СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АВТОМАТИЗАЦИИ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ*
УДК 311
Владимир Петрович Божко
д.э.н., проф., Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, профессор Тел.: (499)141-28-87, Эл. почта: [email protected]
Изложены методологические основы построения статистической информационной подсистемы предприятия и этапы ее внедрения. Дано понятие элементарных статистических работ, набор которых позволяет унифицировать обработку данных. Рассмотрена организация сбора статистических данных в органах государственной статистики от предприятий и организаций, а также предложены основные направления ее совершенствования.
Ключевые слова: статистическая информационная подсистема предприятия, элементарная статистическая работа, электронная технология, электронная цифровая подпись.
Vladimir Bozhko
PhD in Economics, Professor
Moscow state university of economics,
statistics and computer science
Tel.: (499) 141-28-87,
E-mail: [email protected]
IMPROVING OF AUTOMATION OF STATISTICAL ACTIVITYAT ENTERPRISES AND STATE STATISTICAL AUTHORITIES
The guidance of formation of information statistical subsystem of an enterprise and its implementation phases are expounded. The author explains the determination of basis statistical works, which allow unifying the processing operations. The organization of collection of statistical data of enterprises in the State Statistical Authorities is considered. The main ways of its improvement are offered.
Keywords: information statistical subsystem of an enterprise, basis statistical work, electronic technology, digital signature.
1. Введение
Актуальной задачей совершенствования функционирования СИС является автоматизация статистической деятельности на предприятиях и в организациях, что позволит получить необходимую статистическую информацию для их управления, а также существенно сократить затраты на подготовку исходных данных в органах государственной статистики.
Изменившаяся роль предприятия на этапе реформирования экономики, а также условия их создания и функционирования выдвинули на первое место не только управление непосредственно производственной деятельностью, но и задачи стратегического управления. Это потребовало новых подходов к определению целей, задач, технологических решений и требований к разработке информационной системы предприятия.
С одной стороны, когда руководители предприятия решают задачи по формированию номенклатуры и объемов выпускаемой продукции и оценивают существующие и ожидаемые в перспективе потребности рынка в этой продукции, оно должны иметь информацию о текущем состоянии внешней среды, включая статистический анализ достигнутого уровня и прогноз на будущее.
С другой стороны, принятие таких и многих других решений должно базироваться на выверенных данных достигнутого уровня развития самого предприятия, динамики его изменений, возможностей и направлений его развития.
Таким образом, статистический учет на предприятии и технология его машинной реализации должны ориентироваться, прежде всего, на внутренние потребности руководства для выполнения им функций управления в новых экономических условиях на базе статистических данных. Поставленная задача может воплотиться при создании статистической информационной подсистемы предприятия (СИПП), базирующейся на двух основополагающих принципах: интеграции в информационную систему управления предприятием и интеграции с внешними ЭИС.
2. Организационно-методологические основы построения статистической информационной подсистемы предприятия
Процесс создания СИПП должен включать следующие работы по определению:
• информационной потребности руководства предприятием в статистической информации;
• целей и задач функционирования СИПП в рамках информационной системы управления предприятием;
• перечня статистических показателей и методов их расчета;
• состава методов математической статистики, обеспечивающих поддержку принятия решений на основе статистической информации;
• принципов создания и функционирования СИПП.
В качестве наиболее важных характерных черт СИПП следует выделить высокую оперативность, вариантность расчетов, углубленную аналитичность и использование математико-статистических методов. При этом основной акцент делается не только на получение результатной информации, но и на ее многостороннее исследование с получением вариантных расчетов, а также на прогнозную ориентацию и активность системы с целью получения опережающей информации.
Остановимся на последнем несколько подробнее, так как именно здесь наиболее ярко представляется ориентация на использование новых ИТ.
Большинство информационных систем на предприятиях ориентированы прежде всего на процедуры сбора и обработки информации. С точки зрения ориентации на пользователя они могут быть определены как пассивные системы. Этот термин использован для оценки принципа взаимодействия пользователя и системы и отражает тот факт, что без запроса пользователя к ней она будет инертна.
Пассивная подсистема выдает данные без их оценки и характеристики, то есть пользователь сам определяет какая информация ему нужна и проводит ее анализ,
: Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 10-06-00146а).
выявляет несоответствия, продумывает варианты решения выявленной ситуации, экстраполирует ее развитие или состояние системы в будущем и т.д.
ЭИС предприятия будет относиться к классу активных систем, если она будет анализировать состояние экономического объекта по поступающим оперативным статистическим данным, выявлять возникшие несоответствия и противоречия, вырабатывать совокупность альтернативных вариантов решения каждой такой ситуации, представлять ее руководству предприятия без его предварительного запроса.
Для реализации этих функций необходимо, чтобы основой системы автоматизированного управления предприятием была динамическая модель предприятия, а аналитические пакеты прикладных программ, как минимум были частью программных средств СИПП. Поэтому промежуточным вариантом перехода от пассивной системы к активной на первых порах должно быть использование аналитических пакетов.
