Научная статья на тему 'Совершенствование института таможенной службы как фактор экономического роста страны'

Совершенствование института таможенной службы как фактор экономического роста страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
378
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / ТАМОЖЕННЫЕ ТАРИФЫ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНВЕНЦИИ / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ / CUSTOM''S SERVICE / CUSTOM''S TARIFFS / CUSTOM''S BUSINESS / OUTWARD ECONOMIC ACTIVITY / SOCIAL-ECONOMIC POLICY / EXPORT / IMPORT / INTERNATIONAL CONVENTIONS / OUTWARD TRADE CIRCULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гадоев Давронджон Рамазонович

Сегодня интеграция Республики Таджикистан в международную экономическую систему делает необходимым дальнейшее усовершенствование внешнеторговых процедур, непосредственно связанных с реализацией института таможней службы как основы продвижения экономики страны и его роли и значения в её развитии. Проблема упрощения и гармонизации процедуры внешнеторговых операций является исключительно важным и актуальными вопросом на современном этапе экономических преобразований в Республике Таджикистан. В статье также проанализированы качество и структура безопасности потребительского рынка, который зависит от добросовестного и надёжного функционирования института таможенной службы страны, и отмечается, что отсутствует научно обоснованная технология реализации таможенной политики, её адаптации к меняющимся условиям как внутри страны, так и в мире, не созданы соответствующие организационные механизмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfection of Custom’s Service Institute as a Factor of Economic Growth of the Country

Today the integration of Tajikistan Republic into the international economic system turns into the necessity of further improvement of outward trade procedures directly connected with realization of the custom ’s service institute as a Foundation of the country ’s economic mobility, its role and importance for economic development; at the present stage of economic transformations in the Republic of Tajikistan the problems of simplification and harmonization of the procedures concerned with outward commercial operations are exclusively important and actual. In his article the author analyzes the quality and structure of a safe consumer ’s market which depends on conscientious and reliable functioning of the custom ’s service institute, he marks that a scientifically grounded technology of custom ’s service realization is unavailable that makes its adaptation to the conditions both in the country and abroad impossible; corresponding organizational mechanism having been not created.

Текст научной работы на тему «Совершенствование института таможенной службы как фактор экономического роста страны»

Гадоев Давронджон Рамазонович,

аспирант ТГУПБП

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАНЫ

Трансформационные процессы в экономике Республики Таджикистан и интеграция национальной экономики в мировое хозяйство вызвали необходимость постоянного совершенствования внешнеэкономических отношений и института таможенной службы. Для Таджикистана, вставшего на путь реформирования национальной экономики по рыночной модели развития, главным направлением преобразования внешнеэкономической сферы стала ее либерализация. Однако анализ показывает, что либерализация внешней торговли в республике стала осуществляться широким фронтом в стремлении максимально форсировать «открытие» национальной экономики и ее интегрирование в мировое хозяйство [3, 39]. При этом вначале отсутствовала целостная и достаточно научно обоснованная концепция и продуманная структурная политика, что обусловливало значительное возрастание степени открытости национальной экономики.

С возрастанием объёма ВВП объем экспорта также увеличился в 2010 г. по сравнению с 2005 г. на 18,2%. Однако его удельный вес в ВВП за анализируемой период уменьшился с 38,9 % до 21,1% в 2010 г. Объём импорта в период с 2005 по 2008 гг. имел чрезмерный рост: особенно в 2008 г, году пика мирового кризиса его объём увеличился на 48,1 % по сравнению с 2005 г. В период с 2005 по 2010 гг. удельный объём импорта в ВВП в среднем составил 57,7%. Реформы внешнеэкономической сферы и её экспортного сектора на начальном этапе способствовали притоку валютных средств для оплаты импорта товаров, а в последующие годы, наоборот, обусловливал утечку доходов из внутренней экономики республики. Другим словом, всё возрастающий объем импорта для удовлетворения внутреннего спроса по сравнению с экспортом в значительных объёмах увеличивал дефицит торгового баланса страны.

