Научная статья на тему 'Совершенствование и пути обеспечения устойчивости банковской системы Азербайджана'

Совершенствование и пути обеспечения устойчивости банковской системы Азербайджана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
800
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАН / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА АЗЕРБАЙДЖАНА / УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ / КАПИТАЛИЗАЦИЯ БАНКОВ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / AZERBAIJAN / BANKING SYSTEM OF AZERBAIJAN / SUSTAINABILITY OF THE BANKING SYSTEM / BANKS CAPITALIZATION / STATE MONEY-AND-CREDIT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эюбов Т. В.

В статье излагаются проводимые мероприятия по обеспечению устойчивости банковской системы Азербайджана. Особо подчеркивается значение повышения уровня капитализации, активизации и модернизации инвестиционной деятельности банковской системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attaining higher sustainability of the banking system in Azerbaijan (Russia, Moscow)

The article discusses the current measures aiming at the higher sustainability of the banking system in Azerbaijan with particular stress on the higher level of capitalization and modernization of investment activity

Текст научной работы на тему «Совершенствование и пути обеспечения устойчивости банковской системы Азербайджана»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ

совершенствование и пути обеспечения устойчивости банковской системы Азербайджана

Т.В. Эюбов,

аспирант кафедры банковского дела Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова (г. Москва)

guliev@mail.ru

В статье излагаются проводимые мероприятия по обеспечению устойчивости банковской системы Азербайджана. Особо подчеркивается значение повышения уровня капитализации, активизации и модернизации инвестиционной деятельности банковской системы.

Ключевые слова: Азербайджан, банковская система Азербайджана, устойчивость банковской системы, капитализация банков, государственная денежно-кредитная политика.

ББК У26(2)11(2А)+У26(2)22(2А)+У26(2)210.1(2А)

Проблема финансовой устойчивости банковской системы в условиях экономического кризиса приобретает особую актуальность. Аналитические исследования, связанные с проблемами, присущими Центральным и коммерческим банкам в условиях мирового экономического кризиса, еще раз доказывают необходимость определения основных путей для обеспечения устойчивости банковской системы Азербайджана. С этой целью необходимо сгруппировать проводимые мероприятия по следующим направлениям:

• повышение уровня капитализации банковской системы;

• создание благоприятных условий для взаимодействия банковской системы с реальным сектором национальной экономики;

• активизация и модернизация инвестиционной деятельности; усиленное взаимодействие региональных банков с органами исполнительной власти;

• формирование справедливой конкурентной банковской среды и повышение уровня контроля деятельности банков.

В современных условиях развития банковской системы, капитализация банковской индустрии республики является наиважнейшей задачей, и ее скорейшее выполнение обязательно выступит надежным гарантом в преодолении существующих и грядущих проблем. Не случайно, что большинство экономических кризисов в последние 30 лет начиналось с финансовых потрясений — банковских дефолтов, валютных кризисов, кризисов суверенного внутреннего или внешнего долга и т.п. [1].

Для создания в республике крупных банков и привлечения их потенциала для экономического развития страны, поддержание интегративного процесса банковского и промышленного капитала, который предназначен для укрепления индустриальной мощи республики и упрочения ее позиций в мировом сообществе, в первую очередь, требуется увеличить капитальную базу банковской системы. Необходимым условием для сохранения положительной динамики развития национальной экономики является беспрерывное наращивание капитала в банковской системе. Это находит свое подтверждение в стратегии Центрального банка, связанной с прогнозированием тенденций наращивания капитала банковской системы [2]. Реструктуризация проблемных банков, не имеющих перспектив для дальнейшего продолжения деятельности и их ликвидация, а также принятые другие эффективные меры в конечном итоге способны обеспечить нарастающую динамику совокупного капитала банковской системы.

