Научная статья на тему 'Совершенствование экологического мониторинга с учетом закона «о районах падения космических объектов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации'

Совершенствование экологического мониторинга с учетом закона «о районах падения космических объектов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
211
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЙОНЫ ПАДЕНИЯ ОТДЕЛЯЮЩИХСЯ ЧАСТЕЙ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Кондратьев А. Д.

Рассмотрены цели экологического мониторинга территорий, подверженных воздействию ракетно-космической деятельности. Развитие и совершенствование системы проводится с учетом изменений природоохранного законодательства России и Казахстана, опыта, приобретаемого в процессе работ, а также экологической обстановке в районах мониторинга и перспективных планов осуществления космической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Кондратьев А. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование экологического мониторинга с учетом закона «о районах падения космических объектов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

УДК 629.78:504.064.47

А.Д. Кондратьев, начальник управления, канд. хим. наук, ФГУП «Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры» Федерального космического агентства, Е-таИ: monitoring@roscosmos.ru.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА С УЧЕТОМ ЗАКОНА «О РАЙОНАХ ПАДЕНИЯ КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Рассмотрены цели экологического мониторинга территорий, подверженных воздействию ракетно-космической деятельности. Развитие и совершенствование системы проводится с учетом изменений природоохранного законодательства России и Казахстана, опыта, приобретаемого в процессе работ, а также экологической обстановке в районах мониторинга и перспективных планов осуществления космической деятельности.

Ключевые слова: экологический мониторинг, экологическая безопасность, космическая деятельность, районы падения отделяющихся частей ракет-носителей.

Целью экологического мониторинга районов падения является выявление последствий падения отделяющихся частей ракет-носителей, оценка изменения состояния окружающей среды и разработка рекомендаций по снижению негативного воздействия на неё, вызванного падением отделяющихся частей [1-2]. Экологический мониторинг осуществляется в рамках функционирования ведомственной системы экологического мониторинга, созданной по заказу Роскосмоса.

Система мониторинга создана в 2001 году. Развитие и совершенствование ее проводится с учетом изменений природоохранного законодательства России и Казахстана, опыта, приобретаемого в процессе работ, а также экологической обстановки в районах мониторинга и перспективных планов осуществления космической деятельности. Структурная схема системы экологического мониторинга показана на рисунке.

Структурная схема экологического мониторинга

Функциональные блоки системы и их содержание приведены в таблице.

1. Блок «Исходные данные»:

• характеристики фонового состояния ОПС в районах РКД;

• воздействующие на ОПС факторы на различных этапах эксплуатации изделий РКТ;

• экологические характеристики изделий РКТ и объектов наземной инфраструктуры;

• схемы расположения объектов и режимы их функционирования;

• картографическая привязка объектов инфраструктуры и отображение характеристик объектов ОПС.

2. Блок «Мониторинг воздействий РКД на ОПС»:

• перечни наблюдаемых параметров экологического состояния ОПС в районах РКД;

• требования к характеристикам технических средств, используемых для наблюдений и измерений;

• методики проведения наблюдений и измерений;

• методики и перечень технических средств пробоотбора в различных объектах ОПС;

• перечень и характеристики технических средств картографической привязки мест отбора проб;

• данные обследований и наблюдений (база данных);

• модели распространения загрязнений.___________________________________________________________

3.Влюк«Оценка_икоятролъвоздей£твийРКДнаОПС»^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^_

• методики и перечень технических средства исследования образцов (проб);

• методики идентификации и количественной оценки содержания различных веществ в пробах;

• нормативы (уровни) допустимых воздействий на ОПС (ПДК, ПДУ, ПДВ, ПДС и пр.);

• программы проведения наблюдений и исследований;

• средства документирования и представления результатов оценок воздействий;

• базы данных с результатами оценок (количественными и качественными характеристиками)._______________________

4. Блок «Прогноз и подтверждение последствий воздействий РКД на ОПС»:

• расчетные модели, методики программы расчета воздействий и их последствий (в том числе при возникновении аварийных ситуаций);

• вычислительные средства, средства отображения и представления информации;

• принципы, методики, механизмы ранжирования территорий по степени опасности

• типовые сценарии развития экологической ситуации в районах РКД;

• базы данных с результатами прогноза воздействий РКД на ОПС при различных сценариях;

• программы мониторинговых наблюдений в подтверждение прогноза последствий;

• принципы организации (определения) СЗЗ в районах РКД

5. Блок «Принятие решений»:

• формы отображения типовых сценариев экологических воздействий РКД на ОПС;

• результаты для различных сценариев и уровней принятия решений;

• принципы (условия) перевода территорий на другой (по степени экологического риска) уровень.

