Научная статья на тему 'Совершенствование деятельности куратора по духовно-нравственному воспитанию студентов'

Совершенствование деятельности куратора по духовно-нравственному воспитанию студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРАТОР / СТУДЕНЧЕСКАЯ ГРУППА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ / STUDENT''S GROUP / CURATOR / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / MORAL REPRESENTATIONS / VALUABLE ORIENTATIONS / EDUCATIONAL POTENTIAL / RUSSIAN PHILOSOPHICAL THOUGHT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терещенко Галина Федоровна

В статье обоснована необходимость поиска куратором активных форм и методов духовно-нравственного воспитания студентов в изменившихся социально-экономических условиях. В качестве одного из источников совершенствования воспитательной деятельности куратора обоснованы педагогические идеи русских философов С. И. Гессена, И. А. Ильина и В. В. Розанова, раскрыты возможности их эффективного использования в процессе духовно-нравственного воспитания студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терещенко Галина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF ACTIVITY OF THE CURATOR ON SPIRITUAL MORAL EDUCATION OF STUDENTS

In article need of search by the curator of active forms and methods of spiritual and moral education of students in the changed social and economic conditions is proved. As one of sources of improvement of educational activity of the curator pedagogical ideas of the Russian philosophers S. I. Gessen, I. A. Ilyin and V. V. Rozanov are proved, possibilities of their effective use in the course of spiritual and moral education of students are opened.

Текст научной работы на тему «Совершенствование деятельности куратора по духовно-нравственному воспитанию студентов»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ

Г. Ф. ТЕРЕЩЕНКО

В статье обоснована необходимость поиска куратором активных форм и методов духовно-нравственного воспитания студентов в изменившихся социально-экономических условиях. В качестве одного из источников совершенствования воспитательной деятельности куратора обоснованы педагогические идеи русских философов С. И. Гессена, И. А. Ильина и В. В. Розанова, раскрыты возможности их эффективного использования в процессе духовнонравственного воспитания студентов.

Ключевые слова: куратор, студенческая группа, духовно-нравственное воспитание, нравственные представления, ценностные ориентации, воспитательный потенциал, русская философская мысль.

С включением России в Болонский процесс повышаются требования к уровню профессиональной компетентности выпускников высших учебных заведений, которые должны будут выдерживать конкурентную борьбу на международном рынке труда. Задачи, стоящие перед образовательными учреждениями, требуют иного подхода и подготовки творчески развивающейся, активной личности, которая сможет самостоятельно выбрать для себя жизненный путь [1]. Только целеустремленный, уверенный, самоорганизованный студент способен успешно овладеть прочной системой научных знаний, развить в себе познавательные способности и творчески применить профессиональные навыки и умения на практике. Образование - это неразрывное единство обучения и воспитания.

Сегодня главной целью образования становится формирование профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. Профессиональные знания, умения и навыки сами по себе являются лишь инструментом, способным принести обществу и человечеству в целом как пользу, так и вред в зависимости от того, каковы нравственные качества профессионала [1]. Хотя человек может быть разносторонне образованным и интеллектуальным, он совершенно не обязательно будет духовным.

Рубеж веков как в отечественной научнопедагогической литературе, так и в общественном сознании отмечается повышением интереса к проблеме формирования духовности и духовной лич-

ности. Радикальные либерально-демократические преобразования общественной жизни, наступление рыночных отношений, зачастую без моральных основ и правил, обусловили тотальное проникновение в общество духа западной цивилизации, меняющего мировоззренческие и ценностные ориентиры подрастающего поколения. Многие приоритеты, сложившиеся в системе воспитания в нашей стране в результате многовековых традиций, в настоящий момент просто утрачены.

Гипертрофия эгоизма, культа индивидуализма становятся более привычными в сфере межличностного общения, ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами. Идеализация силы и жестокости, восхваление образа молодого человека, свободного от всех социальных запретов и требований общественной морали, пропаганда свободной любви наносят непоправимый ущерб духовному и физическому здоровью подрастающих поколений. Идет фактическая девальвация таких жизненных ценностей, как гражданственность и патриотизм, любовь и семья, дружба и целомудрие, растаптываются на корню нравственные ценности, возвышенные человеческие чувства. Либеральнодемократические преобразования несут с собой и наступление массовой низкопробной культуры и искусства, откровенную порнографию, культ тела без души и возвышенных чувств [4].

