Научная статья на тему 'Социология религии как предмет научной самоидентификации'

Социология религии как предмет научной самоидентификации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1558
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ / РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ / SOCIOLOGY OF RELIGION / RELIGIOUS STUDIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смирнов Михаил Юрьевич

Основное содержание статьи посвящено современным проблемам самоопределения социологии религии. Дан анализ некоторых вопросов состояния социологии религии в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociology of Religion as the Subject of Scientific Self-Identification

The most part of this article is devoted to the contemporary problems of the sociology of religion self-identification. Some questions concerning the state of the sociology of religion in Russia are analyzed.

Текст научной работы на тему «Социология религии как предмет научной самоидентификации»

история РЕЛИГИИ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

М. Ю. Смирнов

социология РЕЛИГИИ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ

За свою недолгую историю социология религии эволюционировала от начальных описательных теорий и разрозненных эмпирических исследований к состоянию сложноустроенного комплекса социологических знаний об отношениях религии и общества. На этом пути она непрерывно взаимодействовала (и продолжает это делать) со многими исследовательскими направлениями — социологией, социальной философией, социальной психологией, культурологией, этнологией, религиоведением и др. Все они, тем или иным образом, оснащают социологию религии своей терминологией, методологическими идеями и методиками исследования. Научный язык социологии религии формируется во многом из содержания её предметов изучения, он наполнен религиозными понятиями, получившими социологическое истолкование. С этими понятиями в аппарате социологии религии сочетаются многие термины, принятые из научного лексикона собственно социологии, ряда других социогуманитарных дисциплин.

Разнородность инструментария и подходов, которые использует социология религии, породила не имеющую окончательного решения проблему её научного самоопределения. Социология религии может рассматриваться и как одна из отраслей общей социологии, и как одно из направлений религиоведения, и как рефлексия религиозной мысли над социальным измерением религии (религиозная социология). Иерархичность данных «ипостасей», или их равноправие и взаимодополняемость, или же исключительность какой-либо из них — любое из этих состояний имеет своих приверженцев и оппонентов. В целом, однако, все эти «дисциплинарные идентичности», хотя и по-разному, оказываются ограниченными.

«Социологическая» социология религии хорошо работает с синхронным материалом религиозной жизни общества, но не всегда уверенно ориентируется в особенностях исторической эволюции своего предмета, его вероисповедных смыслах и значениях.

«Религиоведческая» социология религии компетентна в социальных аспектах истории религий, их вероучений, культов и организаций, но гораздо менее приспособлена к специальным процедурам сбора и обработки эмпирических данных.

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2012. Том 13. Выпуск 3

7

Религиозная социология может досконально осветить происходящее в конкретной конфессии, к которой принадлежат сами исследователи, но за её пределами теряет объективность и переходит к нормативным характеристикам.

Диффузность социологии религии определяется и отсутствием однозначного, всеми разделяемого понимания религии. В зависимости от принятой трактовки, — что считать религией, а что не соответствует избранному пониманию, — социологи религии то радикально сужают, то беспредельно расширяют свой объект, а значит, и предметную область исследования.

К разобщающим факторам социологии религии можно добавить и региональную неравномерность её научного присутствия. Изначально образовались два основных «очага» социологии религии — Западная Европа и Северная Америка. До середины XX века первенство удерживали европейские исследователи (особенно, по части теоретической социологии религии). После Второй мировой войны научная активность постепенно смещается в сторону американской социологии религии, на долю которой ныне приходится наиболее объёмный массив исследований и публикаций. Одновременно происходит интернационализация научной среды, в исследовательский процесс включаются учёные из Австралии, Азии и Африки. Выравнивания пока не произошло — американская социология религии сохраняет превосходство по интенсивности, хотя качество научной продукции везде примерно одинаково.

Имеет место и некоторое расхождение в приоритетах. Европейская социология религии больше ориентирована на обобщающее теоретическое объяснение процессов в социальном бытии религии (что, впрочем, не отменяет и добротной эмпирической составляющей в её исследованиях). Социология религии в США по-своему теоретична, но это, скорее, частные исследовательские теории для объяснения конкретных явлений, прежде всего — в самом американском обществе. Социология религии в России, от первых её опытов до нынешнего состояния, обнаруживает тенденции и к обобщающим теориям, и к эмпирической насыщенности знаний о религии и обществе, но всё это развертывается дискретно, с частыми вненаучными интерполяциями, и касается преимущественно внутрироссийской религиозной ситуации.

