Научная статья на тему 'Совершенствование деятельности общеобразовательных учреждений по формированию транспортной культуры учащихся'

Совершенствование деятельности общеобразовательных учреждений по формированию транспортной культуры учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА / ФОРМИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ / МОДЕЛЬ ИНТЕГРАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / PREVENTIVE MAINTENANCE OF A CHILDREN''S TRANSPORT TRAUMATISM / SAFETY OF TRAFFIC / FORMATION OF TRANSPORT CULTURE OF PUPILS / MODEL INTEGRATIVE EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якупов А. М., Свиридок Е. В.

В статье рассмотрены вопросы профилактики детского транспортного травматизма путем создания экспериментальных площадок по формированию транспортной культуры учащихся в общеобразовательных учреждениях для подготовки школьников к безопасной жизни и деятельности в транспортной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якупов А. М., Свиридок Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTION OF ACTIVITY OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS ON FORMATION OF TRANSPORT CULTURE OF PUPILS

In article questions of preventive maintenance of a children's transport traumatism by creation of experimental platforms on formation of transport culture of pupils in educational institutions for preparation of schoolboys for a safe life and activity in the transport environment are considered.

Текст научной работы на тему «Совершенствование деятельности общеобразовательных учреждений по формированию транспортной культуры учащихся»

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ МЧС РОССИИ: ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

УДК: 614.8:656.1

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТРАНСПОРТНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

А.М. Якупов, Е.В Свиридок

В статье рассмотрены вопросы профилактики детского транспортного травматизма путем создания экспериментальных площадок по формированию транспортной культуры учащихся в общеобразовательных учреждениях для подготовки школьников к безопасной жизни и деятельности в транспортной среде.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, профилактика детского транспортного травматизма,

формирование транспортной культуры учащихся, модель интегративной образовательной системы.

Во всем мире одной из важнейших социальнообщественных проблем является проблема травматизма детей на транспорте и в первую очередь - в сфере дорожного движения. Ее обострение вызвано «взрывной» автомобилизацией, ярко проявившейся в последние два десятилетия. Однако в самом катастрофическом положении среди развитых стран оказалась Россия. За январь - март 2012 года в Российской Федерации произошло 34 865 дорожнотранспортных происшествий (далее - ДТП), в результате которых погибло 4 469 человек, а 44 936 человек получили ранения.

За январь - март 2012 года произошло 2 958 ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет, в которых 119 детей погибли, а 3 094 детей получили ранения. Обращает внимание высокая летальность среди детей, пострадавших в дорожнотранспортных происшествиях, в 4-6 раз превышающая соответствующие показатели в промышленно развитых странах. Дорожно-транспортные происшествия являются второй по значимости причиной смерти среди молодых людей в возрасте 5-29 лет. Пострадавшие вследствие ДТП в 7 раз чаще нуждаются в госпитализации и в 6 раз чаще становятся инвалидами, в том числе дети. В России смертность людей от ДТП в 5-7 раз больше, чем в Японии, Великобритании, США, Г ермании, Италии и др.

Одной из важнейших составляющих обеспечения безопасности дорожного движения, в связи с тем, что в данном процессе принимает участие более 95% населения страны, является систематический и непрерывный процесс привития обучающимся навыков культуры безопасного поведения на дорогах города - повышение уровня транспортной культуры как условия эффективности процесса профилактики детского транспортного травматизма.

Е.В. Свиридок - н.с., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ);

А.М. Якупов - к.п.н, доцент, профессор Российской Академии Естествознания, академик Международной Академии Наук Экологии и Безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ).

Уровень аварийности на транспорте, а также уровень и тяжесть ее последствий находятся в определенной зависимости от уровня подготовленности всех без исключения участников процесса в этой сфере.

Профилактика детского транспортного травматизма возможна при условии специальной подготовленности детей и подростков к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде и повышения у них уровня транспортной культуры. Это обусловлено, во-первых, требованиями к сохранению жизни и здоровья подрастающего поколения, во-вторых, потребностью общества в повышении уровня транспортной культуры населения и, в-третьих, необходимостью разработки учебных программ в области подготовки детей к безопасной жизнедеятельности в условиях развивающейся транспортной среды.

