Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН '

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
земля / ресурсы / регулирование / земельные отношения / собственность / эффективность / land / resources / regulation / land relations / property / effi-ciency

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ханбабаев Темирлан Гайдарбекович

Многолетнее использование земель без учета экологических факторов привело к снижению плодородия и трудности в обеспечении продовольственной безопасности региона. Повышение эффективности управления земельными ресурсами позволит республике стабилизировать ситуацию. В статье рассматриваются вопросы современного состояния земельных отношений в регионе, проведён анализ современного состояния земельных отношений, исследованы и раскрыты основные направления и эффективные методы совершенствования регулирования земельных отношений в устойчивости развития сельского хозяйства с учетом резервов улучшения современного состояния земельных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF ECONOMIC REGULATION OF LAND RELATIONS OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Long-term use of land without taking into account environmental factors has led to a decrease in fertility and difficulties in ensuring food security in the region. Improving the efficiency of land management will allow the republic to stabilize the situation. The issues of the current state of land relations in the region are considered, the analysis of the current state of land relations is investigated and disclosed. The main directions and effective methods of improving the regulation of land relations in the sustainability of agricultural development are investigated and disclosed, taking into account the reserves for improving the current state of land relations.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН »

УДК 332.3 ББК 65.32-5

DOI 10.24412/2412-2025-2022-4-99-104

Ханбабаев Темирлан Гайдарбекович - кандидат экономических наук, Федеральный аграрный научный центр Республики Дагестан

Khanbabaev Temirlan Gaidarbekovich - PhD in Economics, Federal Agrarian Scientific Center of the Republic of Dagestan

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

IMPROVEMENT OF ECONOMIC REGULATION OF LAND RELATIONS OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Многолетнее использование земель без учета экологических факторов привело к снижению плодородия и трудности в обеспечении продовольственной безопасности региона. Повышение эффективности управления земельными ресурсами позволит республике стабилизировать ситуацию. В статье рассматриваются вопросы современного состояния земельных отношений в регионе, проведён анализ современного состояния земельных отношений, исследованы и раскрыты основные направления и эффективные методы совершенствования регулирования земельных отношений в устойчивости развития сельского хозяйства с учетом резервов улучшения современного состояния земельных отношений.

Ключевые слова: земля, ресурсы, регулирование, земельные отношения, собственность, эффективность.

Long-term use of land without taking into account environmental factors has led to a decrease in fertility and difficulties in ensuring food security in the region. Improving the efficiency of land management will allow the republic to stabilize the situation. The issues of the current state of land relations in the region are considered, the analysis of the current state of land relations is investigated and disclosed. The main directions and effective methods of improving the regulation of land relations in the sustainability of agricultural development are investigated and disclosed, taking into account the reserves for improving the current state of land relations.

Keywords: land, resources, regulation, land relations, property, efficiency.

Высокопроизводительное использование земельных ресурсов является основным условием повышения эффективности всего сельскохозяйственного производства Дагестана. Его успешная реализация немыслима без достоверных сведений о количестве и качестве земель, находящихся в пользовании. Каждое хозяйство, планируя свое производство, должно четко представлять, какими возможностями обладает закреплен-

99

ная за ним земля, какие необходимы добавочные вложения труда и средств, чтобы обеспечить наивысшую эффективность использования каждого гектара сельхозугодий и высокую отдачу вложений.

Иными словами, в основу планирования рационального использования земель должны быть положены объективные данные о главном средстве сельскохозяйственного производства.

Совокупность достоверных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель Дагестана может быть получена по материалам земельного кадастра.

Огромное значение земельного кадастра состоит в том, что на его основе можно осуществлять наиболее эффективное использование земель и их охрану, научно обоснованное планирование аграрного сектора в целом и каждого сельскохозяйственного предприятия.

Без комплексного изучения качества сельскохозяйственных угодий и их экономической оценки нельзя разработать долгосрочный прогноз рационального использования земельных ресурсов, являющегося составной частью долгосрочного планирования развития Дагестана.

Научно-обоснованный прогноз должен предусмотреть рациональное использование земель всех отраслей экономики в процессе развития специализации и концентрации сельскохозяйственного производства на базе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции. При его разработке надо исходить из сложившихся экономических связей между территориальными зонами республики, необходимости комплексного и эффективного использования земельных, водных, трудовых и энергетических ресурсов в каждом районе. Вместе с тем, в порядке прогнозирования, должны быть выявлены резервы освоения новых земель для сельскохозяйственного производства, определены объемы всех видов мелиораций и очередность их проведения, намечены организационно-экономические мероприятия по улучшению и повышению продуктивности сельскохозяйственных угодий.

