Научная статья на тему 'Совершенствование деятельности Дирекции по персоналу ЗАО «Авиастар СП» через внедрение системы сбалансированных показателей'

Совершенствование деятельности Дирекции по персоналу ЗАО «Авиастар СП» через внедрение системы сбалансированных показателей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
333
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КАРТА / BALANCED SCORECARD / KEY PERFORMANCE INDICATORS / STRATEGIC VISION / STRATEGIC MAP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерхова Марина Викторовна

В статье представлена возможная поэтапная технология внедрения сбалансированной системы показателей для оценки деятельности Дирекции по персоналу ЗАО «Авиастар-СП».. Подчеркивается важность проведения стратегического анализа деятельности подразделения и построения стратегической карты, отражающей причинно-следственные связи между отдельными целями и мероприятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE ACTIVITIES OF THE DIRECTORATE OF PERSONNEL OF JSC "AVIASTAR SP" THROUGH THE INTRODUCTION OF THE BALANCED SCORECARD

The article presents a possible phased implementation technology of the balanced scorecard to measure the performance of the Directorate of personnel of JSC "Aviastar-SP".. Emphasizes the importance of a strategic review of its operations and build a strategic map, reflecting a causal link between individual objectives and activities.

Текст научной работы на тему «Совершенствование деятельности Дирекции по персоналу ЗАО «Авиастар СП» через внедрение системы сбалансированных показателей»

УДК.65.011

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИРЕКЦИИ ПО ПЕРСОНАЛУ ЗАО «АВИАСТАР-СП» ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

© 2014 М.В. Ерхова

Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)

Поступила в редакцию 09.09.2014

В статье представлена возможная поэтапная технология внедрения сбалансированной системы показателей для оценки деятельности Дирекции по персоналу ЗАО «Авиастар-СП». Подчеркивается важность проведения стратегического анализа деятельности подразделения и построения стратегической карты, отражающей причинно-следственные связи между отдельными целями и мероприятиями.

Ключевые слова: сбалансированная система, показатель, эффективность, перспективы, стратегическая карта

В настоящее время проблема оценки эффективности деятельности кадровой службы является весьма актуальной. Это обусловлено тем, что функция управления сотрудниками рассредоточена между структурными подразделениями дирекции по персоналу, и отсутствие комплексной системы оценки их работы не дает возможности определить эффективность деятельности этой службы в целом. Особенно это касается крупных предприятий, имеющих широкий диапазон категорий персонала. К таким предприятиям относится ЗАО «Авиастар-СП» - крупнейший в России производитель авиационной техники. Многотысячный коллектив предприятия авиационной отрасли, находящейся на переднем крае научно-технического прогресса, требует новых подходов в сфере кадрового и социального менеджмента. Именно Дирекция по персоналу предприятия, осуществляя управление движением кадров и реализуя кадровые технологии, должна работать эффективно не только как самостоятельное подразделение, но и часть целого предприятия, определяющая его кадровую политику. В качестве современной технологии, обеспечивающей своевременный, объективный и всесторонний анализ работы кадровой службы и измерение ее эффективности в крупных компаниях используют Сбалансированную систему показателей (Balanced ScoreCard, BSC) (ССП).

ССП - это стратегическая система управления, разрабатываемая на основе стратегии, включающая сбалансированные стратегические цели и индикаторы их достижимости.[1, с. 459].

Ерхова Марина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления и экономики на воздушном транспорте. E-mail:

m.v.erhova@mail.ru

Фактически ССП - это механизм последовательного доведения до персонала стратегии развития, целей предприятия и контроль их достижения через так называемые ключевые показатели эффективности (KPI). КР1 являются, по сути, измерителями достижимости целей, а также характеристиками эффективности бизнес-процессов и работы каждого отдельного сотрудника. В этом контексте ССП является инструментом не только стратегического, но и оперативного управления. Основной принцип ССП, который во многом стал причиной высокой эффективности этой технологии управления -управлять можно только тем, что можно измерить.

В отношении кадровой службы ССП позволяет:

• выделить в работе службы персонала приоритетные направления, обеспечивающие реализацию стратегии АП;

• оценить вклад кадровой службы в ее осуществление;

• контролировать затраты на персонал;

• измерять не только итоговые показатели деятельности, но и опережающие, по которым можно судить, в правильном ли направлении происходят изменения.

• определять эффективность реализации кадровых технологий

Рассмотрим возможную технологию внедрения ССП в Дирекции по персоналу ЗАО «Авиастар-СП» через реализацию следующих этапов.

