Научная статья на тему 'Социометрическое исследование духовно-нравственных межличностных отношений подростков профильных спортивных классов'

Социометрическое исследование духовно-нравственных межличностных отношений подростков профильных спортивных классов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
704
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ВОСПИТАННОСТЬ / ПОДРОСТКИ / РАЗВИТИЕ / ОТНОШЕНИЯ / SPIRITUALITY / MORALS / GOOD UPBRINGING / TEENAGERS / DEVELOPMENT / RELATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Глазкова Татьяна Николаевна

В статье рассматриваются материалы исследования духовно-нравственных отношений подростков профильных спортивных классов социометрическим методом. Подробно раскрывается характер межличностных отношений в данных классах, на основе выбора или отклонения каждым подростком участия одноклассника в различных деятельностях и определенных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL METRICAL RESEARCH OF SPIRITUALLY-MORAL INTERPERSONAL RELATIONS OF TEENAGERS OF PROFILE SPORTS CLASSES

In article the materials of research of spiritually-moral relations of teenagers of profile sports classes by social metrical method is considered. The character of interpersonal relations in these classes, on the base of choice or denying of each teenager of participation of schoolmate in various activities and certain situations is considered detailed.

Текст научной работы на тему «Социометрическое исследование духовно-нравственных межличностных отношений подростков профильных спортивных классов»

УДК 159.9:331.101.3+316.334:796.01

СОЦИОМЕТРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ ПРОФИЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ КЛАССОВ

© Татьяна Николаевна ГЛАЗКОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры педагогической и возрастной психологии; Тамбовский педагогический колледж им. К. Д. Ушинского ТГУ им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, педагог-психолог, e-mail: glazkovatanja@rambler.ru

В статье рассматриваются материалы исследования духовно-нравственных отношений подростков профильных спортивных классов социометрическим методом. Подробно раскрывается характер межличностных отношений в данных классах, на основе выбора или отклонения каждым подростком участия одноклассника в различных деятельностях и определенных ситуациях.

Ключевые слова: духовность; нравственность; воспитанность; подростки; развитие; отношения.

Современная система образования в России характеризуется ростом внимания к вопросам духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи. Именно нашим детям предстоит определять направление и содержание развития государства, его перспективы и место в мировой цивилизации. Характерное для человеческой цивилизации быстрое усложнение целей, средств и условий деятельности делает необходимым наращивание усилий людей по развитию духовнонравственных отношений и выработке новых ценностей и смыслов жизни [1]. Современные подростки включены в различные системы отношений к деятельности, людям, группам, предметной деятельности, своему «Я», массовой информации [2]. Из этой сложной системы нами рассматриваются межличностные отношения и их характер у подростков профильных спортивных классов с одноклассниками.

Проблематика развития благоприятных взаимоотношений подростков волнует педагогов и психологов, поскольку в современной социально-экономической и культурнополитической сферах России произошли существенные изменения, которые оказали и оказывают непосредственное влияние на трансформацию развития духовно-нравственных отношений личности, особенно детей подросткового возраста [3].

Создание духовно-нравственных взаимоотношений - основная задача субъектов образовательного процесса (родителей, учителей, классного руководителя, психолога,

тренеров) в учебно-спортивной деятельности. Поэтому изучение данного феномена сопряжено с необходимостью совершенствования, повышения эффективности учебновоспитательного процесса в спортивной школе, а также социально-психологических взаимоотношений на практике, с целью наиболее эффективного развития духовно-нравственных отношений в учебной и спортивной деятельности подростков-спортсменов.

Поскольку в профильном спортивном классе всякое поведение преломляется через межличностные отношения [4-6], обобщенным показателем служит структура и величина симпатий и антипатий членов спортивного и учебного коллектива друг к другу, которые можно измерять с помощью социометрической методики.

Цель нашего исследования заключается в выявлении характера межличностных отношений подростков в профильных спортивных классах.

Исследование проводилось в Тамбовском областном государственном образовательном учреждении дополнительного образования детей специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва (ТОГОУДОДСДЮСШОР) «Академия футбола» города Тамбова, среди подростков профильных спортивных классов. В данных классах обучаются только юноши, которые занимаются футболом, подростки экспериментального восьмого класса и подростки контрольного девятого класса.

