Научная статья на тему 'Совершенствование финансового обеспечения деятельности образовательных организаций на основе кластерного подхода'

Совершенствование финансового обеспечения деятельности образовательных организаций на основе кластерного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок труда / рынок образовательных услуг / эффективность рынка образовательных услуг / непрерывное образование / образовательные кластеры / финансирование образовательных учреждений / labor market / education market / efficiency of educational services market / continuing education / education clusters / financing of educational institutions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ф. В. Филина

Выявлены проблемы в организации функционирования и взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг и причины рассогласования интересов субъектов рынка труда и рынка образовательных услуг. Дана характеристика образовательных кластеров как инновационной формы организации взаимодействия указанных типов рынков. Уточнены подходы к изменению модели финансирования образовательных организаций в рамках образовательного кластера, указаны положительные эффекты, которые могут быть достигнуты при сочетании в рамках образовательного кластера интересов государства, науки и образования, представителей бизнес-сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF FINANCIAL SUPPORT FOR THE ACTIVITIES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS ON THE BASIS OF CLUSTER APPROACH

The problems in the organization of the operation and interaction of the labor market and the education market and reasons for the mismatch of interests of the labor market and the education market are revealed. The characteristic of educational innovation clusters as a form of organization of these types of markets is given. Approaches to the change in educational organizations financing model in the framework of education cluster are refined, the positive effects that can be achieved by combining the interests of the state, science and education, representatives of the business community within the educational cluster are identified.

Текст научной работы на тему «Совершенствование финансового обеспечения деятельности образовательных организаций на основе кластерного подхода»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА

Ф.В. Филина, канд. экон. наук, доцент

Московский государственный гуманитарно-экономический университет (МГГЭУ) (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10042

Аннотация. Выявлены проблемы в организации функционирования и взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг и причины рассогласования интересов субъектов рынка труда и рынка образовательных услуг. Дана характеристика образовательных кластеров как инновационной формы организации взаимодействия указанных типов рынков. Уточнены подходы к изменению модели финансирования образовательных организаций в рамках образовательного кластера, указаны положительные эффекты, которые могут быть достигнуты при сочетании в рамках образовательного кластера интересов государства, науки и образования, представителей бизнес-сообщества.

Ключевые слова: рынок труда, рынок образовательных услуг, эффективность рынка образовательных услуг, непрерывное образование, образовательные кластеры, финансирование образовательных учреждений.

Состояние рынков ресурсов имеет важнейшее значение для развития и получения конкурентных преимуществ любой национальной экономики. Именно человеческий капитал не на словах, а на деле стал определяющим фактором экономического развития, поскольку именно он определяет основную долю прироста ВВП [1, 2]. Эффективность по В. Парето, как известно, определяется распределением экономических ресурсов по сферам, направлениям ячейкам экономической деятельности. Гибкое распределение, не сдерживаемое никакими искусственными ограничениями, обеспечивает увеличение общественного благосостояния за счет перемещения ресурсов туда, где они могут обеспечить большую отдачу. Государство же, вкладывая средства в развитие элементов инфраструктуры (правовой, транспортной, рыночной, информационной и т.д.), может способствовать снижению издержек перемещения экономических ресурсов в сферы их наиболее выгодного применения. Если именно человеческий капитал в XXI веке вносит решающий вклад в экономическое развитие, значит, в первую очередь государство должно позаботиться о повышении гибкости рынков труда и связанных с ним образовательных услуг [3]. Чем более

гибки рынки высоко квалифицированного труда и образовательных услуг, тем скорее и с меньшими издержками перемещаются все прочие экономические ресурсы туда, где они могут принести наивысшую отдачу, способствуя повышению эффективности экономики и росту экономического благосостояния населения. Следовательно, должным образом организованный рынок создает долгосрочный эффект постоянно усиливающихся и нарастающих Парето-улучшений в различных сферах экономической деятельности, что в свою очередь является одной из предпосылок инновационной экономики.