Как некая целостность социология религии существует благодаря общему убеждению признающих её ученых в необходимости и возможности социологического постижения религии. Этим, однако, единство в основном и исчерпывается. История социологии религии показывает её изначальную дифференцированность и последующее отсутствие какой-либо единой теории, консолидирующей всех, кто избрал её своим научным поприщем. Но, как бы то ни было, существование социологии религии — это вполне реальная данность. При всех неровностях развития она всё-таки нашла свою нишу среди других социальных наук.

Естественное свойство любой состоявшейся науки — потребность в периодическом самоосмыслении для выстраивания плодотворных исследовательских стратегий и корректировки достигнутого. На протяжении всей своей истории социология религии периодически «включала механизм» саморефлексии, продуктом которой становились обобщающие труды, описывающие уже пройденный научный путь, выявленные проблемы, достижения и спорные места социологического исследования взаимоотношений религии и общества.

Быть может, одним из первых опытов такого рода стали работы И. Ваха. В 1931 г. выходит в свет немецкое издание его труда «Введение в социологию религии», содержавшего, среди прочего, обзор существовавших к тому времени теоретико-

методологических концепций социологического изучения религии. Эта работа, после эмиграции автора в США, стала своего рода «матричной», будучи положена в основу его последующих систематизирующих очерков социологии религии в 1940—50-е годы1.

Тогда же, в 1940-е годы, аналогичную работу, со своими акцентами и характеристиками, провели Т. Парсонс (в США)2 и Г. Меншинг (в Германии)3. Общим свойством этих описаний было представление социологии религии как вполне состоявшейся науки, с определением её предметной области, задач и возможностей. Заметное место отводилось трактовкам типологии религиозных объединений, социографии религии, отсылкам к рецепциям из социальной антропологии.

В 1950-е годы среди зарубежных социологов религии заметно снизился интерес к классическому наследию этой науки. Воззрения «отцов-основателей» Э. Дюркгей-ма и М. Вебера некоторое время упоминались скорее как дань уважения, нежели в качестве действенной методологии. Объяснить это можно возникновением таких религиозных явлений, которые, становясь предметом научного внимания, казалось, не поддаются классическим трактовкам (прежде всего, это кризис традиционных моделей церковности и возникновение внеконфессиональных новообразований, впоследствии развившихся в новые религиозные движения — НРД). В научный обиход пришло увлечение структурно-функциональным подходом и методами структурной антропологии. Всё это потребовало новых обобщающих трудов, как бы фиксирующих выход социологии религии на «передовые рубежи» социального знания. Наибольшую активность в этом проявили американские социологи4.

Следующее десятилетие — 1960-е годы — оказалось ещё более насыщенным изменениями и новыми явлениями в религиозной сфере. Одной из ведущих в социологии религии стала тема секуляризации в развитых обществах, её причины, содержание и последствия. В сопряжении с этой темой требовалось осмыслить возникновение новых форм религиозной идентичности — от быстро распространявших НРД до так называемой «гражданской религии». Выработка в этой связи новых интерпретаций (теория депривации, теория религиозного обращения и др.) показала недостатки частных исследовательских подходов и актуальность «инвентаризации» всего накопленного опыта социологии религии. Реализация этого посыла нашла отражение в целом ряде обзорных изданий, учебников и хрестоматий по социологии религии, выходивших на протяжении всего десятилетия преимущественно в США, Великобритании, ФРГ, Франции5.

1 Wach J. 1) Sociology of Religion. — Chicago: University of Chicago Press, 1944; 2) Sociology of Religion // Twentieth Century Sociology / Ed. by G. Gurvitch and W. E. Moore. — New York: Philosophical Library, 1945; 3) Religionssoziologie. — Tübingen: J. S. B. Mohr, 1951.

2 Parsons T. The Theoretical Development of the Sociology of Religion (1944) // Ideas in Cultural Perspective // Ed. by Ph. Wiener and A. Noland. — New Brunswick: Rutgers University Press, 1962.

