуры); 3) повышение значения институтов гражданского общества в политике; 4) рост социальной суверенности личности.

Основными проблемами развития политической культуры в северных регионах страны являются: низкий социально-экономический уровень жизни населения; не высокий уровень развития институтов гражданского общества; ориентация региональных властей исключительно на бюрократические модели управления, не предполагающие учёта инновационных возможностей развития общества; низкий уровень правовой грамотности населения; не высокий уровень социальной суверенности личности.

Таким образом, в северных регионах страны актуальным сегодня остаётся развитие социально-политических систем. Важным условием их успешного развития является совершенствование институциональных систем в соответствии с запросами и ожиданиями общества, а также трендами современного социально-политического развития страны и мира.

В связи с этим, сегодня необходимо формировать и реализовывать эффективные программы по модернизации политических систем северных регионов страны. В частности: формировать условия развития демократии; развивать институты гражданского общества; способствовать формированию активной политической культуры; повышать значение развития правового сознания; развивать эффективные механизмы политического управления, основанные на органических моделях; повышать благосостояние и социально-экономический уровень жизни населения.

Литература:

1. Юшкова Н. Г. Стратегия и тактика управления региональными изменениями: современный опыт, проблемы и особенности оценки. М., 2016. 200 с.

2. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва / Официальный сайт ЦИК РФ [электронный ресурс]. URL: http:// www.vybory.izbirkom.ru/region/ izbirkom?action=show&global=1&vrn=100100067795 849&region=0&prver=0&pronetvd=0 (дата обращения 16.03.2017).

3. Овчарова Л. Н. Население России в 2016 году: доходы, расходы и социальное самочувствие // Мониторинг НИУ ВШЭ. Июнь 2016. М.: НИУ ВШЭ, 2016. 45 с.

4. Шмакова М. В. Критический анализ стратегических разработок регионов Российской Федерации: финансовый аспект // Материалы X международной научно-практической internet-конференции «Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем». Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2016. С. 290-295.

5. Уманец Л. В. Статистическое изучение нищеты и бедности трудовой России // Вопросы статистики. 2017. № 3. С. 51-65.

6. Кондраль Д. П., Морозов Н. А. Управление процессами модернизации политической системы современной России (региональный аспект). Сыктывкар: ГАОУ ВПО КРАГСиУ, 2012. 165 с.

7. Артёмов А. С. Государственное управление региональным развитием Российской Федерации. М.: Международный институт экономики и права, 2016. 212 с.

8. Скуфьина Т. П. Региональное развитие России в контексте макроэкономических движений. Апатиты: Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина Кольского научного центра РАН, 2016. 126 с.

9. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ «О поправках к Конституции РФ» от 30 декабря 2008, № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008, № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 № 2-ФКЗ, от 21 июля 014 № 11-ФКЗ) [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Кондраль Д. П., Морозов Н. А. Стратегическое управление процессами пространственно-территориального развития Севера России: проблемы и перспективы. Сыктывкар: СГУ, 2014. 96 с.

11. Пругеров Ф. А., Парамонов В. В. Проблемы и перспективы развития арктических территорий // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: государственное и муниципальное управление. 2015. № 2. С. 29-38.

12. Скуфьина Т. П. Об инновационных задачах и фундаментальном характере проблем социально-экономического развития российской Арктики // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7. С. 340-346.

13. Алиева Т. Е. Север и Арктика в новой парадигме мирового развития: актуальные проблемы, тенденции, перспективы. Научно-аналитический доклад. Апатиты: КНЦ РАН, 2016. 420 c.

14. Кирдина С. Институциональная структура современной России: эволюционная модернизация // Вопросы экономики. 2004. № 10. С. 89-98.

15. Рейтинг регионов по уровню жизни семей-2016. РИА-РЕЙТИНГ [электронный ресурс]. URL: http:// www riarating.ru/regions_rankings/20160601/630023921.html (дата обращения 16.03.2017).

16. Кондраль Д. П. Культура, синергия и сбалансированность процессов стратегического управления Севером России // Арктика и Север. 2014. № 17. С. 60-64.

17. Рябев В. В. Гражданское общество современной России: проблемы и перспективы становления // Вестник МГТУ 2010. Т. 13. № 2. С. 439-445.

18. Сидоренко Г. И. Развитие гражданского общества в современной России: тенденции и проблемы

Кондраль Д. П.

взаимодействия с государством // Молодой ученый.

2015. № 8. С. 749-753.

19. Рынок труда, занятость и заработная плата. Официальная статистика Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http:// www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ wages/ (дата обращения 17.03.2017).

20. Информация о социально-экономическом положении России. Январь-июль. М.: РОССТАТ, 2016. 97 с.

21. Даль Р. Полиархия, плюрализм и пространство // Вопросы философии. 1994. № 3. С. 37-48.