Повышение качества образования и повышение степени адекватности приобретенных в ходе обучения компетенций требованиям предоставляемых рабочих мест, создает значительные положительные внешние эффекты и не только для отдельных лиц, но и для всего общества [2]. Однако государство должно создать необходимые условия, при которых взаимодействие участников рыночных сделок будет увеличивать положительные и уменьшать отрицательные экстерналии. В своих работах мы уже отмечали наличие проблемы рассогласования интересов участников рынка труда и рынка предоставления об-

разовательных услуг [4]. Зачастую наука, образование и бизнес развиваются по траекториям, не связанным друг с другом [5]. В этой связи отметим, что для устранения или, по крайней мере, максимального сглаживания указанного конфликта интересов требуется поиск и подключение новых организационной формы взаимодействия сферы оказания образовательных услуг со сферой производства, включая взаимодействие образовательных учреждений с организациями и предприятиями различных отраслей и направлений деятельности. Целью активизации и нахождения нового формата этого взаимодействия должна стать соответствующая реальным потребностям экономики подготовка и повышение квалификации кадров для профессиональной деятельности. По существу, речь идет об организации системы непрерывного практикоориентированного профессионального образования, которая должна быть построена таким образом, чтобы не только четко реагировать на запросы научно-технического прогресса, структурное изменение экономики региона, страны, но и готовить квалифицированные кадры с опережением спроса [4]. Для этого необходимо широко применять в организации процесса обучения новые современные технологии [6].

Перспективной формой взаимодействия науки, образования и бизнеса могут стать образовательные кластеры, в рамках которых обеспечивается распространение новых знаний и превращение их в новые технологии, в инновации, а инновации использовать для получения конкурентных преимуществ. Применительно к образованию понятие «кластер» используется уже в течение двух десятилетий. Самые ранние упоминания термина относятся к началу 1990-х годов. В работе М. Портера приводится анализ образовательного кластера Массачусетса, лидерами которого являются Массачусетский и Гарвардский университеты, подробно описана его роль в образовательной сфере в стране в сравнении с другими штатами и с другими странами, приведена концептуальная схема образовательного кластера [7].

В отечественной научной литературе по этой проблеме, как правило, под образовательным кластером понимается группа учебных заведений, локализованных на одной территории, взаимодействующих между собой, формирующих в качестве конечного продукта образовательную услугу. При этом образовательный кластер характеризуется такими инновационными признаками, как выход в публичные инфраструктуры, обратная связь с существующими реалиями и наличие пилотных возможностей в образовании.

Практики функционирования образовательных кластеров в нашей стране показывают, что образовательные кластеры включают в себя головной вуз, учреждения среднего и начального профессионального образования и базовые предприятия. В регионах образовательные кластеры, как правило, формируются вокруг новых федеральных университетов. Наряду с ключевым участником кластера в него могут входить компании-производители, компании-поставщики, образовательные учреждения среднего профессионального образования, НИИ, финансовые институты, государственные органы, а также организации по сотрудничеству.

Различие между региональным образовательным комплексом и образовательным кластером состоит в том, что кластер обеспечивает более эффективную интеграцию участников образовательной и инновационной систем. В результате происходит ускорение передачи информации, упрощается доступ к новым технологиям, обеспечивается совместное использование знаний и основных фондов, создаются совместные НИОКР, повышается качество процессов обучения за счет концентрации ресурсов и физических контактов специалистов высокого уровня, и соответственно увеличиваются инвестиции и производительность труда.

Каковы же предпосылки, условия для того, чтобы взаимодействие участников образовательных кластеров было эффективным? Ведь для решения столь сложных задач требуются в том числе и финансовые ресурсы. Как должны быть изменены механизмы финансирования деятельности

участников кластера для получения требуемого эффекта? - Очевидно, что существующая модель финансирования государственных образовательных учреждений мало приспособлена к столь требуемым институциональным изменениям [8]. Вузы, профессиональные учебные заведения не обладают самостоятельностью в распоряжении источниками финансирования их деятельности, особенно тех, что выделяются из бюджетов, на содержании которых они находятся. Большая самостоятельность в распоряжении финансовыми источниками имеется у автономных образовательных учреждений. Полагаем, что это один из путей решения поставленного вопроса. При этом, важным преимуществом образовательного кластера является финансирование автономных образовательных учреждений из трех источников -бюджетных, корпоративных и частных. В итоге финансирование обучения может осуществляться по следующей схеме:

- государство будет формировать госзаказ на оказание услуг населению в рамках государственных гарантий, в соответствии с которым складывается бюджетное субсидирование;

- бизнес- структуры, входящие в него в виде базовых для практики обучающихся, или поддерживающие образовательный кластер как потенциальные заказчики и потребители наукоемкой продукции формируют заказ на подготовку востребованных кластером рабочих и специалистов научно-технической продукции, инноваций и т.п., подкрепленный соответствующим корпоративным (частным) финансированием.