3 Mensching G. Sociologie der Religion. — Bonn: Ludwig Röhrscheid Verlag, 1947.

4 Hoult T. The Sociology of Religion. — New York: Dryden Press, 1958; O’Dea T. F. The Sociology of Religion // American Catholic Sociological Review. 1954. Vol. 15; Yinger J. M. Religion, Society and the Individual: An Introduction to the Sociology of Religion. — New York: The Macmillan Company, 1957.

5 Desroche H. Sociologies religieuses. — Paris: Presses Universitaires de France (P. U. F.), 1968; O’Dea T. F., O’Dea Aviad J. The Sociology of Religion (1966). 2-nd ed. — Englewood Cliffs (N. J.): Prentice — Hall, 1983; Evans-Pritchard E. Theories of Primitive Religion. — Oxford: Oxford Univ. Press, 1965; Labbens J. La Sociologie religieuse. — Paris: Fayard, 1960; Savramis D. Religionssoziologie. Eine Einführung. — München: Nymphenburger Verlagshandlung, 1968; The Sociology of Religion: An Anthology / Ed. by

В 1970-е годы дискуссии «постклассического» периода по поводу наследия основоположников социологии религии утратили полемичность, обозначилось вполне взвешенное отношение к классической методологии, с различением в ней того, что уже принадлежало истории, и того, что могло быть востребовано в современных исследованиях. В частности, дюркгеймовские и веберовские идеи оказались продуктивны при попытках развить типологию религиозных объединений и определить социальную функциональность НРД. Дополнительный импульс к систематизации научного потенциала социологии религии придало её постепенное размежевание с религиозной социологией в десятилетие после 10-й конференции Международного общества социологии религии (1971 г.). Достигнутое состояние социологии религии было отражено в обзорных и систематизирующих трудах тех лет, написанных светскими и конфессиональными авторами6.

Социокультурные и политические трансформации в мире последней четверти XX века поставили перед социологией религии дополнительные исследовательские проблемы, соответствие которым потребовало от неё большей гибкости и нетривиальных интерпретаций (формулируются новые теории религиозной конверсии и секуляризации/десекуляризации, становится популярной теория рационального выбора и проч.). В 1980-е годы начинают выходить работы, подчёркивающие принадлежность социологии религии к структуре общей социологии, выявляющие преемственность классических и современных подходов в социологических теориях религии, рассматривающие перспективы взаимодействия социологии религии с другими социальными науками7.

На исходе XX века продолжается наполнение «контента» социологии религии исследовательскими теориями, рождёнными в ходе эмпирических изысканий в области современной религиозной жизни общества (теории «скрытой религии», «диффузной религии», «публичной религии», «популярной религии», концепты «приватизации религии» и «приватизации веры», «исповедания без принадлежности» и «принадлежности без исповедания», новые трактовки религиозного плюрализма и др.). Многообразие появившихся концепций и трактовок потребовало хотя бы формальной

R. D. Knudten. — New York: Appleton — Century — Crofts, 1967; The Sociology of Religion: Readings / Ed. by R. Robertson. — London; Harmondsworth: Penguin, 1969.

6 Fallding H. The Sociology of Religion: An Explanation of the Unity and Diversity in Religion. — New York: McGraw — Hill, 1974; Hill M. Sociology of Religion. — London: Heinemann, 1973; Fürstenberg F., Mörth I. Religionssoziologie // Handbuch der empirischen Sozialforschung // Hrsg. von R. König. — Stuttgart: Ferdinand Enke Verlag, 1979; Jackson M. J. The Sociology of Religion: Theory and Practice. — London; Sydney: Batsford, 1974; O’Dea T. F. Sociology and the Study of Religion: Theory, Research, and Interpretation. — New York: Basic Books, 1970.