22. Алмонд Г. А., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1992. № 4. С. 122-134.

23. Кондраль Д. П., Морозов Н. А. Власть, бизнес и население в северных регионах России: проблемы и перспективы взаимодействия // Арктика и Север. 2015. № 20. С. 58-72.

References:

1. Yushkova N. G. Strategy and tactics of management of regional changes: modern experience, problems and features of the assessment. M., 2016. 200 p.

2. Election of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of the seventh convocation. Official site of the CEC of the Russian Federation [e-resource]. URL: http:// www.vybory.izbirkom.ru/ region/izbirkom?action=show&global=1&vrn=10010006 7795849&region=0&prver=0&pronetvd=0 (date of reference 16.03.2017).

3. Ovcharova L. N. Population of Russia in 2016: incomes, expenses and social well-being // Monitoring of the Higher School of Economics. June 2016. M.: NIU HSE,

2016. 45 p.

4. Shmakova M. V. Critical Analysis of Strategic Developments in the Regions of the Russian Federation: the Financial Aspect. Materials of the X International Scientific and Practical Internet Conference «Problems of the Functioning and Development of Territorial Socio-Economic Systems.» Ufa: ISEI URC RAS, 2016. Pp. 290-295.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Umanets L. V. Statistical study of poverty and poverty of labor in Russia // Statistical issues. 2017. № 3. Pp. 51-65.

6. Kondral D. P., Morozov N. A. Management of the modernization of the political system of modern Russia (regional aspect). Syktyvkar: GAOU VPO KRAGSiU, 2012. 165 p.

7. Artemov A. S. State management of regional development of the Russian Federation / А. С. Artemov et al. Moscow: International Institute of Economics and Law, 2016. 212 p.

8. Skoufina T. P. Regional development of Russia in the context of macroeconomic movements. Apatity: Institute of Economic Problems of G. P. Luzin of the Kola Science Center of the Russian Academy of Sciences, 2016. 126 p.

9. The Constitution of the Russian Federation. Adopted by popular vote on December 12, 1993 (taking into account

the amendments introduced by the RF Laws «On Amendments to the Constitution of the Russian Federation» of 30 December 2008, No. 6-FCL, dated 30 December 2008, No. 7-FCL, dated 5 February 2014 No. 2 - FCL, dated 2 July 2014 No. 11-FCL). Access from ref.-legal system «ConsultantPlus».

10. Kondral D. P., Morozov N. A. Strategic management of processes of spatial and territorial development of the North of Russia: problems and prospects. Syktyvkar: SSU. 2014. 96 p.

11. Prugerov F. A., Paramonov V. V. Problems and prospects for development of Arctic territories // Bulletin of the Russian University of Peoples' Friendship. Series: state and municipal government. 2015. № 2. Pp. 29-38.

12. Skoufina T. P. About innovative problems and fundamental character of problems of social and economic development of the Russian Arctic // Innovative economy: prospects of development and perfection. 2016. № 7. Pp. 340-346.

13. Alieva T. E. North and the Arctic in a new paradigm of world development: current problems, trends, prospects. Scientific and analytical report / T. E. Aliev, and others. Apatites: KSC RAS. 2016. 420 p.

14. Kirdina S. Institutional Structure of Modern Russia: Evolutionary Modernization // Issues of Economics. 2004. № 10. Pp. 89-98.

15. Rating of regions by living standards of families-2016. RIREATING [e-resource]. URL: http:// www.riarating.ru/ regions_rankings/20160601/630023921.html (date of reference 16.03.2017).

16. Kondral D. P. Culture, Synergy and Balanced Processes of Strategic Management of the North of Russia // Arctic and North. 2014. № 17. Pp. 60-64.

17. Ryabev V. V. Civil Society of Modern Russia: Problems and Prospects of Becoming // Vestnik MSTU. 2010. T. 13. № 2. Pp. 439-445.

18. Sidorenko G. I. Development of civil society in modern Russia: trends and problems of interaction with the state // Young Scientist. 2015. № 8. Pp. 749-753.

19. Labor market, employment and wages. Official statistics of the Federal State Statistics Service [e-resource]. URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/en/statistics/wages/ (date of reference 17.03.2017).

20. Information on the socio-economic situation in Russia. January-July. Moscow: ROSSTAT. 2016. № 7. 97 p.

21. Dal R. Polyarchy, pluralism and space // Questions of philosophy. 1994. № 3. Pp. 37-48.

22. Almond G. A., Verba S. Civil culture and stability of democracy // Polis. 1992. № 4. Pp. 122-134.

23. Kondral D. P., Morozov N. A. Power, business and population in the northern regions of Russia: problems and prospects for interaction // The Arctic and the North. 2015. № 20. Pp. 58-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.