Необходимость комплексного подхода к решению проблемы эффективного использования земельно-водных ресурсов требует концентрации усилий всех институтов и хозяйственных организаций. С этой же целью целесообразно создание постоянно действующего республиканского координационного совета, в задачу которого входила бы увязка отраслевых прогнозов, долгосрочных и текущих планов, работ по мелиорации земель, землеустройству и лесоустройству; обобщение опыта региональных схем рационального использования земель и разработки методики их выполнения в условиях Дагестана.

Таким образом, для повышения эффективности использования земельных ресурсов и выравнивания экономических условий их хозяйствования, необходимо, прежде всего, ликвидировать сложившиеся недостатки землепользования, создать надлежащие территориальные предпосылки.

Особо важное значение как для вновь организуемых, так и для существующих предприятий имеет внутрихозяйственное землеустройство, включающее рациональное устройство всех угодий в тесной увязке

с мелиорацией земель, противоэрозионной защитой почв, а также инженерное оборудование территории, планировка и застройка сельских населенных пунктов и производственных центров.

Организация территории хозяйств предусматривает правильное размещение отделений и хозяйственных центров, распределение земель между отделениями, рациональное соотношение сельскохозяйственных угодий и освоение новых земель; введение рисовых, полевых, приферм-ских и овощных севооборотов, создание культурных пастбищ; обеспечение правильной организацией труда и высокопроизводительного использования сельскохозяйственной техники и транспорта.

В Дагестане в результате реформ сложились различные формы собственности, ликвидирована монополия государства на землю. Земельные участки вовлечены в гражданский оборот и начинают выступать в качестве объектов рыночных отношений.

Чтобы этот оборот земли «работал» в интересах сельскохозяйственных товаропроизводителей, должен быть создан эффективный механизм реализации государственной собственности. [3, с.2]

Необходимо земельное законодательство, которое достаточно четко обозначит границы единого для всех субъектов земельных отношений и относительно стабильного правового пространства функционирования. Следует не ограничивать, а, наоборот, расширять возможности каждого субъекта в своих интересах и правах, в доступе к земле. А уже в рамках этого единого правового пространства должен создаваться экономический механизм государственного регулирования земельных отношений. [4.с.125]

К 2008 году фактически были свернуты по всей стране работы по изучению состояния и использования земель, в частности почвенные, геоботанические и другие специальные обследования, резко сократилась и информация о состоянии почв, она перестала официально собираться и обновляться.

Однако так долго продолжаться не могло, поскольку без данной информации практически невозможно было заниматься современным ведением сельскохозяйственного производства. В результате пересмотра позиций уже в 2008 году, в целях обеспечения функционирования системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, была воссоздана агрохимическая служба России на базе ФГБУ «Российский центр государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения» (Россельхозмониторинг), основными задачами которого являются:

- государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;

- формирование государственных информационных ресурсов о землях сельскохозяйственного назначения в целях анализа, прогнозирования в сфере земельных отношений и эффективного использования;

- обеспечение физических и юридических лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления материалами о состоянии земель сельскохозяйственного назначения.

Государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль являются основными функциями управления данными ресурсами.

Принципами осуществления надзора и контроля выступают обеспечение законности, приоритет мер предупреждения правонарушений в области земельных отношений и неотвратимость наказания за совершенные нарушения, а также восстановление нарушенных прав собственников земли и землепользователей.

В настоящее время роль указанных структур крайне низка и неэффективна. Практически они не используют установленные законодательством механизмы воздействия на недобросовестных землепользователей, не принимают должные меры, направленные на расторжение арендных договоров и привлечение виновных к административной ответственности.

К часто встречающимся нарушениям земельного законодательства в Дагестане относятся: самовольный захват земельных участков без надлежащего оформления прав, переуступка права пользования или передача земельного участка в субаренду арендаторами без согласия арендодателя, нецелевое и нерациональное использование земельных участков и другие.

На территории районов Дагестана большие площади земель сельскохозяйственного назначения, прилегающие к населенным пунктам, выведены из сельскохозяйственного оборота, застроены жилыми домами и объектами капитального характера. В республике снизилось качественное состояние сельскохозяйственных угодий, большие площади в равнинной провинции подвержены в той или иной степени деградации и около половины угодий нуждаются в проведении культуро-технических работ.

Для эффективного ведения сельскохозяйственного производства функционирование экономического механизма государственного регулирования земельных отношений, как известно, предполагает наличие равных и приемлемых для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей условий. При этом необходимо объективно учитывать разные условия хозяйствования на земле. Плодородие и удобное расположение к рынку земель предполагает затраты на единицу продукции ниже, чем на худших участках.