7 Dobbelaere K. Some Trends in European Sociology of Religion: The Secularization Debate // Sociological Analysis: A Journal in the Sociology of Religion. 1987. Vol. 48. No 2; Hargrove B. J. W The Sociology of Religion: Classical and Contemporary Approach. 2-nd ed. — Arlington Heights (IL): Harland Davidson, 1989; Hill M. Sociological Approaches. (1) // Contemporary Approaches to the Study of Religion. Vol. 1 / Ed. by F. Whaling. — Berlin etc: Mouton, 1984; Kehrer G., Hardin B. Sociological Approaches. (2) // Contemporary Approaches to the Study of Religion. Vol. 1 / Ed. by F. Whaling. — Berlin etc: Mouton, 1984; Kehrer G. Einführung in die Religionssoziologie. — Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1988; Swatos W. H., jr. Religious Sociology and the Sociology of Religion in America at the Turn of the Twentieth Century // Sociological Analysis: A Journal in the Sociology of Religion. 1989. Vol. 50; Wuthnow R. Sociology of Religion // The Handbook of Sociology / Ed. by N. Smelser. — Newbury Park (CA): Sage, 1988.

их систематизации, что нашло своё выражение в некоторых обобщающих изданиях 1990-х — начала 2000-х годов8.

В первой декаде XXI века социология религии подошла к столетию своего существования в качестве относительно самостоятельного направления. Несмотря на отмеченные выше сложности, она представляется как вполне солидная наука, имеющая собственную «классику», генерирующая всё новые исследовательские теории, обладающая работоспособным инструментарием. Во всяком случае, так это выглядит со страниц современных изданий, несущих информацию о состоянии и достижениях социологии религии9.

Надо признать, что в этом отношении зарубежная социология религия имеет существенное преимущество перед её российским аналогом. Если в понимании религиозной ситуации, в её эмпирических исследованиях и аналитике уровень отечественных социологов религии никак нельзя назвать низким, то по части консолидации в научное сообщество и «самопрезентации» дело обстоит пока неважно.

Оставив за пределами этой статьи рассуждения о непростой судьбе социологии религии в России (о чём уже доводилось подробно высказываться10), следует заметить, что в любые периоды существования социологических исследований религии в нашей стране наименее развитым аспектом были (и остаются) обобщение и систематизация замыслов, процедур и результатов этих исследований, построение исследовательских теорий, адекватных реалиям религиозной жизни России, осмысление самой социологии религии в контексте социологического и религиоведческого знания.

Нельзя сказать, что труды по этим вопросам полностью отсутствуют. У нас даже имеется собственная своего рода «классика жанра» — заслуженно авторитетные для отечественных исследователей религии в советские времена работы Ю. А. Левады, Д. М. Угриновича, И. Н. Яблокова11. В советской литературе по социологии религии публикация теоретико-обобщающих исследований монографического характера

8 Blasi A. J., Cuneo M. W. The Sociology of Religion: An Organizational Bibliography. — New York; London: Garland Publishing, 1990; Cipriani R. The Sociology of Religion: An Historical Introduction. — New York: Aldine de Gruyter, 1997; Hamilton M. B. The Sociology of Religion: Theoretical and Comparative Perspectives. 2-nd ed. — London; New York: Routledge, 2001; Johnston R. L. Religion in Society: A Sociology of Religion. 8-th ed. — Englewood Cliffs (N. J.): Prentice — Hall, 2006; Sociology of Religion: Contemporary Developments / Ed. by K. J. Christiano et al. — Walnut Creek (CA): Altamira Press, 2001.

9 A Handbook of the Sociology of Religion. 2-nd ed. / Ed. by M. Dillon. — Cambridge (U. K.): Cambridge University Press, 2003; Furseth I., Repstad P An Introduction to the Sociology of Religion: Classical and Contemporary Perspectives. — Aldershot: Ashgate Publishing, 2006; Handbook on Sociology of Religion and Social Institutions / Ed. by H. R. Ebaugh. — New York: Springer, 2005; Monahan S. C., Mirola W. A., Emerson M. O. Sociology of Religion: A Reader. — Englewood Cliffs (N. J.): Prentice — Hall, 2000; Segal R. A. Sociology: Sociology and Religion; Sociology of Religion // Encyclopedia of Religion: 14 Vols. 2-nd ed. / Ed. in chief L. Jones. Vol. 12. — Farmington Hills (MI): Macmillan, 2005; The Blackwell Companion to Sociology of Religion / Ed. by R. K. Fenn. — Oxford: Blackwell Publishers, 2001; The SAGE Handbook of the Sociology of Religion / Ed. by J. A. Beckford and N. J. Demerath. — London: Sage Publications, 2007; Zuckerman Ph. Invitation to the Sociology of Religion. — New York: Routledge, 2003.

