Научная статья на тему 'Совершенствование бизнес-процессов вуза в системе взаимодействия с региональным бизнес-сообществом'

Совершенствование бизнес-процессов вуза в системе взаимодействия с региональным бизнес-сообществом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование бизнес-процессов вуза в системе взаимодействия с региональным бизнес-сообществом»

Привлечение инвестиций - трудоемкий и длительный процесс, требующий объединенных усилий административных и деловых ресурсов региона, планомерной, целенаправленной работы по реализации. Инвестиционные программы Ростовской области 2005-2006 гг. являются инструментами, способствующими развитию региона в данном аспекте.

Об этом можно судить по следующим результатам:

План выполнения по инвестиционным программам составляет около 98%. В течение последних лет Ростовская область признается одним из самых открытых для внешних инвестиций российских регионов. Ежегодно привлекается свыше 1,2 млрд. долларов инвестиций. Поставленная в Послании Президента РФ 2003 года в качестве стратегической цели экономического развития страны задача удвоения валового внутреннего продукта к 2010г. в Ростовской области будет решена в период до 2007 года.

М. В. Паничкина

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ВУЗА В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕГИОНАЛЬНЫМ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВОМ

На современном этапе, учитывая постановку задачи, связанную с построением инновационно-ориентированной экономики, основным конкурентным преимуществом локализованной территории и страны в целом является человеческий капитал и базис его формирования - наука и образование, что позволяет выделить в качестве ключевого звена реформирования и модернизации общества систему образования вообще и высшего профессионального образования в особенности [2].

Переход к новому типу модели вуза, который должен самостоятельно выстраивать стратегию своего развития на рынке профессиональных образовательных услуг, опираясь на собственные конкурентные преимущества, требует поиска основных точек реформирования его деятельности, связанных с формированием глобального рынка образовательных услуг и предпринимательского стиля поведения вуза. Возрастающая роль интеграции вуза в региональный научно-образовательно-промышленный кластер, новизна, сложность и разнообразие возникающих при этом связей выдвигает перед указанной ступенью новые задачи, решение которых требует радикального пересмотра не только стратегии, форм и методов обучения, но и формирования нового вида деятельности вуза - партнерского сотрудничества, ориентированного на удовлетворение требований партнеров на взаимовыгодных условиях. Применение процессного подхода позволит вывести указанный вид деятельности на качественно новый уровень, сформировать эффективный механизм интегративного взаимодействия вузов с бизнес-структурами региона и предложить инструменты для его реализации.

Современные вузы представляют собой сложные ресурсные комплексы, предполагающие сохранение традиций и введение инноваций, синтез обучения и научных исследований. При сохранении и укреплении основных ценностей традиционного высшего образования, связанных с подготовкой высококвалифицированных кадров, для вузов в настоящее время становятся актуальными вопросы разработки конкурентоспособных стратегий развития, формирования инновационной культуры, трансформации основных бизнес-процессов вуза. Следовательно, приведение потребности соответствия возможностей деятельности вуза требованиям реального сектора инновационно-ориентированной экономики обуславливает непрерывное ее совершенствование. В рамках традиционной вузовской системы, переживающей в настоящее время процесс кардинальных преобразований, вызванных новыми реалиями общественного развития, указанные цели не выполнимы. В теории и практике определены эволюционная и революционная модели воз-

можных изменений. Сторонники эволюционного подхода предполагают, что в первую очередь должны меняться взгляды, ценностные ориентации и модели поведения членов системы, а затем - организация в институциональном понимании. Революционная модель реализуется в рамках «реинжиниринга бизнес -процессов» [3].

Истоки концепции реинжиниринга бизнес-процессов ведут к теориям управления, разработанным еще в 19 веке. Так, Ф. Тейлор предлагал использовать процессные подходы для оптимизации производительности, А. Файоль - осуществлять деятельность путем получения оптимального преимущества из всех доступных ресурсов. Благодаря работам М.Хаммера, Дж. Чампи и Т. Дейвенпорта реинжиниринг получил дальнейшее теоретическое обоснование как методология развития бизнеса. Суть реинжиниринга указанными авторами сводится к принципиальному переосмыслению и радикальной перестройке всей деятельности компании для достижения резких, скачкообразных улучшений показателей ее эффективности.

Превращение высшего профессионального образования в важнейший компонент социально-экономического и нравственно-духовного базиса общественного прогресса выдвигает перед указанной ступенью новые задачи, решение которых требует радикального пересмотра не только стратегии, форм и методов обучения,

а, что более важно, реинжиниринга бизнес-процессов высшего профессионального образования.

