Научная статья на тему 'Совершенствование государственной и муниципальной системы гарантий как фактор привлечения инвестиций в различные сегменты экономики'

Совершенствование государственной и муниципальной системы гарантий как фактор привлечения инвестиций в различные сегменты экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INVESTMENT ACTIVITY / СИСТЕМА ГАРАНТИЙ / GUARANTEE SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Артем Валерьевич

В статье рассматриваются различные методы привлечения инвестиций на муниципальном уровне и проблемы реализации системы гарантий в направлении активизации инвестиционной деятельности в различных сегментах экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of state and municipal guarantee system as a factor of attraction of investments in various segments of economy

The article discusses various methods of attraction investments at the municipal level and problems of implementation of the safeguards system in the direction of investment activity in various segments of the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Совершенствование государственной и муниципальной системы гарантий как фактор привлечения инвестиций в различные сегменты экономики»

ISSN 2312-9778

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

Кузнецов А.В.

совершенствование государственной и муниципальной системы гарантий как фактор привлечения инвестиций в различные сегменты экономики

Сложившаяся в последнее время обстановка и современный этап развития взаимоотношений в сфере финансов как на государственном уровне, так и на уровне муниципального образования, анализ структуры долга и используемых инструментов заимствований показывает, что эффективным способом привлечения ресурсов к финансированию являются гарантии, удельный вес которых в общем объеме государственного долга и долга муниципальных образований достаточно высок, и объемы их предоставления ежегодно увеличиваются. Государственные и муниципальные гарантии представляют собой целую систему элементов и операций, выполняемых в процессе денежного обращения, следовательно, экономическую базу оказания финансовых услуг, средств и обязательства перед их возвратом [1, с 97].

Теоретическое значение государственных и муниципальных гарантий заключается в том, что они систематизируют и обобщают большой спектр финансовых услуг, предоставляемых различным государствам, предприятиям, юридическим лицам. Это позволяет совершенствовать взаимоотношения как на макроуровне так и на уровне муниципального образования, влияет на практику и развитие тех отраслей, которые нуждаются в финансировании.

Практическое значение заключается в привлечении и заимствовании необходимых финансовых средств под государственные обязательства, что в конечном итоге приводит к выигрышу всех сторон.

Рассмотрев проблемы развития гарантий, международный опыт и концепцию совершенствования в историческом разрезе можно прийти к выводу, что в России нужен совершенно иной подход к гарантийной системе, опирающейся на опыт развитых государств, пересмотр законодательной базы, создание целостной и единой структуры, ответственность и качественное управление.

Вместе с тем анализ действующих гарантий всех уровней показал, что до настоящего времени они предоставлялись только по проектам, в основном связанным с государственным участием, причем в большинстве случаев гарантии использовались как форма прямого государственного финансирования.

К сожалению, в настоящее время в стране ни на федеральном, ни на региональном уровнях не существует целостной системы гарантирования. На федеральном уровне

56

Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 1/2015

делаются лишь первые шаги, связанные с предоставлением государственных гарантий по инвестиционным кредитам [2]. Но они явно недостаточны для привлечения необходимого объема инвестиций. На наш взгляд, перспективной может стать схема, разработанная Всемирным банком и правительством РФ: правительство обязуется компенсировать потери, связанные с некоммерческими рисками, а Всемирный банк гарантирует выплату в случае, если правительство не выполнит свои обязательства.

Что же касается регионального уровня, то лишь около трети регионов РФ осуществляют страхование инвестиционных некоммерческих рисков и создают гарантийно-залоговые фонды. Зачастую такие фонды не имеют законодательного оформления и действуют на основании распоряжений или постановлений администраций субъектов Федерации. В большинстве же субъектов РФ гарантирование инвестиций от региональных рисков находится в зачаточном состоянии или вообще отсутствует [3].

Вследствие общей неустойчивости условий осуществления инвестиционной деятельности и их глубокой региональной дифференциации создание эффективной системы гарантирования инвестиций в настоящее время крайне актуально [4].

Дефицитность бюджетов всех уровней, сокращение инвестиционных потоков, снижение объемов банковского кредитования реального сектора экономики, централизация капиталов диктуют необходимость поиска новых путей увеличения инвестиций.

Одним из катализаторов роста вложений кредитно-финансовых структур в производство может оказаться система гарантий возвратности кредитов. Создание системы гарантий с участием государства может способствовать привлечению отечественных и зарубежных инвестиций в реальный сектор с одновременным регулированием их доступа и влияния на экономику в целом.