10 Смирнов М. Ю. 1) Современная российская социология религии: откуда и зачем?: В 2 частях // Религиоведение. Научно-теоретический журнал. — 2007. — № 1, 2; 2) Очерк истории российской социологии религии. — СПб., 2008.

11 Левада Ю. А. Социальная природа религии. — М., 1965; Угринович Д. М. Введение в религиоведение. 2-е изд., доп. — М., 1985; Яблоков И. Н. Социология религии. — М., 1979.

была редкостью12. Чаще труды такого профиля носили коллективный характер, в виде тематических сборников, и посвящены были главным образом так называемым «конкретным социологическим исследованиям»13.

Российская социология религии последних двух десятилетий не отличается богатством фундаментальных теоретических разработок, хотя время от времени таковые и появляются14. Наследуя советскую традицию, наиболее содержательными оказываются коллективные издания, где формулируются, наряду с аналитикой эмпирического материала, и интересные теоретические положения, обобщается полученный исследовательский опыт15. Этой ситуацией обусловлено такое специфическое обстоятельство, как превращение учебно-образовательной литературы по социологии религии одновременно и в изложение теоретических взглядов её авторов (особенно надо выделить учебное пособие по социологии религии В. И. Гараджи, выдержавшее уже четыре издания)16.

В то же время большинство существующих учебных изданий по социологии религии преимущественно воспроизводят основные идеи наиболее известных зарубежных учёных прошлого века (с небольшим вкраплением отечественных имён)17. Современным исследователям и теориям отводится весьма небольшой объём от общего содержания, в лучшем случае приводятся названия трудов, имена, краткая характеристика терминологии и полученных результатов18.

12 Из наиболее содержательных монографий можно назвать, например: Кобецкий В. Д. Социологическое изучение религиозности и атеизма. — Л., 1978; Пивоваров В. Г. Религиозность: опыт и проблемы изучения. — Йошкар-Ола, 1976; Писманик М. Г. Индивидуальная религиозность и ее преодоление. — М., 1984; Фурман Д. Е. Религия и социальные конфликты в США. — М., 1981.

13 Андрианов Н. П., Лопаткин Р. А., Павлюк В. В. Особенности современного религиозного сознания. — М., 1966; К обществу, свободному от религии. (Процессы секуляризации в условиях социалистического общества) / Отв. ред. П. К. Курочкин. — М., 1970; Конкретно-социологическое изучение состояния религиозности и опыта атеистического воспитания / Под ред. И. Д. Панцхава. — М., 1969; Конкретные исследования современных религиозных верований. (Методика, организация, результаты) / Отв. ред. А. И. Клибанов. — М., 1967.

14 Чтобы не обозначать личных предпочтений, ссылки на конкретные публикации приводиться не будут.

15 Для примера, некоторые из них: Новые церкви, старые верующие — старые церкви, новые верующие. Религия в постсоветской России / Под ред. К. Каариайнена, Д. Е. Фурмана. — СПб.-М., 2007; Религиозные практики в современной России: Сборник статей / Под ред. К. Русселе, А. С. Агаджаняна. — М., 2006; Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах) / Отв. ред. М. П. Мчедлов. — М., 2008.

16 Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: В 15 т. — Т. 11. Культура и религия. — М., 2007; Гараджа В. И. Социология религии: Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. 4-е изд., перераб. и доп. — М., 2010. (1-е изд. 1996); Яблоков И. Н. Социология религии // Введение в общее религиоведение: Учебник / Под общ. ред. И. Н. Яблокова. — М., 2001.

17 Например, см.: Майкова Э. Ю. Социология религии: Учебное пособие. — Тверь, 2004; Пауто-ва Л. А. Социология религии: Методические рекомендации по изучению курса. — Омск, 1999; Сма-гин Б. А. Социология религии // Религиоведение: Учебное пособие / Науч. ред. А. В. Солдатов. 4-е изд., испр. и доп. — СПб., 2003; Филатова О. Г. Социология религии: Конспект лекций. — СПб., 2000.

18 Веремчук В. И. Социология религии: Учеб. пособие. — М., 2004; Островская-мл. Е. А. Социология религии: предмет, методология, основные темы // Социология: Учебник / Под ред.