Насущным требованием времени является интеграция усилий всех служб, субъектов образовательного процесса, способных объединить общество для решения задач в области обеспечения безопасности жизнедеятельности на дорогах мегаполиса: учителей, родителей, школьников, сотрудников милиции и ГИБДД МВД России, МЧС России, специалистов в области безопасности на транспорте и др. Объединение деятельности данных субъектов продиктовано, во-первых, тем, что в современных условиях приобретение школьниками специальных умений и навыков обеспечения своей безопасной жизнедеятельности в транспортной среде только силами школы и подразделений ГИБДД МВД России представляется затруднительным. Во-вторых, субъекты образовательного процесса должны нести солидарную ответственность за качество и эффективность сформированных у учащихся личностных отношений и качеств, необходимых им для обеспечения не только собственной безопасной жизни и деятельности в такой среде, но и окружающих людей.

Важным направлением деятельности МЧС России является формирование культуры безопасности жизнедеятельности, разработка современных

технологий образования в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе и при дорожно-транспортных происшествиях. Научно-исследовательским институтом МЧС России (ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)) совместно с государственными образовательными учреждениями западного административного округа г. Москвы, на базе «Школы здоровья» № 97, открыта городская экспериментальная площадка «Разработка системы формирования транспортной культуры обучающихся как фактор успешной профилактики детского дорожно-транспортного травматизма» (приказ Департамента образования города Москвы от 11.06.2010 года №1090).

Целью исследования является разработка и реализация в общеобразовательных учреждениях округа системы формирования транспортной культуры школьников в условиях межведомственного взаимодействия.

Объектом исследования - подготовка школьников в общеобразовательных учреждениях к безопасной жизни и деятельности в транспортной среде.

Предметом исследования и экспериментальной деятельности являются содержание, условия и особенности организации межведомственного взаимодействия в рамках создания единого безопасного образовательного пространства по формированию безопасного поведения на улицах учащихся общеобразовательных учреждений Западного административного округа г. Москвы.

Задачи исследования:

- обеспечить сохранность жизни, здоровья учащихся путем создания условий для реализации межведомственного и междисциплинарного подходов к формированию и укреплению навыков безопасного поведения на улицах и дорогах учащихся общеобразовательных учреждений Западного административного округа г. Москвы;

- сформировать в сознании каждого школьника понятие о безопасном поведении на улицах и дорогах с целью сохранения жизни и здоровья,

- разработать и внедрить оригинальные учебные программы в области безопасного поведения на улицах и дорогах для школьников и педагогов округа, направленных на формирование жизненно необходимых навыков принятия правильных стратегий относительно безопасности жизнедеятельности,

- создать благоприятные условия для вовлечения родителей в политику образовательного учреждения по профилактике детского дорожного травматизма;

- осуществить перестройку деятельности образовательных учреждений по реализации ими своей ценностнообразующей функции в вопросах безопасного поведения на улицах и дорогах для каждого обучающегося;

- создать единый информационный банк данных совместно с ФГУ МЧС, ГИБДД Западного административного округа по вопросам статистики и предупреждения опасного поведения на улицах и дорогах детей и подростков;

- создать благоприятные условия для формирования у обучающихся потребностей и навыков в безопасном поведении на улицах и дорогах;

- разработать технологии, методические рекомендации, инструкции по их использованию в области безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах, формирования транспортной культуры школьников;

- провести анализ и обобщение результатов выполненной экспериментальной работы.

Принципиальным подходом в реализации эксперимента является моделирование интегративной образовательной системы с опорой на ряд характерных особенностей образовательных учреждений инновационного типа, которые интегрируют образовательную деятельность в целостном образовательном процессе на основе консолидации усилий всех служб, способных объединить общество для решения задач в области распространения опыта безопасного поведения на улицах и дорогах.

В ходе реализации проекта выделяются ресурсные и ядерные центры, транслирующие разработки, генерирующие идеи по технологиям безопасного поведения на улицах и дорогах, практически осуществляющие их, которые могут по своим функциям охватывать систематически и непрерывно все ступени образования в вопросе создания условий формирования безопасного поведения на улицах и дорогах и позволяют способствовать созданию единого пространства образовательной системы округа.

Модель интегративной образовательной системы в рамках экспериментальной площадки включает следующие системообразующие блоки:

- управления образовательным учреждением, обеспечивающего полноценную, многофункциональную работу образовательного учреждения по реализации деятельности в условиях координации межведомственного взаимодействия;

- основного и дополнительного образования, интегрирующих в учебно-воспитательный процесс технологии, направленные на инициирование инноваций, расширяющих безопасное пространство школы;

- механизмов функционирования системы, направленных на ее развитие, включающих нормативную базу, регламентирующую деятельность учреждения, систему внутришкольного обеспечения реализации вопросов безопасного поведения на улицах и дорогах, мотивирования и стимулирования активности должностных лиц и учащихся;

- материально-технического обеспечения, включающего оснащение техническими средствами обучения, оборудование специализированных кабинетов и др.