В этой связи внедрение СИПП может осуществляться в несколько этапов.
На первых этапах возможна ориентация на уже применяемые программные средства в СИС, так как они уже спроектированы с учетом возможности их адаптации и развития, а также прошли длительную апробацию.
В качестве прикладного программного обеспечения, получившего в настоящее время наибольшее распространение и прошедшего многолетнюю апробацию, можно назвать пакеты, связанные с подготовкой статистических отчетов для решения регламентных задач (АРМ «Пермстат»), пакет SPSS для решения задач экономического анализа, а также унифицированная система прикладного программного обеспечения «СТАТЭК», используемая для решения всех статистических задач.
На первых порах использование указанных пакетов, связанных с подготовкой первичных статистических отчетов на уровне предприятия (организации) позволяет формировать их сразу в электронном виде, что в конечном счете повысит эффективность функционирования государственной СИС.
На последующих этапах необходима определенная интеграция уже применяемых программных средств с комплексом программно-технологических средств ЭИС предприятия. При этом должна быть создана единая информационная база первичных статистических
данных, которая будет являться источником получения результатной информации для вытолнения всех функций управления предприятием.
Построение такой системы предполагает дальнейшую формализацию процедур преобразования данных, примером которой может служить СТАРТ-технология (сокращение от СТАтистической Разработочной Таблицы). Информационной базой ее функционирования должны явиться первичные оперативные данные статистического учета, отражающие динамику функционирования предприятия.
Далее должен быть выщелен блок процедур их преобразования в разра-боточные таблицы с их последующей обработкой и анализом. Они составляют инструментальную основу статистической работы и должны включать три основнык состояния информации: исходных данных, промежуточных расчетов и результатных данных.
Макет разработочной таблицы является своеобразной технологической схемой вытолнения этой работы и в нем переход от одного промежуточного состояния к другому всегда связан с реализацией некоторой логически замкнутой и экономически осмысленной статистической работы.
Учет этого свойства организации статистических разработочных таблиц позволяет ввести понятие элементарной статистической работы (ЭСР), представляющей собой логически замкнутую операцию по переходу от одного состава показателей к другому. Важныш качеством ЭСР является их способность к объединению в определенные последовательности.
Две элементарные статистические работы могут быть объединены в одну, если набор выходных показателей первой соответствует входным наборам или части набора для второй. Из этого следует вывод, что любая статистическая работа может быть представлена в виде последовательности соответствующих ЭСР, позволяющих унифицировать процедуры обработки информации в СИПП. При этом СТАРТ-технология должна включать три основных этапа:
• актуализацию текущего меню типовых процедур;
• формирование и редактирование последовательности типовых процедур;
• управление обработкой типовых процедур.
В СТАРТ-технологии этапы формирования типовык процедур предвари-
тельной работы и непосредственной обработки данных, должны быть четко разделены. Поэтому первым шагом в работе пользователя является формирование необходимой последовательности ЭСР, которые он предполагает выполнить. Это означает, что пользователь должен сначала спланировать свою работу, а затем приступать к ее реализации.
Последовательность обработки фиксируется в виде различных состояний разработочной таблицы, соответствующим отдельным этапам анализа. Необходимо отметить, что эта технология позволяет естественным образом сохранить все промежуточные состояния раз-работочной таблицы, то есть по существу все промежуточные шаги экономико-статистического анализа. Возможность возврата к предыдущему этапу обработки данных и его корректировки позволяет проводить многовариантные расчеты, начиная с любого шага анализа.
3. Применение электронной технологии сбора статистической отчетности от предприятий и организаций
Одним из важнейших направлений совершенствования функционирования СИС является организация сбора статистической отчетности от предприятий и организаций в электронном виде. Данная технология предусматривает создание на предприятии электронной версии статистического отчета, контроль введенной информации, экспорт в установленный обменный формат и передачу полученнык файлов по каналам связи на районные (межрайонные) и региональные уровни СИС.
В настоящее время во многих регионах начала успешно применяться электронная технология сбора статистической отчетности от ряда крупнык и средних предприятий. Опыт работы в этом направлении позволил вышвить неоспоримые преимущества данной технологии как для органов государственной статистики, так и для самих отчитывающихся хозяйствующих субъектов.
Внедрение электронной технологии позволяет органам статистики повысить оперативность при сборе информации. При использовании такого метода сбора повышается качество представляемой информации, так как статистический отчет проходит автоматизированный контроль уже на этапе составления отчета специалистами предприятий.
Для СИС районного (межрайонного) и регионального уровня использо-
Экономика, Статистика и Информатика
№4, 2011
61
вание электронной технологии сбора отчетности от предприятий приводит к значительному сокращению общих затрат, так как при широком её внедрении исключается самая трудоемкая операция по подготовке данных.
Для предприятий и организаций немаловажным преимуществом получения электронный форм и передача их по каналам связи является повышение отчетной дисциплины. Экономист на предприятии не тратит время на курьерскую доставку статистической отчетности, поскольку имеет возможность отправить ее в органы государственной статистики, не покидая рабочего места. Кроме того, наличие электронных версий статистических отчетов за предыдущий период позволяет значительно сократить трудозатраты на подготовку и контроль бухгалтерского отчета.