Духовно-нравственное воспитание студентов -это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. В современных социально-экономических условиях одной из важнейших задач сис-

темы высшего образования сегодня является не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и развитие духовно-нравственной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества [3].

Мы все знаем, с каким нравственным багажом приходит большая часть абитуриентов в вузы. Сегодняшний студент представляет собой весьма противоречивую личность: с одной стороны, он под влиянием демократизации общества стал намного свободнее и независимее, а с другой - его общеобразовательная подготовка и культурный уровень резко снизились. Наша реальность зачастую калечит ребят, питая их не нравственными, а безнравственными принципами.

Появление новых ролей преподавателей в условиях Болонского соглашения требует переосмысления целей, содержания и форм деятельности кураторов студенческих сообществ. В связи с изменениями, которые происходят в образовании, институт кураторства становится другим, наполняется новым содержанием [2]. Необходимо отойти от довольно распространенного понимания куратора как классного руководителя студентов 1-2-го курсов, так как проблемы возникают у студентов не только младших, но и старших курсов. Особенно остро стоит в деятельности куратора проблема духовнонравственного воспитания, цель которого - формирование студентов гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе [4]. Сложность работы в данном направлении заключается в том, что в столь тонком деле, как духовно-нравственное воспитание личности, вряд ли существуют готовые рецепты форм и методов работы в этом направлении.

С нашей точки зрения, в сложившейся современной ситуации, когда молодежи недостает положительных примеров для подражания и происходит разрушение нравственных устоев, подмена и смещение понятий общечеловеческих ценностей, попыткой и условием перехода к новому уровню понимания значения духовно-нравственного воспитания студентов должна стать сегодня философия образования, главное предназначение которой - раздвигать горизонты педагогического мышления и общекультурного взгляда на прошлое, настоящее и будущее образования [5].

Современно звучат слова известного русского философа и педагога В. В. Розанова, который, осознавая необходимость коренных изменений в прак-

тике отечественного образования, еще в 1899 г. заметил, что кого не поразит, что так много учась, так тщательно учась, при столь усовершенствованных дидактике, методике и педагогике, мы имеем плод всего этого (новый человек) скорее отрицательный, чем положительный. Забыта именно философия воспитания; не приняты во внимание, так сказать, геологические пласты, коих поверхностную пленку «назема» мы безуспешно пашем.

Обращение к трудам философов-педагогов прошлого - не дань моде. Изучение философско-педагогических взглядов В. В. Розанова, И. А. Ильина, С. И. Гессена и других ученых, универсальных по глубине и фундаментальности охвата практически всех проблем педагогики, актуально сегодня как ориентир в поиске путей выхода современной педагогики из тупика беспомощности в духовнонравственном воспитании студентов. Уникальность педагогических идей, которые занимают приоритетное положение в трудах названных ученых, заключается в многоаспектности возможностей использования их как источника духовности подрастающего поколения [4]. Русские мыслители всегда искали правду, жаждали торжества истины над ложью неправды и несправедливости. Понимание для русской общественной мысли выступало в единстве с моральным сознанием, ценности и нормы которого были заземлены в бытии человека.

Погружение студентов в эмоциональногражданскую и интеллектуальную атмосферу истории русской общественной мысли может помочь куратору в том, чтобы придать учебно-воспитательному процессу необходимый нравственный, гуманистический характер. В соответствии с этим в план воспитательной работы куратора студенческой группы целесообразно включить систему мероприятий, направленных на формирование нравственных представлений студентов, где они приобщались бы к изучению трудов и отдельных высказываний В. В. Розанова, И. А. Ильина, С. И. Гессена.

Мы исходим из того положения, что даже при наличии достаточного объема знаний о морали и нравственности многие студенты затрудняются анализировать и оценивать явления общественной жизни. Поэтому их надо целенаправленно обучать умению видеть нравственную сторону действий людей, выделять существенное в их поступках, отделять главное от второстепенного.

Рассмотрим активные формы и методы внеаудиторной воспитательной работы куратора в указанном направлении. В Академии гуманитарного и социального образования можно создать общество «Интеллектуальная история», работа которого будет направлена на более эффективное отражение

всего богатства интеллектуальной жизни российского общества.