Таким образом, необходимое обеспечение увеличения капиталов банков непосредственно воздействует на повышение роли банковской системы в социально-экономическом развитии республики. Для этого требуется создать благоприятные условия, позволяющие увеличить собственные средства, как центральных, так и © ПСЭ, 2013

региональных банков, что требует надежного источника. Кредитные организации с их разветвленными формированиями и достаточной прибылью способны сыграть роль источника пополнения собственных средств банков. Пользуясь подобной практикой, крупнейшие банки мира сформировали огромные капиталы. Безусловно, этот капитал значительно превосходит совокупный капитал банковской системы Азербайджана. Увеличение собственного капитала путем капитализации прибыли — процесс довольно сложный и требующий огромных усилий. Этот процесс еще больше усложняется в условиях снижения рентабельности банков. В республике для создания требуемого баланса банков в увеличении собственного капитала предстоит пройти достаточно длительный путь. Для того, чтобы начавшийся процесс вошел в нужное русло, необходимо принять ряд неотложных мер: стимулировать накопление прироста банковского капитала и установить необходимые налоговые льготы. Не секрет, что исключительно суровый режим банковского налогообложения является решающим фактором неэффективного функционирования банковской системы. Высокие налоги не стимулируют руководство банков к поиску путей наращивания прибыльности, следовательно, и капитала. В подобных случаях отдельные банки предлагают принять меры, связанные с установлением льготной ставки налога на прибыль кредитных организаций.

В банковской сфере существует практика субординированного кредитования. Оно является одним из важных способов увеличения банковского капитала. К сожалению, такой способ пополнения капитала в банковской системе республики не получил должного развития. На наш взгляд, это может послужить эффективным механизмом в реализации целенаправленной государственной политики в данной сфере. Таким образом, необходимо подчеркнуть специальную роль субординированных кредитов, так как государство в лице Центрального Банка должно их предоставлять крупным банкам. Эта процедура повлечет за собой довольно прогрессивные последствия: увеличится собственный капитал кредитных организаций, у них появятся дополнительные ресурсы, возрастет общий уровень капитализации банковской системы и т.д. В результате применения этих мер банковский сектор Азербайджана постепенно восстановит свою репутацию и превратится в надежного партнера для иностранных инвесторов. В осуществлении и реализации получения субординированных кредитов банки неизбежно должны принять обязательства по долгосрочному кредитованию в реальный сектор национальной экономики.

Главным результатом повышения капитализации банков является увеличение банковской системы, наращивание уставного капитала на основе слияния и поглощения. Это и есть самый надежный и перспективный путь увеличения капитальной базы. Повысить устойчивость можно путем поглощения проблемного

банка более здоровым банком или поиска иностранного инвестора, готового приобрести проблемный банк. Объединение или поглощение другой кредитной организацией может улучшить положение банка, находящегося в тяжелой финансовой ситуации. Однако задача органов надзора состоит в том, чтобы не допустить возникновения нового проблемного банка в результате слияния или поглощения. На базе двух и более банков должен обязательно возникнуть новый «здоровый» банк. Такие случаи известны в международной практике. Например, проблемы азербайджанской банковской системы, копившиеся в течение длительного времени, привели к банковскому кризису в 2000 году трех государственных банков — «Промышленного-инвестиционного банка», «Сберегательного банка» и «Агропромышленного банка». На базе этих банков был создан «Объединенный универсальный банк», который и в дальнейшем был переименован в «Капитал банк», который уже в 2007 г. был разгосударствлен.

Анализ показывает, что существующий основной документ (Правила Центрального банка Азербайджанской Республики от 25 марта 2003 года «О реорганизации банков в виде объединения или присоединения»), регулирующий ключевые моменты, связанные с этим процессом, имеет множество недостатков, так как в нем не нашли свое отражение такие вопросы, как:

• процедура объединения банков различных организационно-правовых форм;

• порядок отражения операций, связанных с реорганизацией в бухгалтерском учете;

• методы определения стоимости банковских акций (долей);

• порядок конвертации акций (паев), объединяющихся банков и другие.