Необходимость системы гарантий с участием государства обусловлена самим положением, в котором в настоящее время оказались основные участники кредитногарантийных операций - предприятия, банки и государство (или гарант, реализующий интересы государства). Так, малые и средние предприятия в основном не обладают существенным имуществом и ресурсами, которые они могут предоставить в залог под кредит. Зачастую и крупные государственные предприятия ограничены в гарантоспособности рамками существующего законодательства [5].

Для государства малое предпринимательство - мощное средство решения целого комплекса социально-экономических проблем, но в период преобразований государство не обладает достаточными денежными ресурсами для его поддержки. Государство и не должно заниматься прямым кредитованием малых предприятий - это прерогатива банков и инвесторов.

Задача государства - создавать для этого условия, в частности, инфраструктуру для формирования «длинных» и «дешевых» инвестиционных капиталов и их вовлечения в инвестиционный процесс [6].

Гарантирование кредитов - не только форма защиты инвестиционного капитала от потерь, но и важный инструмент развития всей предпринимательской деятельности, поскольку, разделяя с кредитором риски, государство осуществляет привлечение

57

ISSN 2312-9778

инвестиций и кредитных средств в сферу микропредпринимательства.

Положительным моментом является и получение гарантодателем определенной суммы средств за гарантии в момент их предоставления, а также использование требований к предприятию-должнику, вплоть до возможности стать владельцем его имущества, что, в свою очередь предусматривает ответственное участие государственной структуры в отборе предоставляемых в банк проектов.

Еще одним важным фактором использования гарантийного резерва для поддержки может быть компенсация части процентных ставок по кредитам коммерческих банков, что также расширяет количество получателей финансовой поддержки и облегчает доступ малых предприятий к коммерческим кредитам.

Одной из форм практического апробирования схем финансового взаимодействия фондов с коммерческими структурами может быть частичная компенсация рыночного процента платы за коммерческие кредитные ресурсы, вложенные в форме инвестиций в конкретный предпринимательский проект или региональную программу. Здесь государство выступает частичным гарантом при получении малым бизнесом банковских кредитов.

Финансирование из государственных фондов необходимо осуществлять под гарантию начинающих предпринимателей по созданию определенного числа рабочих мест. В качестве механизма осуществления гарантий по проектам и страхования кредитного риска может быть учтен многолетний опыт страховых организаций. По разорившимся предприятиям, созданным на средства фонда, средства списываются за счет страхового резерва [7, с.127].

Потенциальные возможности гарантийного механизма также могут быть увеличены путем участия Федерального фонда поддержки предпринимательства в капитале региональных фондов, при условии выделения ими определенных финансовых ресурсов для предоставления собственных гарантий по кредитам; размещения свободных средств фонда в коммерческих банках для предотвращения инфляционного обесценивания средств гарантийного фонда; создания обществ взаимных гарантий, гарантийный фонд которых образуется с участием средств малых предприятий, предпринимательских союзов и ассоциаций, торгово-промышленных палат и других источников. Безусловно, такие возможности определяются только в экономически стабильной стране. Только последовательность и продуманность всех шагов может гарантировать успех преобразованиям.

Таким образом, продуманность и последовательность управления со стороны государства во всех звеньях сможет привести к достаточно сильной гарантийной системе.

Литература

1. Современная модель эффективного бизнеса: монография /Н.Ю.Величко, Н.А. Гончарова, В.В.Заболоцкая и др. /Под общ. ред. С.С.Чернова. - Книга 10. - Новосибирск:

58

Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 1/2015

ООО «Агенство «СИБПРИНТ», 2012. - 189 с.

2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ. [Электронный ресурс]. Справочная правовая система Консультант Плюс. http://www. consultant.ru/document/cons doc LAW 173022.

3. Федеральный Закон от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» [Электронный ресурс]. Справочная правовая система Консультант Плюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW 172899.

4. Инвестиционная привлекательность региона [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://invest.bujet.ru/article/57462.php.

5. О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года Закон Краснодарского края от 29 апреля 2008 г. N 1465-КЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://krasnodar.ru/content/592/show/49460.

6. Яковлева-Чернышева, А.Ю. Маркетинг в предпринимательской деятельности как объект управления: научная статья / А.Ю. Яковлева-Чернышева // Гуманизация образования. - 2014. - № 2. - С. 62-69.

7. Саак А.Э., Колчина О.А. Инвестиционная политика муниципального образования / А.Э. Саак, О.А. Колчина // СПб., Питер, 2010. - 336 с.

8. Сычев С.Е. Инструменты маркетингового мониторинга эффективности управления предприятиями: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / С.Е. Сычев // Научно-образовательный центр Российской академии образования. Сочи, 2004

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.