Основные экономические показатели участия Республики Таджикистан в мировой

экономике

№ Показатели 2005 2006 2007 2008 2009 2010

1 ВВП, млн. долл. 2335,6 2859,4 3719,7 5219,9 5019,2 5657,5

2 Объём экспорта, млн. долл. 908,7 1399,0 1468,1 1408,7 1010,3 1194,7

3 Рост к предыдущему году, в % 99,3 153,9 104,9 95,9 71,7 118,2

4 Удельный вес к ВВП, в % 38,9 48,9 39,5 26,9 20,1 21,1

5 Объём импорта, млн. долл. 1330,1 1725,4 2547,2 3272,6 2569,6 2656,9

6 Рост к предыдущему году, в % 111,6 129,7 147,6 148,1 78,5 103,4

7 Удельный вес к ВВП, в % 56,9 60,3 68,4 62,7 51,2 46,9

8 Внешнеторговый оборот, млн. долл. 2238,5 3124,4 4015,3 4681,3 3579,9 3851,6

9 Рост к предыдущему году, в % 106,3 139,5 128,5 116,5 76,4 107,6

10 Удельный вес к ВВП, % 95,8 109,1 107,9 84,7 71,3 68,0

11 Рост ВВП к предыдущему году. в % 111,2 122,4 130,1 140,3 96,1 112,7

Источник: Таджикистан: 20 лет государственной независимости. /Статистический сборник. - Душанбе, 2011. -С. 467-509.

Необходимо подчеркнуть, что, имея крайний дефицит товаров на внутреннем рынке и гигантский отложенный спрос, Таджикистан приступил к формированию рыночной экономической системы с минимальными ввозными таможенными пошлинами. Так, в РТ до 1998г. действовала 15% ставка от таможенной стоимости импортируемых товаров, а затем [5], [6] до 2003г. была установлена в размере 10 %. В настоящее время действует 5 % ставка таможенной пошлины с дифференциацией по группам товаров. Действующая ставка ввозных таможенных пошлин РТ имеет диапазонные уровни: 0 %, 2,5 %, 5 %, 7 %, 10 % и 15 %.

Трансформация внешнеэкономических отношений в направлении, способствующем развитию внутреннего или национального рынка, зависит от уровня совершенствования института таможенной службы республики. В то же время совершенствование института таможенной службы в значительной мере способствует выходу этого института на новый уровень и сокращению разрыва эффективности его функционирования в сравнении с зарубежными институтами таможенных служб. Повысится эффективность трансформации таможенной службы как экономического института, деятельность которого будет осуществляться на основе признания его авторитета международным торговым сообществом, участниками ВЭД, промышленными и финансовыми структурами, международными союзами, организациями и обществом. Стоит отметить, что в результате институциональных трансформаций переходного периода институт таможенной службы республики обрел новую организационную, правовую, управленческую, функциональную и социальную структуры. Однако к моменту завершения процесса институционализации таможенной службы как экономического института современной рыночной системы произошли серьёзные экономические и социальнополитические изменения в республике и в мировом экономическом пространстве, которые оказали негативное влияние на механизмы государственного управления таможенной службой, сделав её в значительной мере закрытым от общества институтом. В процессе реализации принципов внешнеэкономических отношений в структуре института таможенной службы сформировались теневые структуры, оказавшиеся наиболее подготовленными к восприятию и использованию в своих интересах сложившейся экономической реальности. Масштабы неорганизованного ввоза товаров физическими лицами и торговля ими в начале 2000 г. достигли огромной величины. Сравнительная оценка качества товаров, поступивших на потребительский рынок Таджикистана, показывает, что импортные аналоги, особенно производимые в Китае, Турции, Иране и ряде других азиатских стран,

весьма популярны среди населения (продовольствие, одежда и обувь, электротехнические приборы, медикаменты и др.), по уровню качества были очень низкими по сравнению с товарами, произвёденными в странах СНГ. Количество забракованных и сниженных в сортности иностранных товаров, поступивших в Таджикистан, остаётся достаточно высоким: (по данным Таджикстандарта

Согдийской области, процент сниженных в сортности тканей турецких производителей составляет 17-20% от общего количества поступившей партии товаров, китайского производства - 70 - 72 %).

Таким образом, качество, структура и безопасность потребительского рынка республики зависит от добросовестного и надёжного функционирования института таможенной службы республики. Институт таможенной службы является важным элементом социально-экономической политики государства. Комплекс рациональных мер рассматриваемого института является фактором экономического роста и способствует развитию внешнеэкономических связей страны. Оказывая существенное влияние на объёмы товарооборота, институт таможенной службы выступает контролёром объёма национального дохода, размера инфляции, уровня занятости, сальдо и структуры платежного баланса. Он является обязательным условием скорейшей трансформации института централизованной экономики в форму института рыночной экономики. Эффективность трансформационных процессов института таможенной службы во многом зависит от правильно разработанной концепции совершенствования и модернизации. В целях улучшения результативности регулирования внешнеэкономической деятельности необходимо отдавать приоритет передовым методам управления человеческими ресурсами и использовать соответствующие современным реалиям финансово-экономические инструменты.