1 этап. Проведение стратегического анализа. Стратегические цели Дирекции по персоналу разрабатываются на основе имеющегося

видения и стратегии авиационного предприятия. Основоположники BSC Роберт Каплан и Дэвид Нортон предложили использовать тематические разделы стратегии предприятия, или перспективы, которые еще до разработки стратегии должны обеспечить сбалансированное рассмотрение всех существенных сторон деятельности АП. В классическом варианте их четыре: «Финансы», «Клиенты», «Процессы» и «Потенциал/ Обучение» [2]. В рамках нашей статьи мы сосредоточим внимание на изучении перспективы «Потенциал / Обучение» на ЗАО «Авиастар-СП». Ключевым вопросом данной перспективы является вопрос: « Какие цели перед сотрудниками компании необходимо поставить, чтобы компания соответствовала сегодняшним и будущим требованиям?» Ресурсы этой перспективы - сотрудники, знания, инновации, технологии, информация и др. Данная перспектива в связи с этим может иметь и соответствующие названия. В рамках нашей статьи мы обозначим эту перспективу как «Сотрудники».

Перспектива «Сотрудники» ЗАО «Авиа-стар-СП» может определять задачу сохранения и развития персонала предприятия, способного на высоком уровне обеспечить решение поставленных производственных задач обеспечения производства и реализации конкурентоспособных гражданских и транспортных самолетов, авиационной техники [3]. Данная перспектива реализуется Дирекцией по персоналу, и в соответствии с этой перспективой в ней могут быть выделены функциональные HR-блоки, эффективность реализации которых в максимальной степени определяет качество работы службы персонала.

1. Реализация политики управления персоналом.

2. Управление карьерой персонала.

2. Обеспечение потребности в персонале.

3. Управление составом сотрудников.

4. Адаптация персонала.

5. Обучение и развитие персонала.

6. Оценка персонала.

7. Документационное обеспечение управления.

2 этап. Разработка сбалансированной системы показателей. После определения важнейших оцениваемых направлений деятельности для каждого из данных блоков, надо сформулировать основные задачи, решение которых ведет к достижению основной цели, и определить показатели, характеризующие степень их выполнения. KPI показатели по каждому функциональном блоку представлены на рис. 1.

3 этап. Разработка стратегических мероприятий. По каждому функциональному блоку разрабатывается перечень мероприятий, эффективность которых измеряется разработанными ранее KPI показателями. По каждому стратегическому мероприятию определяются сроки,

бюджет и участники. На рис. 1 нами предлагаются по одному стратегическому мероприятию на каждый НЯ-блок. КР1 показатели:

1 блок:

• доля расходов на управление

• соотношение количества управленцев к количеству работников

• результативность управления

• рентабельность затрат

• рентабельность использования персонала

2 блок:

• средний управленческий возраст

• средняя скорость продвижения по вертикальной карьере

• средний срок пребывания в должности

• процент управленческих должностей, заполняемых резервистами

• средний срок пребывания в управленческом резерве

• текучесть кадров среди управленцев

3 блок:

• рейтинг привлекательности АП как работодателя на рынке авиационных услуг

• процент внутреннего заполнения вакансий; процент сотрудников, принятых в соответствии с заявками руководителей структурных подразделений

• средние расходы на найм одного работника

• число соискателей на вакансию

• время, необходимое для заполнения вакансий

• шотношение затрат на поиск персонала и общие расходы предприятия

4 блок:

• средний возраст сотрудников;

• образовательный уровень;

• средний стаж работы;

• коэффициент текучести

• коэффициент оборота по приему

• коэффициент оборота по увольнению

• коэффициент постоянства кадров

5 блок:

• текучесть среди сотрудников со стажем до 1 года

• процент сотрудников, довольных проводимыми социальными программами

• издержки на обучение новых сотрудников

• количество задействованных наставников и инструкторов

• среднее время обучения адаптантов

• число поощрений и наказаний среди новичков

• число должностных продвижений среди новичков

6 блок:

• количество сотрудников прошедших внешнее и внутреннее обучение за период

• издержки на обучение

• количество реализуемых образовательных программ

• оценка удовлетворенности качеством образовательных услуг

Рис. 1. Модель внедрения системы сбалансированных показателей в Дирекции по персоналу ЗАО «Авиастар-СП»

6 блок:

• количество сотрудников прошедших внешнее и внутреннее обучение за период

• издержки на обучение

• количество реализуемых образовательных программ

• оценка удовлетворенности качеством образовательных услуг

7 блок:

• процент специалистов, прошедших аттестацию;

• количество работников, которые прошли психофизиологическую диагностику (по категориям);

• количество должностей, подвергнутых должностному анализу

• количество разработанных должностных профилей

• количество форм оценки персонала

• количество сотрудников, оцененных по каждой форме

• количество разработанных оценочных комплексов

8 блок:

• штатная численность кадровой службы

• нормы выработки в процессе выполнения делопроизводственных операций

• количество фактов утраты или потери документов

• отсутствие нареканий на деятельность кадровой службы со стороны руководства АП

• отсутствие жалоб на работу и организацию взаимодействия кадровой службы с другими подразделениями

• количество разработанных и утвержденных регламентов взаимодействия

Следует отметить, что стратегические цели, ключевые показатели эффективности, стратегические мероприятия связаны друг с другом. В рамках ССП определение и документирование причинно-следственных связей между отдельными стратегическими целями является одним из основных элементов. Такая работа позволяет уточнить различные представления о путях достижения целей. Каплан и Нортон использовали для отражения причинно-следственных цепочек термин «Стратегические карты» [2].

