Научная статья на тему 'Социология образования как отраслевая теория социологического витализма и методологическая основа анализа проблем модернизации современного российского общества'

Социология образования как отраслевая теория социологического витализма и методологическая основа анализа проблем модернизации современного российского общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
625
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьев Святослав Игоревич

Развитие современного общества, превращение образования в решающий фактор общественного развития, обусловило появление новых концепций образования, в частности такой как социология образования. Виталистская социология образования позволяет определить основные цели социального развития в общественно-исторических условиях нового века, открывает широкие возможности для решения многих социальных проблем, создает принципиально новые возможности материального и духовного производства, модернизации и возрождения духовной культуры коренных народов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьев Святослав Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociology of education as a branch of sociological vitalism and a methodological basis for the analysis of russian society mo

The development of contemporary society, the transformation of education into a decisive factor of social development brought to life new conceptions of education, such as sociology of education. Vitalistic sociology of education makes it possible to define basic goals of social development under social and historical conditions of a new age. It opens ample possibilities for both material and spiritual production, as well as for modernization and revival of spiritual culture of indigenous peoples in Russia.

Текст научной работы на тему «Социология образования как отраслевая теория социологического витализма и методологическая основа анализа проблем модернизации современного российского общества»

УДК 301 ББК 60.550.55

С.И. Григорьев

г. Барнаул

Социология образования как отраслевая теория социологического витализма и методологическая основа анализа проблем модернизации современного российского общества

Развитие современного общества, превращение образования в решающий фактор общественного развития, обусловило появление новых концепций образования, в частности такой как социология образования. Виталист-ская социология образования позволяет определить основные цели социального развития в общественно-исторических условиях нового века, открывает широкие возможности для решения многих социальных проблем, создает принципиально новые возможности материального и духовного производства, модернизации и возрождения духовной культуры коренных народов России.

S.I. Grigoriev

Barnaul

Sociology of education as a branch of sociological vitalism and a methodological basis for the analysis of russian society modernization problems

The development of contemporary society, the transformation of education into a decisive factor of social development brought to life new conceptions of education, such as sociology of education. Vitalistic sociology of education makes it possible to define basic goals of social development under social and historical conditions of a new age. It opens ample possibilities for both material and spiritual production, as well as for modernization and revival of spiritual culture of indigenous peoples in Russia.

Активное развитие социологического витализма в современном российском обществоз-нании и человековедении, обусловленное масштабным обострением проблем поддержания защиты жизни людей в России, в современном

мире в целом; его повышенное внимание к образовательной проблематике вызвало к жизни интенсивное развитие неовиталистской социологии образования как отраслевой социологической теории и технологически ориентированной практики. Этому способствовало и все более массовое распространение региональных и глобальных программ модернизации образования, их востребованность у населения, актуальность в условиях обновления, модернизации, трансформации традиционного общества в инновационное [1—3 и др.].

Развитие образования и общества в XX в. создали такую ситуацию, когда жизнестойкость и уровень прогресса общества, развития личности стали в главном обеспечиваться качеством образования, его соответствием требованиям времени, динамике изменения социального пространства, его культурных констант во всех основных сферах бытия человека. При этом кризис духовности в обществе массового потребления в условиях прагматизации социальных отношений остро поставил глобальную проблему сохранения духовных основ образования, оптимального сочетания в нем универсально-глобалистских тенденций, национального и регионального, а также личностного, социально-группового и общественного, феноменологического и технологического [4 — 6 и др.].

Такое развитие событий потребовало создания концепций образования, которые бы могли органично соединить проблематику сохранения и радикального повышения безопасности жизни современного человека и общества, решения задач модернизации образования, его влияния на сохранение духовных, социокультурных основ жизни людей в новой постиндустриальной цивилизации. Социологический витализм, его социология образования ориентирован именно на это. Базовые положения социологического витализма, его отраслевой социальной теории — социологии образования — задают сегодня новую концептуальную основу духовного и в целом социокультурного возрождения российского общества, переживающего глубокий кризис, масштабную трансформационную ломку, изменение типа социального развития.