Н. Г. Скворцова. — СПб., 2006; Самыгин С. И., Нечипуренко В. И., Полонская И. Н. Социология религии: Учебное пособие. — Ростов н/Д, 1995.

Наиболее распространены два варианта подачи материала по социологии религии в качестве учебного. Первый вариант — когда работа построена в виде историографического изложения, где всё содержание состоит из более или менее добросовестного пересказа сведений по социологии религии (или близких к ней), почерпнутых в предыдущей литературе у широко или относительно известных авторов. Второй вариант — изложение собственного понимания предмета, при этом экипированное избирательными ссылками на некоторых предшественников и (реже) современников, чьи суждения созвучны или приемлемы авторскому представлению.

Отдельного упоминания заслуживает издание антологий и хрестоматий, знакомящих с произведениями по социологии религии: таких очень немного, а их известность не тождественна широкой доступности19. Переводы публикаций зарубежных авторов периодически появляются, однако положение здесь также далеко от оптимального. Обобщающие работы по истории и современному состоянию зарубежной и отечественной социологии религии крайне немногочисленны20.

Надо полагать, что свидетельствами институциализации любой области научного знания (следовательно, и социологии религии), как минимум, являются: 1) профессиональное сообщество, консолидированное организационно и придерживающееся взаимоприемлемых методологических подходов; 2) специализированная и популярная периодика, освещающая состояние исследований; 3) образовательная подготовка специалистов; 4) учебники и учебные пособия, а также словарно-справочные издания, фиксирующие достигнутый уровень постижения изучаемого предмета. А показателем развитости научного направления можно считать бесполезность любого учебника, когда в достатке авторитетные исследовательские разработки эмпирического и теоретического характера, и знакомство с предметом идёт через освоение этой литературы. Идеальным фактором будет при этом наличие востребованности результатов исследовательской деятельности.

В России профессиональное сообщество социологов религии пока находится на стадии вялотекущего становления. Скорее, существует некая диффузная среда исследователей, с отдельными «островками» институциональности. Публикации по социологии религии инкорпорируются в социологический, религиоведческий и некоторые другие «профили» научной периодики, собственного специализированного периодического издания отечественные социологи религии не имеют. В вузах страны нет ни одной выпускающей кафедры социологии религии. Присвоение учёных степеней по социологии религии, в силу действующей классификации научных специальностей, не происходит. Впрочем, последнее обстоятельство связано ещё и с дисциплинарной неопределённостью социологии религии, которая застряла в зазоре между «отраслевыми социологиями» и религиоведением. Ну и наконец, пока не сложился корпус авторитетной российской научной литературы по социологии религии, позволяющей обойтись без трансляций и пересказов на уровне учебников, учебных пособий и словарно-справочной литературы. Так что поиск ориентиров самоидентификации продолжается.

19 Религиоведение: Хрестоматия / Сост. А. Н. Красников. — М., 2000; Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии: В 2 ч. Ч. 1-2 / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. — М., 1994; Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. — М., 1996; Социология религии: классические подходы: Хрестоматия / Науч. ред. М. П. Гапочка, Ю. А. Кимелев. — М., 1994.

20 См.: Гараджа В. И. Социология религии (1996) // Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1998; Смирнов М. Ю. Социология религии: Словарь. — СПб., 2011.

1. Андрианов Н. П., Лопаткин Р. А., Павлюк В. В. Особенности современного религиозного сознания. — М., 1966.

2. Веремчук В. И. Социология религии: Учеб. пособие. — М., 2004.

3. Гараджа В. И. Социология религии (1996) // Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1998.

4. Гараджа В. И. Социология религии: Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. 4-е изд., перераб. и доп. — М., 2010 (1-е изд. 1996).

5. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: В 15 т. — Т. 11. — Культура и религия. — М., 2007.

6. К обществу, свободному от религии. (Процессы секуляризации в условиях социалистического общества) / Отв. ред. П. К. Курочкин. — М., 1970.

7. Кобецкий В. Д. Социологическое изучение религиозности и атеизма. — Л., 1978.

8. Конкретно-социологическое изучение состояния религиозности и опыта атеистического воспитания / Под ред. И. Д. Панцхава. — М., 1969.

9. Конкретные исследования современных религиозных верований. (Методика, организация, результаты) / Отв. ред. А. И. Клибанов. — М., 1967.