Основные методы работы общества - спецво-просы, творческие работы, диспуты, коллоквиумы, рефлексии. Участие в работе общества «Интеллектуальная история», основанное на вдумчивом анализе материала, способствует умственному и творческому развитию личности, формирует нравственные представления о патриотизме, честности, самопожертвовании. Кроме того, возможность высказать свое мнение, аргументировать точку зрения выступает в качестве средства самореализации студента.

Хочется остановиться на одном из наиболее интересных методов самостоятельной работы над проблемой - спецвопросе. Образовательная задача спецвопроса состоит в следующем: студенту или группе дается контрольно-творческое, исследовательское задание, требующее подбора и изучения философских трудов В. В. Розанова, И. А. Ильина, С. И. Гессена. Одним их таких вопросов, заданных любителям и знатокам истории, может быть следующий: если обязательным предметом в школе является «событийная история», то почему отсутствует такая дисциплина, как «интеллектуальная история»? Ведь они связаны неразрывными нитями, вернее, представляют собой две стороны единого целого - истории развития народа. Организуя обсуждение этого вопроса, можно опираться на мысль И. А. Ильина о необходимости приучать человека вести полемику, аргументировано доказывать свою правоту.

Дискуссионный клуб «Истина» - это творческое совмещение свободы, знаний, интеллекта, терпимости и культуры. Обобщая взгляды В. В. Розанова, И. А. Ильина и С. И. Гессена на пути формирования нравственных представлений, мы остановились на высказывании С. И. Гессена о том, что диалог - самая продуктивная форма взаимоотношения между людьми. Существенным моментом работы клуба является то, что в организации и проведении его заседаний основная работа проводится самими студентами: они предлагают темы для обсуждения, подбирают художественный, публицистический или киноматериал, готовят его представление в моделях-инсценированиях.

Можно регулярно выпускать стенную газету, в которой помещать отзывы студентов о проведенном заседании, афоризмы, цитаты, имеющие отношение к обсуждаемой проблеме, литературные пробы студентов на заданную тему. Все это помогает решить проблему самореализации студентов, подкреплять и мотивировалась их дальнейшую ценностно ориентировочную и коммуникативную деятельность,

формировать нравственные представления о милосердии, долге, культуре.

Создание «зеленых классов» в Институте естествознания возможно с учетом идеи В. В. Розанова, который считал, что нравственное сознание человека вырастает на любви к природе. Воспитывать любовь к природе, по словам ученого, значит формировать гуманность человека, делать его лучше. Проблема отношения к природе может стать могучим способом нравственного воспитания людей. Вопрос нравственного отношения к природе все более настойчиво звучит сейчас в литературе. Отбирая материал для занятия на тему «Природа и общество», важно познакомить студентов с полемикой выдающегося русского философа В. В. Розанова и его учеников о проблемах взаимоотношения природы, культуры и морали. Ученый постоянно говорил о «культуре чувства природы» как способа освоения культурного наследия, гуманизации самой природы. Формирование этого чувства В. В. Розанов связывает с переходом от информационного образования к духовно-культурному образованию, которое не сводится к простому овладению знаниями, а базируется на социально-гуманистической нравственности, что звучит вполне актуально в русле нашего решения проблемы.

Наш опыт показывает, что эффективным способом формирования нравственных представлений о любви к Родине, природе могут быть дискуссии по отдельным произведениям художественной литературы, кинофильмы, беседы «за круглым столом» и т. п. В Академии социальных и образовательных технологий успешно работает кинолекторий, который проводится 1-2 раза в месяц и предполагает просмотр заранее запланированных полнометражных хроникально-документальных фильмов. Перед началом лектория выступает лектор. Студентам предлагается обратить внимание на определенные моменты фильма для последующего обсуждения. По окончании сеанса организуется полемика, делаются выводы, обобщения. Важно подчеркнуть сформулированное И. А. Ильиным положение о том, что в общении с учеником важно учитывать его возраст и относиться с уважением к его жизненному опыту. Личность воспитанника, по его словам, может измениться к лучшему лишь через общение с наставником, вобравшим в себя все богатство духовного мира.