Радикальные изменения типа цивилизационного развития в последней трети XX в. в условиях глобальной информатизации постиндустриального общества привели к резкому ускорению темпов его изменения, эволюции, смены форм вторичных общественных отношений, организации жизнедеятельности людей, что потребовало нового содержания и темпов изменений в системе образования. Образование, став массовым, широко востребованным,

оказалось на острие событий ускоряющегося общественного развития. Именно образование стало главным инструментом формирования и защиты социальных сил человека, его дееспособности во всех сферах жизни общества. Взаимозависимость людей по поводу качества образования, адекватной времени образованности стала важнейшим основанием становления новой социальной дифференциации, успеха, субъектности, силы и положения личности в обществе [7 — 9 и др.].

Ускорение темпов общественного развития в последние десятилетия, растущая изменчивость вторичных общественных отношений не могла не изменить значения и роли, соотношения социально-техноло-гического и феноменологического в общественной практике, социальном образовании и социогуманитарном научном знании, в духовно-куль-турных основаниях его применения. Это масштабно повысило роль образования в сохранении и обновлении духовных основ социальной жизни; в формировании новой системы социальных идеалов и ценностей; обеспечении социальной грамотности, адекватного времени уровня и типа социальной культуры как способности воспроизводить и совершенствовать общественные отношения в условиях их динамичных изменений, новой их зависимости от качества и массовости образования, адекватной этим изменениям подготовки и переподготовки кадров.

В этих условиях стратегическое значение приобретает новая социальная организация образования, концепция его развития, сочетающая эволюцию государственных региональных и поселенческих подсистем подготовки кадров, глобальных систем обучения, а также стратегий развития образования как практики удовлетворения образовательных услуг, востребованных населением. Новое сочетание в развитии общества проблем глобального, национального и регионального, а также индивидуальноличностного, группового и общественного потребовало и адекватной перестройки содержания и социальной организации образования, его духовно-идеологического и научного обеспечения.

В России в этой связи ключевое значение приобрел процесс вхождения российской системы образования в Болонский процесс, участие в глобальной образовательной сети. Вслед за романтической увлеченностью и восторгами по поводу новых возможностей, которые дает нашей стране, ее господствующим слоям участие в глобальных образовательных сетях, сегодня пришло осознание крупных духовнообразовательных проблем государственного

уровня, затрагивающих основы жизнеосущест-вления населения нашей страны [10—12 и др.].

Социологический витализм, его отраслевая концепция — социология образования, сегодня ориентирует на органичное единение традиционных и новых подходов к осмыслению концептуально-технологических основ социокультурного возрождения российского общества в условиях постреформенного развития на фоне цивилизационных изменений и радикального глобального ускорения социального прогресса, его дифференциации на региональном уровне. Виталистская социология образования с учетом принципиально изменившейся, возросшей роли образовательной подготовки населения, возникновения системы непрерывного образования создает сегодня принципиально новые возможности материального и духовного производства, модернизации и возрождения духовной культуры коренных народов России, освоения ими на этой основе новых технологий и целей социального развития, функционирования российского социума в общественноисторических условиях начала XXI в. Она задает не только новые основания эволюции культуры социального мышления, но и радикально обновленную социальную практику. Образование и духовное развитие определяют новые стратегии и социальные механизмы функционирования и развития, возрождения российского общества. В этой связи особое значение приобрели социокультурные основания качества университетского социогуманитарного образования в России рубежа XX — XXI в. Специфика актуальности этой проблематики в главном определяется сегодня следующими причинами:

1. В российском социокультурном контексте за последние 10—15 лет произошли серьезные изменения, радикально сменившие акценты в межнациональных, этнокультурных, национально-региональных отношениях. Доминировавший в советском обществе акцент на приоритетность интернационализма, его движения к новой социальной общности «советский народ» сменился сначала на доминанты национально-регионального развития «свободных народов многонациональной России», а затем — на приоритеты прав человека, глобальных ценностей, составляющих основу демократического развития, гуманизации и гуманитаризации современного общества. Общественный идейно-политический контекст социокультурного развития университетского образования в России 1990-х гг. под прикрытием лозунгов о деполитизации и деидеологизации образования радикально изменился, приобретя новую идейно-политическую окраску, приняв цвета

радикально-либерально-демократического характера.