Следует, отметить, что укрепление законодательного обеспечения прав инвесторов и кредиторов, обеспечение наиболее благоприятных налоговых условий для иностранных инвестиций, снижение некоммерческих рисков вложений, ускорение перехода предприятий и организаций на международные стандарты бухгалтерского учета и т.д. — обязательные условия и требования для успешного привлечения иностранных инвестиций в банковскую систему республики.

Создание условий для вложения в реальный сектор национальной экономики необходимых средств со стороны банков, является одним из главных факторов, способствующих экономическому росту. Учитывая необходимость развития законодательной базы для регулирования вопросов банковского кредитования, международные финансовые организации предлагают принять закон «О банковском кредите». Кредитные отношения между банком и клиентом регламентируются и регулируются Правилами Центрального банка республики. Надо заметить, что в вопросах регулирования данные Правила являются нормативным актом и имеют ярко выраженный бухгалтерский уклон. Однако только наличие подобного нормативного акта не способно решить все проблемы и вопросы, возникающие в процессе кредитования. Опыт развитых стран в области банковского кредитования еще раз доказывает необходимость разработки соответствующего закона. Необходимо подчеркнуть, что в банковском праве США по вопросам кредитования принято множество законов, например, закон «О равных кредитных возможностях», закон «О защите потребительского кредита», закон «О честной отчетности по кредитам», закон «О депозитных учреждениях» и т.д. А в Великобритании различным аспектам потребительского кредитования посвящен отдельный закон («О потребительском кредите»).

В настоящее время в банковской системе республики, с целью снижения и предотвращения рисков, приняты высокоэффективные меры, используемые в мировой практике банковской индустрии. Например, созданы кредитные бюро, которые непосредственно занимаются раскрытием информации о добросовестности исполнения заемщиками взятых на себя обязательств перед банками. Такие меры принимаются по рекомендации Центрального банка республики в соответствии с основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики. Не случайно, что в проекте «Концептуальных вопросов развития банковской системы Азербайджанской Республики» Центральный банк особо подчеркнул необходимость создания «кредитных бюро». Именно организационная сеть подобного рода способна вычислить рискованные операции банковской системы с предприятиями и организациями. Нужно отметить особенность того, что кредитные бюро должны формироваться как независимые структуры, функционирующие исключительно в интересах кредитных организаций и их клиентов. Здесь под особым вниманием должны быть права и обязанности

носителей информации о рискованных операциях с отдельными клиентами, а также с предприятиями и организациями. При наличии эффективной законодательной базы, кредитные бюро могут функционировать как независимая структура и обеспечивать взаимные интересы кредитных организаций и их клиентов.

Для эффективной реализации кредитования реального сектора экономики требуется расширить процесс по краткосрочному реформированию банков, которые выделяют кредиты предприятиям, имеющим важное стратегическое значение. Согласно итогам социально-экономического развития за 9 месяцев 2012 года, «экономика Азербайджана выросла на 1,1%, но ненефтяная экономика выросла на 10,3%. Подавляющая часть внутренних инвестиций — это средства, вкладываемые по линии государства, и в настоящее время стратегические валютные резервы страны находится на уровне 45 млрд долл.»[3].

Для развития национальной экономики очень важно объединение кредитных ресурсов в форме синдицированных кредитов. Это может активизировать банки, а также создаст условия для значительного снижения рисков. К сожалению, в данный момент подобный способ размещения средств не находит своего практического применения. Главной причиной такого парадокса является взаимное недоверие субъектов кредитного рынка. Еще одной причиной, препятствующей реализации синдицированных кредитов, является отсутствие соответствующих нормативных актов в действующем законодательстве республики, что является серьезным препятствием в развитии соответствующих правоотношений. Принятие такого специального нормативного акта может послужить дополнительным стимулом в организации банковских синдикатов. Учитывая особенности существующей ситуации, целесообразно было бы принятие Центральным банком Азербайджана Правил «О синдицированном кредитовании».