Данная цель осуществлялась с помощью социометрического метода выборов J. Moreno в модификации В.Н. Косырева, О.В. Щеко-чихина [7], которая заключалась в том, что кроме позитивного и негативного социометрического статуса в классе можно определить еще и ряд коэффициентов, свидетельствующих о духовно-нравственном характере этих отношений - это экспансивность, групповая устойчивость, интеграция, что дает возможность судить не только о положении каждого подростка в системе межличностных отношений профильных спортивных классов, но и о характере этих отношений.

Техника проведения исследования, по данной методике, заключалась в следующем: испытуемым предлагался опросный лист, в который были включены вопросы, предусматривающие выбор членов группы из таких сфер жизнедеятельности, как учеба, спортивная деятельность, общественная работа. Каждому подростку необходимо было выбрать трех человек, с которыми ему хотелось бы быть в каждой сфере деятельности, и трех человек, с которыми не хотел бы участвовать в этих видах деятельности. По результатам проведенного опроса были высчитаны позитивные социометрические индексы каждого члена учебно-спортивного коллектива: позитивный социометрический статус каж-

Xí=ir(+)

сти

дого члена группы S¿+ = N

негативный

социометрическии статус одноклассников ^ индекс статуса спортивного

sr =

N-1

коллектива S¿ =

Xf=1r(+)+Xf=1r(-).

позитив-

N-1

ный индекс психологической экспансивно-

подростков

Z'N

в

данных

классах

г-м Х(=1^(+)

= ^ г—; негативный индекс психоло-

гической экспансивности в спортивном кол-

Г-М йи г(-) лективе —; индекс коллективной

психологической экспансивности

гм ^(+)+й{^1 ^(—)

Ь[ = м /------; индекс групповой

сплоченности (степень взаимосвязанности

ч ^ 2^(+)

членов группы) Сгк = ^---------; индекс груп-

повой интеграции (способность группы интегрировать своих членов в единое целое); ,1 „

1Г = индекс групповой устойчивости

¿Л'/

(степень прочности взаимосвязей между

членами группы) Бг = ^ \ ,; позитивный ин-

' йг(~У

декс коллективной экспансивности £ Г(+)

Е=-^~

77+ Х^(+)

= —^—; негативный индекс коллектив-

г— йг(-)

ной экспансивности Ьг = —-—; индекс коллективной экспансивности (показатель общей психологической активности группы)

Ег(+)+Ег(-)

Ег =

N

Здесь N - число членов группы; £г(+); £г(-) - суммы позитивных и негативных выборов, сделанных в группе в целом; £г(+) -сумма взаимных позитивных выборов; £ г(-) - сумма взаимных негативных выборов.

При анализе данных, полученных при социометрическом исследовании, были определены следующие результаты подростков экспериментальных и контрольных классов, отраженные в табл. 1.

Таблица 1

Результаты социометрии до эксперимента

Социометрические индексы Экспериментальный класс Контрольный класс

Позитивного социометрического статуса (среднее значение) 0,09 0,11

Негативного социометрического статуса (среднее значение) 0,08 0,07

Социометрического статуса учебно-спортивного коллектива (среднее значение) 0,21 0,24

Позитивный индекс психологической экспансивности 0,3 0,3

Негативный индекс психологической экспансивности 0,3 0,3

Индекс коллективной психологической экспансивности 0,45 0,48

Групповой сплоченности 0,48 0,52

Групповой интеграции 0,14 0,18

Индекс групповой устойчивости 0,16 0,19

Индекс позитивной групповой экспансивности 3,03 3,8

Индекс негативной групповой экспансивности 2,93 2,81

Индекс общей психологической активности группы 4,13 5,11

Из данных табл. 1 видно, что средний статус подростков профильных спортивных классов невысокий. Это свидетельствует о том, что межличностные отношения в обоих классах развиты слабо, в то же время в контрольном классе они оказались более устойчивы.

Наши психологические наблюдения и данные первоначального опроса свидетельствуют о том, что оба коллектива находятся на первой стадии развития. Стоящие перед классами задачи не всеми подростками осознавались и переживались как значимые для коллектива в целом, как задачи, за успешное выполнение которых они несли личную ответственность. В осуществлении спортивноигровой деятельности и выполнении общественных поручений недостаточно проявлялось сотрудничество и взаимопомощь. Явно, что характер духовно-нравственных межличностных отношений еще не сложился.