2. В 1990-е гг. в России вслед за многолетним ограничениемв условияхидейно-политического господства пролетарского интернационализма развития русской национально-культурной основы образования вообще, а университетского, вузовского образования — в особенности — русской культуре, ее роли в университетской среде был нанесен новый сильный удар. Вместе с коммунистической идеологией из университетского образования была устранена еще одна значительная часть русского национально-культурного, национальногосударственного ориентированного учебного, научно-методического материала, в особенности того, что был накоплен, обретен в XX в.

3. Во второй половине 1980-х гг., в 1990-е гг. университетское образование в России, выйдя на широкий спектр контактов с зарубежными научными и образовательными центрами, получив возможность относительно свободно пользоваться зарубежной научной и учебной литературой за границей и дома, в Интернете, в локальных информационных сетях, лавинообразно обрушило на преподавателя и студента преимущественно западную учебную и научную литературу социогуманитарного профиля.

4. Существенную роль в трансформации социокультурных основ содержания социогу-манитарного образования в вузах России сыграла подготовка и введение в 2000 г. образовательных госстандартов второго поколения, в особенности — в связи с исключением ряда социальных гуманитарных дисциплин из числа обязательных. Это особенно заметно сократило объем учебного времени по социогуманитар-ным дисциплинам на факультетах точных наук и естественнонаучного профиля.

5. На качество социогуманитарной подготовки в вузах существенное влияние оказывает изменение образовательной ситуации в средней школе в связи с введением ЕГЭ, массовым распространением в системе «школа-вуз» тестирования, преимущественно формализованных контрольно-обучающих средств, тестовых заданий.

6. Существенное значение имеет прагма-тизация, «ранняя профилизация» образовательных программ в условиях модернизации подсистем «школа-вуз». Социогуманитарная составляющая культуроцентричность высшего образования в этой связи так же страдает.

7. Наконец, нельзя не отметить движения высшего образования современной России к единому европейскому образовательному пространству, в особенности — вхождение в т.н. «болонский процесс», предлагающий европейскую унификацию стандартов высшего образования.

Кроме того, ряд крупных университетов России, получив лицензии европейского образца, в настоящее время фактически уходят из сферы влияния государственных образовательных стандартов России, системы регулирования содержания не только социогуманитарного, но и в целом университетского образования. При этом ситуация осложняется возникновением нового сочетания глобального, национального и регионального в общественном развитии, а следовательно, и в содержании социогуманитарного образования, возрастающими темпами общественного развития, коммуникационных изменений; ростом значимости муниципальных, поселенческих, локальных социокультурных сообществ, увеличением количества субъектов образовательной деятельности различных типов и видов: просветительской деятельности СМИ, образовательных программ «Интернет», целевых программ образования для взрослых, образовательных проектов общественных организаций «третьего сектора», предприятий бизнеса, управленческих структур политических партий.

Обозначенный контекст актуальности проблем развития университетского социогума-нитарного образования в России во многом по-новому ставит задачи упрочения социокультурных оснований его качества. В этой связи рассмотрим вопрос о понимании педагогической общественностью современной России роли социокультурных оснований в обеспечении качества социогуманитарного образования.

Наши исследования этого вопроса в Сибири 2002 г. зафиксировали два существенно значимых для нас сегодня явления:

1) дифференциацию педагогической общественности в понимании социокультурного фундамента социально-гуманитарного образования;

2) распределение оценок педагогическим активом сибирских регионов тенденции роста (снижения) качества социогуманитарного образования в условиях новой трансформации его социокультурных основ.

В этой связи рассмотрим последовательно табл. 1 и 2.

Таблица 1

Распределение оценок педагогическим активом Сибири тенденции роста (снижения) качества вузовского социогуманитарного образования в условиях новой трансформации его социокультурных основ в России рубежа ХХ-ХХ1 в.