Реализация продуктов в условиях рынка идет по цене, определяемой издержками на худших землях, в силу чего производители продукции на лучших землях получают дополнительную прибыль. Поэтому на первый план выдвигаются вопросы земельного кадастра, условия распределения ренты, способствующие созданию равных экономических условий хозяйствования для сельских товаропроизводителей, находящихся в неравных природно-экономических условиях. Значительная часть ренты, возникшая благодаря природным условиям должна оставаться источником дохода государства и использоваться в интересах населения.

Участие государства в регулировании землепользования разно-

образно, оно должно играть существенную роль в корректировке механизма владения и пользования землями сельхозназначения.

В сложившейся ситуации инструментом механизма дальнейшего развития земельных отношений является ее аренда. Необходимо всестороннее формирование всего рыночного механизма, государственное регулирование земельных отношений, рынка земли и соответствующее законодательное закрепление такого регулирования.

Правительство Республики Дагестан определило стратегической целью государственной земельной политики обеспечение условий для эффективного использования земельных участков, развития рынка земли, как одного из ключевых условий устойчивого экономического развития республики и повышения благосостояния ее граждан. С определением собственника на землю и правовой формы на земельный участок, можно снизить риски и разрешать достаточно много земельных конфликтов, повысить экономическую эффективность использования государственной собственности.

Имеются многочисленные случаи передачи в аренду земельных участков, во многих ГУПах и МУПах закрепленных за ними, без согласия собственника. На части земель, переданных в аренду, построены жилые дома, а также объекты социального назначения. На отдельных землях без изменения вида разрешенного использования осуществляется добыча строительных материалов.

Следует провести комиссионную проверку ГУПов, МУПов, КФХ и из неэффективно и нерационально используемых земель образовать земельные участки, в целях дальнейшего включения их в фонд перераспределения земель республики или при необходимости передать в собственность сельским поселениям для последующего перераспределения их эффективным землепользователям или для удовлетворения социально-бытовых нужд населения.

Правильное размещение и специализация производства, мелиорация земель и химизация сельского хозяйства, совершенствование рентных отношений, разработка комплекса мер, определяет конечный народнохозяйственный эффект от использования земель и развития сельского хозяйства.

Изложенные в статье организационно-экономические мероприятия по рациональному использованию земельных ресурсов Дагестана направлены на практическую реализацию необходимых мер для охраны и научно обоснованного, рационального использования земель.

Список литературы:

1. Милосердов, В.В. Экономические интересы и отношения. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ГСХА, 2006, 92 с.

2. Носов, С.И. Землеустройство сельскохозяйственных предприятий на агроэкологической основе / С.И. Носов. - М., 2000, 20 с.

3. Петриков, А.В. О регулировании оборота земель сельскохозяйственного назначения /А. Петриков., В. Узун // Аграрная реформа. Экономика

и право. -2002. - №3- С. 1-6.

4. Догеев, Г.Д., Ханбабаев, Т.Г., Казиев, Р.А., Салихов, Р.М. Совершенствование системы земельных отношений в Республике Дагестан. Проблема развития АПК региона. - 2017 - Т.З. - №3 (31) - С.125-129.

УДК 332.34 ББК 65.32-5

DOI 10.24412/2412-2025-2022-4-104-108

Курбанов Магомедзагир Юсупович - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии, Дагестанский федеральный исследовательский центр Российской академии наук

Kurbanov Magomedzagir Yusupovich - PhD in History, Senior Researcher, The Institute of History, Archeology and Ethnography, Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences

ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

РАВНИННЫХ ЗЕМЕЛЬ

PROBLEMS OF AGRICULTURAL USE OF THE PLAIN LANDS

В данной публикации исследуются причины и последствия переселения дагестанцев из горных и высокогорных районов республики на равнинную зону отгонного скотоводства. Изучается эволюция конфликтной ситуации между жителями гор и равнины из-за права собственности на землю в районах отгонного скотоводства на территории СевероВосточного Дагестана. Рассматривается процесс переселения дагестанцев из горных районов на равнину, и уделяется внимание негативным последствиям данного мероприятия, их обострению в постсоветский период развития Дагестана. Автор уделил большое внимание изучению причин, побудивших горцев переселиться на равнину - территорию отгонного скотоводства. Подробно рассматриваются негативные последствия переселения на землю отгонного скотоводства, исследуется изменившаяся этническая и социально-экономическая обстановки на «спорных» территориях равнинной части северного Дагестана. Далее в статье предпринята попытка предложить конфликтующим сторонам методы выхода из сложившейся конфликтной ситуации - замена старых форм ведения сельского хозяйства на новые, образование крупных сельскохозяйственных комплексов и применение современных технологий, которые бы способствовали не только преодолению кризисных моментов в развитии сельского хозяйства в Дагестане, но и сделали бы его рентабельным и приносящим значительный доход в бюджет Республики Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.