Научная статья на тему 'Социум как фактор формирования национального характера'

Социум как фактор формирования национального характера Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
268
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП / ГОСУДАРСТВО / ПОГРАНИЧНАЯ КУЛЬТУРА / ОБЩИНА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Четвертакова Ж. В.

В статье раскрывается проблема генезиса русского национального характера под воздействием социальных аспектов; анализируется становление психологического типа под воздействием государства как политического института, местонахождения России среди других народов, многонационального состава населения страны на макроуровне и общины на микроуровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социум как фактор формирования национального характера»

СОЦИУМ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА.

Четвертакова Ж.В., к.ф.н., доцент кафедры культурологии Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.

Аннотация. В статье раскрывается проблема генезиса русского национального характера под воздействием социальных аспектов; анализируется становление психологического типа под воздействием государства как политического института, местонахождения России среди других народов, многонационального состава населения страны - на макроуровне и общины на микроуровне.

Ключевые слова: национальный характер, психологический тип, государство, пограничная культура, община, мировоззрение.

Национальный характер - это определенная культурно-психологическая модель, включающая совокупность устойчивых социально-психологических, культурных состояний субъекта (человека, нации), органическую целостность качеств и черт, выступающих не только как способ регулирования деятельности и общения, но и как показатель реакции субъекта на изменяющиеся условия.

Специфика этой структуры будет определяться воздействием таких факторов, как этнический, естественно-географический, социальный, общественно-политический, влиянием устойчивого социально-экономического развития и типа жизнедеятельности. А также рядом специфических факторов, относящихся только к определенным государствам, которые детерминировали его развитие и способствовали формированию характера нации.

Социальный фактор, или социальное влияние на формирование психологических качеств русского народа связано со специфическими особенностями социальных организаций, в которые включаются русские люди. Можно выделить два уровня, обеспечивающих функционирование социальных организаций: это микроуровень, характеризующийся непосредственными

личностными контактами, и макроуровень, который осуществляет систему опосредованных социальных взаимосвязей.

Детерминирующее воздействие на психологический облик русского народа имели община -на микроуровне и государство - на макроуровне. Рассматривая на макроуровне систему опосредованных взаимосвязей, необходимо осветить факторы, влияющие на данную систему в рамках государства. Так или иначе, данные посылы будут влиять на становление черт и качеств характера народа. Значительную роль в становлении русского народа и его качеств сыграл фактор местонахождения России среди других народов мира. Русский народ вынужден обстоятельствами своей истории обустраиваться на стыке Европы и Азии.

Культура России относится к пограничной культуре, т.е. той культуре, которая сформировалась на стыке между христианским, исламским, буддийским и языческим миром и включает в себя в различных комбинациях многие элементы. К ним относят, помимо российской, балкано-дунайскую, иберо-американскую, магрибскую цивилизации, а также культуры народов Меконга и Менана, бассейна Аму-Дарьи [1].

Входящие в такую цивилизацию системы не разрушаются, а отшлифовываются, образуют свои новые качества, цельные и оригинальные. Важной особенностью пограничных цивилизаций является то, что они способны обеспечить сосуществование и взаимообогащение различных этносов, религиозных и социальных общностей.

Срединное положение России на евроазиатском континенте объективно обусловило многонациональный состав населения. Россия в этническом отношении является своеобразной моделью мира, где сосуществуют более ста народов, представляющих религиозные различные конфессии и этнические группы. Многонациональный состав населения сложился в результате внутренней колонизации. В процессе обретения Россией новых земель был выработан особый тип межнациональных отношений, неизвестный другим европейским империям. Этот тип

межнациональных отношений основан на чувстве уважения к другим народам, к их религии, обычаям и традициям.

Возникает симбиоз, синтез различных характеристик, восприятие и творческая переработка культурных многообразных завоеваний, и в то же время защита творческого начала собственной эволюции. Такие цивилизации оказываются более жизненными, формируя соответствующий тип этнического поведения и динамический характер личности. Да и само государство формируется не на политических основах, как отмечает В. Ключевский, а на «племенных, экономических, социальных и церковно-нравственных».

Пограничным цивилизациям из-за гетерогенного характера будут соответствовать особые способы организации власти: жесткие методы государственного управления, подчинение региона центру, особая роль политической власти, слабость гражданского общества.

Русская история во многом обусловлена внешним привнесением организующего и дисциплинирующего начала в государственную систему.

Равнинная и природная незащищенность внешних рубежей, гигантские пространства, многоплеменной состав населения, малонаселенность, постоянная необходимость ведения войн -это те вызовы истории, которые подталкивали русский народ к необходимости объединения в рамках централизованного, с авторитарными формами правления, государства. Поскольку, как пишет И. Ильин, русский народ стоял перед «...дилеммой: или оставаться завоеванным, носить чужеземное ярмо и утратить свою национальность, или же стать частицей национально мыслящего и авторитарно управляемого государства, присягнув на верность ему» [2, с. 577], то инстинкт национального самосохранения подталкивал народ к единственно верному на протяжении многих веков решению - к созданию монархической, православно ориентированной формы правления. Поскольку только концентрация и централизация людских и материальных ресурсов в нужный момент в нужном месте позволяли русскому народу самосохранить себя в экстремальных природно-климатических и геостратегических условиях, что достигалось в рамках авторитарного государства.