Бизнес-процесс М.Хаммером и Д.Чампи определяется как комплекс действий, в котором на основе одного или более видов исходных данных создается ценный для клиента результат [4].

Использование понятия «бизнес-процесс» в разных теоретических подходах приводится в работе С.В.Рубцова [5], который, проанализировав характерные признаки, отличающие бизнес-процессы, пришел к выводу, что понятие бизнес -процесса относится ко всем процессам организации.

В статье Е.Г. Новоселовой [6] бизнес-процесс определен как устойчивая целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности (последовательность работ), которая по определенной технологии преобразует входы и выходы, представляющие ценность для потребителя.

В.Баринов рассматривает бизнес-процесс как множество «внутренних шагов» предприятия, заканчивающихся созданием продукции, необходимой потребителю, т.е. удовлетворяющей его по качеству, стоимости и сервису.

Следовательно, под бизнес-процессом (БП) понимается устойчивая совокупность технологически взаимосвязанных операций, выполнение которых создает ценный результат для внешних и внутренних клиентов процесса. При этом внутренним клиентом может быть другой бизнес-процесс или структурные подразделения и организации.

В соответствии с предметом исследования, бизнес-процессы вуза можно представить как совокупность разнообразных, но взаимосвязанных процессов, позволяющих осуществлять вузу свою деятельность, итогом которой является подготовка высококвалифицированных специалистов, адекватных потребностям инновационной экономики.

Цель БП вуза - организация деятельности, которая направлена:

- на создание конкурентных преимуществ вуза как по качеству производимых услуг, так и по их востребованности, при удовлетворении потребностей клиентов как корпоративных (работодателей), так и индивидуальных;

- на формирование потребностей в новых услугах при достижении эффективных результатов своей деятельности.

В настоящее время различают несколько уровней агрегирования бизнес-процессов [7]:

- на функциональном уровне отдельные взаимосвязанные и однородные процессы, направленные на однотипные ценности, формируют специализированную бизнес-функцию;

- следующий уровень - вид деятельности - представляет собой устойчивый набор разнотипных функций, обеспечивающий выполнение определенных целей организации;

- системный уровень, или уровень бизнес-системы, на котором возникает новое качество бизнес-процессов, которое отсутствует на других уровнях. Принимаемые на этом уровне стратегические решения задают целевую ориентацию всей совокупности бизнес-процессов, формируя приоритеты и требования к получаемым результатам.

Для достижения кардинальных улучшений показателей эффективности проводится принципиальное переосмысление и радикальная перестройка бизнес-процессов (реинжиниринг).

В период реформирования в сфере высшего образования, в соответствии с разработанной стратегией и тенденциями рынков образовательных услуг и труда, деятельность по трансформации начинается с совершенствования ключевых бизнес-процессов, затем формируются особые функции, которые со временем агрегируются в особый вид деятельности. Преимущественное развитие избранного вида деятельности становится базовым, оно задает целевую ориентацию всей совокупности бизнес-процессов и определяет современную модель высшего учебного заведения: академическую, исследовательскую, предпринимательскую, региональную или другие.

На основе анализа публикаций и научных исследований ряда авторов предпринята попытка выявить точки реформирования бизнес-процессов традиционного вуза и направления возможных изменений, которые следует закладывать в модель современного вуза. В связи с тем, что основные точки реформирования деятельности вуза связаны с формированием глобального рынка образовательных услуг и предпринимательского стиля поведения, современный вуз, учитывая долгосрочные тенденции изменения рынка труда, требования и предпочтения потенциальных клиентов, возможности и угрозы со стороны конкурентов, а также свои преимущества и недостатки, должен найти свою нишу на рынке образовательных услуг за счет преимущественного развития некоторых видов деятельности. К типовым видам деятельности традиционного вуза обычно относят: управленческую деятельность, образовательную, научно-исследовательскую и обеспечивающую. Каждый вид деятельности, в свою очередь, объединяет несколько основных бизнес-функций, выполнение которых обеспечивается множеством бизнес-процессов. Несмотря на то, что ключевыми видами деятельности любого вуза являются образовательная и научно-исследовательская, в соответствии с выявленными тенденциями современного состояния высшего профессионального образования, трансформация традиционного вуза должна быть связана с совершенствованием традиционных и появлением новых видов деятельности. Говоря о совершенствовании традиционных видов деятельности вуза, по мнению А.К. Казанцева, Д.К. Мешкиса [8] и других исследователей, в результате реформирования образовательная деятельность все больше становится деятельностью по оказанию разнообразных образовательных услуг, что означает возникновение новых функциональных блоков и отдельных бизнес-процессов в образовательной деятельности, которые не были востребованы в традиционном вузе. Учитывая возрастающую роль практического применения научных знаний, научная деятельность современного вуза трансформируется в научно-исследовательскую и консультационную. Инновации в бизнес-процессах управленческой деятельности вуза связаны:

- с длительным периодом оказания большинства образовательных услуг;

- отсутствием у большинства клиентов реальных представлений о будущей профессии и наборе компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности;

- трудностями в определении перспективных сдвигов на рынке труда и др.

Все это приводит вузы к необходимости управлять своей деятельностью на основе знаний, используя маркетинговый инструментарий. И хотя в настоящее время многие исследователи предлагают применять в качестве основы управления вузами маркетинговую идеологию и инструменты для успешного продвижения образовательных услуг [9], маркетинговый инструментарий может применяться в качестве важного, но лишь вспомогательного средства. По мнению А.К. Казанцева и Д.К. Мешкиса, внедрение управленческих инноваций должно быть направлено на более эффективное развитие и использование интеллектуального потенциала вуза, который представляет собой системную характеристику его возможностей или способностей эффективно решать проблемы на основе имеющихся интеллектуальных ресурсов, включая накопленные знания, компетенции персонала и качество менеджмента, интенсивность использования которого приводит к росту величины интеллектуального потенциала вуза.

Кроме того, необходимость постоянного совершенствования управленческих бизнес-процессов, определяющих сильные стороны вуза, являющихся основой его конкурентных преимуществ, а также устранение неэффективных процессов, ослабляющих позиции вуза на рынке образовательных услуг, формирует потребность в новых видах деятельности вуза.

Одной из ключевых позиций реформирования традиционного вуза, определяющей темпы, масштабы и успех преобразований, исследователями называется формирование современных бизнес-процессов по партнерскому сотрудничеству. В традиционном вузе партнерские отношения с индивидуальными и корпоративными клиентами также существуют, но в ином качестве - как отдельные, распределенные по разным видам и функциям деятельности бизнес-процессы или нерегулярно выполняемые работы. Исследователями отмечается, что в период реформирования в сфере высшего образования взаимосвязанная деятельность по развитию вуза на основе знаний и интеллектуального потенциала и партнерское сотрудничество начинают играть доминирующую роль. Совершенствование ключевых бизнес-процессов, являющихся основой конкурентных преимуществ вуза, а также потребность «образования в течение всей жизни» порождает необходимость устойчивых, взаимовыгодных партнерских отношений вуза с основными клиентами как корпоративными, так и индивидуальными, учитывающих их требования, интересы и предпочтения, а также долгосрочные тенденции изменения рынка труда.

Следовательно, появление нового вида деятельности современного вуза -партнерского сотрудничества - связано с реализацией следующих целей высшего образования:

- предоставление желающим возможности получить специальность и поддерживать квалификацию, адекватную требованиям современной экономики в период всей своей профессиональной деятельности;

- умение качественно обучать будущих специалистов высшей квалификации в условиях рынка образовательных услуг, доказывая свои преимущества перед конкурентами.

К бизнес-процессам вуза по сотрудничеству с предприятиями и организациями научной сферы, а также бизнес-сообществом локализованной территории можно отнести:

- поиск потенциальных партнеров для заключения долгосрочных договоров о сотрудничестве;

- реализацию совместных программ и проектов;

- организацию системы наставничества на предприятиях;

- формирование перечня компетенций выпускников вузов, адекватных требованиям инновационно-ориентированной экономики;

- организацию и проведение производственных практик, практических и других видов работ на базе предприятий, в том числе и научной сферы с использованием их оборудования, систем и комплексов;

- создание служб по консультированию, проведению стажировок и повышению квалификации преподавателей на базе предприятий-партнеров;

- создание центров переподготовки и повышения квалификации выпускников вузов и сотрудников предприятий на базе структурных подразделений вузов;

- создание специализированных факультетов, филиалов кафедр или филиалов учебных заведений при ведущих предприятиях и организациях отрасли;

- создание в вузах отделов по содействию в трудоустройстве;

- создание при вузах представительств предприятий-партнеров;

- включение руководителей предприятий-партнеров в попечительский совет вуза;

- формирование банка данных о трудоустройстве и продвижении выпускников

вуза;

- сбор и анализ информации о типичных затруднениях в профессиональной деятельности выпускников в первые годы работы;

- привлечение к проведению практических и иных форм занятий высококвалифицированных специалистов предприятий и организаций, в том числе и научной сферы с большим стажем практической и исследовательской работы вуза;

- выполнение совместных НИР, НИОКР;

- обмен научно-технической информацией, совместное проведение научнопрактических конференций, выставок, издание сборников научных трудов и др.