10. Левада Ю. А. Социальная природа религии. — М., 1965.

11. Майкова Э. Ю. Социология религии: Учебное пособие. — Тверь, 2004.

12. Новые церкви, старые верующие — старые церкви, новые верующие. Религия в постсоветской России / Под ред. К. Каариайнена, Д. Е. Фурмана. — СПб.-М., 2007.

13. Островская-мл. Е. А. Социология религии: предмет, методология, основные темы // Социология: Учебник / Под ред. Н. Г. Скворцова. — СПб., 2006.

14. Паутова Л. А. Социология религии: Методические рекомендации по изучению курса. — Омск, 1999.

15. Пивоваров В. Г. Религиозность: опыт и проблемы изучения. — Йошкар-Ола, 1976.

16. Писманик М. Г. Индивидуальная религиозность и ее преодоление. — М., 1984.

17. Религиоведение: Хрестоматия / Сост. А. Н. Красников. — М.: Книжный дом «Университет», 2000.

18. Религиозные практики в современной России: Сборник статей / Под ред. К. Русселе, А. С. Агаджаняна. — М., 2006.

19. Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах) / Отв. ред. М. П. Мчедлов. — М., 2008.

20. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. — М., 1996.

21. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии: В 2 ч. Ч. 1-2 / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. — М., 1994.

22. Самыгин С. И., Нечипуренко В. И., Полонская И. Н. Социология религии: Учебное пособие. — Ростов н/Д, 1995.

23. Смагин Б. А. Социология религии // Религиоведение: Учебное пособие / Науч. ред. А. В. Солдатов. 4-е изд., испр. и доп. — СПб., 2003.

24. Смирнов М. Ю. Очерк истории российской социологии религии. — СПб., 2008.

25. Смирнов М. Ю. Современная российская социология религии: откуда и зачем?: В 2 частях // Религиоведение. Научно-теоретический журнал. — 2007. — № 1, 2.

26. Смирнов М. Ю. Социология религии: Словарь. — СПб., 2011.

27. Социология религии: классические подходы: Хрестоматия / Науч. ред. М. П. Гапочка, Ю. А. Кимелев. — М., 1994.

28. Угринович Д. М. Введение в религиоведение. 2-е изд., доп. — М., 1985.

29. Филатова О. Г. Социология религии: Конспект лекций. — СПб., 2000.

30. Фурман Д. Е. Религия и социальные конфликты в США. — М., 1981.

31. Яблоков И. Н. Социология религии // Введение в общее религиоведение: Учебник / Под общ. ред. И. Н. Яблокова. — М., 2001.

32. Яблоков И. Н. Социология религии. — М., 1979.

33. A Handbook of the Sociology of Religion. 2-nd ed. / Ed. by M. Dillon. — Cambridge (U. K.): Cambridge University Press, 2003.

34. Blasi A. J., Cuneo M. W. The Sociology of Religion: An Organizational Bibliography. — New York; London: Garland Publishing, 1990.

35. Cipriani R. The Sociology of Religion: An Historical Introduction. — New York: Aldine de Gruyter, 1997.

36. Desroche H. Sociologies religieuses. — Paris: Presses Universitaires de France (P. U. F.), 1968.

37. Dobbelaere K. Some Trends in European Sociology of Religion: The Secularization Debate // Sociological Analysis: A Journal in the Sociology of Religion. — 1987. — Vol. 48. — No 2.

38. Evans-Pritchard E. Theories of Primitive Religion. — Oxford: Oxford Univ. Press, 1965.

39. Fallding H. The Sociology of Religion: An Explanation of the Unity and Diversity in Religion. — New York: McGraw — Hill, 1974.

40. Furseth I., Repstad P. An Introduction to the Sociology of Religion: Classical and Contemporary Perspectives. — Aldershot: Ashgate Publishing, 2006.

41. Fürstenberg F., Mörth I. Religionssoziologie // Handbuch der empirischen Sozialforschung // Hrsg. von R. König. — Stuttgart: Ferdinand Enke Verlag, 1979.

42. Hamilton M. B. The Sociology of Religion: Theoretical and Comparative Perspectives. 2-nd ed. — London; New York: Routledge, 2001.