1 Качества вузовского социогуманитарного образования значительно повысилось 8%

2 Качество вузовского социогуманиторного образования повысилось незначительно 20%

3 Вузовское социогуманитарное образование по его качеству осталось примерно на прежнем, дореформенном уровне 24%

4 Имеет место некоторое снижение качества вузовского социогуманитарного образования 27%

5 Качество вузовского социогуманитарного образования значительно снизилось 18%

6 Трудно сказать, не ответили 3%

Таким образом, улучшение качества социогуманитарного образования отмечают 28% опрошенных экспертов, 45% отмечают ухудшение его качества.

Около четверти опрошенных (24%) констатируют неизменность ситуации с качеством социогу-манитарного образования в вузах Сибири.

Таблица2

Дифференциация понимания педагогическим активом Сибири социокультурного фундамента качества социогуманитарного образования

1 Основу фундамента социокультурной подготовки в вузе составляет наука об обществе 15%

2 Фундаментом социокультурной подготовки студентов вузов является наука о человеке 20%

3 Оптимальной базой социокультурной подготовки в вузе является гармоничное равноправное сочетание общественных и гуманитарных дисциплин 33%

4 Наиболее значимым компонентом социокультурного образования студентов вузов является оптимальное сочетание их профессиональной, гуманитарной и обществоведческой подготовки 21%

5 Основу фундамента социокультурного образования в вузе составляет высокий уровень профессиональной, технологической подготовки студентов 9%

6 Трудно сказать, нет ответа 2%

Принципиальное значение имеет понимание взаимосвязи глобального, национального и регионального, а также общественного, социально-группового и

личностно-индивидуального в социокультурной подготовке кадров в процессе их социогу-манитарной подготовки. В этой связи показательны данные табл. 3.

Таблица 3

Оценка значимости проблематики глобального, национального и регионального в социогуманитарной подготовке студентов вузов Сибири

1 Приоритетной является глобальная (универсальная) проблематика 24%

2 Доминирующее значение имеет национально-культурная подготовка студентов 29%

3 Принципиальное значение имеет подготовка студентов по региональной проблематике 22%

4 Глобальное, национальное и региональное в социогуманитаронй подготовке студентов равноправны 21%

5 Трудно сказать, нет ответа 4%

Предпочтения в оценках значения проблематики общественного социально-группового и личностно-

индивидуального в содержании социогуманитарного образования студентов в вузе распределились так:

Таблица 4

Распределение оценок экспертов значимости проблематики общественного и личностноиндивидуального в социогуманитарной подготовке студентов вузов

1 Первостепенное значение имеет подготовка по проблемам общественного развития 19%

2 Доминирующей должна быть подготовка по проблемам социально-групповой деятельности 29%

3 Приоритетной должна быть подготовка по проблемам личностно-индивидуального развития 31%

4 Подготовка по проблемам общественного, социально-группового и личностно-индивидуального должна быть в вузах паритетской 17%

5 Трудно сказать, нет ответа 2%

Принципиально важной, ключевой проблемой развития социогуманитарного образования в современном российском вузе является поиск оптимального сочетания обществоведческой и гуманитарной подготовки, восстановление значимости общественного для человека, для личностно-индивидуального и технологического, управленческого развития.

Гораздо менее широко представленным и недостаточно глубоко осмысленным оказался вопрос о взаимозависимости образования и социального развития регионов, отдельных стран и планеты в целом. Между тем сама проблематика глобального образования, его влияние на социальное развитие современного общества и человека требует адекватного понимания специфики взаимодействия социальных и образовательных процессов на региональном уровне, их влияния на эволюцию жизненных сил человека и общества.

На большую роль образования в социальном развитии общества у нас в стране указывали

многие авторы. Однако немногие из них зафиксировали растущее значение образования для социального развития именно регионов. Широко эта проблематика стала исследоваться фактически только в 1990-е гг. Анализ на региональном уровне выполняется по преимуществу только в контексте осмысления эффективности влияния образования на социальное развитие регионов. Процесс этот, к сожалению, пока не понимается как взаимодействие образования и социального развития регионов. Именно — взаимодействие, взаимозависимость, а не просто влияние региональной системы учреждений образования на решение проблем подготовки и переподготовки кадров для региона.