• алгоритмы принятия решений;

• технологии проведения природоохранных мероприятий.__________________________________________________________

Совершенствование экологического мониторинга проводится по следующим направлениям: оптимизация организационной структуры ведомственной системы экологического мониторинга; повышение научного потенциала персонала, задействованного в проведении работ; применение более совершенного оборудования и приборов;- систематизация и анализ полученных данных.

С учетом опыта работы организационная структура преобразовывается и адаптируется к решению наиболее актуальных задач. Так в 2010 году создан “Центр мониторинга районов падения Сибирского региона”. В его задачи входит: -организация проведения экологического обследования районов падения Сибирского региона в период проведения пусков и выполнение работ, предусмотренных договорами с субъектами Российской Федерации; обеспечение функционирования рабочего места системы мониторинга (ведение базы данных на ГИС основе, получение исходной информации по пускам РН, погодным условиям, пожарам, характеристикам воздействия на окружающую среду районов падения ОЧ РН региональных промышленных предприятий); отслеживание планов развития территории РП ОЧ РН; обновление карт РП (на ГИС основе); учет обнаруженных фрагментов ОЧ и их вывоза на утилизацию; взаимодействие с территориальными природоохранными органами; оперативный выезд на места нештатного падения фрагментов ОЧ РН и по претензиям населения (предъявление ущерба); обеспечение выполнения анализов проб объектов окружающей среды; формирование ТЗ на проведение работ по экологическому сопровождению пусков и экспедиционное обследование территорий; организация работ по экологическому мониторингу; подготовка материалов для освещения космической деятельности в региональных СМИ; формирование кооперации и подготовка договоров с региональными предприятиями и организациями на участие в экологическом мониторинге; разработка предложений по проведению природоохранных мероприятий.

Дальнейшее совершенствование центра может заключаться в оптимизации аналитического обеспечения. В настоящее время пробы анализируются в различных региональных лабораториях. В этом случае трудно обеспечить единый методический подход и реализовать воспроизводимость анализов. Однако целесообразно аналитические работы проводить на одной базе.

Увеличение научного потенциала реализуется по двум направлениям: повышение квалификации сотрудников и привлечение к работе авторитетных исполнителей, работающих

в соответствующем научном направлении. В настоящее время в работах, принимают непосредственное участие 4 доктора и 7 кандидатов наук.

Использование современного оборудования и приборов имеет большое значение для получения объективной информации. Итогом проведения экологического мониторинга является оценка экологической ситуации, выявление наиболее значимых факторов воздействия на окружающую среду, разработка мероприятий и рекомендаций, направленных на снижение негативного воздействия и прогноз изменения ситуации с учетом планируемых нагрузок. Для этого необходимо обеспечить получение не только объективных и сопоставимых данных, но и корректное ведение базы данных, а также использование современных методов обработки информации.

В 2010 году Роскосмосом в правительство внесен проект закона «О районах падения космических объектов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Проект предусматривает совершенствование правового регулирования отношений, возникающих между федеральными органами исполнительной власти и субъектами РФ в отношении части территории России, используемой для приземления космических объектов. Принятие закона будет способствовать повышению уровня экологической безопасности при эксплуатации районов падения за счет конкретизации правовой основы и разделения полномочий исполнительных органов власти в области космической деятельности. Закон определяет порядок установления и выполнения мер по обеспечению безопасности на используемой территории.

Предусматривается финансирования полномочий, образованных по результатам принятия закона, в том числе: расходы, связанные с развитием нормативно-правовой федерации и регионов; расходы, связанные с необходимостью проведения научно-исследовательских работ в целях разработки и реализации государственной политики в области организации использования районов падения; субвенции субъектам РФ на финансовое обеспечение полномочий Российской Федерации.

В целях обеспечения безопасности закон предусматривает ограничение прав лиц, участвующих в земельных отношениях или пребывающих на территории районов падения космических объектов.

Принятие настоящего законопроекта будет способствовать сохранению и укреплению космической деятельности в Российской Федерации, повысит ответственность федераль-

ных органов исполнительной власти за результаты деятельности в космосе, обеспечит организацию мероприятий по защите окружающей среды и экологической безопасности, а также реализацию вопросов здравоохранения.

Необходимо также разработать ряд подзаконных актов. Одним из них должен быть приказ Министерства природных ресурсов и экологии, определяющий порядок проведения мониторинга состояния окружающей среды в районах падения, а также порядок предупреждения и ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду, вызванных падением отделяющихся частей.