Агрегирование бизнес-процессов по сотрудничеству с бизнес-сообществом локализованной территории, предприятиями и организациями научной сферы позволяет выделить несколько бизнес-функций. Основными бизнес-функциями партнерского сотрудничества вузов могут быть следующие:

- расширение контактов с предприятиями и организациями;

- оказание корпоративных партнерских услуг;

- содействие практической деятельности студентов;

- содействие трудоустройству выпускников вузов;

- сопровождение карьерного роста выпускников;

- привлечение спонсорской поддержки;

- совершенствование учебного процесса в соответствии с требованиями пред-приятий-партнеров;

- управление стратегическим партнерством.

Указанные бизнес-функции формируют особый вид деятельности вуза - партнерское сотрудничество, «с помощью которого реализуются долгосрочные и взаимовыгодные отношения партнеров, признающих общие цели и ценности и готовых совместно действовать для их достижения, выделяя для этого необходимые ресурсы и создавая или используя общие стержневые компетенции» [8].

Участниками партнерских отношений могут быть как юридические, так и физические лица, подтвердившие свою заинтересованность в сотрудничестве. В зависимости от конкретных целей и задач, которые партнеры ставят перед собой, формы партнерства и направления деятельности вузов по укреплению связей с предприятиями и организациями научного профиля и реального сектора экономики могут быть самыми разнообразными, что подтверждает разнообразие бизнес -процессов, обеспечивающих данный вид деятельности.

Таким образом, определение роли высшего профессионального образования в качестве базового элемента или ядра образовательно-научно-производственного

кластера, который, в свою очередь, представляет собой инновационный механизм, обеспечивающий процесс интегративного взаимодействия учреждений высшего профобразования с научными организациями и бизнес-структурами локализованной территории, позволяет выделить в качестве одной из ключевых позиций реформирования деятельности вузов формирование современных бизнес-процессов по партнерскому сотрудничеству. Применение процессного подхода к новому виду деятельности может рассматриваться как инструмент решения задач взаимодействия вуза с бизнес-сообществом и вывести указанный вид деятельности вуза на качественно новый уровень.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2002 г. № ПР - 576.

2. Иванченко Л. А. Новые кадры для рыночной экономики // Экономика и управление. - 2006. - №1. - С.12.

3. Том Н. Управление изменениями. http:// www.cfin.ru / management / chande_ management_shtml

4.Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпораций. Манифест революции в бизнесе. М.: Изд-во «Манн, Иванов и Фербер» 2005. - С.24.

5. Рубцов С. В. Уточнение понятия «бизнес-процесс» // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - №6.

6. Новоселова Е. Г. Организация инновационной банковской деятельности как административного бизнес-процесса // Инновации. - 2006. - С.35.

7. Ивлев В. А , Попова ТВ. Реорганизация деятельности предприятий: от структурной к процессной организации. - М.: ООО «Научтехлитиздат», 2000.

8. Казанцев А. К., Мешкис Д. К. Моделирование бизнес-процессов современного вуза на основе информационных технологий // Инновации. - 2006. - №2. -

С. 76.

9. Вифлеемский А. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе // Вопросы экономики. - 2002. - № 8.

10. Воронин А. А. Экономика высшего образования в новых условиях хозяйствования. - М., 1999.

11. Савельев А. Я. Высшее образование: состояние и проблемы развития. - М., 2001.

И. П. Малиниченко

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Современный этап развития мировой и отечественной экономики предполагает создание общества, основанного на знаниях, в котором социальное и экономическое благополучие страны определяется наукоемкими технологиями, инновационной направленностью и уровнем интеллектуального развития общества. В условиях динамично изменяющейся хозяйственной жизни, ее глобализации, усиливающейся конкуренции фундаментальное значение для развития национальной экономики приобретает развитие рынка образовательных ресурсов.

Исторически проблема накопления и использования знания относится к временам промышленной революции. И хотя в то время экономисты-современники не уделяли этому особого внимания, во второй половине XX столетия появилось множество работ, посвященных объяснению успехов промышленной революции через призму накопления и использования знаний [1]. Как справедливо отмечал К.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.