Формируясь в условиях дефицита необходимых для развития ресурсов (финансовых, интеллектуальных, временных, внешнеполитических и др.), государство вынуждено было прибегать к жесткой централизации. Приоритетными потребностями русского государства были, по определению П. Милюкова, «военно-фискальные» потребности. Начиная с XV века главной заботой московских государей была задача «достать денег и войско». «Все другие существенные реформы... в конце концов, всегда вызываются этими двумя главными нуждами» [3, с. 149].

Задачи развития, стоящие перед государством, и дефицит времени, навязанный извне характером импульсов модернизации, предопределили форсированный темп развития, обусловливая неорганический вынужденный характер развития. Задачи государства и возможности населения по решению этих задач не совпадали. Это противоречие является основой несовпадения политических интересов и целей государства (суть которых — обеспечение безопасности и развития в условиях дефицита ресурсов) с интересами и целями отдельных экономических субъектов, возможности которых не соответствуют масштабу целей государства. Подобное несовпадение интересов закладывает основы противоречия между государством, призванным обеспечить решение задач обороны и развития, и гражданами, возможности которых недостаточны для решения поставленных государством задач. Это обусловливает приоритетную роль государства во взаимоотношении его с гражданским обществом. Средством разрешения этого противоречия является применение мер принуждения и насилия. Такая организация государства была необходимостью, а не злым умыслом или прихотью.

Жесткая организация власти обусловила и определенный характер взаимоотношений общества и власти. Необходимость концентрации ресурсов требовала четкого подчинения общества власти и почитания.

России как государству пришлось отвечать на множество вызовов истории, что приводит к неравномерному характеру исторического развития, который проявляется в скачкообразном и рваном ритме исторического времени. «Историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой, и развивался он катастрофическим темпом, через прерывистость и изменение темпа цивилизации» [4, с. 7]. Поэтому в русском сознании настоящее воспринималось как бренное

и преходящее. Настоящее неустойчиво, как правило, оно наполнено житейскими тяготами и невзгодами. Поэтому специфическим национальным отношением к прошлому выступает его ностальгическая оценка.

Поскольку временная вертикаль русской истории полна катастрофических событий, подтверждающих бренность земного бытия, то в сознании русского человека были прочны традиции - отождествлять прошлое с лучшей жизнью. И как результат - терпение, страдание ради «светлого завтра», ради будущего поколения. Однако терпение периодически прерывалось бунтом, революцией, то есть выражением воли народа (пусть не всего, а части).

И само государство развивается как служебное, вынужденное отвечать на исторические вызовы. Необходимость максимальной концентрации ресурсов и противостояния «всем миром» многочисленным опасностям обусловили традицию подчинения личного интереса задачам социума. Жизнь любого сословия в России была связана, прежде всего, со служением царю и Отечеству. Служебный характер деятельности сословий формировал и «служебный национальный характер». Эта детерминанта создавала особый тип мышления, который вырабатывал определенные поведенческие стереотипы. Централизация, сплочение вокруг объединяющего начала приводили к созданию и объединению вокруг общей цели, которая становилась единственно возможной на таких просторах, выступая основой общественных связей, а затем и последующей абсолютизации данных связей. Личность выступает как средство достижения абсолютной общественной цели. Но, аккумулируя свой творческий потенциал в единое коллективное начало, народ создавал мощный импульс, который творил историю, двигаясь вперед. Примером может послужить Советский Союз. Это была эпоха невиданного национального подъема, которая привела в действие творческий потенциал русского народа и благодаря этому позволила ему встать в один ряд с передовыми нациями мира.

На макроуровне социальным институтом, оказавшим глубокое воздействие на душевный склад русского народа, выступает община. Экстремальность природно-климатических условий, неблагоприятное геостратегическое положение, чрезмерность фискального тягла, ложившегося тяжелым бременем на крестьянство, детерминировали поиски оптимальной социальноэкономической организации, соответствующей характеру великороссов. На вызовы природы и истории русский народ ответил образованием общины.

Мировоззрение крестьянства, представление об окружающем мире - природе и обществе, о своем предназначении, социальной справедливости аккумулируется в главной социальной ячейке

- общине. Она регулирует внутреннюю жизнь крестьянина, является связующим звеном с внешним миром. Сохраняет накопленный опыт и транслирует выработанные ценностные ориентации. Крестьянская община как модель восприятия мира находит свое выражение в пространстве и во времени и в зависимости от исторических условий имеет свое конкретное выражение.