Модернизация инвестиционной деятельности является наиболее важной задачей для всей банковской индустрии. Дело в том, что привлечение инвестиций в регионы остается исключительно сложной проблемой. Несмотря на это, результаты проведенного анализа показали прогрессивные цифры, так в 2011 г. (12776,4 млн манатов) по сравнению с 2000 годом (967,8 млн манатов) кредитная активность республиканских банков возросла в 13,2 раза. Такая тенденция не является случайностью, а есть вполне закономерный процесс, обусловленный, прежде всего, преодолением острой фазы кризиса.

Следует, отметить, что основным условием инвестиционной активности является совершенствование системы предоставления государственных гарантий под инвестиции в реальный сектор национальной экономики. В этом плане разработка и принятие закона, представляется крайне необходимым. Именно этот закон должен предусматривать льготы по налогам и сборам для предприятий на определенный период. Эти предприятия, в свою очередь, должны вкладывать инвестиции в развитие экономики, контролировать процесс использования инвестиций, добиваться получения гарантий со стороны властей. Также целесообразно принятие Закона «О стимулировании инвестиционной деятельности банков». В нем должны найти свое отражение основные принципы стимулирования приоритетных видов и форм инвестиционной деятельности, кроме того льготы, как для отдельных банков, так и для целой группы банков, холдингов или финансово-промышленных групп (ФПГ), занимающихся финансированием инвестиционных проектов и программ. В случае эффективного действия этого закона в круг его компетенции, безусловно, войдут отношения по предоставлению банкам, занимающимся инвестиционной деятельностью, льгот по налогам и сборам, поступающим в республиканские и местные бюджеты, и все это должно основываться на правовом авторитете соответствующих представительных органов.

Еще одним требованием по стимулированию инвестиционного процесса является разработка системы, которая должна способствовать привлечению сбережений населения для реализации конкретных инвестиционных проектов. Прежде чем привлекать сбережения населения в банковскую систему нужно создать систему гарантирования этих вкладов. С целью быстрого удовлетворения требований вкладчиков необходимо создание системы соответствующих возможностей. Эффективное решение этой задачи возможно за счет обязательных резервов и ликвидных активов, которые имеются в распоряжении кредитных организаций. Их наличие должно быть стабильным, особенно в тот момент, когда на лицензию совершения банковских операций получен отказ. В таком случае банковская система особо не нуждается в формировании кредитных ресурсов из других источников.

В связи с этим необходимо было принять нормативно-правовые документы для страхования сбережений населения. Таким образом, по устранению вышеизложенного недостатка почти после пяти лет обсуждений был принят Закон Азербайджанской Республики «О страховании сбережений» от 29 декабря 2006 года. В соответствии с этим законом создан Фонд Страхования Сбережений. В данном законе отмечается, что охраняемое сбережение — является компенсируемое сбережение владельцу сбережения со стороны Фонда Страхования Сбережений при наступлении страхового случая. В настоящее время из 44 банков республики 40 банков являются членами данного Фонда. В соответствии с изменениями в Законе, с начала 2009 г. при наступлении страхового случая в каком-либо банке-участнике, владельцам сбережений по страхованным сбережениям установлена оплата компенсации в объеме 100% сбережения (максимальная сумма компенсации составляет 30,0 тыс. манатов 37,5 тыс. долларов США). Необходимо отметить, что по уровню компенсации это является одним из высоких на пространстве СНГ. Для сравнения отметим, что сумма компенсации составляет в Казахстане — 33,0 тыс., а в России — 25,0 тыс. долларов США. Государственная поддержка ликвидности банковского сектора оградила экономику от мирового финансового кризиса. В целом банки успешно управляли рисками, связанными с рублевой и валютной ликвидностью, чему способствовали устойчивый рост депозитов и их чистые внешние кредиторские позиции [4].

Опыт стран мира показывает, что система страхования сбережений наряду с ростом доверия банковской системе, мобилизует сбережения населения процессу крупномасштабной инвестиции и сыграет важную роль в экономике страны. Однако, указанный уровень ограничения компенсации по застрахованным сбережениям отрицательно влияет на мобилизацию свободной денежной массы населения и в процессе превращения их через банки в инвестиции. В результате население и банки лишаются возможности получения дополнительной прибыли. Поэтому работа по совершенствованию институционального механизма страхования должна продолжаться.