Для обеспечения расширения кругозора и углубления знаний студентов, способствующих постижению личностной значимости тех или иных объективных общественных ценностей и умению вести конструктивный диалог, в помощь куратору мы разработали цикл классных часов «Ценности

человеческой жизни», которые посвящены постижению смысла и значения таких нравственных представлений, как целеустремленность, честь, мужество.

Одной из наиболее продуктивных форм работы над развитием нравственных представлений мы считаем этическую беседу. В методике проведения этической беседы могут быть различные варианты. При нахождении вариантов следует иметь в виду сочетание следующих условий: прежде всего это социокультурное пространство, в котором находится студент: на важность его указывал в свое время известный русский философ С. И. Гессен.

В условиях свободного общения студенты имеют возможность обсудить мысль философа И. А. Ильина о патриотизме истинном и казенном, обозначить собственную позицию, самоутвердиться, самовыразиться, поупражняться в фактическом следовании декларируемым ценностным ориентациям. Ответы студентов на поставленные вопросы позволяют куратору сделать выводы об их взглядах на некоторые аспекты национальных отношений. «Патриотизм невозможен без осознания собственных национальных и культурных корней, без развития национального самосознания» - с этой мыслью известного русского философа И. А. Ильина соглашаются студенты по окончании опросов, обобщения и анализа проделанной работы.

С целью формирования нравственных представлений студентов о справедливости, добре, долге куратору можно использовать и такие формы внеклассной работы, как интервью, письменные и устные опросы, анкеты, решения педагогических ситуаций, игры «Свиток», «Веер» и т. д. Рассмотрим методику проведения игры «Веер».

Данная игра проводится после знакомства со взглядами русского философа С. И. Гессена на проблему «коллективной личности». Цель игры: выяснить уровень нравственных представлений и отношение студентов к такому качеству, как коллективизм. Вопросы написаны на цветных листках бумаги, из которых состоял веер. Вытаскивая из «веера» по очереди листки, студенты готовятся к ответу, а затем предлагают вопрос всей группе, становясь ведущими на то время, пока он обсуждается. «Веер» может содержать следующие вопросы: «Что такое коллективизм?»; «Что значит жить в коллективе?»; «Какие дела объединяют людей в коллектив?»; «Какой у вас в группе коллектив, дружный или нет?»; «Что вам особенно запомнилось из коллективных дел вашей группы?»; «Каким бы вы хоте-

ли видеть коллектив вашей группы?»; «Всегда ли вы помогаете своим товарищам?»; «Кого из известных вам людей можно назвать настоящими коллективистами? Почему?». Надо заметить, что в игре, как и в деятельности, студенты раскрываются наиболее глубоко и всесторонне, конечно, при условии, что диагностические игры подбираются с соответствующим возрасту содержанием и интересны по форме.

Следует подчеркнуть, что в процессе данной работы студент выступает активным участником продолжающегося процесса взаимодействия с куратором. Кроме того, студентам предлагается высказывать свое мнение по поводу реализованного взаимодействия, дать оценку своей деятельности, высказать пожелание куратору.

Литература

1. Байденко В. И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М., 2002.

2. Богданова Р. У. Многовариантный институт кураторства в вузе. СПб., 2007.

3. Макарова Л. Н., Гостилович Т. А., Кравченко М. Б. Основные положения концепции воспитательной системы Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2004. № 2(6). С. 69-83.

4. Рахматуллина З. Я. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Уфа, 2004.

5. Терещенко Г. Ф. Русская философская мысль как источник духовно-нравственного воспитания студентов // Среда социума в условиях современной российской действительности. Курск, 2010. С. 32-38.

* * *

IMPROVEMENT OF ACTIVITY OF THE CURATOR ON SPIRITUAL MORAL EDUCATION OF STUDENTS

G. F. Tereshchenko

In article need of search by the curator of active forms and methods of spiritual and moral education of students in the changed social and economic conditions is proved. As one of sources of improvement of educational activity of the curator pedagogical ideas of the Russian philosophers S. I. Gessen, I. A. Ilyin and V. V. Rozanov are proved, possibilities of their effective use in the course of spiritual and moral education of students are opened.

Key words: curator, student's group, spiritual and moral education, moral representations, valuable orientations, educational potential, Russian philosophical thought.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.