Совершенствование финансово-экономического механизма обеспечения жильём молодых семей
Н.П. Зверева, к.э.н, Т.В. Прусакова, ст. преподаватель, Оренбургский ГУ
Жилищная проблема остаётся одной из наиболее актуальных в социальной сфере. Для населения существует несколько возможностей улучшить свои жилищные условия, но незначительные объёмы государственного и ведомственного строительства не дают гражданам возможность на получение жилья за счёт государства и организаций. Важную роль в решении жилищной проблемы играет подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище».
Вопрос обеспечения жильём молодых семей приобретает особую актуальность в настоящее время. Молодые семьи готовы решать свои жилищные проблемы, несмотря на то, что большинство из них имеют низкий уровень доходов, недостаточный для стабильного функционирования семьи. Следует признать, что данная задача разрешима только при активной помощи органов государственной власти различных уровней. Источники финансовой поддержки подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» представлены в таблице 1.
Молодым семьям предоставляется дополнительная социальная выплата за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета в размере не менее 5% средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) одного ребёнка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья [1].
Программа характеризуется малыми масштабами реализации, так как ограничена возможностями бюджета (табл. 1).
Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита.
В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что, в свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодёжи.
Основными причинами, по которым молодые семьи не желают заводить детей, в подавляющем большинстве случаев являются отсутствие перспектив улучшения жилищных условий и низкий уровень доходов.
Практика работы ОАО «Оренбургская ипотечно-жилищная корпорация» совместно с
1. Источники финансирования подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей»
Наименование источника финансирования Феде- ральный бюджет Бюджет субъекта РФ или местный бюджет
Молодые семьи, не имеющие детей 10% 10%
Молодые семьи, имеющие одного ребёнка и более; неполные молодые семьи не менее 25% не менее 30%
ООО «Оренбургский ипотечный коммерческий банк «Русь» по предоставлению ипотечных кредитов молодым семьям выявила следующие особенности:
— у молодых семей, как правило, нет в достаточном объёме собственных средств (при существующем порядке предоставления ипотечных кредитов требуется не менее 30% от стоимости жилого помещения);
— недостаточен семейный доход для обслуживания ипотечного кредита;
— в большей степени, чем у старшего поколения, наблюдается рост по годам семейных доходов, как правило, за счёт карьерного роста;
— готовность большинства родителей поддержать материально молодую семью в течение 4—6 лет.
Благосостояние населения РФ, в том числе и молодёжи, за последние годы значительно выросло. Данному прогрессу способствуют государственные меры, в том числе и посредством федеральных целевых программ. Однако следует отметить, что ипотека, несмотря на активную поддержку со стороны Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, как способ улучшения жилищных условий, в настоящее время не смогла стать доступной для основной массы нуждающихся в жилье, включая молодёжь. Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что запланированные показатели в последнее время не выполняются.
Данное положение явилось следствием резкого роста безработицы, снижения уровня заработной платы в связи с сокращением рабочего цикла на большинстве промышленных предприятий в 2009 г. и других причин финансовоэкономического характера. Некоторым стабилизирующим фактором, повлиявшим на значение рассматриваемого индикатора в положительную
сторону, явились меры законодательного и нормативного правового регулирования федерального законодательства и Правительства РФ, предпринятые в отношении молодых семей, имеющих двоих и более детей [2].
Существующие программы решения жилищных проблем базируются на принципах достаточности рыночных механизмов и доходов населения для решения жилищной проблемы молодёжи. Так как доходы ниже прожиточного минимума имеют около 65% молодых семей, ставка на возможность активного использования коммерческих кредитов, собственных средств граждан на начальном этапе финансирования жилищного строительства для молодёжи не оправдала ожиданий. Задачи по привлечению бюджетных и внебюджетных финансовых средств, сформулированные в программах, оказались не соответствующими масштабу, сложности и остроте жилищной проблемы [3].
Из рассмотренной практики следует констатировать, что жилищное финансирование опирается преимущественно на средства частных инвесторов, включая средства населения. Государственные и муниципальные финансы служат лишь катализатором рыночных процессов, стимулирующих их ускоренное развитие. Они также направляются в качестве соинве-стиций на социальную защиту и социальную поддержку тех категорий граждан, которые не в состоянии решить свои жилищные проблемы самостоятельно.
В результате можно сделать вывод, что программа реализуется неэффективно, необходимо увеличивать объёмы финансирования для обеспечения жильем большего количества молодых семей, поскольку темпы роста нуждающихся увеличиваются намного быстрее, чем увеличение
2. Индикаторы, характеризующие развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья РФ
Наименование индикатора Значения индикаторов
2006 2007 2008 2009
план факт план факт план факт план факт
Индикаторы, характеризующие развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья
Доля семей, имеющих возможность приобрести жильё с помощью собственных и заёмных средств (%) 14 15,7 (в 1,12 раза больше планового) 17 17 (соот- ветствует плану) 22 20 (в 1,1 раза меньше планового) 26 11,8 (в 2,2 раза меньше планового)
Объём выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов и займов (млрд. руб.) 108 260 (в 2,4 раза больше планового) 151 292,8 (в 1,9 раза больше планового) 215 623 (в 2,9 раза больше планового) 295 134 (в 2,2 раза меньше планового)
Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в т.ч. с использованием ипотечных кредитов и займов) (тыс. семей) 27,8 7,5 (на 73% меньше планового показателя) 69,5 17,3 (на 75% меньше планового показателя) 105 110,2 (на 5% больше планового показателя) 140 129,6 (на 7,4% меньше планового показателя)
количества молодых семей, получивших социальные выплаты от государства и обеспеченных жильем.