Азербайджанское законодательство напоминает соответствующие законы, принятые в таких странах, как Индия, Гонконг, Сингапур и т.д. В целом пруденциальные требования по провизиям в странах АТР после азиатского финансового кризиса были ужесточены. Накануне глобального финансового кризиса региональные банки поддерживали более высокие уровни провизий на возможные потери по кредитам, чем десятилетием ранее [5]. Там, агентства, фонды и другие институты — страховщики депозитов выполняют лишь роль «денежной корзины», и их зона ответственности ограничена управлением фондами страхования депозитов и выплатой возмещения в случае несостоятельности банка. В то же время, в таких странах, как Япония, Филиппины, Корея и Вьетнам, страховщики депозитов выступают в роли «минимизаторов рисков» — их обязанности включают не только управление фондами страхования депозитов и выплату компенсации, но и осуществление финансового мониторинга, контроля страховых рисков и управление проблемными финансовыми институтами. Так, к примеру, Японская корпорация страхования депозитов наделена функциями инспектирования учетных данных депозитов и специальными правами по проведению расследований для привлечения к ответственности виновных в банкротстве банков. Иными словами, Центральный банк Азербайджана пока не готов поделиться своими арбитражными функциями с Фондом Страхования Сбережений.

Для ускорения темпов развития инвестиционных процессов необходимо создать специализированные банки. Такие банки способны дать необходимый толчок целевому кредитованию проектов, предназначенных для развития социально значимых предприятий и отраслей. Кредитные организации подобного рода должны создаваться на базе функционирующего банка. Сохранение конкурентной среды является основным залогом развития банковской индустрии. Для наличия такой среды требуется в первую очередь, ограничить деятельность инвестиционного банка, работающего в сфере обслуживания корпоративных клиентов и ведения расчетных и текущих счетов. Еще одним мероприятием в этой области должно быть наполнение инвестиционных ресурсов за счет разрешения привлечения долгосрочных депозитов от крупнейших предприятий базовых отраслей хозяйства и инвестиционных институтов.

Особое значение имеет взаимодействие банков с органами исполнительной власти. Чтобы получить желаемый результат в деле создания стабильной банковской системы, недостаточны усилия банковского сообщества, необходима плодотворная ра-

бота соответствующих законодательных и исполнительных властей. Реализация интеграционного процесса, где основное участие принимают органы власти совместно с банковским сообществом, способна максимально снизить действие политических факторов, оказывающих негативное влияние на устойчивость и дальнейшее развитие банковской системы. Такое качество взаимодействия, может способствовать созданию атмосферы уверенности в стабильных экономических преобразованиях и снижению уровня неопределенности.

В деятельности банков исключительную роль играет их взаимодействие с территориальными управлениями Центрального банка. С целью эффективного осуществления этой задачи требуется расширить права территориальных учреждений Центрального банка в области надзора за деятельностью кредитных организаций. Эта процедура позволит Центральному банку наиболее гибко произвести соответствующие ограничения по привлечению кредитных ресурсов, а также при предоставлении кредитов предприятиям провести необходимую работу по учету конкретной ситуации в данном регионе.

Чтобы все предлагаемые мероприятия по повышению стабильности и устойчивости банковской системы были благополучно реализованы, необходимо оценить тенденции развития также в регионах страны. Дело в том, что многие проблемы, связанные с устойчивостью банков, есть результат социально-экономических особенностей разных регионов. В этом плане формирование справедливой конкурентной банковской среды является основной задачей в повестке дня. Нужно подчеркнуть, что регулирование конкурентной среды на финансовом рынке и, особенно в банковской системе, является давно назревшей проблемой. В соответствии с этим необходимо принять Закон «О конкуренции в банковской деятельности», который должен регулировать основные правила создания рыночной среды в банковской системе. Данный закон должен предотвратить любые приемы недобросовестной конкуренции, в число которых входят: использование политического влияния; возможности доступа к власти с целью лоббирования собственных интересов; перехват контроля с использованием государственного влияния на финансовые потоки крупнейших предприятий; проведение демпинговой политики с включением в оборот бюджетных ресурсов.