Для расширения круга предприятий и организаций, которых необходимо привлекать к работе с электронной технологией передачи данных, необходимо соблюдение следующих условий:
• наличие персональный компьютеров;
• наличие ЛВС;
• использование глобальной сети Internet;
• применение электронной почты.
Для более успешного внедрения
электронной технологии и получения максимального эффекта от ее использования специалистами районных органов статистики должен быть также разработан типовой инструктивный материал для специалистов предприятий и организаций.
Основным подходом к этой работе является максимальное удовлетворение потребностей пользователя, предоставление необходимых предписаний по эксплуатации программных средств, доступных пользователю среднего уровня, исключение избыточной информации в инструктивных материалах. Также должны быть разработаны типовые рекомендации для специалистов районных органов статистики по приему статистической отчетности в электронном виде от предприятий и организаций.
Первоначальный опыт в этом направлении позволил определить основные задачи, возникающие при внедрении новых методов сбора, а также выявить ряд факторов, тормозящих широкое внедрение электронной технологии сбора статистической отчетности от предприятий.
Одним из важнейших факторов, тор-
мозящих внедрение новых методов сбора, является низкое качество программных продуктов, разработанных непосредственно для предприятий, что не в полной мере отвечает потребностям органов государственной статистики.
На предприятиях, где информационные технологии только начинают развиваться, внедрение таких программных продуктов, разработанных в СИС, как, например, пакет «Пермстат» и «СТА-ТЭК» для предприятий, проходит весьма успешно. Они быстро и легко осваивают данный пакет, а настройка и поддержка его в актуальном состоянии не требуют больших трудозатрат в органах госстатистики.
Трудности, возникают на крупнык и средних предприятиях, где уже внедрены собственные информационные технологии обработки данных. Поэтому на таких предприятиях внедрение специального пакета для ведения статотчет-ности в электронном виде неэффективно, так как приводит к дополнительной работе пользователей. Для решения этого вопроса активно внедряются обменные форматы, подготовленные с помощью стандартных средств Microsoft Office.
К одной из важнейшей причин, тормозящих предприятия к активному представлению статистической отчетности в электронном виде, относится неудовлетворительная защита информации при ее прохождении по каналам связи. Вопросы обеспечения конфиденциальности, целостности, авторства, актуальности передаваемой информации в электронном виде приводят к необходимости криптографической защиты информации, для чего применяются средства шифрования и электронной цифровой подписи.
Принятый закон «Об электронной цифровой подписи» определяет условия применения средств электронной цифровой подписи (ЭЦП) для создания систем юридически значимого электронного документооборота. Однако достаточно широкого развития в настоящее время они еще не получили.
В ряде регионов в настоящее время проводится работа по широкому применению технологий технической защиты информации при ее прохождении по каналам связи. Компания «Ланит», НТЦ «Атлас» и компания «КриптоПро» объявили об официальном открытии удостоверяющего центра по выдаче электронных сертификатов, который входит в общую сеть центров, поддерживаемых
НТЦ «Атлас» на территории России.
В целях апробации технологии применения ЭЦП несколыко регионалыных органов статистики совместно с подразделениями НТЦ «Атлас» провели эксперимент по ее исполызованию, который показал, что предложенная технология обеспечивает безопасное соединение в сети Internet, целостносты и под-линносты передаваемой информации. Кроме того, технология исполызования ЭЦП не выгзытает трудностей у полызо-вателей, владеющих навыками работы с электронной почтой.
В этой связи планируется значителы-но расшириты круг предприятий и организаций, передающих отчетносты в органы государственной статистики в электронном виде. Для более эффективной работы предполагается далынейшее совершенствование обменных форматов при передаче статистической отчетности, удовлетворяющих потребности полызователей высокого уровня, а также интеграция с действующими известными информационными технологиями на предприятиях.
4. Заключение
Принимая во внимание вышеизложенное, становится очевидным, что развитие новык информационных и телекоммуникационных технологий обеспечивает не толыко повышение качества и высокую оперативносты представления информации в органы государственной статистики, но и предусматривает существенное снижение трудовых затрат на получение первичной статистической отчетности на предприятиях и в организациях.
Литература
1. Божко В.П., Забелин В.Н., Шмелев В.В. Основные подходы к автоматизации статистической деятелыности на предприятиях и организациях/Вопросы статистики. 2000, № 6.
2. Предметно-ориентированные экономические информационные системы. Учебник под ред. Божко В.П.: М., «Финансы и статистика», 2011.
References
1. Bozhko V P, Zabelin V. N, Shmelev VV. The basic approaches to automation of statistical activity at the enterprises and the organisations/The statistics questions. 2000, № 6.
2. The subject-oriented economic information systems. The textbook under the editorship of Bozhko V P.: М, «The finance and statistics», 2011.