Выявленные проблемы обусловливают необходимость разработки нового подхода к финансированию жилищного строительства с целью обеспечения молодых семей жильем.
Для совершенствования механизмов оказания адресной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий необходимо:
1) пересмотреть порядок определения размера субсидии с учётом реальной рыночной стоимости жилья, поскольку из-за установленного неоправданно низкого уровня цен молодые семьи — участники подпрограммы — зачастую вынуждены искать обходные пути для реализации своих жилищных прав или приобретать жильё на вторичном рынке;
2) учитывая дефицит готового жилья, предоставить молодым семьям право использования средств, заложенных в государственных субсидиях, на приобретение жилья на этапе строительства, в частности, путём участия в долевых схемах приобретения жилья, законодательно закрепив требование страховой защиты участников долевого строительства;
3) обеспечить широкое распространение на региональном и муниципальном уровнях механизма адресных жилищных субсидий, в том числе, в рамках специальных программ социальной ипотеки. При этом основным критерием оказания адресной поддержки должен быть уровень доходов молодой семьи;
4) помимо предоставления государственной поддержки в форме денежных средств, необходимо развивать такую форму поддержки, как бесплатное или на льготных условиях предоставление земельного участка под жилищную застройку.
В качестве приоритетных направлений оказания адресной поддержки при приобретении жилья необходимо сохранить поддержку молодых семей, особенно в первые годы брака, что позволит стимулировать рождаемость [4].
Необходимо развивать и поддерживать практику предоставления поддержки при приобретении жилья за счёт средств предприятий-работодателей как одной из форм поддержки молодых семей.
Многие предприятия и раньше, и в настоящее время улучшают жилищные условия своих работников путём ссудного финансирования строительства или покупки жилья работником. Как правило, это беспроцентные ссуды на 5—10 лет с ежемесячной выплатой части долга за квартиру.
С учётом того, что на современном этапе многие предприятия предоставляют своим работникам, в том числе из числа граждан,
признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, жильё на условиях, аналогичных условиям договора социального найма или найма специализированного жилого помещения, будет стимулироваться практикой заключения договоров с участием соответствующих органов местного самоуправления/субъектов Российской Федерации.
Кроме того, для стимулирования отдельных предприятий-работодателей на создание фонда ведомственного жилья, предоставляемого работникам на период действия трудового договора, целесообразно предоставить субъектам Федерации возможность исключения объектов служебного жилищного фонда из перечня объектов налогообложения налогом на имущество организаций.
Таким образом, в России будет улучшена система государственной поддержки молодых семей в решении жилищных проблем, что положительно отразится на демографическом положении страны, и будет достигнута цель, поставленная в федеральной целевой подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» в РФ.
Основной путь улучшения жилищных условий молодых семей в настоящее время видится в создании механизмов, позволяющих на базе консолидации всех возможных бюджетных и внебюджетных ресурсов сделать более доступным процесс строительства и приобретения жилья.
Одним из самых эффективных механизмов консолидации указанных ресурсов является строительство молодёжных жилых комплексов (МЖК), в том числе в сельских районах области, с развитой инфраструктурой на основе самофинансирования строительства и содержания жилья при государственной и муниципальной поддержке участников и исполнителей основных мероприятий [5].
При этом средства, предоставляемые молодым семьям из различных источников, будут направляться на строительство жилья, что стимулирует развитие реального сектора экономики, позволит оптимизировать затраты на подготовку инженерных сетей и коммуникаций, а также повысит уровень контроля за использованием целевых средств. В одних райцентрах можно строить многоэтажные, в других — малоэтажные дома.
Поскольку мы говорим именно о социально доступном жилье, то и размер однокомнатных квартир в таких комплексах должен быть от 27 м2.
Запуск механизма строительства МЖК позволит сделать доступным процесс приобретения жилья для молодых семей при комплексном использовании всех видов ресурсов, а также создаст предпосылки к дальнейшему развитию строительной отрасли.
В создании обоснованной системы по решению указанной задачи требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, предприятий и организаций, заинтересованных в решении жилищных вопросов своих молодых специалистов, а также прочих организаций, связанных с процессом строительства и приобретения жилья, что, в конечном итоге, и обусловливает необходимость применения программных методов.
Литература
1. Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002—2010 гг.: утв. Постановлением Правительства РФ от 17.09.01 г. № 675. иКЕ^ЬИр: www.fcpdom.ru
2. Отчёт независимой оценки показателей результативности и эффективности мероприятий федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 годы / НОУ ВПО «Южно-российский институт финансового контроля и аудита». М., 2009.
3. Социальное жильё требует особого внимания // Строительная газета. 2007. № 33. С.45.
4. Молодой семье доступное жилье / Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. М., 2007. URL:llttp://www.rost.ru/llabitation/100voprosov_i_ otvetov_a5.pdf
5. Роготнева И. От Ипотеки — к Стройсберкассам? // Ведомости. иКЕ^ЬКр: уедото8И.81о.ги/аг11с1е8?агИс1е=21753