Наряду с рассмотренными выше мероприятиями, повышению устойчивости банковской системы могут способствовать: построение эффективной системы внутреннего контроля; повышение качества менеджмента и, соответственно, квалификации менеджеров, осуществляющих этот процесс.

Активизация работы по организации систем расчетов, при наличии централизованной системы банковских расчетов, является одной из остро стоящих задач. Когда отсутствуют коммуникационная сеть и программно-аппаратные средства по защите информации, концентрация ресурсов в одном расчетном центре дает довольно негативные результаты, т.к., в случае сбоев при осуществлении платежей неизбежно возникает связывание значительных ресурсов в расчетном центре, в результате чего происходит существенное снижение текущей ликвидности, которая прямым образом наносит значительный ущерб устойчивости банка. Использование электронной связи во внутренних и межрегиональных расчетах представляется необходимым техническим актом, способствующим совершенствованию интеграционного процесса корпоративных банковских сетей. Ведение работы по консолидации деятельности банков вокруг наиболее перспективных систем расчетов с использованием платежных карт, которую должны выполнять Центральный Банк республики и ее подразделения является крайне необходимым условием развития банковской системы на современном этапе.

С целью надежного обеспечения стабильности и устойчивости, особенно в жестких условиях внешней среды и создания прочной системы адекватного реагирования на любое изменение существующей ситуации, банкам необходимо вести работу по постоянному повышению уровня профессиональности банковских работников и квалификации менеджеров, реализующих сложную систему банковской службы. В эту работу должна входить консультативная и методологическая помощь всему персоналу банка. Данная работа также требует обеспечения доступа банков к результатам экономических исследований (в том числе маркетинговых), проводимых специалистами Центрального Банка республики. Таким образом, предлагаемая система направлена на повышение надежности и экономической устойчивости банковской системы Азербайджана.

Литература

1. Хейфец Б.А. Глобальные дисбалансы и реформа мировой валютно-финансовой системы // Деньги и кредит. — 2012. — № 7. 2www.cbar.az

3. Из вступительной речи Президента Азербайджанской Республики И.Г. Алиева на заседании Кабинета Министров, посвященное итогам социально-экономического развития за девять месяцев 2012 года и предстоящим задачам // Бакинский рабочий. — 2012. — 11 окт.

4. МВФ- РФ — Заключительное заявление миссии МВФ в рамках консультаций 2012 года по Статье IV Соглашений МВФ // Вопросы экономики. — 2012. — № 7.

5. Андрющин А.С., Кузнецова В.В. Международный опыт политики провизий центральных банков // Банковское дело. — 2012. — № 7.

иллегализация экономической деятельности в сфере внешней торговли Украины

Т.Л. Вышинская,

аспирант кафедры международной экономики Киевского национального торгово-экономического университета

tvyshynska@gmail.com

В статье проанализированы формы иллегализации экономической деятельности в сфере внешней торговли товарами в Украине и каналы их осуществления. Представлен анализ объемов расхождений статистических данных при импорте и экспорте товаров в Украину и из Украины со странами ЕС, СНГ, КНР и США по всем товарным группам на уровне четырех знаков УКТВЭД. Определены основные группы товаров, в которых наблюдаются процессы иллегализации.

Ключевые слова: теневая экономика, импорт, экспорт, внешняя торговля, анализ, иллегальная экономика.

УДК 339.56.055 ББК 65.42

Развитие глобализационных процессов, масштабное перемещение финансовых ресурсов между странами открывают объективные возможности для финансирования экономического роста.