Индекс сплоченности в экспериментальном классе равен 0,48, а в контрольном -

0,52, т. е. на 0,04 больше. Это свидетельствует о недостаточной контактности подростков профильных спортивных классов.

Было замечено, что некоторые подростки отлично выполняли общественные поручения, другие - избирательно, а небольшая часть подростков-футболистов стремилась их избегать. Лидерским авторитетом в экспериментальном классе, по данным социометрического исследования, пользуется капитан команды, его помощник и казначей (рис. 1). То есть ребята не просто назначены тренером на данную должность, а их так же поддерживает вся команда. Таким образом, мы можем предполагать, что они являются как официальными, так и неофициальными лидерами.

18,14,9

лидеры

популярные

2,17,20,23,29

малопопулярные

1,11,13,22,24,32

изолированные

3,6,7,12,14,15,16,19,26,27,30

отвергаемые

5,8,10,21,25,28,31

Рис. 1. Социометрическое ранжирование подростков в экспериментальном классе

Анализируя рис. 1, мы видим, что в экспериментальном спортивном классе есть популярные (вратарь, нападающий, защитник, староста), которые так же пользуются авторитетом.

Следует отметить и тот факт, что есть и отвергаемые в данной команде - это в основном те подростки, которые не входят в основной состав команды, возможно, они меньше посвящают себя спорту, поэтому другие члены на них обращают меньше внимания (см. индивидуальную социометрию рис. 2).

Для формирования духовно-нравственных отношений в экспериментальном классе мы разработали психолого-педагогический проект по развитию духовно-нравственных отношений подростков-футболистов посредством психологического взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе определенного синтеза различных подходов в психологии, подбирая необходимые методы, приемы, психотехники, продумывая используемые средства и выстраивая схему проведения всей работы по повышению духовно-нравственных межличностных отношений подростков профильных спортивных классов.

После проведенного нами формирующего эксперимента, при помощи проекта развития духовно-нравственных отношений подростков профильных спортивных классов, произошли существенные сдвиги в развитии духовно-нравственных отношений подростков профильных спортивных классов, на что указывают полученные при помощи социометрической методики положительные результаты, отраженные в табл. 2 и на рис. 2.

Из данных таблицы 2 видно, что средний статус подростков профильного спортивного экспериментального класса повысился. Это свидетельствует о том, что межличностные отношения в экспериментальном классе стали более духовно-нравственными, чем в контрольном классе, где специальная опытноэкспериментальная работа не проводилась.

В качестве примера представляем индивидуальные социометрии типичных представителей выделенных подгрупп (лидер, популярный, малопопулярный, изолированный, отвергаемый), т. к. общая социометрия, которую можно представить, будет трудночитаема (рис. 2).

Таблица 2

Результаты социометрии до и после эксперимента

Экспериментальная группа Контрольная группа

Социометрические индексы до экспери- после экс- до экспери- после экс-

мента перимента мента перимента

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Позитивного социометрического статуса (среднее значение) 0,09 0,2 0,11 0,14

Негативного социометрического статуса (среднее значение) 0,08 0,06 0,07 0,05

Социометрического статуса (среднее значение) 0,21 0,36 0,24 0,29

Позитивной психологической экспансивности 0,3 0,3 0,3 0,3

Негативной психологической экспансивности 0,3 0,3 0,3 0,3

Психологической экспансивности 0,45 0,52 0,48 0,5

Групповой сплоченности 0,48 0,64 0,52 0,57

Групповой интеграции 0,14 0,26 0,18 0,21

Групповой устойчивости 0,16 0,27 0,19 0,21

Индекс позитивной экспансивности 3,03 4,06 3,8 4,01

Индекс негативной экспансивности 2,93 3,04 2,81 2,93

Индекс общей психологической активности группы 4,13 5,26 5,11 5,17

24

м2

25

22

28

14

26

7 \

32

9 ж / ►'

30

18

Vа 14

1

Лидер

Популярный

Малопопулярный

Изолированный

Отвергаемый

Рис. 2. Индивидуальные социограммы духовно-нравственных отношений подростков, типичных представителей по статусу в экспериментальном коллективе спортивного класса.