Конечно, задача учреждений образования региона по воспроизводству различных профессионально-квалифицированных групп, социальных слоев, культурно-образовательной элиты всех сфер общественной жизни остается. Более того, ее значение и роль повышаются по

мере осложнения технико-технологического, культурного развития общества, по мере роста самостоятельности и ответственности регионов за эффективность своего развития перед населением и государством. Вместе с тем изменения последних десятилетий в развитии современного общества, реформ, кризисное развитие нашей страны потребовали переосмысления логики, системы и механизмов взаимосвязей образования и социального развития регионов.

Ситуация серьезно осложнена и тем, что ослабление государственного регулирования социальных процессов, в том числе развития образования в каждом из регионов России, создало обстановку бесконтрольности, неуправляемости, стихии саморазвития, конфликтности различных учреждений образования. Она усугубляется тем, что учреждения образования сохраняют различную ведомственную подчиненность. При отсутствии во многих регионах единых органов управления образованием, а также системы учреждений социальной защиты эффективность взаимодействия образования и социального развития региона многократно снижается, повышаются затраты на решение социальных проблем.

Наконец, слабое информационное обеспечение учреждений образования, социальной сферы и управления в провинциальных регионах России, недостаточно гибкая и полная их включенность в глобальные компьютерные сети существенно ослабляют не только эффективность актуального функционирования, но и стратегического развития региональных систем образования и социальной защиты, эволюции регионов в целом. При ослаблении межрегиональных образовательных и социальных связей, затруднении коммуникаций с центром страны все это приобретает особую остроту и актуальность. Последнее, в свою очередь, многократно усложняется распространением в провинциальных регионах национальных школ, работающих по особым программам, имеющих специфически развитые связи со средой своей деятельности, различными национально-этническими и социальными группами, общественными и коммерческими структурами. Глубокое и разностороннее рассмотрение этой группы вопросов позволяет сделать вывод: непонимание кардинального значения эффективности взаимодействия образования и социального развития на региональном уровне в России привело к серьезному осложнению проблем национальной безопасности, снижению потенций, жизненных сил населения в целом.

Как же в новых условиях должна быть понята и усовершенствована взаимозависимость системы образования и социального развития региона? Какие направления, аспекты их взаимодействия сегодня становятся приоритетными, наиболее перспективными? Что нужно делать, чтобы это взаимодействие становилось все более эффективным, полезным как для региона, каждого живущего здесь человека, так и для страны в целом?

По нашему мнению, наиболее основательно эта группа проблем может быть осмыслена и усовершенствована на базе социологической концепции жизненных сил человека, опирающейся на системное, синергетическое видение эволюции региона как сложной, относительно целостной подсистемы в системе внутригосударственных отношений, общества, социальных отношений данного государства. В чем же однако специфика такого видения данной группы проблем?

Первое, что в этой связи мы должны отметить как аксиому, сводится к утверждению определяющей роли и значения развития жизненных сил человека для повышения влияния способности региона защищать свои интересы в стране, обеспечивать благосостояние живущего здесь населения. При этом жизненные силы человека мы понимаем как его способность к воспроизводству и совершенствованию своего бытия, развитость его индивидуальной и социальной субъектности.

Второе связано с тем, что данная проблема должна рассматриваться в контексте анализа взаимовлияния жизненных сил и жизненного пространства бытия, жизнедеятельности человека, которое (взаимовлияние) является систе-мообразющим для регионального сообщества, жизнеосуществления населения региона.

Угол зрения на проблему, который мы предлагаем как оптимальный, требует ее анализа

и, с учетом логики развития, эволюции, трансформации как жизненных сил, так и жизненного пространства человека в конкретных региональных условиях. При этом отдельно, но сопряженно характеризуются изменения как жизненных сил человека, так и жизненного пространства, которые чаще имеют различный темп, далеко не всегда гармонично сочетаются. Такое видение основ формирования социальных отношений в регионе (это — взаимозависимость субъектов жизнеосуществления по поводу средств существования, овладения жизненным пространством, механизмов взаимодействия с ним) дает возможность более основательно осмыслить взаимодействие образования и социального развития региона.