Стратегические карты отражают взаимосвязи между отдельными целями, способствуют единому пониманию стратегии, объясняют значение показателей эффективности.

4 этап. Построение стратегической карты [1]. Построение стратегических карт проходит в 3 этапа.

1. Представление причинно-следственных связей

2. Концентрация на стратегически важных взаимосвязях

3. Документирование связей и формулирование «истории стратегии»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представление причинно-следственных связей можно осуществлять разными способами: начиная со стратегических целей перспективы «Сотрудники», с перспективы «Финансы» (дедуктивный алгоритм), с отдельных стратегических целей перспективы «Финансы» ( индуктивный метод), с помощью матрицы «причины-следствие». Представим возможный вариант причинно-следственной связи на основе матрицы «причина-следствие», отражающей связи базовых целей и ценностей предприятия и перспективы «Сотрудники».

Рис. 2. Причинно-следственные связи стратегической карты ЗАО «Авиастар-СП»

Концентрация на значимых причинно-следственных связях позволяет упорядочить и упростить картину стратегических взаимосвязей. Представим возможную картину стратегической карты ЗАО «Авиастар-СП». В процессе сопоставления стратегических мероприятий и целей, получается матрица, из которой видно, достижению

какой стратегической цели содействует то или иное стратегическое мероприятие. Нами предлагается вариант подобной матрицы в отношении Дирекции по персоналу ЗАО «Авиастар-СП», представленный в табл. 1. В матрице задействованы значимые ценности, отраженные в стратегической карте (рис. 3).

Рис. 3. Стратегическая карта ЗАО «Авиастар-СП» Таблица 1. Матрица стратегических целей и мероприятий

№ Стратегические мероприятия Дирекции по персоналу ЗАО «Авиастар - СП» Финансы Клиенты Процессы Сотрудники

Прибыль Безопасность Удовлетворенность Приверженность Рост Управление Безопасность Сервис Развитие Вовлеченность

1 нормативное обеспечение всех кадровых технологий • • • • •

2 создание асессмент центра • • • •

3 расширение образовательной деятельности АУЦ •

4 введение института наставничества • • • •

5 полная компьютеризация кадрового документооборота • • •

6 формирование управленческого резерва • • • •

Анализ матрицы стратегических целей и мероприятий позволяет определить значимость и приоритетность тех или иных кадровых мероприятий (большее количество «Точек» в ячейках матрицы). Это, в свою очередь, влияет на планирование их сроков, финансирование, статус ответственных лиц.

Выводы: технология внедрения ССП требует от высшего руководства авиационного предприятия определения приоритетных ценностей в рамках стратегических перспектив. Предложенные в статье ценности, представленные в стратегических картах, на наш взгляд, соответствуют специфике авиационного производственного предприятия и отражают современные тенденции авиационной отрасли. Представленная модель внедрения сбалансированной системы

показателей в деятельность Дирекции по персоналу ЗАО «Авиастар-СП» позволит не только повысить эффективность ее деятельности, но и усилить роль этого подразделения в общей системе управления авиационного предприятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Внедрение сбалансированной системы показателей / Horvath & Partners; Пер. с нем. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 478 с.

2. Фридак, Х.Р. Сбалансированная система показателей: практическое пособие. Пер. с нем. / Х.Р. Фридак, В. Шмидт. - М.: Финансы и статистика, 2007. 160 с.

3. http://w.w.w.aviastar-sp.ru

4. http://www.avia-capital.ru

IMPROVING THE ACTIVITIES OF DIRECTORATE OF PERSONNEL AT JSC "AVIASTAR-SP" THROUGH THE INTRODUCTION OF BALANCED SCORECARD

© 2014 M.V. Erhova

Ulyanovsk High School of Civil Aviation

The article presents a possible phased implementation technology of balanced scorecard to measure the performance of Directorate of personnel at JSC "Aviastar-SP". . Emphasizes the importance of strategic review of its operations and build a strategic map, reflecting the causal link between individual objectives and activities.

Key words: balanced scorecard, key performance indicators, strategic vision, strategic map

Marina Erhova, Candidate of Pedagogy, Associate Professor at the Department og Management and Economy at the Aircraft Transport. E-mail: m.v.erhova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.