При формировании образовательного кластера решается ряд вопросов, относящихся к сфере взаимодействия рынка труда и рынка образования:

- на новый уровень поднимаются отношения социального партнёрства науки, власти, бизнеса, в результате чего могут быть получены качественно новые результатов образования, основанных на непрерывном развитии обучающегося;

- происходит четкая формулировка требований работодателей и общества к потенциальному носителю трудовых функций;

- усиливается практическая направленность всего процесса обучения студентов за счет упрощения доступа к базам практик на предприятия региона;

- появляются дополнительные ресурсы для инновационной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

- улучшается техническое, материальное обеспечение образовательных учреждений за счет дополнительных источников финансирования, выделенных бизнес-структурами, заинтересованными в качественном обучении кадров, открываются новые возможности улучшить внешний облик учебных заведений и т.п.;

- совершенствуется финансовое обеспечение образовательного процесса в целом и повышаются доходы профессорско-преподавательского состава учебных заведений кластера,

- возрастает социальная мобильность студента как субъекта образовательного кластера в соответствии с потребностями рынка труда и т.п.

Образовательный кластер точка роста для региона. Эффективное функционирование образовательного кластера обеспечивает своевременную потребность предприятий в квалифицированных кадрах путем взаимодействия всех звеньев системы образования и промышленных предприятий, с целью повышения эффективности производственной деятельности.

Библиографический список

1. Иванов В.В., Комаров, В.М., Павлов, П.Н., Румянцев, Н.А. Вопросы модернизации: роль социального капитала / В.В. Иванов, В.М. Комаров, П.Н. Павлов, Н.А. Румянцев. -М.: ИД «Дело» РАНХиГС, - 2014. - 68 с.

2. Лаптев С.В. Человеческий капитал в системе стратегического управления развитием экономики // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2016. - №1. - С. 87-94.

3. Лаптев С.В. Совершенствование организации отраслевых рынков как фактор модернизации экономики и развития инновационных процессов / В сб.: Инновационное развитие российской экономики VII Международный научно-практический форум, материалы конференции. - 2014. - С. 18-21.

4. Филина Ф.В. Актуальные проблемы построения системы практико-ориентированного экономического образования - В сборнике: Методические проблемы реализации компетентностно-ориентированного преподавания в современном вузе. Под редакцией С.В. Фролова, Д.А. Будюкина, Е.В. Фроловой. - 2014. - С. 172-178.

5. Насретдинова М.М. Проблемы трудоустройства студентов и выпускников ВУЗов // Социологические науки. - 2013. - Выпуск июль.

6. Porter M., Ketelhohn N., Artiganave A., Kelly J., Krasniqi M., Gi M. T. P., Zhang L. The Massachusetts Higher Education and Knowledge Cluster: The Microeconomics of Competitiveness, USA, Massachusetts Press, 2010. P. 30.

7. Лаптев С.В. Резервы повышения качества образовательного процесса в вузе не основе использования принципов и технологий открытого образования // Инновации в образовании. 2015. №8. С. 53-62.

8. Лаптев С.В., Филина Ф.В. Проблемы выбора финансово-экономической модели организации высшего образования / С.В. Лаптев, Ф.В. Филина // Фундаментальные исследования. - 2016. - №10, Ч. 1. - С. 140-148.

IMPROVEMENT OF FINANCIAL SUPPORT FOR THE ACTIVITIES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS ON THE BASIS OF CLUSTER APPROACH

F.V. Filina, candidate of economic sciences, associate professor Moscow state humanitarian-economic university (MSHEU) (Russia, Moscow)

Abstract. The problems in the organization of the operation and interaction of the labor market and the education market and reasons for the mismatch of interests of the labor market and the education market are revealed. The characteristic of educational innovation clusters as a form of organization of these types of markets is given. Approaches to the change in educational organizations financing model in the framework of education cluster are refined, the positive effects that can be achieved by combining the interests of the state, science and education, representatives of the business community within the educational cluster are identified.

Keywords: labor market, education market, efficiency of educational services market, continuing education, education clusters, financing of educational institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.