Община является конкретной формой социальной общности, из которой родились все другие известные человеческой истории формы. Россия, как в далеком прошлом, так во многом и сейчас, представляет собой гигантскую сеть общественных миров, оказывающих воздействие на национальную психологию народа. Например, завод, магазин, институт, школа, где человек не просто работает, зарабатывает деньги, - он часть коллектива, через ячейки он включается в общественную жизнь.

Групповое общинное сознание (в значительной мере оно было мифологическим) пронизывало все сферы жизни крестьянского сообщества. Это было сознание коллектива людей, связанных между собой не только деловыми отношениями, но и эмоционально, сознание, ориентированное на идущие исстари традиции и идеалы. Для крестьянина его община — это целый мир. Недаром русские крестьяне называли общину миром или обществом. Крестьянин-общинник делил людей на «своих» и «чужих». Причем к категории «чужих» относились не только горожане, феодалы и вообще представители иных сословий, но члены других сельских сообществ. (Единение с ними происходило лишь во время массовых крестьянских движений.) «Мы» и «они»

- такое видение окружающего мира являлось порождением общинного локализма и замкнутости [5, с. 26].

Человек был подконтролен общине, но и мотивы действий общины были понятны индивиду, поскольку он мог оказывать влияние на общинную жизнь посредством участия в сходках, где принимались сообща важные для всех решения. Слабо знакомый с принципами представительной демократии, русский человек испокон веку участвовал в практической реализации принципов непосредственной общинной демократии. Тем самым община давала человеку ощущение причастности к жизни коллектива, прививала ему собственное понимание высшего смысла жизни, связанное со служением миру, другим людям, обществу в целом. Культивировались такие качества, как честность, бескорыстие, скромность, совестливость, уважительное отношение к старшим. Центральным в общине был принцип солидарной ответственности людей друг за друга. Следовательно, человек в общине всецело предан ее интересам. Она для него - высшая инстанция, выше ее могут быть только царь и Бог. В преданности общине - залог личного благополучия и преуспевания, поэтому ее решениям подчиняются беспрекословно.

Но это не означало отрицания свободы как таковой, а лишь ограничение произвола и вседозволенности, своеволия и анархистских бунтарских устремлений. Свобода «без берегов» гибельна для русских людей, привыкших осмысливать свободу как волю. Не отрицая полностью личной свободы, община, тем не менее, сковывала индивидуальную инициативу и закрепляла такие чисто русские национально-психологические свойства, как беспечность, личную безответственность, иррациональную беззаботность о завтрашнем дне. Тем самым создавались благодатные условия для усугубления практического проявления русского «авось».

Отношения общины и индивида носили взаимный характер. Не только человек зависел от общины, но и община была обязана заботиться о человеке. Община обеспечивала любому своему члену прожиточный минимум, не позволяя даже самым немощным умереть с голода. Здесь проявляется русское понимание справедливости.

Справедливость - социальное равенство, коренящееся в экономическом равенстве по отношению к земле. Земля - от Бога, и поэтому любой общинник имеет право на свою, равную со всеми, долю земли, а также всех богатств, которыми владеет община. Закреплению такого положения справедливости в народной душе способствовал регулярно осуществлявшийся передел общинных земель в соответствии с количеством едоков мужского пола в семье. Подобный порядок может показаться торжеством уравниловки. Поэтому некоторые авторы полагают, что в фундаменте русской общины не было ценностей, стимулирующих индивидуальную хозяйственную деятельность, откуда вытекает нерыночный, в отличие от западноевропейца, характер русской национальной психологии[6, с. 63].

Таким образом, социальные аспекты подразделились на макро- и микроуровни. Способ организации власти и форма государства на макроуровне создавали специфический психологический тип высокой гибкости, стойкости. На микроуровне община обусловила наличие мощного корпоративного сознания, поддержки и взаимовыручки.

Социальное влияние на становление национального характера, как на макро-, так и на микроуровне, способствовало по тем или иным причинам сплочению русского народа и выработке на той основе чувства коллективизма, которое было предопределено и природным фактором, ярко проявляясь в способе организации хозяйственной деятельности и в освоении новых земель. Переселяться и приниматься за обработку целинных земель было легче коллективно. Это была жесткая необходимость.

Литература

1. Современная Российская цивилизация//Под ред. А. Аринина, Б. Коваля. - М., 2000.

2. Ильин И. Сущность и своеобразие русской культуры//Ильин И. Соч.: в 10 т.- Т.6. - Кн.И. - М., 1996.

3. Милюков.П. Очерки по истории русской культуры. - СПб., 1909.

4. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990.

5. Данилова Л., Данилов В. Крестьянская ментальность и община// Менталитет и аграрное развитие России (XIX - ХХ вв.). - М., 1996.

6. Бороноев А., Смирнов П. Россия и русские. Характер народа и судьба страны. -СПб., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.