43. Handbook on Sociology of Religion and Social Institutions / Ed. by H. R. Ebaugh. — New York: Springer, 2005.

44. Hargrove B. J. W The Sociology of Religion: Classical and Contemporary Approach. 2-nd ed. — Arlington Heights (IL): Harland Davidson, 1989.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45. Hill M. Sociological Approaches. (1) // Contemporary Approaches to the Study of Religion. — Vol. 1 / Ed. by F. Whaling. — Berlin etc: Mouton, 1984.

46. Hill M. Sociology of Religion. — London: Heinemann, 1973.

47. Hoult T. The Sociology of Religion. — New York: Dryden Press, 1958.

48. Jackson M. J. The Sociology of Religion: Theory and Practice. — London; Sydney: Batsford,

1974.

49. Johnston R. L. Religion in Society: A Sociology of Religion. 8-th ed. — Englewood Cliffs (N. J.): Prentice — Hall, 2006.

50. Kehrer G. Einführung in die Religionssoziologie. — Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1988.

51. Kehrer G., Hardin B. Sociological Approaches. (2) // Contemporary Approaches to the Study of Religion. Vol. 1 / Ed. by F. Whaling. — Berlin etc: Mouton, 1984.

52. Labbens J. La Sociologie religieuse. — Paris: Fayard, 1960.

53. Mensching G. Sociologie der Religion. — Bonn: Ludwig Röhrscheid Verlag, 1947.

54. Monahan S. C., Mirola W. A., Emerson M. O. Sociology of Religion: A Reader. — Englewood Cliffs (N. J.): Prentice — Hall, 2000.

55. O’Dea T. F. Sociology and the Study of Religion: Theory, Research, and Interpretation. — New York: Basic Books, 1970.

56. O’Dea T. F. The Sociology of Religion // American Catholic Sociological Review. 1954. Vol. 15.

57. O’Dea T. F., O’Dea Aviad J. The Sociology of Religion (1966). 2-nd ed. — Englewood Cliffs (N. J.): Prentice — Hall, 1983.

58. Parsons T. The Theoretical Development of the Sociology of Religion (1944) II Ideas in Cultural Perspective II Ed. by Ph. Wiener and A. Noland. — New Brunswick: Rutgers University Press, 1962.

59. Savramis D. Religionssoziologie. Eine Einführung. — München: Nymphenburger Verlagshandlung, 1968

60. Segal R. A. Sociology: Sociology and Religion; Sociology of Religion II Encyclopedia of Religion:

14 Vols. 2-nd ed. I Ed. in chief L. Jones. — Vol. 12. — Farmington Hills (MI): Macmillan, 2005.

61. Sociology of Religion: Contemporary Developments I Ed. by K. J. Christiano et al. — Walnut Creek (CA): Altamira Press, 2001.

62. Swatos W. H., jr. Religious Sociology and the Sociology of Religion in America at the Turn of the Twentieth Century II Sociological Analysis: A Journal in the Sociology of Religion. — 1989. — Vol. 50.

63. The Blackwell Companion to Sociology of Religion I Ed. by R. K. Fenn. — Oxford: Blackwell Publishers, 2001.

64. The SAGE Handbook of the Sociology of Religion I Ed. by J. A. Beckford and N. J. Demerath. — London: Sage Publications, 2007.

65. The Sociology of Religion: An Anthology I Ed. by R. D. Knudten. — New York: Appleton — Century — Crofts, 1967

66. The Sociology of Religion: Readings I Ed. by R. Robertson. — London; Harmondsworth: Penguin, 1969.

67. Wach J. Religionssoziologie. — Tübingen: J. S. B. Mohr, 1951.

68. Wach J. Sociology of Religion II Twentieth Century Sociology I hd. by G. Gurvitch and W. E. Moore. — New York: Philosophical Library, 1945.

69. Wach J. Sociology of Religion. — Chicago: University of Chicago Press, 1944.

70. Wuthnow R. Sociology of Religion II The Handbook of Sociology I Ed. by N. Smelser. — Newbury Park (CA): Sage, 1988.

71. Yinger J. M. Religion, Society and the Individual: An Introduction to the Sociology of Religion. — New York: The Macmillan Company, 1957.

72. Zuckerman Ph. Invitation to the Sociology of Religion. — New York: Routledge, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.