Эффективность института таможенной службы определяется оперативным и чётким функционированием организационной структуры и наличием таких положительно настроенных культурных механизмов, как общественное мнение и моральные оценки. Одним из основных компонентов, характеризующих эффективность функционирования института таможенной службы, является доверительное отношение к таможенной службе со стороны факторов института (в данном случае участников внешнеэкономической деятельности, туристов). Взаимодействие организационной структуры с высокопрофессиональными кадровыми ресурсами выступает формулой функционирования современного института таможенной службы республики.

Целью совершенствования института таможенной службы должен стать анализ влияния кадрового потенциала на эффективность его деятельности в государстве и обществе. Именно кадровый потенциал создаёт предпосылки для эффективной работы таможенного института (следовательно, определяет эффективность экономической политики государства). Институт таможенной службы выступает необходимой составной частью институциональной структуры страны, в рамках которой протекает внешнеэкономическая деятельность предприятий, функционирующих в рыночных условиях. Политика процесса модернизации рассчитана на то, каким должен быть современный институт таможенной службы в республике, а не каким он может стать. Эффективное функционирование института таможенной

службы является важным фактором экономического роста, оказывает существенное влияние на результаты экономической и массовой активности. Эффективность института таможенной службы задаётся оперативным и чётким функционированием организационной и социальной структуры и положительными моральными оценками общественного мнения.

Критериями, определяющими эффективность таможенной службы как социально-экономического института являются действующие в структуре института культурные механизмы (моральные оценки и общественное мнение), а также способность координации действий, реализующих функцию обеспечения безопасности деятельности факторов, участвующих во внешнеэкономической деятельности [2, 255]. Это касается уверенности экономических субъектов в преобладании в таможенной службе единой для всех политики с соблюдением принципов объективности, честности и профессионализма. Отсутствие такой безопасности в институциональном поле деятельности таможенной службы выступает деструктивным элементом деятельности участников ВЭД и, соответственно, в долгосрочном плане тормозит экономический рост республики в целом. В результате девальвированный в общественном сознании образ таможенной службы республике налагает отпечаток на эффективность выполнения её функций. Основными причинами неэффективности могут являться увеличение «теневой активности» и институционализация неправовых социальных практик в сфере внешнеэкономической деятельности. Действия факторов рассматриваемого института не будут носить правового характера, если в государственной институциональной системе функционирует низкоэффективный институт таможенной службы, который не может чётко контролировать соблюдение норм и правил, а также стимулировать правовые образцы поведения. Необходимо учитывать, что развитие рыночной формы института таможенной службы республики порождает инновационные формы социальных практик неправового характера, снижающих долю таможенных поступлений в государственный бюджет. Поэтому одним из основных принципов модернизации должно быть укрепление кадрового потенциала таможенной службы высококвалифицированными специалистами, улучшение профессиональной этики, а также повышение уровня профессиональной и конфликтной компетентности.

Европейский союз и его современные подходы к реформированию говорят о необходимости модернизации таможенных институтов для защиты от последствий различного рода трансформационных процессов. Актуальность проблем реформирования таможенных институтов находится в поле деятельности соответствующих международных организаций, которые занимаются созданием современных моделей тарифного и нетарифного регулирования, а также разработкой конвенций для разработки эффективных социальных институтов в таможенной сфере. В этой связи главная задача института таможенной службы состоит в максимальном упрощении международного товарооборота при обязательном использовании инструментов соблюдения международных норм и правил, определённых факторами института.

В настоящее время, в силу интеграционной активности стран в глобализационных процессах, происходит взаимодействие таможенных институтов на международном уровне (одно из направлений - поиск показателя эффективности их работы). Примером для подражания является Европейский союз (ЕС), принявший множество конвенций, касающихся повышения эффективности функционирования современного института таможенной службы [7,163].

Для Республики Таджикистан с её сложными исторически сложившимися социокультурными нормами, правилами, национальными и культурными традициями, опираясь на опыт стран ЕС, необходимо правильно определить главные атрибуты современного института таможенной службы. Эффективность социально-экономической политики страны определяется функционированием институциональной системы по исполнению соответствующих функций, что касается и таможенного института.

Принимая во внимание зависимость экономического роста страны от эффективности работы предприятий, следует проводить модернизацию института таможенной службы таким образом, чтобы он стал принимать активное участие в формировании конкурентоспособности отечественных товаров на международных рынках.