Образование, опираясь на освоение основных систем символов, понятий, их трансляцию, на развитие творческих способностей людей, формирует адекватные представления людей о том, как они, являясь субъектами, обладающими определенными жизненными силами, накапливающими их, воздействуют на свое жизненное пространство, среду обитания. Вместе с тем и в связи с этим оно дает сумму знаний о том, как изменяется, воздействует на жизненные силы человека его жизненное пространство, среда обитания. При этом образование закладывает основы развития индивидуальной и социальной субъектности личности, формирует ее направленность, систему связей, т.е. способствует занятию человеком определенного социального места и соответствующего положения.

Региональная система образования, процесс обучения и воспитания в регионе очень зависимы от характера жизненного пространства региона, его развитости. И социокультурные, и природные факторы, условия, оказывается, не только испытывают влияние, но и воздействуют на региональную систему образования, практику обучения и воспитания. И не только потому, что производственно-экономическая, хозяйственная структура региона требует

соответствующей подготовки и переподготовки кадров нужного профиля, но и вследствие национально-культурных различий, спецификации поселенческой структуры, задающей схему размещения учебных заведений различного уровня и профиля.

Наш подход к осмыслению роли и значения взаимодействия образования и социального развития регионов исходит из того, что это взаимодействие является такой подсистемой связей, которая обеспечивает (или осложняет) жизнестойкость, целостность, эффективность развития региона, его контакт с обществом в стране и за рубежом. Одновременно она является важнейшим условием формирования жизнестойкости индивидуальной и социальной субъектности человека, индивида личности, их жизненных сил.

Такое понимание проблемы позволяет более точно формулировать задачи оптимизации и системы образования, социальной защиты, а также социального управления, взаимодействия учреждений образования и социальной сферы. Оно позволяет видеть региональное развитие в единстве проблем индивидуально-личностного и общественного становления, обеспечения устойчивости и стабильности, динамики и эффективности жизнеосуществления.

Библиографический список

1. Перспективные направления развития теоретической социологии в России рубежа

XX — XXI веков [Текст] / под ред. В.А. Мансурова, С.И. Григорьева. — М.; Барнаул, 2003.

2. Современное понимание жизненных сил человека: от метафоры к концепции [Текст] / под ред. С.И. Григорьева, Л.Д. Деминой. — М., 2000.

3. Григорьев, С.И. Основы виталистской социологии XXI века [Текст]: учеб. пособие / С.И. Григорьев. — М., 2007.

4. Григорьев, С.И. Социальная культура: поиск новых концептуальных оснований анализа и путей развития в России [Текст]: избр. статьи 1980—1990-х гг. / С.И. Григорьев. — Барнаул, 1998.

5. Григорьев, С.И. Культурология развития российского университета [Текст] / С.И. Григорьев. — М.; Барнаул, 2003.

6. Смолин, О.Н. Образование — для всех. Философия. Экономика. Политика. Законодательство [Текст] / О.Н. Смолин. — М., 2006.

7. Григорьев, С.И. Неклассическая социология образования [Текст] / С.И. Григорьев, Н.А. Матвеева. — М., 2004.

8. Россия — Китай: образовательные реформы на рубеже XX — XXI веков. Сравнительный анализ [Текст] / под ред. В.П. Борисенкова, Н.Е. Боревской, Чжу Сяомань. — М., 2007.

9. Субетто, А.И. Социогенетика: систе-могенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие [Текст] / А.И. Субетто. — М., 1994.

10. Субетто, А.И. Социальная ноосферная квалиметрия в системе неклассической социологии [Текст] / А.И. Субетто. — СПб., 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Субетто, А.И. Образовательное общество как форма бытия ноосферного общества и реализация стратегии развития образования в России

XXI века [Текст] / А.И. Субетто. — СПб., 2006.

12. Тоненкова, М.М. Социология духовной жизни будущей Росии. Новый социологический вектор [Текст] / М.М. Тоненкова. — М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.