Обозначения:

----► односторонняя положительная связь

^ односторонняя отрицательная связь

----► взаимные положительные связи

-4- -► взаимные отрицательные связи

3

Рассматривая рис. 2, можно сделать вывод о том, что у подростков экспериментального класса прослеживаются взаимные положительные связи. К сожалению, еще имеются и отрицательные связи, в основном односторонние, которые не оказывают существенного значения на характер межличностных отношений и в то же время представляют субъектам образовательного процесса возможность исправить положение в дальнейшем учебно-воспитательном процессе.

Нами формировалась и развивалась система духовно-нравственных отношений сначала в первичном коллективе (профильный спортивный класс), затем между классами школы, а также расширялись связи с другими спортивными коллективами и командами.

Психологические наблюдения и данные повторного исследования свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе подростки начали осознавать стоящие перед ними общезначимые задачи и нести личную ответственность за свои действия и не только в процессе тренировочных занятий и матчей, но и нести личную ответственность за свои поступки во всех жизненных ситуациях (в учебе, самообслуживании, досуге и т. д.). В осуществлении общественных поручений испытуемые подростки начали проявлять сотрудничество и взаимопомощь не только в спортивной деятельности, но и в других видах деятельности.

Наблюдение показывает, что произошли изменения в сторону улучшения отношений к отвергаемым ранее товарищам, а те, в свою очередь, начали лучше заниматься учебной деятельностью, больше уделять внимания тренировкам и футбольным матчам и меньше стали пропускать спортивные занятия и уроки, лучше стали готовить домашнее задание и отвечать на уроках, о чем свидетельствуют анализ оценок в классном журнале и дневниках учеников.

Таким образом, для получения положительных результатов в воспитании подрост-

ков-спортсменов необходимо: изучить особенности межличностных отношений в учебно-спортивном коллективе, провести ретроспективный анализ развития духовнонравственных отношений у учащихся-футбо-листов, объединить усилия субъектов образовательного процесса (родителей, тренеров, учителей, классного руководителя, психолога, подростков) по разработке и реализации системы учебно-воспитательного процесса в профильном спортивном классе.

1. Трофимова Н.Б. Развитие духовно-нравственного потенциала учащихся в образовательном процессе (психолого-педагогический аспект). Воронеж, 2008.

2. Старов М. И. Методика изучения системы отношений студенческой молодежи. Тамбов, 1999.

3. Старов М.И. Трансформация развития духовно-нравственных отношений личности в современной системе российского образования // Ценностные трансформации в психологии отношений: теория, социальная практика и перспективы: материалы 7 международной практической конференции / ГОУ ВПО ВлГУ, ВИПКРО, Собор. Владимир, 2010. С. 189-193. '

4. Алиев М.Н., Гусейнов А.Г. Воспитание нравственно-волевых качеств у детей средствами физической культуры // Педагогика. 2008. № 1. С. 24-28.

5. Горбунов Н.А. Педагогические условия самовоспитания нравственно-волевых качеств подростков в образовательном процессе детско-юношеской спортивной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2011.

6. Личность и деятельность. Методические разработки к лабораторным занятиям по общей психологии / под ред. В.Н. Косырева, О.В. Ще-кочихина. М., 1984.

7. Швец С.А. Развитие субъектности подрост-ков-воспитанников детского дома: автореф. дис. . канд. психол. наук. Курск, 2011.

Поступила в редакцию 2.09.2011 г.

UDC 159.9:331.101.3+316.334:796.01

SOCIAL METRICAL RESEARCH OF SPIRITUALLY-MORAL INTERPERSONAL RELATIONS OF TEENAGERS OF PROFILE SPORTS CLASSES

Tatyana Nikolayevna GLAZKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Pedagogical and Age Psychology Department; Tambov Pedagogical College named K.D. Ushinskiy of TSU named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Teacher-psychologist, e-mail: glazkovatanja@rambler.ru

In article the materials of research of spiritually-moral relations of teenagers of profile sports classes by social metrical method is considered. The character of interpersonal relations in these classes, on the base of choice or denying of each teenager of participation of schoolmate in various activities and certain situations is considered detailed.

Key words: spirituality; morals; good upbringing; teenagers; development; relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.