Расширение номенклатуры товаров, облагаемых специфическими, комбинированными плюсовыми ставками таможенных пошлин - эффективный механизм противодействия попыткам институционализации социальных практик внепра-вового характера. Введение фактически запретительных вывозных пошлин на экспортируемые по заниженным ценам товары - это дополнительный инструмент для предотвращения утечки капитала из страны. Другая необходимая мера -установление унифицированных ставок пошлин на сходные по характеристикам товары. Таким образом, тарифное регулирование как явная функция института таможенной службы должно стать более гибким и оперативным. Быстрое реагирование на трансформационные процессы в стране требует широкого использования таких специфических механизмов, как тарифные квоты и сезонные пошлины, позволяющие дифференцировать размер ставки пошлины.

Проводимая государством политика в том виде, как она оформлена и интерпретируется в руководящих формальных административных нормах, пока ещё не обеспечивает оптимального функционирования таможенной службы. Следует признать, что отсутствует системный подход к определению содержания и развития таможенной службы не только в стратегическом, но и в тактическом планах. Отсутствует научно обоснованная технология реализации таможенной политики института, её адаптации к меняющимся условиям как внутри страны, так и в мире, не созданы соответствующие организационные механизмы. Как следствие этого, снижается общий эффект от деятельности института таможни, тормозятся процессы создания Таможенного союза стран СНГ, осложняется интеграция института таможенной службы республики в институциональную систему международных конвенций по торговле и таможенной деятельности. Всё это наносит серьёзный ущерб решению задач социально-экономического развития страны, налаживанию

устойчивых, прочных внешнеторговых связей и правовых отношений в сфере таможенного дела.

Список использованной литературы:

1. Закон Республики Таджикистан «О государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан» (Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2002 год, №4, ч-1, ст. 293; 2005 год, №7, ст.400).

2. Кирдина С.Г. X и У экономики. Институциональный анализ. - М. : Наука, 2004.

3. Назаров А.А., Бойматов А.А.. и др. Таджикистан и Кыргызстан: торговоэкономическое сотрудничества.-Худжанд: Меъроч, 2011.

4. Положение о Таможенной службе при Правительстве Республики Таджикистан. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 2.11.2007. №557.

5. Постановление Правительства Республики Таджикистан «О таможенном тарифе Республики Таджикистан» №450 от 25 октября 2003г.

Постановление Правительства Республики Таджикистан «О ставках акцизного налога на отдельные товары, производимые в РТ и ввозимые на территорию РТ» №126 от 2 апреля, 2005г.

6. Таджикистан: 20 лет государственной независимости / Статистический сборник. - Душанбе, 2011.

7. White Paper. Preparation of the Associated Countries of Central and Eastern Europe for Integration into the Internal Market of the Union, COM (95) 163final, Brussels 3.05.95.

Д.Р. Гадоев

Совершенствование института таможенной службы как фактор экономического роста страны

Ключевые слова: таможенная служба, таможенные тарифы, внешнеэкономическая деятельность, социально-экономическая политика, экспорт, импорт, международные конвенции, внешнеторговый оборот.

Сегодня интеграция Республики Таджикистан в международную экономическую систему делает необходимым дальнейшее усовершенствование внешнеторговых процедур, непосредственно связанных с реализацией института таможней службы как основы продвижения экономики страны и его роли и значения в её развитии. Проблема упрощения и гармонизации процедуры внешнеторговых операций является исключительно важным и актуальными вопросом на современном этапе экономических преобразований в Республике Таджикистан.

В статье также проанализированы качество и структура безопасности потребительского рынка, который зависит от добросовестного и надёжного функционирования института таможенной службы страны, и отмечается, что отсутствует научно обоснованная технология реализации таможенной политики, её адаптации к меняющимся условиям как внутри страны, так и в мире, не созданы соответствующие организационные механизмы.

D.R. Gadoyev

Perfection of Custom’s Service Institute as a Factor of Economic Growth of the Country

Key words: Custom's service, Custom's tariffs, outward economic activity, social-economic policy, custom's business, export, import, international conventions, outward trade circulation

Today the integration of Tajikistan Republic into the international economic system turns into the necessity offurther improvement of outward trade procedures directly connected with realization of the custom’s service institute as a Foundation of the country’s economic mobility, its role and importance for economic development; at the present stage of economic transformations in the Republic of Tajikistan the problems of simplification and harmonization of the procedures concerned with outward commercial operations are exclusively important and actual.

In his article the author analyzes the quality and structure of a safe consumer’s market which depends on conscientious and reliable functioning of the custom’s service institute, he marks that a scientifically grounded technology of custom’s service realization is unavailable that makes its adaptation to the conditions both in the country and abroad impossible; corresponding organizational mechanism having been not created.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.