Следует уточнить требования к экологическому мониторингу и природоохранным мероприятиям в районах падения с учетом специфики воздействия ракетно-космической деятель-

Библиографический список

ности. Также необходимо максимально адаптировать работы по обеспечению экологической безопасности. При этом следует обратить внимание на следующие направления работ: ведение разъяснительной работы с населением и уполномоченными в области охраны окружающей среды; выявление природно-климатических особенностей природной среды, которые необходимо учитывать при определении допустимого уровня техногенного воздействия на объекты окружающей среды районов падения; выбор биоиндикаторов; привлечение специалистов региональных организаций к экологическому мониторингу; проведение исследовательских работ по выбору показателей характеризующих состояние окружающей среды в районах падения и разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы.

1. Кондратьев, А.Д. Космодром «Байконур» как объект природопользования / А.Д. Кондратьев, П.П. Кречетов, Т.В. Королева, О.В. Черницо-ва. - М.: Издательство «Пеликан», 2008.

2. Кондратьев, А.Д. Обеспечение экологической безопасности при эксплуатации районов падения отделяющихся частей ракет-носителей / А.Д. Кондратьев, П.П. Кречетов, Т.В. Королева. - М.: Издательство «Пеликан», 2007.

Статья поступила в редакцию 15.10.10

УДК 629.78:504.064.47

Т.В. Королева, зав. лаб., канд. географ. наук, МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: korolevat@mail.ru;

П.П. Кречетов, зав. лаб., канд. биол. наук, доц., МГУ, г. Москва, E-mail: krechetov@mail.ru; О.В. Черницова, н.с., МГУ, г. Москва, E-mail: olchernitsova@mail.ru.

СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА РАЙОНОБ ПАДЕНИЯ ОТДЕЛЯЮЩИХСЯ ЧАСТЕЙ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ

Рассмотрены вопросы организации экологического мониторинга в районах падения (РП) отделяющихся частей ракет-носителей. Приведены показатели влияния ракетно-космической деятельности на почвы, фитоценозы и зооценозы РП. Для формирования единой электронной базы данных мониторинга разработаны электронные формы, обсуждаемые в работе.

Ключевые слова: экологический мониторинг, ракетно-космическая деятельность, геоинформационные системы, электронные базы данных.

Ракетно-космическая деятельность (РКД) оказывает специфическое воздействие на природные экосистемы на больших площадях, выделяемых под районы падения отделяющихся частей ракет-носителей (РП ОЧРН). Для контроля состояния компонентов экосистем и оценки вклада РКД при их деградации необходимо создание системы экологического мониторинга РП ОЧРН.

Задача экологического мониторинга - наблюдение за меняющейся абиотической составляющей биосферы и ответной реакцией экосистем на эти изменения. Таким образом, экологический мониторинг включает как абиотические, так и биологические аспекты, что определяет широкий спектр методов и приемов исследований, используемых при его осуществлении [1]. Полученная в ходе мониторинговых наблюдений информация необходима для принятия экологически значимых решений.

Система экологического мониторинга районов падения отделяющихся частей ракет-носителей включает три основных направления деятельности: оценку фактического состояния среды; наблюдения за факторами воздействия и состоянием среды; прогноз состояния окружающей природной среды и оценку прогнозируемого состояния.

Воздействие на экосистемы РП ОЧРН происходит как в результате аэрогенного загрязнения при разрушении ступеней в атмосфере, так и при их падении на поверхность земли, поэтому мониторинговые наблюдения в РП ОЧРН проводятся на двух уровнях.

1. Мониторинг состояния экосистем и их компонентов при импактном воздействии на месте падения фрагментов.

Площадь обследования при этом ограничивается зоной видимого воздействия на месте падения ОЧ РН.

2. Мониторинг состояния экосистем и их компонентов на региональном уровне. Предметом исследования является состояние окружающей региона, т.е. контроль загрязнения на всей территории РП ОЧРН.

Каждому уровню мониторинга соответствуют специально разработанные программы. Они формируются по принципу выбора приоритетных (подлежащих первоочередному определению) загрязняющих веществ и интегральных (отражающих группу явлений, процессов или веществ) характеристик [2].

Система экологического мониторинга районов падения отделяющихся частей ракет-носителей накапливает, систематизирует и анализирует информацию по следующим направлениям: состояние экосистем и их компонентов (почва, растительность, животный мир, поверхностные и грунтовые воды, состояние приземного слоя атмосферы); причины наблюдаемых и вероятных изменений состояния (источники и факторы химического, физического (термического) и механического воздействия); соотношение допустимых величин нагрузок и реальных уровней воздействия на экосистемы в целом. Таким образом, в систему экологического мониторинга РП ОЧРН обязательно входят наблюдения за состоянием компонентов экосистем и наблюдения за источниками и факторами антропогенного воздействия.

Выбор объектов наблюдения и определяемые параметры. Объектами исследований в РП ОЧРН являются локальные каскадные ландшафтно-геохимические системы, которые характеризуют разнообразие ландшафтных условий территорий. Наблюдение за состоянием окружающей среды в РП ОЧРН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.