Однако, увеличиваются риски вывода финансовых потоков в сферу теневого оборота капитала.

В современном мире нет ни одной страны, в экономике которой не существовал бы теневой сектор в больших или меньших масштабах. По оценкам экспертов, ориентировочные объемы международного товарооборота, связанного с нарушением правовых норм (контрабанда, торговля «пиратскими товарами»), составляют более 20% легального мирового товарооборота, «отмывания» теневых доходов достигает более 2-5% мирового валового продукта; нелегальная миграция охватывает более половины общего количества мигрантов мирового хозяйства [1, 2]. Теневая деятельность становится все более диверсифицированной и распространяется на те сферы, где раньше не проявлялась. Динамично развиваются теневые международные связи, теневая экономика приобретает региональные, а в некоторых сферах (например, торговля наркотиками) и мировые масштабы. Высокая мобильность факторов производства, использование новых информационно — коммуникационных технологий привели не только к формированию единого экономического, финансового поля, но и к глобализации теневой экономики.

Известно, что сегодня изучением проблем, связанных с теневой экономикой, занимаются ученые многих стран. Очевиден научный вклад таких ученых, как Богачев В., Корягина Т., Исправников В., Рывкина Р., Латов Ю., Акимова И., Улыбин К., Мандыбура В., Турчинов А., Шохин А. , Жалило Я., Варналий С., Шнайдер Ф. и других. В их работах рассматриваются общие вопросы теории функционирования теневой экономики, факторы формирования теневого сектора в национальном хозяйстве, методические подходы к оценке масштабов теневого сектора и механизмы противодействия теневой экономике, проблемы оттока финансовых ресурсов за границу.

Однако проблемы тенизации экономической деятельности в сфере внешней торговли товарами исследованы недостаточно и требуют дальнейшего их изучения.

Цель исследования — установить объемы и тенденции иллегализации внешней торговли товарами в Украине. Ее результаты позволяют:

— осуществить анализ объемов расхождений статистических данных при импорте и экспорте товаров в Украину и из Украины со странами ЕС, СНГ, КНР и США;

— определить основные группы товаров, в которых наблюдаются процессы иллегализации.

Наиболее значительным сектором теневой экономики в современной Украине признана сфера внешней торговли [3, 4, 5].

Иллегальная экономическая деятельность в области внешней торговли — это сомнительные или противозаконные финансовохозяйственные операции, осуществляемые субъектами внешнеэкономической деятельности с целью минимизации таможенных платежей и налогов и получения сверхприбылей и вывоза финансовых ресурсов за пределы страны.

1. Экспорт по искусственно завышенным ценам с использованием в схеме:

- поставщиков фиктивных предприятий;

- официального производителя.

2. Экспорт по завышенным ценам с применением искусственного производства экспортируемых товаров.

3. Реализация товаров по экспортным сделкам без фактического пересечения ими таможенной границы.

1. Невозвратвалютных средств, полученных от экспортных операций.

2. Занижение цен при экспорте.

3. Фиктивные экспортные контракты.

4. Создание и деятельность через оффшорные компании.

Иллегализация экономической деятельности в сфере внешней торговли товарами в Украине

Занижение таможенной стоимости товаров путем:

1. Искажения номенклатуры.

2. Нарушение идентификации товаров.

3. Отнесение готовых изделий к комплектующим и деталям.

4. Изменения количества и качества.

5. Изменения технических характеристик.

6. Занижение реальной фактурной стоимости товаров.

7. Фальсификация информации о стране происхождения товара.

1. Импорт с участием фиктивных фирм.

2. Завышение цен при импорте.

3. Фиктивные импортные контракты.

4. Необоснованное авансовое перечисление валюты при импорте для будущих поставок.

5. Создание и деятельность через оффшорные компании.

6. Создание фиктивной задолженности перед подконтрольными юридическими лицами за рубежом.

Рис. 1. Формы иллегализации экономической деятельности в сфере внешней торговли товарами в Украине и каналы их осуществления*

* Разработано автором

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.