Успешная деятельность образовательных учреждений округа по формированию, укреплению и сохранению навыков безопасного поведения на улицах и дорогах учащихся, эффективное формирование транспортной культуры учащихся общеобразовательных учреждений, обеспечивающее качест-

венно новый уровень подготовки детей к безопасному участию в транспортных процессах и безопасной жизнедеятельности в транспортной среде могут быть обеспечена при:

1. Организации эффективного межведомственного взаимодействия в вопросах сохранения и формирования навыков безопасного поведения на улицах и дорогах обучающихся.

2. Целенаправленной системе обучения детей и подростков основам безопасного поведения на улицах и дорогах, формированию личной компетенции в вопросах сохранения жизни и здоровья учащихся, культуры транспортного поведения.

3. Организации психолого-педагогического сопровождения личностного развития учащихся, процесса формирования его позиции в рамках реализации вопросов повышения безопасного поведения на улицах и дорогах.

4. Разработке и апробировании в общеобразовательных учреждениях проблемно-ситуационных технологий формирования транспортной культуры школьников.

Транспортная культура школьника рассматривается как часть общей культуры учащегося, включающая качества и ценностные отношения безопасной личности, знания в области безопасности на транспорте, умения и навыки безопасного, правопослушного и культурного поведения в транспортной среде, обеспечивающие ему безопасную жизнедеятельность в ней, не нанося ей вреда, и осознанное, самостоятельное и безопасное участие в транспортном процессе.

Формирование транспортной культуры школьников может быть представлено педагогической системой, основанной на реализации системного, антропологического и культурологического подходов и направленной на снижение уровня детского транспортного травматизма путем подготовки детей к безопасному участию в транспортном процессе и безопасной жизнедеятельности в транспортной среде за счет реализации в единстве и взаимосвязи трех основополагающих функций: обучающей, воспитывающей и развивающей.

Интегративная деятельность по формированию системы обучения дорожно-транспортной

безопасности обеспечивает непрерывную и многоступенчатую подготовку к безопасной жизнедеятельности в транспортной среде путем приобретения учащимися специальных знаний, умений, навыков в области транспортной безопасности, формирования у них установок и личностных качеств, позволяющих им адекватно и грамотно оценивать обстановку, осознанно регулировать свое поведение в транспортном процессе, сложной или аварийной ситуации, не допуская травм.

Комплекс разрабатываемых в ходе исследования, организационно-педагогических условий, направленных на эффективное развитие системы обучения безопасности жизнедеятельности, представлен следующим образом:

а) специальное обучение школьников безопасности на транспорте и их подготовка к осознанному и безопасному участию в транспортном процессе;

б) формирование у школьников специальных качеств, определяющих их как ответственных за собственную безопасность личностей;

в) развитие у школьников умений и навыков безопасной жизнедеятельности в транспортной среде путем интеграции деятельности всех заинтересованных субъектов данного процесса.

Экспериментальные площадки по формированию транспортной культуры учащихся должны разрабатываться и реализовываться в общеобразовательных учреждениях для подготовки школьников к безопасной жизни и деятельности в транспортной среде.

Литература

1. Информационные материалы по итогам работы городской экспериментальной площадки «Разработка системы формирования транспортной культуры обучающихся как фактор успешной профилактики детского дорожно-транспортного травматизма». М.: Центр мониторинга ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий МЧС России, 2011.

2. Совершенствование системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях: монография. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011.

3. Статистика аварийности за январь - март 2012 года [Электронный ресурс] URL: http://www.gibdd.ru.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» МЧС России (федеральный центр науки и высоких технологий)

Российская Академия Естествознания

PERFECTION OF ACTIVITY OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS ON FORMATION OF TRANSPORT

CULTURE OF PUPILS

A.M. Yakupov, E.V. Sviridok

In article questions of preventive maintenance of a children's transport traumatism by creation of experimental platforms on formation of transport culture of pupils in educational institutions for preparation of schoolboys for a safe life and activity in the transport environment are considered.

Key words: safety of traffic, preventive maintenance of a children's transport traumatism, formation of transport culture of pupils, model integrative educational system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.